ФЕСТИВАЛЬ КИТАЙСКОГО КИНО 2013

С 4 по 11 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге в кинотеатре  "Аврора" проходит «Фестиваль китайского кино 2013».

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и при взаимодействии с Государственным главным управления по делам печати, издательств, кинематографии, радиовещания и телевидения Китайской Народной Республики. У жителей и гостей города появилась уникальная возможность познакомиться  с достижениями современного китайского кинематографа.

Фестиваль китайского кино 2013 года открылся в среду в северной столице. На церемонии открытия фестиваля присутствовал и выступил с речью заместитель премьера Госсовета КНР Ван Ян: "..Проведение фестиваля китайского кино в России и российского кино в Китае будет способствовать взаимному пониманию между двумя народами и играть важную роль в развитии китайско-российской дружбы", - сказал китайский вице-премьер, выразив надежу на то, что стороны будут усиливать сотрудничество и снимать больше выдающихся фильмов. 

В церемонии открытия фестиваля китайского кино приняла участие вице-премьер-министр РФ Ольга Голодец, а также - режиссеры, актеры и деятели китайского кинематографа: режиссер и главные актеры фильма «Китайский партнер», актриса фильма «Великий мастер» Чжан Цзыи, сценарист фильма «Сяо Хун, или Падающие цветы» Су Сяовэй, генеральный директор Нинсяской кинокомпании (Ningxia film group) Ян Хунтао, заместитель генерального директора Чжучзянской кинокомпании (Zhujiang film group) Чжао Цзюнь.

Кроме того, самым значительным событием фестиваля стало присутствие китайской "звезды кино": знаменитый голливудский актер и режиссер, Джеки Чан стал главным действующим лицом торжественного открытия «Фестиваля китайского кино 2013» в петербургском кинотеатре «Аврора», не только представил кинофильмы, но и исполнил песню «Родина».

Приехав днем ранее, актер гулял по Петербургу, фотографировался с поклонниками и на вопрос «Как вам в нашем городе?», - неизменно отвечал: «Good!»

 

В «Аврору» Джеки Чан прибыл на полчаса до начала, вызвав столпотворение на Невском и суматоху в рядах встречающих. Отмененная пресс-конференция была заменена на сумбурную фотосессию в малом зале. Журналисты терпеливо ожидали возможности задать хоть несколько вопросов высоким гостям, однако - общения с журналистами не состоялось…

Затем Джеки Чан скромно вошел в зал с одной из самых красивых китайских актрис Чжан Цзыи. Звезда китайского кинематографа Чжан Цзыи известна зрителю по фильмам «Мемуары Гейши», «Час пик-2», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», а за красоту ее даже включали в списки 50-ти красавиц планеты (!) которая, выйдя на сцену, призналась, что объехала весь мир, представляла китайское кино в Голливуде, а вот в Россию попала впервые: «Россия - очень красивая страна. Раньше я её представляла только по русским фильмам. На меня, да и на всех китайских зрителей российское кино оказало огромное влияние. Я рада, что сегодня мы можем представить десять выдающихся современных лент Китая». Чжан Цзыи, как и остальные кинематографические гости, неплохо знает нашу страну по таким фильмам «Как закалялась сталь» и «Служебный роман».

Мистер Джеки Чан рассказал, что в России он частый гость, снимал кинофильмы и в Москве, и на Черном море, поблагодарил российский фан-клуб, а также российское правительство, за поддержку: «Я рад, что сегодня здесь собралось так много поклонников китайского кино. Оно принадлежит всему миру. Надеюсь, что мы и дальше будем создавать ленты, которые будут интересны зрителям самых разных стран…Китайское кино признано и любимо китайцами, но мы хотим, чтобы его также узнали и полюбили по всем мире. Мы намерены продвигать китайское кино и китайское кунг-фу по всему миру, соединив наши кинематографические таланты с голливудскими технологиями». Символическую ленточку открытия перерезали вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян и зампред правительства РФ Ольга Голодец. В Программе торжественного вечера состоялся также - концерт, в финале которого Джеки Чан поднялся на сцену и под инструментальную фонограмму вдохновенно исполнил драматическим тенором глубоко патриотичную песню «Родина», которую сопровождали соответствующие кинокадры и субтитры на русском и китайском языках. 

