«БОРИС ГОДУНОВ»... через призму постмодерна.

С 27 января 2012 года в Санкт-Петербурге в кинотеатре "Аврора" начинается прокат картины режиссера Владимира Мирзоева «БОРИС ГОДУНОВ».

 

Осенью 2011 года Компания «Кинокомпания «Парсуна», (Москва, Россия) представила фильм продюсеров - Натальи Егоровой и Владимира Мирзоева, режиссера Владимира Мирзоева «БОРИС ГОДУНОВ». Автор сценария - В. Мирзоев по пьесе А.С. Пушкина «Борис Годунов», оператор - Павел Костомаров, художник - Валерий Архипов, композитор: Группа «Second Hand Band» в составе: Сергей Беляев, Николай Анохин, Юрий Дементьев, Наиль Курамшин, звукорежиссер - Виктор Тимшин.

 

В ролях: Максим Суханов (Годунов), Андрей Мерзликин (Отрепьев), Леонид Громов (Шуйский), Агния Дитковските (Марина Мнишек), Михаил Козаков (Пимен, последняя роль в кино), Петр Федоров (Басманов), Андрей Ташков (Патриарх), Ольга Яковлева (Рузя), Татьяна Лютаева (хозяйка корчмы) и другие..

Киногеничность Пушкина не уступает киногеничности Шекспира (см. работы С. М. Эйзенштейна). Но если великого англичанина интерпретировали в самых разных эстетических системах, то Пушкину в кино не везло: он был обречен на один и тот же помпезный, костюмно-академический вариант. В пьесе “Борис Годунов” 26 эпизодов. Пушкин с легкостью путешествует в пространстве и времени.  Диалог - ритмизованная - но без рифмы!, - очень естественная, живая речь. Этот фильм - не дорогостоящая историческая драма со сложными декорациями, массовками и обильной бутафорией.  

 

Это постмодернистское, динамичное кино, снятое, в основном, в реальных интерьерах. Кино с первоклассными актерами, динамичным монтажом, авангардной музыкой. Герои носят современную одежду, ездят в автомобилях, летают на самолетах. Места действия: город Москва, ее улицы и дома, резиденции, ночные клубы. Ценность словам давно потеряна. И фраза о том, что Пушкин наше всё, как-то затерта бытом. Народ ждет новых гениев, а старые - стопкой сложены на пыльных полках библиотек, куда путь современнику заказан. 

 

Вечная наша тема - "преступление и наказание". В "Борисе Годунове" проблемы совести, экзистенциального выбора увязываются с историей страны. Пушкин говорит, что эти вещи сплетены в таинственный узел или узор. Выбор каждого из нас - это еще и выбор своей истории. Неверный индивидуальный выбор или кармическая ошибка могут повлечь за собой цепочку фатальных событий. Если же человек оказывается у власти, это может стать проблемой всего народа.  

Если посмотреть список постановок Бориса Годунова в кино, то это будут считанные кино-теле премьеры: снимали пушкинского Годунова и режиссер Сергей Бондарчук, и режиссер Юрий Любимов, и режиссер Анатолий Эфрос, менее известна сегодня постановка в 50-х фильма-оперы режиссера Веры Строевой, однако, все это были так называемые "костюмные" постановки. Режиссер Мирзоев смело переносит пушкинский "вариант" эпизода российской истории в современную Москву. Хорошо это или плохо? Что знает современник о событиях "старины глубокой", кроме трафаретных,  - "и мальчики кровавые в глазах"? Оценка тех, кто посмотрел фильм крайне противоречива и потому, как мне кажется, фильм все же надо посмотреть самому, чтобы понять: это то кино, что волнует тебя или то, о чем и вспоминать не стоит?:-)

 

О чем эта история? О том, что при слабом царе был умный Правитель и талантливый царедворец, который наследовал ему. Но, несмотря на общепризнанные свои заслуги, все понимали, этот Годунов взял не по чину. Были живы еще потомки Александра Невского - Шуйские, в чьих жилах текла кровь Рюрика, были живы еще правившие, хоть и под рукой московского царя, но, все-таки являвшиеся самостоятельной династией, - Воротынские, были состоявшие в родстве с Иваном Грозным - Романовы, были родовитейшие Мстиславские… и вот царем стал безродный зять Малюты Скуратова - Борис Годунов. Все представители этих и других знатных родов выбрали его, голосовали, предлагали и уговаривали. Но «в душе затаили подлость»: "он - смел, а мы-..?"

