ДВА ДНЯ ПОЛЬСКОЙ МУЗЫКИ: К.ПЕНДЕРЕЦКИЙ!

БЗФ представляет мини-фестиваль «Два дня польской музыки»:

23 и 24 февраля 2013 года в большом заде Филармонии прозвучат сочинения выдающихся польских композиторов  - классиков ХХ века Кшиштофа Пендерецкого и Витольда Лютославского. Кшиштоф Пендерецкий - гигантская фигура современной мировой музыкальной культуры: композитор, дирижер, педагог (причем во всех ипостасях -  выдающийся, отмеченный всеми престижными премиями мира). Уроженец Краковского предместья, Пендерецкий провел в Кракове свою юность, учась в музыкальной академии и в Университете. Свои ранние работы, «Меры времени и тишины», «Плач памяти жертв Хиросимы» (премия ЮНЕСКО, 1961), «Полиморфия», Dies irae (премия Италии, 1968), Страсти по Луке (премия земли Северный Рейн-Вестфалия, 1966 и премия Италии, 1967) имевшие несомненный успех, Пендерецкий  посвящает экспериментам с сонористикой, атональностью и авангардными формами.

 

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века, и остается одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня. К празднованию 3000-летнего юбилея Вечного города маэстро пишет ораторию «Семь врат Иерусалима» (сочинение, под звуки которого в 2001 году в Петербурге были открыты Царские врата Эрмитажа); маэстро заказана музыка для церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года. Почти все сочинения Пендерецкого выпущены на пластинках и компакт-дисках, они входили и входят в репертуар великих дирижеров  Герберта фон Караяна, Пьера Булеза, Зубина Меты. 

 

Он - самый высокооплачиваемый, востребованный композитор современности. Пишет почти всегда только на заказ, не стесняясь быть конъюнктурным, что, в общем, правильно, ведь заказы не мешали Баху быть Бахом, а Чайковскому ежедневно дисциплинированно усаживаться за сочинение, не ожидая вдохновения.

 

Из более чем 150 музыкальных сочинений, в том числе опер, ораторий и симфоний Пендерецкого, в программе петербургского концерта заявлены Третья симфония - сочинение, относительно давнее, траурное и тяжелое по содержанию, но в традициях классических симфоний типа Малера, без крайнего авангарда. Третья симфония, завершающая монографическую программу, уже известна любителям музыки. Она была закончена к 1995 и на ее сочинение композитор потратил семь лет, успев в те же годы написать еще две симфонии (Четвертую и Пятую). По словам Кшиштофа Пендерецкого, к середине 70-х годов прошлого века он уходит от авангардизма, которому отдал щедрую дань в предыдущее десятилетие; работы Пендерецкого становятся все более простыми по языку. В этот период автор ориентируется на творчество титанов ХХ века - Густава Малера, Белы Бартока, Сергея Прокофьева, и, в особенности, Дмитрия Шостаковича. Крупная пятичастная композиция с центральной частью - трагической Пассакалией в духе Шостаковича - ставит Третью симфонию Пендерецкого в ряд выдающихся музыкальных памятников трагической истории прошлого века.

 

В программе сочинений маэстро Пендерецкого в Санкт-Петербурге - относительно свежие сочинения 2008 года, впервые исполняющиеся в Петербурге: "Три китайские песни для голоса с оркестром" и "Концерт для валторны с оркестром «Зимний путь». Здесь, как почти во всех поздних сочинениях Пендерецкого, композитор приходит к некой мудрой простоте, не утрачивая стиля, экспрессивности, нерва. В концерте принимает участие заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Дирижирует - автор.

 

Программа двух дней польской музыки:

23 февраля, Суббота 19.00


Заслуженный коллектив России академический 
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Польша)
К 80-летию музыканта
Солисты: 
Радован ВЛАТКОВИЧ валторна (Хорватия)
Томас БАУЭР баритон (Германия)
ПЕНДЕРЕЦКИЙ
«Зимний путь», концерт для валторны с оркестром
Первое исполнение в Санкт-Петербурге
Три китайские песни для голоса с оркестром
Первое исполнение в Санкт-Петербурге
Симфония №3

 

24 февраля, Воскресенье 19.00

 
Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер - Феликс КОРОБОВ
Солистка - Эва ПОБЛОЦКА (Польша)
ЛЮТОСЛАВСКИЙ
К 100-летию со дня рождения композитора
Концерт для оркестра
Концерт для фортепиано с оркестром
Симфония № 4
Первое исполнение в Санкт-Петербурге

 

23 февраля 2013 года - уникальная возможность лично «поздравить» Кшиштофа Пендерецкого с восьмидесятым днем рождения. Композитор и дирижер с мировым именем регулярно посещает Санкт-Петербург  и радует петербуржцев своим талантом. 23 и 24 февраля 2013 года маэстро Пендерецкий дирижирует заслуженным коллективом России - академическим симфоническим оркестром филармонии, вместе с которым выступают два замечательных музыкальных исполнителя - валторнист Радован Влаткович из Хорватии и немецкий баритон Томас Бауэр. Этот первый из двух концертов посвящен творчеству Пендерецкого, которому, напоминаем,  в этом году исполняется 80 лет. По словам самого маэстро, «композитор должен не только писать музыку, но и участвовать в ее исполнении».

