ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС…- тем больше сказок!

25 декабря 2014 года в российский прокат вышел музыкальный фильм приключений знаменитого режиссера Роба Маршалла ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС.../Into the Woods.

The Walt Disney Studios представляет фильм режиссера Роба Маршалла ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС.../Into the Woods. В ролях: Мерил Стрип, Джонни Депп, Эмили Блант, Анна Кендрик, Крис Пайн, Джеймс Корден, Кристин Барански, Трейси Ульман, Билли Магнуссен. 

 

Прославленный режиссёр Роб Маршалл («Чикаго», «Мемуары гейши», «Пираты Карибского моря: На странных берегах») представляет современную адаптацию любимых всеми сказок братьев Гримм, рассказанных с непривычной точки зрения. Инновационный и неожиданный мюзикл дает зрителям возможность по-другому взглянуть на приключения Золушки, Красной Шапочки, Рапунцель, Джека, посадившего бобовое зернышко, и других известных героев - всех их объединят магические события, в центре которых оказались пекарь и его жена, мечтающие о большой семье, и ведьма, наложившая на них заклятье. Фильм снят по мотивам мюзикла «Чем дальше в лес» Стивена Сондхейма и Джеймса Лапина.

Премьера мюзикла «Чем дальше в лес» состоялась на Бродвее в театре Martin Beck Theatre 5 ноября 1987 года. Постановка демонстрировалась 764 раза. Мюзикл получил три статуэтки «Тони»® - «лучший саундтрек» (Стивен Сондхайм), «лучшая книга, по которой написан сценарий мюзикла» (Джеймс Лапин) и «лучшая актриса в мюзикле» (Джоанна Глисон в роли Жены Пекаря). Среди других наград мюзикла - премии Drama Desk Award (включая премию в номинации «лучший мюзикл») и «Грэмми»®.

 

С тех пор мюзикл «Чем дальше в лес…» начал свой «крестовый поход» по всему миру. В 1988 году состоялся гастрольный тур по США, в 1990 году спектакль поставили в лондонском Вест-Энде. Кроме того, была сделана телевизионная версия на канале PBS и концерт в честь 10-й годовщины премьеры мюзикла.

 

Думай, что говоришь. Дети всё слышат.

Думай, что делаешь ты. Дети всё видят. И мотают на ус.

Думай, что пожелать. Желанья – как дети.

Куда тебя заведут желанья твои. Как знать…

(Финальная песня / «Дети все слышат»)

 

Маршалл и его деловой партнер Джон ДеЛука были фанатами этого мюзикла: «Сюжет очень гармонично сочетает забавный и эмоциональный саундтрек Сондхайма с мастерски написанным либретто Лапина, представляя современное прочтение многих классических сказок. Зрелище более чем увлекательное, но при этом затрагивающее такие злободневные темы, как последствия осуществления желаний, взаимоотношения отцов и детей, алчность, амбиции, горечь утраты и, возможно, самое главное - безусловную, всепоглощающую любовь и силу человеческого духа».

 

В 2011 году, в 10-ю годовщину трагедии 11 сентября Маршалл услышал обращение Барака Обамы к семьям погибших в результате теракта. Пытаясь подобрать слова утешения, президент говорил: «Вы не одиноки... Никто не одинок». Фраза «Никто не одинок» (одна из самых запоминающихся фраз в фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС...) затронула какую-то струну в сердце Маршалла, и он понял - самое время вплотную заняться экранизацией полюбившегося мюзикла.

Маршалл: «Я считаю, что ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... - идеальная сказка для молодежи XXI века. Сондхайм и Лапин намного опередили свое время, когда писали сценарий мюзикла. Осознание того, что мы не одиноки в этом несовершенном мире, дает нам искорку надежды». Сондхайм: «Фраза «Никто не одинок» дает зрителю понять, что мы закончили. В этом состоит основной посыл мюзикла. Никто не одинок: мы все, так или иначе, связаны друг с другом и в той или иной степени несем ответственность за поступки каждого из нас. Я искренне убежден в этом и считаю, что об этом стоит писать».

Спустя 27 лет ожидания, классический мюзикл, наконец, смог начать свое путешествие на большой экран. «Лес, описываемый в нашей истории, универсален и вызывает множество  ассоциаций, - считает Маршалл. - Это место, куда отправляешься в поисках своей мечты, где сталкиваешься со своими страхами, теряешь себя, обретаешь себя, эволюционируешь и учишься двигаться вперед. Это - часть твоей жизни. Поэтому ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... - ты отправляешься снова и снова».

 

Что творит этот лес?..

«Мгновения»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был Пекарь (обладатель премии «Тони» Джеймс Корден). Когда он был совсем маленьким, его отец (обладатель премии BAFTA Award  Саймон Расселл Бил) попался на краже волшебных бобов из сада Ведьмы (трехкратный лауреат премии «Оскар»® Мэрил Стрип), живущей по соседству. Ведьму строго наказали за халатное отношение к бесценным бобам и наложили на нее проклятие, изуродовавшее ее внешность. Колдунья, в свою очередь, прокляла сынишку обидчика: род Пекаря на нем и прервется.

 

Однако Пекарь с супругой (обладательница премии «Золотой глобус»® Эмили Блант) понимают, что их прокляли, лишь годы спустя. Они отправляются в Лес, чтобы разыскать ингредиенты для зелья, снимающего злые чары. А заодно супружеская чета планирует разыскать Ведьму и при помощи той же настойки вернуть ей былую красоту. Через три дня должна взойти синяя луна, явление, происходящее раз в сто лет. К этому времени супруги должны раздобыть четыре предмета: белую, как парное молоко, корову; желтую, как спелый колосок, прядь волос; красную, как кровь, шапочку; и золотую, как драгоценный слиток, туфельку.