Но перед тем, как стать царем Борису нужно было убрать последнее препятствие на пути к трону - законного наследника бездетного Федора - младшего сына Ивана Грозного, - царевича Дмитрия.

 

История умалчивает, что произошло в Угличе. Пушкин трактовал те события так: Правитель Борис подослал к царевичу Дмитрию убийц. Трактовка Пушкина талантлива, но весьма спорна. С его легкой руки в истории появились как минимум два известных убийцы - Борис Годунов и Сальери, и в том, и в другом случае трактовка Пушкина, - лишь творческое переосмысление исторических фактов. И все же,  факт остается фактом: Царевич Дмитрий был убит в Угличе. Василий Шуйский возглавил комиссию, которая постановила: царевич убил сам себя. Но народ, который не особо спрашивали за всю предыдущию многовековую историю российского-московского царства, - забурлил: Ирод убил царственного младенца. История почти библейская...

 

И дальше - все по Пушкину: Царь Борис мучается от «нечистой совести», "Тень Дмитрия" возникает в соседней Польше, идет странная война, где войска Мстиславского в первой же битве проигрывают войскам Дмитрия. Второе сражение заканчивается -Дмитрий разбит и прячется в Путивле, но в Москве умирает царь Борис. Путь к трону для Дмитрия свободен. И как убийцы Бориса пришли к царевичу Дмитрию, так и теперь убийцы Дмитрия пришли к царевичу Федору: «Кричите, да здравствует царь Дмитрий Иоанович!».

Фильм Мирзоева, который сменил "исторические одежды" века XVII на авто и интернет XXI века  - необычная экранизация «Бориса Годунова» Пушкина. Возможно, что именно "смена декораций" позволяет увидеть за конкретной историей нечто большее, историю на все времена? Притчу? Шарж? В любом случае - постмодернизм кинодрамы, сквозь который не так сложно разглядеть, что и спустя века на Руси почти ничего не поменялось...И как мало поменялось в нас самих...Вероятно, - это и есть главная идея фильма: как мало мы сами изменились, несмотря на сотовые телефоны, фитнес-центры, ТВ, плоские мониторы и планшетные компьютеры...

 

Важно отметить: зрители фильма увидят последнюю роль Михаила Козакова - он здесь Пимен. Не такой трагический, как у Пушкина, но.. - такой, каким его увидел режиссер Владимир Мирзоев и актер Михаил Казаков...

Если параллели нашему дню шекспировским героям ищут режиссеры во всем мире, то пушкинский "Борис Годунов" как-то не мыслился без кафтанов, собольих шапок и Соборной площади... Режиссер Мирзоев ничего не придумывает специально. Он идет за пушкинским текстом, словно прилежный ученик из Будущего, который расказывая на сцене эту Историю, - прожил ее сразу за всех героев. 

С 27 января 2012 года в Санкт-Петербурге в кинотеатре "Аврора" - фильм режиссера Владимира Мирзоева «БОРИС ГОДУНОВ».

 

 

 

 

 

Источники: http://www.kinopoisk.ru/ и http://www.avrora.spb.ru

Расписание киносеансов фильма«БОРИС ГОДУНОВ» - смотрите на сайте кинотеатра "Аврора": http://www.avrora.spb.ru

Благодарим за предоставленные материалы организаторов кинопоказа фильма «БОРИС ГОДУНОВ».