Фестиваль  открылся фильмом режиссера Питера Чана «Китайский партнер». Съемочная группа «Китайского партнера» (в оригинале - «American Dreams in China») - режиссер Питер Чан вместе с квартетом молодых актеров представили свою кинодраму о троице друзей, которые в конце 80-х, решив подработать преподаванием английского языка, неожиданно для себя создали образовательную бизнес-империю. Эта картина собрала в Китае 16,5 миллионов зрителей, опередив в прокате даже «Социальную сеть» с аналогичной историей восхождения молодых ребят к вершинам бизнеса. 

Закроет Фестиваль китайского кино - фильм «Доспехи Бога: Миссия Зодиак», где Джеки Чан, как всегда, выступил сразу в нескольких амплуа: актёр, режиссёр, монтажёр, и даже композитор. В программе представлены лучшие фильмы Китая последних лет - 10 фильмов о любви, семье, захватывающий приключениях и красоте жизни: от эпической военной драмы до фэнтези и комедии. Но два фильма программы оказались особенно интересными: это - «Китайский партнер» Питера Чана и «Молодые» Чжао Вэй. Оба сняты в 2013 году и оба рассказывают о новейшей истории Китая: об эпохе модернизации, охватившей Китай после реформ Дэн Сяопина. По сути это рассказ о том, как изменилась жизнь в современном Китае и что такое китайская мечт?!. Об этом - чуть позднее, а сейчас - познакомьтесь с программой кинофестиваля:

 

4 сентября, среда, 19.00


«Китайский партнер», режиссер Питер Чан, 2013 г.

 

«Китайский партнер» Питера Чана - фильм во многом автобиографический. Гонконгский режиссер Чан, снявший свой фильм в Китае, сам учился в США в UCLA, и признался в Петербурге, что хотел во многом рассказать о себе, перенеся действие из Гонконга 80-х в Пекин 90-х. В его фильме действуют три героя, три друга, закончившие пекинский университет и мечтающие уехать в Америку. Из троих друзей визу получает только один, второй обходится любовным романом с американкой, а третий теряет любимую девушку, также получившую американскую визу, и оказывается среди первых китайских частных предпринимателей. Любовь к Америке определяет род занятий героев. Оставшиеся в Пекине друзья организовывают частные курсы английского языка «Новая мечта», где обучают тех, кто надеется перебраться в Америку. Желающих обучиться оказывается еще больше, когда спустя несколько лет к двум друзьям присоединяется третий, вернувшийся из Америки. Не сумев встроиться в американское общество, разочарованный, он возвращается в Пекин, где выясняется, что его новоприобретенный американский прагматизм и стремление к успеху - как раз то, чем он может поделиться с соотечественниками. Сообща друзья добиваются огромных коммерческих успехов, зарабатывают репутацию крупного образовательного центра и в конце концов привлекают внимание американцев, разъяренных тем, что китайцы используют нелегальный образовательный контент. Судебные разбирательства позволяют всем друзьям оказаться в Нью-Йорке. Для двоих из них - это исполнение заветной мечты побывать в США. Но теперь они уже сила, а не просители...

 

«Китайский партнер» - остроумная социальная картина о новых китайцах, сумевших стать средним классом в последние два десятилетия. Она позволяет поразмышлять о главных ценностях современного китайского общества, центральное место среди которых принадлежит образованию. Герои Чана делают себе социальный капитал на ниве образования, используя мозги, смекалку, трудолюбие и настойчивость. Да, они используют пиратский контент. Но обучение английскому по учебникам TOEFL - это возможность стать людьми мира, освободиться от изоляционизма, чтобы в конечном итоге добиться уважения к себе своего конкурента, который сегодня и становится главным китайским партнером. О том, что это партнерство становится нужным не только Китаю, но и США, говорит не только китайское кино, но и статистика. В следующем году по данным Госдепа 100 тысяч американских студентов поедут учиться в Китай. Американцы сегодня считают, что настало время учиться у своего китайского партнера.