 

Творческая встреча с участниками фестиваля "ДВА ДНЯ ПОЛЬСКОЙ МУЗЫКИ" прошла 21 февраля в Бетховенском фойе Филармонии, и я хочу Вас, дорогие читатели, познакомить с фрагментами этой встречи, в которой принимали участие: сам маэстро Кшиштоф Пендерецкий, главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Феликс Коробов и директор Польского института в Санкт-Петербурге господин Цезары Карпиньски. 

 

Вопросов к маэстро Пендерецкому было так много, что я выбрала лишь некоторые из них, и начну с того, что журналисты интересовались: нравится ли композитору Кшиштофу Пендерецкому, как исполняют его музыку другие дирижеры?

 

-  …"Кто только не исполнял мою музыку?! И мне казалось, что это гораздо лучше у них выходит, чем у меня самого!"

 

В программами концерта - "Три китайские песни для голоса с оркестром", которые баритон Томас Бауэр исполняет … на немецком языке и от того прозвучал вопрос: почему на немецком?

 

- …"Мне кажется, что немецкий язык просто создан, чтобы его использовали в музыке, так же - итальянский, русский - мне кажется, просто созданы, чтобы их использовали в музыкальном произведении, а почему немецкий? просто мне он очень близок, я его очень хорошо знаю; я не использовал польский язык, потому что он очень труден для иностранцев - в польском очень много шипящих звуков: Ч, Ж, Ш, Щ; это такой, я бы сказал, - шелестящий язык и для уха иностранцев - очень сложен, а немецкий язык - вполне!"

 

И, в продолжении вопроса о языке исполнения, - о самих стихах китайских песен:

 

-…"На концерте будет представлено 3 из цикла, в которые входят 7 китайских песен. Дело в том, что это создано на стихи старинного китайского поэта, первый век Китая; этим мастером пользовался и Малер, и поэтому я воспользовался этим переводом.."

 

Вопросы о литературе плавно переходят в интерес к самому композитору, его жизни, его увлечениях:

 

-…"Я вырос в доме, где было много книг латинских и греческих авторов, которыми я зачитывался и для меня имеет огромное значение античная литература и эти языки, которые я могу использовать в своих произведениях; тогда - латинский язык был очень распространен и все образованные люди владели латинским языком; сейчас в наше время это теряет свое значение, но 50 лет тому назад это было распространено, а сейчас распространен английский язык и латынь уже не имеет такой популярности.."

 

В ответ на вопрос, - что является главным в творчестве композитора, мы услышали следующее:

 

- … "Для меня самое главное и мне близок - Человек и это в какой-то мере нашло отражение в моей музыке; для меня, например,… "святое письмо"в Библии - самая близкая для меня книга, которой я пользуюсь в музыке и тогда можно сказать, что это - самое для меня главное; я написал много произведений духовных, ораторий, но могу сказать, что Бог не является для меня на первом месте, а для меня на первом месте - Человек!"

 

В ответ на вопрос, что сегодня является "источником вдохновения" маэстро скептически ответил:

-…"Я не являюсь хроникером и то, что: предположим, происходит в Банглодеж, или то, что происходит в других странах - несчастья, землетрясения, или метеориты, - это не вдохновляет на создание произведений"..:-)

 

Следующий витиеватый вопрос девушки о духовной музыке и что означает сегодня следовать традициям написания религиозной музыки - ответ здесь:

Так как в своем рассказе маэстро Пендерецкий упоминал свои работы для театра, я решила спросить о его киномузыке: писал ли он когда-либо специально для кино?

Лично я смутно вспоминаю, что в некоторых картинах я видела в титрах имя Кшиштофа Пендерецкого:

-… "Я, конечно, в самом начале пробовал писать музыку для кинофильмов…Тем не менее, многие режиссеры используют мою музыку в своих фильмах, так например, Вайда в фильме "Катынь" использовал мою музыку, я даже сам какие-то фрагменты посоветовал ему использовать в своем фильме, потому что у Вайды отец погиб в Катыне, а  у меня - мой дед; кстати, и Стенли Кубрик использовал мою музыку; и среди молодежи она сегодня известна - они по кинофильмам знают мою музыку: на концерты они, как правило, редко ходят.."

 

Не пропустили наши журналисты возможность задать маэстро Пендерецкому вопрос о русской музыке и современных российских композиторах, а также - какая музыка его вдохновляет?

