Что останется «После тебя»?!

C 16 марта 2016 года в российском прокате - отечественная драма «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли.

За неделю до выхода в прокат Федеральный портал «Киноафиша.инфо» и кинокомпания «Централ Партнершип» представили в Санкт-Петербурге закрытый пресс-показ драмы «После тебя» режиссера Анны Матисон в кинотеатре «Люксор» (ТРК «Континент»). На показе гостей ждали угощения от партнёров - компании Red Bull, Лев Голицын, Достаевский.

Фоторепортаж события смотрите здесь: https://goo.gl/photos/D7mnp66farueD58z6 


Студия «Production Value WorldWide» и Кинокомпания Сергея Безрукова представляют фильм режиссера и сценариста Анны Матисон «После тебя». Сценарий - Анна Матисон, Тимур Эзугбая.  Оператор - Серж Отрепьев. Художники - Назик Каспарова, Северина Недельчук. Звукорежиссер: Павел Ярошенко. Хореограф: Раду Поклитару. Исполнительный продюсер: Мария Карнеева. Продюсер постпродакшен: Наталья Кокарева. Продюсеры: Алексей Кублицкий, Анна Матисон. Генеральный продюсер: Сергей Безруков.

В фильме снимались актеры: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Алена Бабенко, Карина Андоленко, Владимир Меньшов, Тамара Акулова, Мария Смольникова, Александр Олешко, Степан Куликов, Виталий Егоров. Появляются в роли самих себя: маэстро Валерий Гергиев, Раду Поклитару, Алла Духова, Дмитрий Хрусталев, Вячеслав Кулаев, Александр Сиваев. Фильм создан при поддержке Министерства Культуры РФ, Фонда Кино и Государственного академического Мариинского театра.  Хронометраж: 119 минут. Возрастное ограничение: 16+

В центре сюжета картины «После тебя» - известный танцор Алексей Темников. Вся его жизнь отдана сцене, балету и без сцены он - никто. Однако судьба отбирает у героя его предназначение после того, как он получает серьёзную травму. Спустя 20 лет она начинает прогрессировать, и совсем скоро Темников лишится возможности не только ходить, что для него равносильно смерти. Теперь он начинает задумываться, какой же след он оставит после себя, всё больше погружаясь в одиночество и уходя от реальности: «Чтобы сделать что-то, нужно или от рождения быть отчаянным, или чтобы обстоятельства стали отчаянными».

Так думает и вслух размышляет Алексей Темников, поставленный жизнью в те самые отчаянные обстоятельства, когда важным остается лишь одно: «Что я оставлю после себя?». Вопрос, важный для любого человека, обострен до предела тем, что Темников - гениальный танцор, лишенный возможности танцевать. Помочь или просто поддержать Темникова никто не может, и не потому, что нет желающих, а потому, что он сам этого категорически не желает. Тяжелый характер и неоспоримый талант превратили его жизнь в тотальное одиночество. Гений и Одиночество. Что важнее в жизни: быть просто человеком или стать «звездой»? Вопросы, как снежный ком в одночасье обрушиваются и охватывают плотным кольцом главного героя на краю его жизни.

Сергей Безруков: «Роль сложная, я бы даже сказал, необычная для меня. Во всяком случае, такой характер я ещё никогда не играл. Образ Алексея Темникова не имеет прототипа, это - от и до - придуманный герой, собирательный персонаж. Что касается балета: я хорошо занимался танцем ещё в Школе-студии МХАТ, мой педагог по танцу Лариса Борисовна Дмитриева очень хвалила меня. Так что, что такое «станок», - знаю не по наслышке. Плие, адажио, балансе, фраппе - знакомые для меня термины.

Мой герой в этой картине не танцевал 20 лет. Я играю своего ровесника, человека сложной судьбы. В картине есть сцены и в Большом театре, и в Мариинке, и даже - НАСТОЯЩИЙ БАЛЕТ, который уже вошел в  репертуар Мариинского театра. Но фильм не про балет! Именно так - не про балет. Фильм - про то, что человек оставит после себя. В центре внимания сама личность - спорная и противоречивая, в центре внимания человек.

В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом. Роль Темникова открыла для меня новые возможности, было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом, - постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель. Для меня это совершенно новый опыт».