«Китайский партнер» - ответ американской «Социальной сети». Любопытно, что оба фильма начинаются с суда над главными героями, попытки сбросить их с вершины успеха. Но если фэйсбук разводит друзей, ставших в ходе развития бизнеса конкурентами, то китайский вариант «Новой мечты» показывает, как возникшая общая проблема снова объединяет уставших было друг от друга партнеров, не оставляя и тени обиды. Перед лицом конкурирующего Запада китайцы объединяются, чтобы дружно доказать американцам, что их есть за что уважать. Времена коммунистического коллективизма не прошли даром, и сегодня, когда китайцы приобщаются к капиталистическому индивидуализму, они не спешат отказываться от лучшего из прежней матрицы социальных отношений. Партнерство и  разделение труда помогают им устанавливать крепкие бизнес-связи. Во всяком случае, таким рисует современный Китай фильм Питера Чана, который можно назвать здоровой пропагандой «китайской мечты». Не случайно этот фильм открывал Неделю китайского кино.

 

5 сентября, четверг, 19.00


«Молодые», режиссер Чжао Вэй, 2013 г.

 

Студенческая мелодрама «Молодые» Чжао Вэй стала кассовым хитом в Китае, собрав 115 млн. долларов в прокате. Чжао Вэй, или Вики Чжао, - знаменитая в Китае актриса, кстати, сыгравшая главную роль в другом фестивальном фильме - «Раскрашенная кожа 2: Воскрешение». Используя благоприятные в китайской индустрии условия для того, чтобы дебютировать в кино, она и сняла эту экранизацию популярного на родине романа Синь Иу «За нашу ускользающую юность». «Молодые», как и «Китайский партнер», устремляют взгляд на судьбу поколения, чьи студенческие годы пришлись на конец 80-х и начало 90-х, и кто сегодня сумел занять ключевые позиции в китайском обществе.

 

Герои фильма знакомятся в архитектурном университете Пекина, живут в одном обшарпанном общежитии и мечтают о лучшем будущем. Она - готова делить нищету с ним и отказывает представителю более богатой семьи, лишь бы быть рядом с любимым. Он - любит ее, но все же предпочитает использовать квоту в США, чтобы там продолжить свою образование, получить грин-карт посредством брака по расчету и спустя несколько лет прийти к выводу, что совершил ошибку. «Молодые» показывают быстро развивающийся мир, в котором нужно все время стремиться вперед.

Потеряв любовь, украшавшую студенческие годы героев, они спустя много лет вновь обретают шанс соединиться. И это соединение кажется совершенно логичным в силу того, что огромный Китай предстает страной больших возможностей, новых шансов и постоянного изменения к лучшему. Китай включен в глобальную мировую экономику, потому герои, даже переехав жить в США, имеют шанс вновь вернуться на родину, которая стремится стать конкурентоспособной, и вновь отыскать там свою потерянную любовь. Вики Чжао с удовольствием показывает контраст уровня жизни между 90-ми и нулевыми годами, подчеркивая, что каждое новое китайское поколение получает возможность жить лучше и богаче своих родителей. Это обстоятельство и привносит то чувство социального оптимизма, которое позволяет переживать личные драмы и разлуки.

 

6 сентября, пятница, 19.00


«Возвращение в 1942»,/Yi jiu si er/ (2012)

драма

Режиссер: Фэн Сяоган, 2012г.

В ролях: Эдриен Броуди, Даоминг Чен, Ихун Дуань, Фэн Юаньжэн, Ли Ксихюань …

Картина поставлена по мотивам одноименного романа Лю Чжэньюня.

1942 год. Японцы по-хозяйски орудуют на территории Поднебесной, а правительство националистов больше всего озабочено собственным имиджем в глазах мирового сообщества. В провинции Хэнань бушует голод, вызванный продолжительной засухой, и миллионы крестьян вынуждены бросить дома и отправиться в поисках пропитания в соседние земли.

 

Не то чтобы китайцы редко высказывались на тему «времена не выбирают», но в длинной череде национальных эпиков о Второй мировой «Возвращение в 1942» сразу выделяется почти полным отсутствием в кадре японцев. Китайцев здесь убивают и унижают сами китайцы на пару с невыносимыми историческими обстоятельствами.