-…"Если бы я родился, например, в новой Зеландии, то я бы, наверняка, не создавал ту музыку, которую я создавал, когда я родился в Польше, потому что все окружение и время, в которое я жил, вся моя семья, события, которые происходили, все то, что говорилось в доме ,- это все повлияло на то, какую музыку я пишу.. и это - не специально, а это - просто моя жизнь.. И поэтому трудно говорить о том, что я бы писал веселую музыку, спокойную и так далее, и то, что эта музыка действительно может потрясти…; Когда я впервые приехал в Ленинград, - жизнь меня столкнула и дала возможность встретиться с Шестаковичем и те его симфонии, которые я услышал здесь в Ленинграде, произвели на меня огромное впечатление. Также я очень ценю других российских композиторов, которые повлияли на мое творчество, - это и Чайковский, и Прокофьев, и Рахманинов, и целая плеяда композиторов, которая висит здесь на стене, но я, вообще-то, - славянский композитор.. Если бы я был швейцарцем, - я бы чинил часы и создавал какие-то новые модели часов, но музыку я бы не писал - мы что-нибудь знаем о швейцарских композиторах?.. А я родился в Польше, и я - славянский композитор.. Мне жена тут подсказала, что я в хороших, дружеских отношениях с Родионом Щедриным и с Губайдуллиной и могу сказать, что, конечно, и вся русская литература оказывает на меня огромное влияние. И вся эта русская литература ценится до сих пор в Польше, и я чувствую себя таким человеком, который впитывает все это в себя и обогащен русской литературой; тоже и не надо забывать, что когда я исполняю свою музыку в этом зале, - я чувствую тепло и живой контакт с публикой, которая воспринимает мои произведения и для меня это очень важно!"

Вопрос о современной польской музыке завершил встречу маэстро Пендерецкого:

-…"Я хочу сказать, что я не музыковед, а композитор… Надо сказать, что Лютославкий писал в 40-50 годах, а я начал писать/создавать позднее и, вообще, мы - разные композиторы и то, что нас объединяет, так это то, что мы - польские композиторы, а говорить об общности, - это только музыковеды могут говорить об этом.. Я могу сказать, что Музыка - она выше Политики, она стоит на вершине и самое главное - это то, что передает эта Музыка. И где-бы ни родился человек, - он способен понять музыку; ..Мне самому жаль, что я не знаю многих современных композиторов и, если еще здесь будет организован польский фестиваль музыки, то могут быть приглашены польские композиторы: это совершенно другие люди, они иначе пишут, и наверняка, это будет интересно для русской публики..".

Фоторепортаж творческой встречи можно посмотреть ниже:

Возвращаясь к программе Дней Польской музыки сегодня, надо отметить что, Витольд Лютославский, чьи сочинения прозвучат 24 февраля, учился у Витольда Малишевского, ученика Римского-Корсакова. Лютославский считал последнего «вершиной музыки», также среди его кумиров были Фредерик Шопен и Людвиг ван Бетховен. Лютославский неоднократно повторял, что сочиняет такую музыку, какую сам хотел бы услышать.

 

Одно из самых важных сочинений Витольда Лютославского, его визитная карточка во всеобщем восприятии, - Концерт для оркестра. Для немцев это сочинение стало подобно  «Маленькой ночной серенаде»: фрагмент Концерта, точно так же усвоенный и распознаваемый, как серенада Моцарта, был сигналом популярной радиопередачи. Музыка Лютославского отличается концертным блеском, в ней ярко выражен элемент виртуозности. Концерт для фортепиано с оркестром (1988) продолжает линию блестящего романтического пианизма „большого стиля“. Среди первых исполнителей инструментальных концертов Лютославского были Мстислав Ростропович, Кристиан Цимерман и Анне-Софи Муттер.

 

Продирижирует программой из сочинений Витольда Лютославского главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Феликс Коробов. Дирижерскую карьеру он начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России. В дальнейшем  в течение трех сезонов совмещал должность главного дирижера в двух ведущих московских  оперных театрах -  Музыкальном им. Станиславского и Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» им.Е. Колобова, 

 

Солисткой в фортепианном концерте Лютославского выступит Эва Поблоцка - одна из самых известных польских пианисток.  Выпускница Музыкальной Академии в Гданьске, Поблоцка  завоевала высшие награды на конкурсах в Верчелли, Бордо и Варшаве. Она выступала по всей Европе, в Северной и Южной Америках, Сингапуре, Корее, Японии и Австралии, выходила на сцену таких известных залов как Геркулес-Зал в Мюнхене, Musikhalle в Гамбурге, Auditorio Nacional в Мадриде, Barbican Centre и Wigmore Hall в Лондоне, Музикверейн в Вене, Линкольн-Центр в Нью-Йорке и Студия Гленна Гульда в Торонто. 

 

Фестиваль проходит при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге и Института Адама Мицкевича (Варшава)

 

Концерт из произведений Витольда Лютославского посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения композитора.

 

 

 

 

 

Источники материалов - http://www.philharmonia.spb.ru/rus/polandfestival

Фотографии и видео с творческой встречи - Анатолий Оношко.