Борис Гребенщиков:выставка "Духовный паровоз"

26 мая 2018 года в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ открылась выставка «Духовный паровоз» музыканта Бориса Гребенщикова.

Подготовлен этот проект музеем совместно с Борисом Гребенщиковым и представляет серию его картин, как давно знакомых ценителям искусства, так и совсем новых, ранее не выставлявшихся ни в одной галерее мира. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ на протяжении уже более 200 лет представал в глазах посетителей как сугубо технический музей. Настало время перемен, и музей открывает пространство для своих друзей.

Борис Гребенщиков - первое, что приходит на ум - музыкант, но, вот, уже не одно десятилетие он знаком многим, как художник. Но на первый взгляд, кажется, что нет ничего общего между техническим музеем и современным искусством. Однако, за свою богатую творческую карьеру БГ, как пассажир, посетил немало городов и стран, и эти путешествия вдохновляли его на создание своих произведений.

«C 1981 года, времен «Синего альбома», Борис Гребенщиков мечтает напиться железнодорожной воды. И вот сейчас, можно сказать, он прильнул к источнику: в Центральном музее железнодорожного транспорта начала работу выставка его живописи «Духовный паровоз». По словам организаторов, название выставки «Духовный паровоз» было выбрано далеко не случайно, по названию одной из песен патриарха русской рок-музыки: «Мы выставляем эти картины, учитывая, что паровозная тематика некая есть в судьбе Гребенщикова, в его песнях, его произведениях».

Владимир Мителенко, директор ЦМЖТ, спросил гостей на открытии выставки: «Наверное, у вас, у посетителей, возникнет вопрос: почему в старейшем техническом музее страны открывается выставка родоначальника российского рока? Ответ может быть и простым, и сложным. Наш музей в этом году отмечает 205 лет со дня основания. В юбилейный год хочется не только проводить выставки из фондов музея, но и предложить новые форматы и задумки. Все мы находимся в едином культурном пространстве этого прекрасного города. Нам бы хотелось привить гостям не только техническую эстетику, но и умение видеть мир ярким, многогранным». 

«В чем, в чем, а в яркости работам Бориса Борисовича не откажешь: все его, на первый взгляд сюрреалистические сюжеты выполнены сочными мазками, даже серый Петербург становится алым, а по лазурному небу плывут фиолетовые облака. Небо - первое, что написал БГ в своей сознательной жизни: в 1976 или 1977 году он оказался в карельском доме жены. Вылез на чердак и нашел там множество загрунтованных холстов, краски, кисточки - это осталось от деда. Выписал лазурь, по его же словам, с какой-то ерундой. «Потом ерунда ушла, а небо осталось».

Этот новый совместный проект «Духовный паровоз» привлек внимание посетителей и журналистов не только из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, но и других регионов России. Борис Гребенщиков и его произведения стал главным героем мероприятия. Борис с радостью отвечал на вопросы, делал совместные фотографии и оставлял автографы всем присутствующим.

Отвечая на вопрос, где он черпает вдохновение, музыкант смеется: «У меня дома стоит чан, где написано «Вдохновение», там и черпаю». О творчестве в целом, потакании вкусам и стремлении привлечь нового слушателя БГ высказывается так: «Я делаю то, что необходимо. Основная моя публика - это ангелы, а у них, как известно, вкусы меняются не так часто, может быть, раз в несколько миллиардов лет. С ними очень легко». БГ никогда не считал число своих работ - примерно под сотню. Он их регулярно продает и на вырученные средства записывает альбомы: недавно одну купили за €20 тыс., это пока рекорд. Картины с выставок не раз крали, а однажды они исчезли вместе с организатором: в начале 90-х гг. так «улетело» 15 холстов.

«Поезда, вокзалы, железная дорога - все это и в жизни, и в творчестве БГ присутствует с лихвой. Та же «Железнодорожная вода» была написана по пути в Солнечное с Финляндского вокзала под впечатлением от света ночных фонарей. Паровоз для съемок «Поезда в огне» был взят в аренду у музея в Шушарах, а костюмы - в ТЮЗе: Гребенщиков выступил сорежиссером клипа и потому иногда иронически называет его самой беспомощной своей работой».

Вот, здесь не могу не прервать автора данной заметки, Наталью Лавринович, которую я цитирую с открытия выставки и заметить: это - неправда: и про соавторство/сорежиссера, и про беспомощность клипа! Идеолог русского рока и автор Энциклопедии по русскому року Артемий Троицкий лично со мной в беседе как-то сказал, то это - самый фантастический клип, самый популярный клип русского рока, который знают не только у нас в стране, но и за рубежом. «Знаешь, Наташа, - сказал мне Артемий, - я в Америке преподаю мастер-классы, читаю лекции по музыке и твоим клипом всегда, как примером «точного попадания в эпоху», рассказываю о нашем феномене - о «русском роке».