Голодные крестьяне нападают на более удачливых соседей; отступающие солдаты промышляют бандитизмом; женщины сами просят отцов и мужей обменять их на миску похлебки, а стоит отвернуться - как кто-то уже доедает твоего ослика (что характерно, потерпевший сам его украл минуту назад)…  Одна из ключевых сцен фактически повторяет схожий эпизод из «Судьбы человека» Сергея Бондарчука. В Китае фильм посмотрели десять миллионов зрителей.

 

7 сентября, суббота, 15.00

«Доктор с канатной дороги», режиссер Лэй Сяньхэ, 2012г.

 

7 сентября, суббота, 17.00


«Великий мастер»/Yi dai zong shi/ (2013), режиссер Вонг Карвай, 2013г.

боевик / драма / биография

Режиссер: Вонг Кар-Вай
В ролях: Тони Люн Чиу Вай, Чжан Зийи, Чан Чэнь, Кун Ле, Леун Сю-Лун …

В фокусе фильма - зрелые годы Ип Мана, всемирно известного популяризатора кунг-фу и учителя Брюса Ли. В южном Фошане в 30-е годы он сражается с бойцами Севера, закрепляя за собой звание мастера. Десятилетие спустя Ип вынужден расстаться с семьей и бежать из страны в Гонконг. Параллельно разворачивается история его так и не состоявшегося многолетнего романа с Гонг Эр - наследницей великого мастера Севера.

Пятидесятилетний исполнитель главной роли Тоню Люн впервые обратился к боевым искусствам перед съемками картины. Он тренировался на протяжении нескольких лет по четыре часа в день.

«Великий мастер» - стопроцентно авторское кино, в своей наиболее концентрированной форме. Взяв за основу биографию действительно популярного персонажа, о котором только за последние годы в Китае сняли несколько байопиков, Вонг создал фантазию настолько вольную, что, убрав из диалогов имена собственные, можно было бы устроить викторину даже среди знатоков материала – вряд ли многие угадали бы в главном герое Ип Мана.  

По Вонгу, фильм есть сон – греза о невозможном, о преодолении времени. Режиссер, прививший миру моду на окончательно опошленные его эпигонами рапиды, вновь замораживает стрелки на часах и закольцовывает происходящее, склеивая его в ленту Мебиуса. Перрон, мимо которого необъяснимо медленно, почти бесконечно идет набирающий скорость поезд, превращается в зал ожидания Чуда. Финал грустной сказки известен заранее, так что надежда умирает, не успев родиться. Но умирает она настолько долго, что позволяет в полной мере насладиться щемящей декадентской тоской, такой всеобъемлющей, что ее объект теряется в тумане. Красавица, не дождавшаяся любви своей жизни? Великий мастер, потерявший все, чем обладал? Мир, бесследно ушедший на дно столетия как Атлантида? Тайный кодекс учения, превратившегося в собрание общих мест? Или Брюс Ли, не успевший за жизнь почти ничего, но ставший звездой посмертно, - тот самый одинокий мальчик среди взрослых мужчин, застывающий в стоп-кадре на закрывающей фильм фотографии? Возможно, и он тоже.

«Великий мастер» стал фильмом открытия Берлинского МКФ.

 

8 сентября, воскресенье, 15.00


«Любовь не слепа», режиссер Тэн Хуатао, 2011г.

Режиссер Тэн Хуатао,

В ролях: Вэнь Чжан, Бай Байхэ, Го Цзинфэй, Дэвид Ван, Чжан Цзисюань

 

Действие фильма происходит в Пекине, в наши дни. Прогуливаясь по городу, Хуан Сяосянь, работающая в фирме по организации брачных церемоний, неожиданно застает своего бойфренда Лу Жаня в обнимку со своей же подругой Фэн Цзяци. На следующий день Жань признается Сяосянь, что его увлечение Цзяци - это всерьез и надолго, и что об их прежней любви надо забыть. Цзяци просит у Сяосянь прощения, но это не смягчает душевной травмы девушки, которая одновременно теряет и возлюбленного, и лучшую подругу. На работе Сяосянь и ее коллега, чудаковатый Ван Сяоцзянь занимаются организацией свадьбы двух важных клиентов - состоятельного «нового китайца» и его капризной, привередливой невесты. Приготовления к этой свадьбе доводят Сяосянь до нервного истощения. Она допускает серьезную промашку в работе, чреватую нарушением контракта с клиентами. Среди тех, кто проявляет к девушке искреннее сочувствие - Ван Сяоцзянь. Расположение и поддержка Вана помогает Сяосянь обрести уверенность в себе, и всё же разрыв с Лу Жанем не дает героине покоя.