В лесу Пекарю и его Жене встретятся Золушка (номинантка на премии «Оскар»® и «Тони»® Анна Кендрик), сбегающая из дворца в паре золотых туфелек; Красная Шапочка (Лилла Кроуфорд), которая направляется к своей бабушке, не подозревая, что ее преследует Волк (трехкратный номинант на премию «Оскар»® Джонни Депп); прекрасная дева Рапунцель (Маккензи Мози), которую Ведьма заточила в башню без дверей; и юный Джек (Дэниэл Хаттлстоун), который отправляется на ярмарку, чтобы продать любимую корову Беляночку и тем самым угодить своей сварливой Матери (семикратная обладательница премии «Эмми»® Трейси Ульман). Каждому из них необходимо выполнить определенную миссию, чтобы его или ее мечта сбылась.

 

Третий день не за горами, и Пекарь с женой доставляют Ведьме все ингредиенты, которые они получили при помощи воровства, подкупа и обмана. Вскоре заклятие, исказившее Ведьму, снято, и она предстает во всей своей красе. Жена Пекаря наконец-то беременеет. Золушка сбегает от злой Мачехи (обладательница премии «Эмми»® и двух премий «Тони»® Кристин Барански) и сводных сестер Флоринды и Люсинды (обладательница премии «Эмми»® Тэмми Бланчард и Люси Панч), и её с распростертыми объятиями встречает Принц (номинант на премию «выбор кинокритиков» Крис Пайн), они играют свадьбу. Рапунцель вызволена из своего заточения другим Принцем (номинант на премию «Тони»® Билли Магнуссен). А гигантский стебель, выросший из волшебных бобов, которые Джек получил в обмен на свою буренку, приносит такое богатство, о котором его Мать не могла даже и мечтать.

 

К несчастью, за несколько секунд до того самого момента, когда они начали «жить-поживать, и добра наживать», появляется ужасная Великанша (обладательница премии Лоуренса Оливье и «Тони»® Фрэнсис де ла Тур). Она спускается по стеблю, угрожая разрушить все королевство, деревню и Зачарованный Лес. Персонажам приходится расплачиваться за то, что их желания сбылись. Они вынуждены забыть все неурядицы и обиды, которыми они щедро обменивались в Лесу, сплотиться и принимать ответственные решения. Иначе Великаншу не одолеть. И лишь после этого они понимают, насколько значимым было приключение каждого из них.

Что тот мир? В нём есть принцы, не спорю.

Но, кроме принцев – и люди, и волки…

(«Останься со мной»)

 

В фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС.. звучат классические и запоминающиеся композиции, такие как «Дети всё слышат», «На дворцовой лестнице», «Никто не одинок» и «Агония». Картина основана на одноименном музыкальном спектакле, музыку и тексты песен к которому написали восьмикратный лауреат премии «Тони»®, обладатель премий «Грэмми»® и «Оскар»® Стивен Сондхайм и обладатель премии «Тони»® Джеймс Лапин. Они же выступили авторами сценария фильма.

 

«Работа Стивена Сондхайма будет жить очень долго, поскольку проявляет себя самыми необычными и причудливыми способами, - считает Лапин. - Его мюзиклы не только передают зрителю вселенскую мудрость, но и красноречиво свидетельствуют о добром сердце автора. В творчестве Стивена немалое место занимает юмор, но не меньшее - чувственность и страсть. Зрители не могут этого не заметить…Музыка открывает в душе человеке те двери, в которые нельзя достучаться словами. Нельзя передать на словах то, что музыка значит для нас. В саундтреках Стивена чувствуется эмоциональность, радость, боль и таинственность одновременно…Песни в ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... являются неотъемлемой частью повествования, они создают настроение, и без них сюжет попросту развалится. Актеры останавливаются для того, чтобы исполнить песню: Золушка описывает то, что произошло на балу, Красная Шапочка делится впечатлениями о том, как выглядит желудок Волка изнутри. Эти номера требовалось ставить творчески, учитывая законы театральных представлений...»

 

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... - удивительный пересказ нестареющих, классических сказок. В истории занято множество персонажей, и главных героев вычленить непросто, ведь их пути причудливо переплетаются в сюжете.

Мэрил Стрип, получившая не так давно премию «Оскар»® за роль Маргарет Тэтчер в фильме ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ, была утверждена на роль одной из первых. Актриса, всегда отказывавшаяся от подобных ролей в прошлом, нарушила свое, казалось бы, безусловное правило, чтобы сняться в фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... Ей досталось амплуа Ведьмы, утратившей красоту и отвергнутой обществом. О том, чем эта Ведьма отличается от всех прочих, актриса говорит: «Я изменила свое мнение относительно роли, потому что эта Ведьма не похожа на других колдуний. Во-первых, она умеет превращаться. Во-вторых, она преследует лишь одну цель - снять проклятие, которое на нее наложили. Именно стремление к этой цели вынуждает ее прибегать к самым различным ухищрениям и вносить коррективы в жизни других персонажей».

 

В фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... появится и Золушка, мечтающая о королевском бале. Однако на этот раз героиня будет более современной, с более сложным характером и определенными недостатками, нежели классический персонаж известной всем сказки. Роль Золушки предложили Анне Кендрик: «Моя Золушка примечательна тем, что наиболее близка версии сказки, рассказанной братьями Гримм. Прекрасное платье и башмачки, в которых Золушка отправляется на бал, дарует ей дерево, растущее над могилой ее матери. Так что можно сказать, что моя героиня имеет доступ к некой магии, когда в этом есть необходимость….Однако самое интересное начинается после того, как она выходит замуж за своего Принца. Золушка обретает дар речи и отказывается от того, чего, казалось бы, хотела всегда. Иными словами, она признает, что ошибалась. При этом она - отнюдь не невинная жертва. Она вынуждена признать, что отчаянно хотела чего-то, совершенно не задумываясь о том, что же именно ей необходимо».