Хотя, как подчеркнул актер Сергей Безруков, балета в фильме немного, но он - есть, и именно балет является незримой осью, его смыслом: потому что смыслом существования жизни для главного героя является танец, балет. В титрах указано, что дублером в балетных сценах является премьер Мариинского театра Денис Матвиенко.

Специально для фильма хореографом Раду Поклитару была поставлена «Симфония в трех движениях», которая, после завершения съемок, вошла в репертуар Мариинского театра. 

- «Писать сценарий для «Симфонии» было трудно с административной точки зрения: он был готов еще в мае прошлого года, когда в Мариинском театре уже сверстан план на следующий сезон. Естественно, что никакой премьеры не было запланировано, но ребята пошли навстречу и смогли все переиграть. Это стало возможным благодаря тому, что Мариинка открыта для творческих проектов, как и сам маэстро Георгиев, который нашел нашу концепцию интересной. Мы с Раду же изначально воспринимали ее не как дополнение, но самостоятельное произведение».

Раду Поклитару: «Я давно хотел поставить что-нибудь для Мариинского театра, но никогда не думал, что сделаю это благодаря кино. Хотя «Симфония» - и важная часть фильма, но теперь она обрела самостоятельность, полноценность.  После всего осталась мысль: то, ради чего ты посвятил свою жизнь, всего себя - хорошее оправдание тому, что ты был».

Речь в фильме идет о балете «Симфония в трех движениях» - история самого Алексея Темникова, - «рассказ от первого лица» о человеке, растерзанном, высмеянном толпой, выброшенном на окраину социума в качестве «Постороннего». Постановка сцены балета «Симфония в 3-х движениях» снималась почти в документальном режиме без репетиций: этот балет действительно включён в репертуар Мариинского театра.

Примечательно, что у главного героя Алексея Темникова реального прототипа нет, как такового - это полностью вымышленный персонаж.

Анна Матисон: «После тебя» - кино эгоцентричное, поэтому, главный герой не выходит из кадра сознательно. Вокруг него было все продумано изначально в сценарии: квартира, кабинет, образ жизни, характер, Смотришь на него в какие-то отдельные эпизоды и думаешь: вот, подонок! А потом, в контексте общей ситуации, начинаешь сочувствовать, сопереживать. Понимать его.

Было большой творческой радостью писать сценарий под Сергея и знать, что он будет доподлинно воспроизведен: здесь шаг вправо - шаг влево, и ты неизменно скатываешься в пошлость и грубость. Однако, этого удалось избежать. Сергей не играл Темникова, - он был им. Доходило до того, что люди проходили мимо него и не узнавали, потом спрашивали: «А где Безруков?».

Сергей Безруков: «Для меня самого это новый опыт: было интересно играть закрытого, холодного Темникова и, при этом, держать второй план, который зритель мог бы понять только к самому концу или при повторном просмотре. Я сам, просматривая материал, себя не узнавал».

Гениальность, неотделимая от одержимости творчеством, - это не всегда легкий, светлый, искристый дар. Чаще это проклятие, клеймо сурового, взыскательного, сжигающего тебя изнутри таланта. Фильм, в котором актер сыграл солиста балета, который на вершине карьеры получил травму и ушел со сцены. Темников «поставил крест» на балете и балетных воспоминаниях, забыл дорогу в Большой театр, занялся доходным аптечным бизнесом и прочими скучными вещами. Но при этом оставил в своей жизни, в своем доме, в окружающем его пространстве музыку - как истинное воплощение своей души.

Музыка звучит с экрана практически весь фильм, являясь полноправным и полновластным героем картины. Великие мелодии Баха, Шуберта, Вивальди, Хачатуряна, Щедрина, Филипа Гласа, накатывая на зрителя мощными волнами, придают происходящему на экране не сиюминутное, не бытовое - бытийное измерение. Музыка вступает в жесткий диссонанс с житейской суетой, с беспорядочной какофонией низкопробной попсы, льющейся из каждого окна, из каждой подворотни.