 

8 сентября, воскресенье, 17.00


«Сяо Хун  или Падающие цветы», режиссер Хо Цзянци, 2012г.

Режиссёр: Хо Цзянци

Продюсер: Саньпин Хань, Ву Хонг Лианг

В ролях: Сун Цзя, Хуан Цзюэ, Ван Жэньцзюнь, Чжан Бо

 

Героиню этой биографической драмы, известную китайскую писательницу Сяо Хун, позволительно назвать «китайской Мариной Цветаевой». Тонкая и независимая натура, Сяо Хун пожертвовала семейным благополучием ради творческого самовыражения и личной свободы. Пройдя через нищету, она утвердилась в литературной элите гоминьдановского Китая. Вместе с тем, избранный жребий заставляет ее отказаться от новорожденной дочери, а ее поиски близкого мужчины оборачиваются глубокими разочарованиями. Следя за перипетиями судьбы Сяо Хун, создатели фильма переносят нас из заснеженного Харбина с православными храмами в южный «вестернизированный» Шанхай, из Японии - в охваченный войной Гонконг. Неординарному характеру героини соответствует не менее колоритная эпоха.

 

9 сентября, понедельник, 19.00


«Полет над домом престарелых», режиссер Чжан Ян, 2012г.

Beijing Forbidden City Film Studio, 2012г.

Режиссер: Чжан Ян

В ролях: У Тяньмин, Сю Хуаньшань, Янь Бинъянь.

Продолжительность: 105 мин.

Премьера: 09.09.2013

 

В названии и сюжете этого фильма есть намеренные параллели со знаменитым «Полетом над гнездом кукушки» (пьесой К.Кизи и фильмом М. Формана), однако, подчеркивая их, создатели китайской картины берутся убедить нас, что в современном Китае даже для больных стариков открыта дверь в активную и духовно насыщенную жизнь. Конечно, участь интеллигентного Гэ, выселенного из квартиры собственным сыном, или затейника Чжоу, страдающего неизлечимым недугом, не назовешь завидной. Но, объединившись в самодеятельный сценический коллектив,  пациенты дома престарелых Гуаншань доказывают себе и всему миру, что их  энергия и фантазия способны творить чудеса. Со своим  номером они получают право выступить на телевизионном конкурсе. В отличие от американского прототипа, союзниками престарелых лицедеев постепенно становятся и формалисты-врачи, и эгоисты-родственники. Наивный комизм, которым наполнены диалоги и ситуации картины, вызовет сочувственную улыбку у зрителя, хотя порой, возможно, и с горьким оттенком.

 

10 сентября, вторник, 19.00


«Доспехи Бога: Миссия Зодиак», режиссер Джеки Чан, 2012г.

Режиссер: Джеки Чан

В ролях: Джеки Чан, У Квонсан, Ляо Фань, Кенни Джи, Линда Вайсбеккер, Оливер Платт.

Премьера: 10.09.2013

Фильм стал третьим в серии картин о «Доспехах Бога», внесших весомый вклад в мировую популярность Джеки Чана. На этот раз его герой, охотник за сокровищами Джей Си по прозвищу Ястреб отправляется на поиски бронзовых фигур животных, символизирующих знаки китайского Зодиака. Некогда они украшали фонтан в знаменитом Юаньминюане, «Парке совершенства и света» китайских императоров, и исчезли после разграбления парка англо-французскими войсками в середине ХIХ века. В наше время за фигурами, имеющими баснословную стоимость, начинают охотиться коллекционеры всего мира. Нанятый  одним из таких ценителей древностей, Джей Си и его команда профессионалов отправляются на поиски исчезнувших реликвий. Эти поиски сначала приводят героев в Париж, а затем на экзотический остров в тропиках, где приключения достигают своего апогея.