 

Роль Принца Золушки, который наконец-то нашел свою невесту, согласился сыграть Крис Пайн. Актер, известный зрителям по роли капитана Джеймса Т. Кирка во франшизе ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ, о своем персонаже говорит: «Нам всем кажется, что мы знаем о Принце все. Но на самом деле вы поймете, что это вовсе не так…Один из моих любимых моментов в фильме - когда Золушка говорит Принцу, что тот должен проявить инициативу и быть хорошим Королем. Мой герой отвечает: «Меня учили быть очаровательным, а не добросовестным». Этой фразой он, фактически, говорит все о себе».

12-летняя Лилла Кроуфорд, сыгравшая в бродвейской постановке «Энни», дебютировала в полнометражном кинематографе в роли Красной Шапочки. Актриса была выбрана в процессе национального кастинга. «Красная Шапочка - наивная девушка, которая постоянно носит капюшон красного цвета, - рассказывает Лапин. - Я считаю, что «красная шапочка» - символ её взросления. До тех пор, пока не появляется Волк, Красная Шапочка верит, что все на свете хорошие и всем можно и нужно доверять. Затем на своем горьком опыте она убеждается, что верить можно и нужно далеко не всем. Это довольно сложная и грустная задача - попытаться объяснить детям, что они должны быть осторожны и не доверять незнакомцам. Но это необходимо».

Лапин - о Волке: «Волк играет роль дикого создания в общей истории. Он беспечен и соблазнителен, это два качества, которые Джонни Депп играет особенно убедительно. Волк предстает неким соблазном из дикой природы - манящим, но очень опасным».

 

Маккензи Мози, сыгравшая в бродвейском мюзикле «Почти нормальные», сыграла роль Рапунцель  - запертой в высокой башне девушки, которая ничего не знает о мире, простирающемся вокруг башни. Лапин рассказывает: «Многие сказки повествуют о взрослении. Рапунцель - юная девушка, которая стремится выскользнуть из своей темницы и пожить в свое удовольствие, вдалеке от бесконечных родительских нотаций…Многие подростки в переходом возрасте чувствуют себя взрослыми, но это ошибочное ощущение. Они стремятся казаться взрослыми и делают для этого все. Так что сюжет очень актуален и в наши дни».

 

И ведьмы бывают правы, а великаны – добры.

Сам решай, где правда, где добро, а где зло…

«Никто не одинок»

Место в новой сказке нашлось таким классическим персонажам, как Золушка, Джек и Бобовый Стебель, Рапунцель и Красная Шапочка. Создатели мюзикла стремились узнать, что бывает после того, как «стали они жить-поживать, и добра наживать».

 

Сказки существуют испокон веков, они бережно передаются из поколения в поколение. Неискушенному читателю может показаться, что они написаны только ради забавы. Несмотря на это, в сказках заложен важный образовательный и эмоциональный подтекст, они могут многому научить. Психолог Бруно Беттельхейм описал психологическую составляющую фольклора в своей монографии «Использование магии: Значение и важность сказок» - рассматривая истории под самыми различными ракурсами, он оставляет право читателям самим решать, в чем истинный смысл того или иного произведения.

Мэрил Стрип соглашается с психологом, говоря: «Сказки можно рассматривать как предупреждения. Их рассказывали для того, чтобы предостеречь детей от различных опасностей, которые подстерегают человека на жизненном пути. Сказки готовили девочек к тому, чтобы выйти замуж за умного, красивого и, главное, состоятельного человека. Каждый из нас хочет найти своего принца, с которым будет «жить-поживать, и добро наживать». К сожалению, не у всех это получается».

 

В начале фильма авторы представляют зрителям действующих лиц, а затем причудливым образом переплетают различные сказочные миры и судьбы персонажей. Истории становятся более глубокими и сложными. Во многом фильм о том, как персонажи взрослеют, как познают жизнь со всеми ее сложностями и радостями:

Не бросайся стремглав, прислушайся.

Не бросайся стремглав, задумайся…

(Финальная песня / «Дети все слышат»)

Роб Маршалл: «Мечтать, желать, надеяться и вожделеть не вредно, но в мюзикле описываются реалии нашего мира - тернии и препоны, через которые мы вынуждены продираться и которые вынуждены преодолевать, стремясь к своей цели. Я считаю, что фильм, как и сам оригинальный мюзикл, будет крайне полезен для современного зрителя, особенно младшего возраста, которые должны понять простую истину: «Любишь кататься - люби и саночки возить».

 

Продюсер Марк Платт: «Пролог длится около шестнадцати минут и фактически полностью состоит из музыкальных номеров. При этом зрителей знакомят со всеми персонажами и их конфликтами. Все начинается с того, что жители деревни отправляются по своим ежедневным делам, а заканчивается тем, что все герои направляются в Лес, готовые выполнить каждый свою миссию. За полтора десятка минут вступления Роб смог рассказать полдюжины историй».

 

В лес! Никому невдомек,

Что ждёт нас там впереди…

«Пролог: В лес»

ЛЕС ОЖИВАЕТ НА ЭКРАНЕ

Локации

Кинематографисты начали обсуждать локации, на которых будет сниматься фильм. Было решено, что Англия с ее богатой историей и магической энергией станет идеальным местом обитания сказочных существ самых разных мастей. Страна с буйной растительностью, живописными ландшафтами, множеством замков и величественных поместий открывала создателям фильмов практически безграничные возможности. 

 

По сюжету Лес является чуть ли не самостоятельным персонажем. По словам Маршалла, Лесу можно подобрать множество метафорических сравнений в реальной жизни. Это место, куда отправляешься в поисках своей мечты, в надежде на исполнение желаний; место, где сталкиваешься со своими страхами, теряешь себя, обретаешь себя, эволюционируешь и учишься двигаться вперед. «Это - круг жизни, - говорит режиссер. - Мы вырастаем и понимаем, что в жизни есть нечто большее, чем то, что мы о ней представляли. И всё же, каждый из нас должен сам дойти до этого осознания… короткого пути нет. Так что мы направились в Лес, чтобы обрести это знание, и, надеюсь, вышли, изменившись внутри к лучшему».