Как, автор и режиссер клипа «Поезд в огне», я - Наталия Кирилова, хочу заметить: за прошедшие почти 30 лет с момента создания клипа, -  кто только не выдавал себя за соавтора и даже - за автора и режиссера этого клипа! Я не верю, что Борис Гребенщиков считает себя соавтором в том смысле, что он сидел с нами за одним столом с Дюшей Романовым и Галей Самсоновой-Роговицкой на кухне у них дома в тот вечер, когда Дюша принес домой обычную бытовую кассету, поставил ее в переносной «радио-проигрыватель» и сказал: «слушай, Наташа! Вот, новая песня». А, жена Дюши, Галя, после того как зазвучал голос Бориса: «Полковник Васин приехал на фронт со своей молодой женой…» - добавила: «Сними клип, Наташка, придумай!». Не было в тот вечер Бориса Гребенщикова на кухне у Дюши и Гали. А, клип я там придумала и соавторами клипа считаю Андрея Романова (Дюшу) и Галину Самсонову-Роговицкую, которая тогда работала музыкальным редактором в редакции музыкальных программ на Ленинградском телевидении, а я работала - в молодежной редакции вторым режиссером на знаменитой ТВ программе «Открытая дверь» Ленинградского ТВ.

Знаменита программа «Открытая дверь» тем, что мы впервые вышли в прямой эфир этой программой в 1987 году (до этого все программы ТВ записывались и выходили в эфир в записи!) И, второе: именно после нашей программы, спустя пол-года, точно в таком же формате вышла на ЦТ программа «Взгляд»: московские коллеги попросту скопировали наш формат, нашу идею программы, только расширили ее до всесоюзных «рамок» (мы же выходили материалом Ленинграда и области, позже появился и Выборг, и другие материалы но, - Северо-западного региона).

Поезд в огне:  3 апреля 2017 года он настиг меня в подземке петербургского метро: в вагоне, в котором я ехала на съемку детского праздника в Торгово-Промышленную Палату (что находится на ул.Чайковского) террорист взорвал бомбу в метрах 5-7 от меня… Меня спасло чудо: мальчики, что стояли возле меня, упали на меня и закрыли собой… Они все погибли… Я выжила. Поезд в огне летел в темноте по туннелю метро, сверху уже полыхали искры огня, а я все смотрела вверх, видела, как вагон просто разрушается на ходу и уже бьется о стены туннеля, и все молила мысленно машиниста: «Мужик! Не останавливайся! Иначе мы все здесь сгорим…». Поезд в огне из песни стал явью, страшной, как на войне.


«Ты знаешь, я живу от перрона к перрону, однажды взлетел и лечу», - слышим мы в «Тяжелом роке». Почему столько железной дороги, он не знает: это русский язык пишет песни, он просто отбирает их. Все мои железнодорожные поездки - необычные, - говорит музыкант. - А поскольку «Аквариум» путешествует все время, и большую часть из этого времени мы проводим именно на железной дороге, то за последние сорок лет много что происходило. Я не знаю, дисциплинированный ли я пассажир, всякое бывало. Один раз меня Алла Пугачева ввела в поезд и сказала: «Я Пугачева, он Гребенщиков. Он едет с вами». Всё. Это было, по-моему, в 1987 году».

«Я много-много-много раз ездил по Транссибирской магистрали, никакой мечты для меня в этом нет. Многие мои знакомые тоже ездили и были довольны. Но американцам и англичанам видится одно, а мне - другое. Как не умереть от пьянства в такой длительный период, я не знаю».

зываю о нашем феномене - о «русском роке».

Из тридцати работ, представленных на выставке, какие-то публика уже видела в других стенах, некоторые представлены впервые. БГ пишет ночью: по его словам, в месяц в Петербурге он проводит 5-6 дней. Когда гости расходятся, часа в два ночи, если остаются силы, он становится к мольберту. Всегда ставит музыку - никогда собственную: до этой степени эгоцентризма еще не дошел. 

Обычно задумки воплощаются легко, но с одной из «железнодорожных» работ - арочный мост, по которому едет поезд в цветах РЖД, под мостом река, в ней тонущий (или просто протянувший руки вверх) человек - возится уже довольно долго. У работы нет еще названия, и с героем ее БГ себя не ассоциирует - персонаж, «мягко говоря, немного удивлен тем, что наступило новое время, и зрелище паровоза приводит его в мысленное исступление. Ранее Борис Гребенщиков рассказывал, что сейчас работает над «Священной географией Индии» - путеводителем по религиозным местам страны, а также над своей редакцией перевода древнеиндийского эпоса «Бхагавадгита».

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ приглашает всех желающих в музей на Садовой 50, чтобы самим погрузится в этот удивительный мир полотен мастера и открыть для себя новую грань таланта Бориса Гребенщикова - музыканта, композитора, художника.

 

 

 

 

 

 

 

Источники материалов: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ - http://cmzt.narod.ru/news/otkrytie_novoj_vystavki_dukhovnyj_parovoz/2018-05-26-340, видео-канал «Культурная столица»: https://youtu.be/_WmpTvufnAw, http://www.rzd-partner.ru/other/comments/boris-grebenshchikov-zrelishche-parovoza-privodit-v-isstuplenie/

Использованы фотографии музея, а также - Ивана Куртова, архивные материалы группы АКВАРИУМ в свободном доступе.