 

11 сентября, среда, 19.00


«Раскрашенная кожа 2. Воскрешение», режиссер У Эршань, 2012г.

 Ningxia Movie Group Co., Dinglongda (Beijing) Culture Development Co., Huayi Brothers Media Corporation, Kylin Network, 2012 г.

Режиссер: У Эршань

В ролях: У Эршань

Продолжительность: 125 мин.

Премьера: 11.09.2013

 

«Раскрашенная кожа» не является сиквелом или прологом сюжета первой, мы снова встречаемся с демоном древней лисы, красавицей Сяовэй, которая хочет переродиться в обычную женщину и жить среди людей. Перерождение произойдет только в том случае, если какая-то другая женщина добровольно согласится отдать Сяовэй свое сердце и кожу. На такую жертву готова пойти  юная Цзин - принцесса в золотой полумаске, скрывающей следы таинственного увечья. Идя на сговор с демоном, Цзин преследует свою цель: получив красоту Сяовэй, она надеется стать достойной избранницей для своего возлюбленного, отважного воина Хо Синя. Интрига осложняется тем, что у границ страны Цзин стоит войско  захватчиков из страны Тянь Лан, возглавляемое королевой клана Волков и кровожадным шаманом. Для того, чтобы предотвратить войну, принцесса Цзин должна выйти замуж за принца из клана Волков…

Мистические персонажи, романтическая любовь, современные визуальные спецэффекты и Вики Чжао в роли принцессы Цзин - для китайского зрителя этого оказалось достаточно, чтобы отдать в кассы кинотеатров 115 миллионов долларов.

 

(Фильмы демонстрируются на китайском языке с русскими субтитрами)

 

Итак, что же увидит современный российский зритель в современном китайском кино? Прежде всего - развитие Китая и о китайской мечте:-) Китайская мечта сегодня неотделима от американской мечты. В обеих картинах интрига строится вокруг отъезда в Соединенные Штаты, предстающие как страна больших возможностей. По статистике Китай ежегодно направляет в США порядка 200 тысяч студентов. Каждый четвертый из них не возвращается. Но те, кто приезжает обратно, являются главными проводниками современной модернизации. Они несут западное образование, западный образ мыслей и американское стремление к успеху. Однако, как показывают «Китайский партнер» и «Молодые», проблема отъезда служит одной из причин многочисленных сердечных драм.

 

Китайское общество - общество трудоголиков. О том, как усердно учатся в Америке китайские студенты, ходят легенды. Вечеринкам они предпочитают библиотеки. И это вполне понятно. Мысль о миллиардном населении в Китае приучает их к осознанию повышенной конкурентной среды. Эта мысль подстегивает и героев «Китайского партнера», готовых трудиться без устали и нести знание другим.

 

К современной модернизации китайское кино относится довольно позитивно (ведь его расцвет  - результат экономического взлета Китая). Но китайские фильмы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Они рисуют конфликтные социальные отношения в стране, где расслоение - довольно заметная сторона жизни. К тому же бурная жизнь в Китае, сопровождаемая сотрудничеством с Западом и постоянной миграцией, - причина для бесконечных личных драм. Каждый второй китайский фильм о молодежи или поколении сорокалетних рассказывает о расставании с любимыми, друзьями и родственниками, отправляющимися учиться в США. Сегодня китайская речь звучит в кампусах всех ведущих американских университетов.

 

Чем точно подкупает современное китайское кино, - так это желанием пробудить добрые чувства у зрителей. Не прямолинейными сентиментальными ходами, а акцентом на лучших качествах своих героев. Герои китайских фильмов любят учиться, стремятся к знаниям, желают интегрироваться в мировую экономику и, конечно, мечтают сказать в мировом контексте свое собственное слово, чтоб вызвать к себе уважение. И в конечном итоге его вызывают. С 6  по 13 сентября в Москве фестиваль «Китайского кино-2013» будет радовать москвичей и гостей столицы.

 

 

 

 

 

Источники материалов и фотографий: Агентство Синьхуа, http://russian.china.org.cn, http://calendar.fontanka.ru, http://www.tv100.ru, http://www.tribuna.ru