Постоянный внутренний разлад, тоска о несбывшемся, отсутствие творческих перспектив сделали из героя не человека - жестокосердного монстра. Алексей ненавидит репортеров, копающихся в его звездном белье. Он хамовато ведет себя со своей бывшей женой (Алена Бабенко) и внезапно обнаружившейся дочерью-подростком (однофамилица Сергея Безрукова, восходящая звезда модельного бизнеса и кино Настя Безрукова). Он невыносимо груб со своей нынешней молодой любовницей (Карина Андоленко), ждущей от него ребенка. Неоправданно резок с милыми, старомодными, побаивающимися его родителями (Владимир Меньшов и Тамара Акулова). А уж партнерам по бизнесу, соседям, врачам, бывшим коллегам по сцене от него достается «по полной». Но, все, так или иначе «терпят» Темникова: гении редко бывают деликатными, обходительными людьми…

Темников после бытовой драки с соседом неудачно падает на спину, попадает к врачам, от которых узнает, что старая травма стремительно прогрессирует и грозит ему в скором времени полной инвалидностью. Вот, где Господь Бог дает шанс главному герою: стать «овощем», смириться с инвалидностью или…? Клин, как известно, вышибают клином

В квартире героя Сергея Безрукова и в его кабинете можно заметить много деталей, говорящих о том, что он занимается боксом, как и сам актёр. На столе у Темникова можно увидеть фотографию Майи Плисецкой, а на стене кабинета нарисовано изображающее её граффити.

Во время съемок сцены с проездом троллейбуса мимо здания Кремля, перерывы между дублями порой достигали полутора часов в те моменты, когда ФСО останавливали съемки, чтобы пропустить президентский кортеж. В картине также снялся Алексей Ягудин, однако сцена с его участием была вырезана в связи с техническим браком. Изображение артиста осталось лишь на футболке Кьяры и на плакатах в её комнате. Александр Сиваев, сыгравший художника по свету, на самом деле является художником по свету, а по совместительству и лауреатом «Золотой маски».

Анна Матисон: «Настя себя очень хорошо показала в «Млечном пути», и я знала все ее возможности, так что, персонаж Кьяры писался исходя из сильных сторон девочки. Мне кажется, что из нее получится прекрасный актер и человек: она воспитанная девочка, с уважением относится к партнерам по площадке и при этом по-настоящему работает».

Сергей Безруков: «Думаю, что Господь Бог всегда дает шанс человеку»! На встрече с журналистами в Москве, отвечая на вопросы о своей роли, отношении к главному герою, Сергей Безруков заметил, что лично он испытывал негативное, отрицательное к нему отношение и надеется, что он никогда не станет таким: 

- «Что он, герой, лично сам сделал в жизни? Школу для богатеньких тетушек, - ну, это не серьезно! Он не подготовил ученика. Он  - откровенный подонок, который готов обижать любого и каждого, кто оказывается с ним рядом. Это позднее, постепенно зритель начинает понимать, как ему, главному герою больно, и потому в ответ - он никого не щадит. Да, случилось несчастье, но – попробуй! Он мог бы стать гениальный хореографом, - такое бывает! Кроме того, он гениально слышит, понимает Музыку, но он - струсил! Он 20 лет был трусом! И он это - осознает»

Зритель услышит этот удивительный монолог героя в троллейбусе о своем предназначении, когда он едет со своей дочерью в Большой театр. В картине нет пошлости. Актер лично не принимает своего героя, он бы сам так не поступил, а стал бы жить дальше и заниматься хореографией, своим любимым делом - балетом.

За последние годы - это, пожалуй, одна из попыток вернуть серьезного, умного зрителя в кинотеатр.  Фильм, который заставляет задуматься: что оставляем мы после себя?!

- «Авторское кино - «После тебя» именно авторский фильм, - должно быть интересно массовому читателю и, в то же время, нести какой-то посыл, - считает Сергей Безруков, - я не думаю, что продюсерское хуже, часто ведь как раз наоборот. Однако, цель «Кинокомпании Сергея Безрукова» - донести до аудитории именно легкое, хорошее и умное авторское кино. Для этого подходят и болезненные истории, которые могут помочь как-то переосмыслить себя, осознать что-то, подвигнуть к познанию и движению».

С 16 марта в российском прокате фильм «После тебя»: есть еще время найти в кинотеатре своего города этот фильм, - рекомендую!

 

 

 

 

 

 

Источники материалов, видео и фотографий: https://www.kinoafisha.info/movies/8322889/, http://sergeybezrukov.ru/art/cinema/posle-tebya/, http://spb.kinoafisha.info/cinema/8157858/