22 июля 2011 года знаменитый балетмейстер Борис Эйфман отметит свое 65-летие большими гастролями в Санкт-Петербурге
В июле и в августе: 21-23 июля, 2-4 и 10-11 августа в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра пройдут гастроли Академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана. В программу войдут лучшие спектакли хореографа: «Анна Каренина» (21 июля и 11 августа), «Чайка» (22 июля), «Онегин» (23 июля), «Чайковский» (2 августа), «Красная Жизель» (3 августа), «Русский Гамлет» (4 августа), «Я - Дон Кихот» (10 августа). Июльская серия выступлений посвящена юбилею Бориса Эйфмана, которому 22 июля исполнится 65 лет. Начало всех спектаклей в 20.00.
Поставленные по мотивам шедевров русской классической литературы балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин» (показ состоится 21-23 июля) являются лучшими спектаклями Театра последних лет. Балет «Чайка», показ которого состоится в день рождения Бориса Эйфмана, будет представлен в новой редакции 2010 года. Спектакль «Чайковский» петербургские зрители смогут увидеть впервые после двухлетнего перерыва: последний раз спектакль исполнялся труппой Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге в июле 2009 года. «Чайковский» также будет показан в новой редакции (2011 года).
Премьера балета «Анна Каренина» состоялась 31 марта 2005 года. Спектакль удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»-2005 в номинации «Лучший балетный спектакль». Солист Театра балета, народный артист России Альберт Галичанин удостоен премии «Золотой софит»-2005 в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (за роль Каренина). В 2006 году солистка Театра, лауреат международных конкурсов Мария Абашова получила Национальную премию «Золотая Маска» за лучшую женскую роль в балете (роль Анны).
Льюис Сегал (газета «Лос-Анджелес Таймс»): «Анна Каренина", как никакой другой балет, продемонстрировала творческую дерзость Эйфмана, а, также, вновь подтвердила, что Санкт-Петербургский балет Эйфмана – это блестящая смесь чувственности, силы и отточенной русской техники».
Борис Эйфман: «Роман "Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автора психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе "Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений».
Балет «Чайка» (премьера состоялась 12 января 2007 г. на сцене Александринского театра) является в определенной степени новаторским для уже устоявшегося авторского стиля Бориса Эйфмана. Спектакль синтезирует в себе накопленный за долгие годы творческий опыт и новые пластические решения, соединяя, казалось бы, несочетающиеся танцевальные стили - от неоклассики до хип-хопа. В 2010 году Борис Эйфман переработал хореографию балета, создав принципиально новую версию «Чайки».
Борис Эйфман: «Сохранив главные философские идеи, которыми наполнена чеховская «Чайка», мы перенесли действие из дачной усадьбы в балетный зал, в котором сталкиваются модный хореограф Тригорин и дерзкий новатор Треплев, а молодая танцовщица Заречная соперничает с прима-балериной Аркадиной. Проблематика идей о развитии искусства, о поиске новых форм, об истинных и мнимых ценностях, о любви и карьере с особой остротой нашли выражение в нашем спектакле».
Премьера «Онегина» прошла 3 марта 2009 г. на сцене Александринского театра и стала одним из крупнейших событий современной художественной жизни. Балет с большим успехом исполнялся в России, Америке и Европе. В 2010 году спектакль был номинирован на Национальную премию «Золотая Маска» в трех категориях – лучшая балетная постановка, лучшая работа хореографа, лучшая мужская роль. В этом же году балет «Онегин» получил премию «Золотой Софит» как лучший балетный спектакль, а солист Олег Габышев был отмечен «Софитом» за лучшую мужскую роль в балете (партия Онегина).
Борис Эйфман: «Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня?».
Премьера балета «Чайковский» состоялась в 1993 г. П. И. Чайковский всегда был одним из любимых композиторов Бориса Эйфмана. Когда хореограф погрузился в его биографию и узнал о душевных страданиях композитора, спровоцировавших трагизм музыки Чайковского, то услышал ее совершенно по-другому.
Борис Эйфман: «Жизнь Чайковского — это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество — исповедь, полная боли и гнева. Наш спектакль не биография Чайковского, это материализация его музыки, симфония его страстей, воплощенных в пластике»
Балет «Красная Жизель» впервые был показан 28 января 1997 г. Хореографическая фантазия Бориса Эйфмана увековечила историю великой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая попала в водоворот событий эпохи революционного террора. Необычайно выразительная хореография, неисчерпаемая режиссерская фантазия, великолепное сценическое решение привлекают к этому спектаклю новых поклонников.
Анна Киссельгофф (газета «Нью-Йорк Таймс»): «...Это в высшей степени драматическая художественная работа, доведенная до совершенства форма балета-повествования, к которой стремится западный зритель».
Борис Эйфман: «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход».
В спектакле «Русский Гамлет» (премьера состоялась 24 июня 1999 г.) Борис Эйфман обращаясь к судьбе царевича Павла I, со свойственным ему психологизмом пытается философски осмыслить и проанализировать то, как власть деформирует отношения между людьми и разрушает личность, превращая власть имущего в полубезумца.
Борис Эйфман: «Судьба царевича Павла, так напоминающая судьбу Гамлета, покрыта множеством тайн и мистических предзнаменований. Рожденный со светлым мироощущением, блестяще образованный, он готовил себя к служению Отечеству, но убийство отца, нелюбовь матери, боявшейся своего сына-наследника, атмосфера постоянной слежки, интриг, страха и унижений, - погрузили юного принца в мир фантастических галлюцинаций, мании преследования и духовного одиночества...Герой нашего спектакля - молодой царевич Павел. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное Гамлетовское «Быть или не быть?».
Балет «Я – Дон Кихот» - новая работа Бориса Эйфмана, созданная на основе хорошо известного зрителю спектакля «Дон Кихот или Фантазии безумца» (его премьера состоялась 25 июня 1994 г.). 15 лет спектакль о Рыцаре печального образа с огромным успехом шел по всему миру. В 2009-2010 гг. хореограф, сохраняя основное идейно-философское содержание балета, значительным образом переделывает его хореографию и вводит в повествовательную ткань новых героев и сюжетные линии. В частности, в спектакле появляется тема прекрасной дамы Дульсинеи. Так рождается новое, самостоятельное произведение искусства танца. Всероссийская премьера балета «Я – Дон Кихот» состоялась 21 ноября 2010 г. на сцене Александринского театра
Борис Эйфман: «В балете Дон Кихот - один из обитателей сумасшедшего дома, и не случайно: модель спектакля взята из нашей жизни. Больной, представляющий себя Дон Кихотом, хочет одаривать людей добротой, заботой, любовью, но неужели это стремление - признак психического отклонения?.. Если так, то да здравствует фантазия безумца, которая дает возможность хотя бы в мечтах выстроить мир по законам гармонии, которая способна преодолеть косность бытия и пошатнуть укрепившиеся позиции зла, в которое погружено человечество»
Благодарим за предотавленные материалы - пресс-службу Академического театра балета п/р Бориса Эйфмана.