 

Съемки начались в сентябре 2013 года в лесу поместья Эшридж неподалеку от города Беркхамстед. Это один из старейших лесных массивов с богатой историей. Здесь снималась сцена, в которой Джек (Дэниэл Хаттлстоун) пел песню «Там, на небе, великаны» после того, как из волшебных бобов выросли гигантские стебли.

Деревенька Хэмблдэн неподалеку от города Хенли-на-Темзе стала на время съемок родной деревушкой Пекаря. Хэмблдэн давно пользуется доброй славой у кинематографистов, осматривающих графство Оксфордшир в поисках живописных локаций.

 

Вековой амбар, находящийся неподалеку от деревни, был превращен в обветшалую ферму Джека и его Матери (Трейси Ульман). Ульман была поражена детализацией интерьера фермы: «Декорации были просто феноменальными. Там было великолепное кресло в уголке, рядом с которым лежало вязание моей героини; маленькие записочки, которые оставили реквизиторы для меня на столе; было даже маленькое разбитое зеркальце, символизировавшее череду неудач семейства».

 

Как следует из названия фильма, большая часть событий происходит именно в Лесу. По этой причине скауты провели немало часов, исследуя британские лесные массивы в поисках идеальных локаций для съемок. Одной из великолепных находок стал Большой Виндзорский парк, расположенный на границе графств Беркшир и Суррей. В густых лесах парка были найдены просто невероятные локации. На некоторых росли мощные дубы, которые были очень похожи на декоративные деревья, составлявшие декорацию оригинального бродвейского мюзикла. Возраст многих деревьев в Виндзоре превышает 800 лет.

 

В парке «Медвежья Ограда» снимались сцены в лесу вокруг дома Бабушки, где Красная Шапочка (Лилла Кроуфорд) пела песню «Тепрь я знаю». Экстерьер дома Бабушки был выстроен рабочими тут же, в лесу. Для этого было выбрано самое толстое дерево в округе, к стволу которого прикрепили небольшую дверцу. Водопад, найденный в парке, послужил фоном для песни «Агония», которую спели Принц Золушки (Крис Пайн) и Принц Рапунцель (Билли Магнуссен), оплакивающие свои неудачные романы.

Еще одна сцена снималась перед башней, в которой томилась красавица Рапунцель (Маккензи Мози). Художники и строители построили полномасштабную башню в руинах XVIII века  - развалинах аббатства Уэйверли, которые находятся в Фарнаме, Суррей. «Это место кажется сказочным даже без усилий декораторов, а с другой стороны - оно очень реалистично и в чем-то даже пугающе, - говорит Мози. - Наши художники сделали почти невероятное - декорацию башни моей героини было трудно отличить от настоящих руин аббатства. Фикция стала полноправной частью реального мира».

 

Усадьба Байфлит, находящаяся в одноименной деревеньке в Суррее, стала экстерьером дома Золушки (Анна Кендрик). Здесь же снималась сцена, в которой Принц находит ту, чьей ножке подошла золотая туфелька. Сцены в королевском дворце, где Золушка выходит замуж за своего Принца, снимались в Дуврском замке, одной из самых величественных достопримечательностей Англии. Величественный замок стоит на берегу Па-де-Кале (Дуврского пролива), самой узкой части Ла-Манша.

Декорации и дизайн

Художник-постановщик фильма Дэннис Гасснер: "Суть фильма ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... заключается в том, что ты хочешь чего-то большего, а потом понимаешь, что на самом деле тебе достаточно только пройти путь к тому, к чему ты так стремился, и извлечь какой-то урок из этого путешествия».

 

Работа художника над фильмом ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... осложнялась двумя аспектами. Во-первых, необходимо было свести воедино стилистику нескольких самостоятельных сказок. А во-вторых, представить зрителю что-то новое и необычное. Гасснер черпал вдохновение в работах именитого английского иллюстратора Артура Рэкем. Художник пытался объединить фантазию с реальностью, создавая подчеркнуто сюрреалистические декорации. Они впоследствии задавали тональность всему фильму, создавая непередаваемую атмосферу сказочности.

 

Краеугольным камнем этой атмосферы стал Ангельский Дуб в Южной Каролине, древнее дерево, кажущееся настоящим исполином. Именно с него Гасснер и его команда начали поиски выгодных локаций для съемок в Великобритании. Подыскивались места с похожими деревьями, а затем подбирались постройки, которые гармонично вписались бы в уже найденные деревья.

 

«Все персонажи попадают в Лес через живую арку, которую Роб называл «кроличьей норой»,  - продолжает он. - В тот момент, когда они пересекают невидимую границу, все меняется. Все вокруг становится магическим, загадочным, неповторимым и живет собственной жизнью».

 

Стивен Сондхайм утверждает: «Кинематографистам удалось передать густоту «чащи леса». У зрителей должно появиться ощущение того, что тьма сгущается и вскоре случится нечто страшное».

Помимо нарастающего чувства беспокойства, которое культивировал Лес, Гасснер смог сделать декорации поистине волшебными. Эмили Блант вспоминает: «Дэннис отлично поработал над декорациями, высадив настоящие кустарники и цветы. Тем самым он сделал растительность еще гуще, и выглядела чаща по-настоящему волшебной».

 

Несмотря на то, что львиная доля фильма снималась на натурных площадках, некоторые сцены пришлось снимать в павильонах. Логистика киносъемочного процесса в осенней Англии требовала тщательного планирования - у съемочной группы было довольно маленькое окно до того, как выпадет первый снег и изменит локации до неузнаваемости. Соответственно, все съемки на натурных площадках были распланированы заранее и снимались в начале производственного периода, когда на деревьях еще были листья. Декорация Леса, ставшая ключевой на съемках, была выстроена в павильоне Н на студии «Шеппертон» неподалеку от Лондона.

 

Маршалл рассказывает: «Лесные сцены мы планировали снимать в самых различных местах, поэтому немало времени мы потратили на поиски требуемых локаций и тщательное их изучение. Нам нужно было полностью раскрыть всю красоту Леса еще до того, как Великанша спустится с небес и уничтожит все на своем пути…Мы смогли гармонично сочетать живые растения с искусственными. Ощущение волшебства мы добивались игрой света и тени, а также необычными ракурсами съемки».

 

«Декорации были просто поразительными, - заявляет Блант. - Они были выстроены на огромных площадках, причем декорации, чередовавшиеся с настоящими деревьями и кустами, казались совсем сказочными. Наш оператор Дион Биби выставлял свет так, что все вокруг казалось и волшебным, и реалистичным одновременно. Это было невероятно».

 

Съемки


Оператор Дион Биби, получивший премию «Оскар»® за работу на съемках фильма Роба Маршалла МЕМУАРЫ ГЕЙШИ считает: «Главной трудностью на съемках фильма ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... были диалоги персонажей, внезапно прерывавшиеся песней. Переход был моментальным - только что персонаж говорил свою реплику, а минуту спустя он уже поет песню. Нам пришлось поломать голову над тем, как обеспечить этот переход».

 

Биби говорит, что для него приключения персонажей фильма ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... делились на три очевидные части: «Сначала мы отправляемся в Лес. Затем мы в Лесу. И, наконец, финал - Лес разорен и искажен до неузнаваемости, а мы оказываемся в том времени, когда «стали они жить-поживать и добра наживать».

Одним из фундаментальных элементов операторской работы стало то, что большинство сцен снималось на натурных площадках - в настоящем лесу, в замках и в домах персонажей. Подразумевалось, что предметами обихода часто пользуются, и камера не должна была показывать элементы реквизита слишком уж чистенькими и блестящими. «Роб настаивал, чтобы реквизиторы искали настоящие предметы обихода, чтобы у зрителей не закралось даже тени сомнений относительно того, пользовались ли этими предметами в принципе, - объясняет оператор. - Таким образом сказка становилась еще более правдоподобной».

Это касалось не только реквизита, но и самих декораций, поскольку примерно 70% всего фильма снималось на гигантской «лесной» площадке в павильоне Н студии «Шеппертон».

 

Костюмы


Дизайнер костюмов Колин Этвуд, награжденная премиями «Оскар»® за фильмы АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС; ЧИКАГО; и МЕМУАРЫ ГЕЙШИ. Работая над костюмами для многочисленных персонажей фильма, Этвуд черпала вдохновение в самом Лесе. Поэтому текстуры многих костюмов похожи на древесную кору. Взять, например, одеяние Ведьмы, которое носила на съемках Мэрил Стрип. Оно было сшито из маленьких кусочков кожи, нашитых на шифоновую ткань. В свободные участки были вшиты отрезки другой кожи, похожие на кору дерева. Впоследствии кусочки кожи были вплетены в сетку, чтобы наряд не стеснял движения актрисы.

 

«Для сцен, в которых Ведьма перевоплощается, я сшила примерно такой же костюм, но украсила его сатином и отрезками качественной материи, - объясняет костюмер. - Я подчеркнула плечи, сделав их надутыми, и окрасила получившиеся наплечники другим цветом».

 

При создании сказочного мира было решено не привязывать фильм к какому-то конкретному временному периоду, а сделать своеобразное попурри, где каждый из персонажей разных сказок встречаются.

Когда настала очередь костюма для Волка, которого играл Джонни Депп, музой для Этвуд стал сам актер. Депп признался, что является фанатом творчества Текса Эйвери, аниматора, создавшего образ волка-хулигана в костюме стиля «зут» в мультфильмах студии MGM в 40-е и 50-е годы прошлого века. Депп хотел себе такой же красочный наряд, какой был у того анимационного персонажа. К счастью, костюмеру понравилась эта идея.

 

О костюме своего героя Депп: «Когда мне предложили эту роль, я знал только то, что буду играть Волка. У меня в голове стоял образ волка из мультфильмов Текса Эйвери: модный громила в широкополой шляпе и стильном костюме. Когда я рискнул упомянуть об этом персонаже, Колин прямо-таки загорелась этой идеей. Она сразу же принялась за работу и сшила точно такой наряд, какой я и имел в виду. Она вообще всегда все схватывает на лету. Этот раз не стал исключением».

 

Этвуд о костюме: «Фишка с Волком состоит в том, что это - Волк из воображения Красной Шапочки, поэтому мне не хотелось запихивать Джонни в волчью шкуру. Я показала его, как некую метафору. Хотя в костюме, конечно, были и шерстяные детали. Скажем, я вышила хитроумный узор на очень тонкой шерстяной поддевке, а затем подшила ее к костюму».

 

«Я много работала с профессиональными вышивальщицами, чтобы почувствовать, как обращаться с шерстяными вещами, чтобы сделать вещь удобной и не стесняющей движения, и главное - чтобы вещь была достаточно тонкой, - продолжает Этвуд. - Однажды я увидела старый парик 20-х годов прошлого века, он вдохновил меня на создание хвоста и воротника для костюма. Кроме того, мне очень, очень хотелось, чтобы уши Волка торчали через прорези в шляпе. Мы сделали костюм еще и забавным - в определенные моменты Волк выпускает когти, которые прорывают пару белых перчаток и носки ботинок».

Этвуд признается, что черпала вдохновение в самых различных эпохах и культурах. Так, стиль одежды Золушки (Анна Кендрик) и ее Принца (Крис Пайн) Этвуд определила, как «современный романтизм». С другой стороны, Джека (Дэниэл Хаттлстоун) и его Мать (Трейси Ульман) костюмер нарядила, как «бедных крестьян, живущих на рубеже веков»:

Продумывая костюмы для Пекаря и его Жены, которых играли Джеймс Корден и Эмили Блант, Этвуд ориентировалась на обыкновенную семейную чету викторианской эпохи. Хотя дизайнер старалась сделать так, чтобы костюмы не казались слишком уж подогнанными друг к другу. Блант рассказывает: «Моя героиня должна была выглядеть немного взволнованной. Надо отдать должное Колин - она не только сшила великолепные костюмы, но и умело скрыла фасоном одежды тот факт, что во время съемок я действительно была беременна. По иронии судьбы мне довелось сыграть женщину, которая отчаянно хочет иметь детей, но не может».

 

«Гардероб у моей героини получился очень красивым и детализированным, - описывает  Кендрик.  - В каком-то смысле он соответствует заданному временному периоду, но не без нюансов. Кажется, словно классическую школу кройки и шитья попытались совместить с высокой модой. Наши герои живут в волшебном музыкальном мире, и каждый персонаж представляет свою эпоху. Невероятно, но творческая группа предоставила нам практически полную свободу, сведя костюмы различных модных направлений в одной сцене»:

У Мачехи, которую играла Кристин Барански, был, пожалуй, самый пышный костюм в фильме. Актриса признается, что в лице Этвуд нашла верную единомышленницу: «Когда я впервые говорила с Колин, у нас обеих был очень схожий взгляд на «смешанную семью».Мы решили, что если бы это была современная семья, у них непременно было бы свое телевизионное шоу. У Мачехи и ее дочерей зашкаливает самооценка, у них куча денег, они одержимы своими прическами, макияжем и модными платьями».

 

Наряжая Красную Шапочку (Лилла Кроуфорд), Этвуд придерживалась иллюстраций сказки из книг 1930-х годов. А вот Рапунцель (Маккензи Мози) и ее Принца (Билли Магнуссен) костюмер решила нарядить в истинно средневековые наряды. Мози вспоминает: «В моем костюме была невероятная масса шнурочков, которые практически сковывали мои движения. Они символизировали мою жизнь в башне без дверей. Но, что гораздо важнее, - когда я надевала это платье, я чувствовала себя настоящей Рапунцель».

 

Магнуссен, одетый в черную кожу с головы до ног, соглашается с партнершей, говоря: «Я надевал кожаные штаны, и появлялось чувство, что они созданы точь-в-точь для моего персонажа. Я обожал свой костюм. Колин отлично поработала, сделав одежду многослойной. Костюм красноречиво говорил о статусе моего героя, и мне было намного проще вжиться в роль».

 

Прически и грим


В проекте такого масштаба, как ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС..., прически и грим имеют огромное значение. Для дизайнера причесок и гримера Питера Сордс Кинга, получившего премию «Оскар»® за работу на съемках фильма ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ, было важно: «Заканчивая с костюмами, Колин передавала их мне, чтобы я имел представление об образе персонажа. У нас все зиждилось на сотрудничестве и взаимопомощи. Очевидно, я не хотел, чтобы костюм XVIII века был на персонаже с прической XIX века».

Маршалл целиком и полностью доверялся чутью профессионала, однако у него были свои пожелания в отношении одной: Рапунцель. Многие помнят, что волосы у Рапунцель были настолько длинными, что визитеры могли использовать их, как канат, для того, чтобы забраться в башню. Так вот, Маршалл попросил Сордс Кинга, чтобы волосы героини были по меньшей мере шесть метров в длину. В процессе обсуждения сначала решили сделать волосы распущенными, но потом все же остановились на варианте одной длинной косы. Сордс Кинг говорит: «Это был более традиционный подход. Но кроме того коса оказалась более практичной и правдоподобной».

 

Для плетения шестиметровой косы из Германии были привезены настоящие волосы соответствующего цвета - тюк весом почти в 3 килограмма. Затем пряди волос были переплетены с очень прочным хлопком и вплетены в прическу Маккензи Мози. На каком-то этапе продюсеры предложили использовать акриловые волосы, но Сордс Кинг был категорически против - он знал, что акрил на пленке будет выглядеть неестественно ярким.

 

На всем протяжении съемочного периода (а также несколько недель до съемочного периода) Мози заплетала свою бесконечную косу. Актриса хотела быть уверена в том, что коса выглядит так, словно она носила ее всю жизнь. «Поначалу я никак не могла к ней привыкнуть, - говорит актриса о своей невероятной косе. - Но когда ее отрезали, я почувствовала, что как-то к ней привязалась. Это был не парик, а, скорее, гигантское наращение, которое вплели мне в волосы. Выглядела коса очень натурально».

 

Для Ведьмы были разработаны две отдельные прически. Волосами Мэрил Стрип занимался Джей Рой Хелланд, постоянный парикмахер и гример актрисы, получивший премию «Оскар»® в номинации «за исключительные заслуги в области грима» за работу на съемках фильма ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ. Стрип утверждает: «Я очень завишу от Роя. Он очень впечатлителен, всякий раз, когда мы приступаем к новому проекту, мы опасаемся перегнуть палку с прическами и гримом, но пока обходилось без эксцессов. Работать с ним очень весело».

 

Образ Ведьмы, в котором она предстает в начале фильма, создавался при помощи пластических накладок, которые закреплялись на лбу и подбородке актрисы; в рот вставлялась искусственная челюсть с кривыми зубами. В финале картины Ведьма предстает преображенной - Стрип появилась самой собой, с красивой прической и идеально белыми зубами.

Прической и гримом Джонни Деппа в образе Волка занимался персональный визажист актера Джоэл Харлоу (ОДИНОКИЙ РЕЙНДЖЕР; АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС). Харлоу получил премию «Оскар»® за работу на съемках фильма ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ, а ранее превращал Деппа в капитана Джека Воробья на съемках всех четырех фильмов франшизы ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ и в Безумного Шляпника в фильме АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС.

 

«Джоэл - подлинный гений, - считает Депп. - Он просто лучший. Он - современный прообраз классиков старой гримерской школы времен Лона Чейни». В образ коварного охотника на Красную Шапочку Хорлоу решил добавить пластического грима. Однако после нескольких проб было решено практически полностью отказаться от пластики, придав персонажу сходство с волком при помощи игры света и тени. «Результат был ошеломительным, -  считает Сордс Кинг. - У Джонни в образе Волка были короткие, темные волосы, большие усы и пышные брови, бутафорные уши торчали в прорезях на шляпе. Словом вид у него был очень необычный».

 

Когда зрители впервые увидят Золушку, роль которой исполняет Анна Кендрик, девушка кажется замарашкой с растрепанными волосами, покрытыми слоем золы. Объясняя неряшливый внешний вид героини, Сордс Кинг говорит: «Зрители должны проникнуться сочувствием к Золушке с самых первых минут фильма, поэтому она должна была казаться печальной и бедно одетой. Анна очень красива, поэтому нам пришлось изрядно испачкать ее кожу и «поработать» над прической, чтобы пряди сваливались на лицо».

 

Когда же Золушка отправляется во дворец на встречу с Принцем, внешность девушки кардинально меняется. С самого начала работы над фильмом кинематографисты представляли Кендрик с высокой вычурной прической, но потом решили, что этот образ не подойдет актрисе. «Пересмотрев ранние кинопробы Анны, мы решили, что она должна выглядеть просто и максимально современно, - говорит Сордс Кинг. - Поэтому мы зачесали ей волосы назад в конский хвост, который закрепили небольшой тиарой - она выглядела просто замечательно. Тут полностью сработала прописная истина «лучше меньше, да лучше».

 

Двух Принцев, которых в фильме играют Крис Пайн и Билли Магнуссен, создать было намного проще. Пайну в роли Принца, которому полюбилась Золушка, Сордс Кинг придал королевское величие. «Крис сам по себе отлично выглядит, так что нам пришлось лишь немного поработать над его прической, сделав своеобразную волну из челки, - говорит он. - Его блестящие голубые глаза и ослепительная улыбка вкупе с легкой щетиной придавали образу одновременно и очарование, и некую брутальность». Принца, который влюбился в Рапунцель в исполнении Мози, играл Билли Магнуссен; визажист решил оставить блондину его естественную прическу.

Главное веселье для Сордс Кинга, как и для Этвуд, началось, когда дело дошло до Мачехи и сводных сестер Золушки. Визажист смог создать исключительно изысканные прически для трио, вдохновение при работе над которыми черпал в моде 60-х годов XVIII века. «У Мачехи, которую играла Кристин Барански, волосы были собраны наверх и уложены в стиле моды XVIII века, при этом челка по-современному падала на лоб, практически закрывая глаза, - рассказывает Сордс Кинг. - Для нее эта прическа подходила лучше всего».

 

Волосы Люсинды, которую играла Люси Панч, были завиты, а затем закреплены на затылке. Макияж злобной сестры Золушки был темным и более современным. «Люси стала выглядеть, как представитель 60-х, - описывает Сордс Кинг. - У нее были большие черные ресницы и минимум теней, так что Люсинда казалась монохромной. При этом мы остановились на естественном цвете губной помады».

 

Тэмми Бланчард, сыгравшая роль Флоринды, сестры Люсинды, выглядела в стиле 1940-х. «У нее получились очень темные глаза и большие брови, - объясняет Сордс Кинг, - чтобы весь макияж казался темным. При этом помаду и лак для ногтей мы выбрали темно-красные с легким оттенком золотого».

 

Визуальные эффекты


Одним из преимуществ экранизации такой истории, как «Чем дальше в лес…», можно считать возможность создать волшебный мир, в котором живут персонажи. Когда кинематографисты не могли добиться требуемого эффекта на натурной площадке, на помощь приходил супервайзер по визуальным эффектам Мэтт Джонсон.

 

В фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... работа компьютерщиков требовалась, когда дело доходило до классических сказочных элементов, которые стали краеугольными камнями сюжета. В их числе  - нарисованные на компьютере гигантские бобовые стебли, упирающиеся в небо; и 20-метровая Великанша, топчущая лес; и магическое перевоплощение Золушки из грязной замарашки в писанную красавицу; и маленький торнадо, который появлялся вокруг Ведьмы всякий раз, когда она появлялась и исчезала (иногда на съемочной площадке этот вихрь называли «Магия Мэрил»). Несмотря на то, что все эффекты прошли компьютерную обработку, они казались очень реалистичными. В фильме гармонично сочетались практические эффекты старой школы и ультрасовременными технологиями компьютерных визуальных эффектов. 

 

Для съемок сцены с Великаншей требовалось создать весь лес в миниатюре, который де ла Тур могла бы растоптать. Подобные технологии использовались в фильмах 1950-х. Однако в фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... материал прошел компьютерную обработку и будет казаться очень современным.

 

Описывая процесс наложения эффектов, Джонсон говорит: «Сперва мы планируем, как в реальности сделать то, что должно быть в кадре и какие технологии нам придется применить за наложения эффектов, скажем, компьютерную графику или хромакей или миниатюры...После планирования мы переходим непосредственно к съемке сцены. Я постоянно нахожусь на площадке рядом с режиссером, убеждаясь в том, что в кадр попадает все, что нам впоследствии пригодится в монтажной. Затем материалы попадают к монтажерам, которые собирают сцены в единый фильм. Мы работаем вместе с ними, накладывая эффекты во время монтажа». ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... стал первым совместным проектом Джонсона и Роба Маршалла.

 

Музыка


Музыкальный продюсер и супервайзер по музыкальному сопровождению Майк Хайэм работал со Стивеном Сондхаймом над полнометражной версией мюзикла «Суини Тодд» - Роль музыкального супервайзера тесно связана с актерами. «Уже на репетициях я подмечал, как будет звучать каждая из песен, как каждый из актеров поет и как все должно получиться, когда дело дойдет до съемок»,  - рассказывает Хайэм.

 

Плавное течение диалогов и музыки на всем протяжении фильма - одна из самых сложных задач кинопроизводства. «У мюзиклов существует свое проклятие, когда актеры говорят свои реплики и совершенно неожиданно начинают петь песню, - объясняет Хайэм. - Это воспринимается очень странно, поскольку звук переходит из диалога, записанного в павильоне, прямиком в красивейшую композицию, записанную в студии звукозаписи».

 

Для того чтобы переход казался действительно плавным, Хайэм использовал одну из двух уловок: либо актеры пели половину песни «в живую» на съемочной площадке (а во многих случаях не половину, а всю песню целиком), либо запись окончания диалога он забирал на студию и улучшал качество записи. Музыкальный продюсер был поражен тем, насколько Маршалл понимает все тонкости и нюансы его профессии, особенно в плане работы в студии звукозаписи.

 

Музыка к фильму была записана за две недели в студии «Эйнджел» в Лондоне. Музыкантов в оркестр из 56 инструментов Хайэм набирал в труппах Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

 

В определенный момент Маршалл раздал всем актерам iPod с записанными песнями. Многим это очень помогло, а некоторых напугало. Среди последних был и Крис Пайн, исполнивший роль Принца Золушки. «Вы не представляете, насколько сложно попадать в ноты, при этом бравируя перед камерой и выражая определенные эмоции, - объясняет актер. - То, что Анна Кендрик сделала со своей героиней, было невероятно круто… Я наблюдал за ней с благоговением, словно за движениями искусного мастера восточных единоборств».

 

«Агония» - одна из самых популярных песен мюзикла, показывающая Принцев в комичном свете. Сондхайм рассказывает: «Джеймс Лапин хотел описать Принцев, поскольку они играют важную роль в сюжете. Мы решили, что они должны спеть песню вместе: два брата, каждый из которых старается обойти другого…Мне в голову невольно пришла строчка «Моя девчонка красивее твоей», ведь, они оба нашли невероятных девушек  - Рапунцель и Золушку».

 

Я думал, один. Но всё не так. Тут нужны двое…

«Тут нужны двое»

 

Еще одна песня, ставшая крайне важной для сюжета фильма ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... и особенно для Пекаря и его Жены, называется «Тут нужны двое». В песне рассказывается о супругах, которые понимают, насколько могут, положиться друг на друга. «Герои узнают, что не могут иметь детей, потому что на семью Пекаря было наложено проклятие, - рассказывает Сондхайм. - Они вынуждены отправиться в Лес. Но, как и все прочие, решившие ступить в заколдованную чащу, из Леса супруги выходят совсем другими людьми».

 

«Они находят все предметы, которые должны были найти, но, что важнее всего, они находят друг друга, образно выражаясь, - продолжает композитор. - Я думаю, они впервые в жизни сделали что-то вместе, помимо выпечки, продажи и уборки. Эта песня - о двух людях, которые в некотором смысле встречаются впервые. И это - самое лучшее, что произошло в их браке за последнее время. Эта песня - о том, как освежить отношения в семье».

 

Когда съемки закончились, за работу взялись монтажеры и звукооператоры. Уайатт Смит ранее работал с Маршаллом над получившим премию «Эмми»® телефильмом канала NBC ТОНИ БЭННЕТ: АМЕРИКАНСКИЙ КЛАССИК, а также над фильмами ДЕВЯТЬ и ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: НА СТРАННЫХ БЕРЕГАХ. У звукооператоров были свои задачи и свои трудности: выбрать из многочисленных дублей озвучания (записанных в студии и «живых» со съемочной площадки) идеальные и отчистить их от каких бы то ни было помех. Главное требование, которое выдвинул Маршалл, заключалось в том, чтобы независимый зритель нипочем не услышал место стыка разных дублей. Звук должен был быть плавным и естественным».

 

Маршалл: «В фильме ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... очень много музыки, – сюжет и персонажи живут в невероятных песнях Сондхайма. Не хотелось бы, чтобы зрители пропустили хоть одну из них».

 

И тебе открывается то, что до небес ты не знал…

«Там, на небе, великаны»

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В КИНОТЕАТРЫ

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... - необычное и увлекательное приключение, которое сводит вместе героев разных сказок и отправляет в полное опасностей и неожиданностей путешествие. Однако не стоит забывать, что многое в сценарии фильма было написано между строк. Продюсер Марк Платт говорит: «В сюжете метафорически зашифрованы темы жизни и утраты, темы отношений отцов и детей. Картина учит тому, что не стоит повторять ошибки своих родителей, и рассказывает, что иногда надо выбрать иной путь. Эти метафоры универсальны и будут понятны любому зрителю, от мала до велика. Если взять эти темы и закамуфлировать их сказкой с солидной долей музыки и юмора, получится невероятное кинопроизведение». Мэрил Стрип добавляет: «Музыка в фильме гипнотическая. Надеюсь, этот гипноз подействует на зрителей».

Порадуйте себя, своих близких, друзей в новогодние каникулы - приходите посмотреть музыкальный фильм приключений знаменитого режиссера Роба Маршалла ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС.../Into the Woods.


 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы, и фотографии - WDSSPR: http://www.wdsspr.ru