Фестиваль «Опера - всем» подарила горожанам «Макбет»

15 июля 2018 года на Соборной площади Петропавловской крепости в рамках VII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера-всем» состоялся показ оперы Верди «Макбет».

Несмотря на 30-ти градусную жару, когда в городе совершенно невозможно оставаться и все уезжают на природу! Несмотря на то, что в России 15 июля проходил последний матч ЧМ-2018 по футболу и все болельщики устремились на Фан-зоны или прильнули к своим большим и малым экранам! И «несмотря» на все это: в жаркий, воскресный день петербуржцы и гости северной столицы - любители музыки собрались внутри Петропавловской крепости, подтвердив свою приверженность опере! Спектакль посетили 6 тысяч зрителей.

Мы слушали оперу «Макбет» композитора Джузеппе Верди, первую из трех им написанных на сюжеты Шекспира:  опера поставлена в четырех действиях, либретто Ф. М. Пиаве и А.  Маффеи по одноименной трагедии Вильяма Шекспира. Перед нами была явлена музыкальная редакция Верди, которую композитор почти полностью переработал. Первая постановка: Флоренция, театр "La Pergola", 14 марта 1847 года. Позднее опера переработана для Парижа. Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка в Париже 21 апреля 1865 г. в Theatre Lyrique. Действие происходит в Шотландии, а затем на границе Шотландии и Англии в 1040 году.

Опера «Макбет» благодаря яркой прорисовке характеров, силе музыкально-драматического конфликта становится в один ряд с великим литературным оригиналом. Организаторы фестиваля полагают, что выбор Соборной площади Петропавловской крепости и, в частности, одной из крепостных стен в качестве своеобразного задника будет идеально соответствовать суровым образам, которые оставили нам английское средневековье, драматургический гений Шекспира и музыкальный гений Верди.

Во вступительном слове арт-директор фестиваля «Опера - всем» Виктор Высоцкий сказал, что «Макбет», во-первых, единственная опера Верди, где нет любви, а во-вторых, это - опера о всепоглощающей страсти к власти:

Очень важно время написания оперы и обращение к ней вновь через 20 лет: в 1846-1847 годах в Италии на фоне экономического кризиса появились признаки надвигающейся революции, была ослаблена цензура, объявлена амнистия политическим заключённым, либеральная общественность ликовала, поднялась волна патриотизма. Во Франции в 1860-е годы - это время правления Наполеона III, называвшего себя «другом рабочих», как раз отменили закон Ле-Шапелье, запрещавший стачки и рабочие союзы, и вооружённые выступления рабочих против власти не заставили себя ждать. Таким образом, сюжет о гибели тирана был весьма кстати. Мои друзья (к примеру, Елена Тарасенко) уверены, что организаторы фестиваля ни о чём таком не думали, а просто хотели познакомить горожан с шедевром Верди.

Звучит увертюра: опера - началась:

Если Вы слушали первый ролик, - то в нем Виктор Высоцкий вкратце пересказал сюжет, что было не лишним, так как субтитров на экране не было, а опера шла по-итальянски. Последуем и мы за сюжетом, а также -  за теми комментариями, что писал своим актерам композитор и драматург Джузеппе Верди. 

Действие первое:


Полководцы Макбет и Банко возвращаются после удачного похода против норвежцев. Неожиданно дорогу им преграждают ведьмы.

Обращаясь к Макбету, колдуньи по очереди называют воина Гламисским и Кавдорским таном, они пророчат ему шотландскую корону. Рыцарь удивлен: ведь если гламисским таном он должен стать по праву наследования, то кавдорский тан жив, как и двоюродный брат Макбета - шотландский король Дункан.

Банко ведьмы обещают, что он станет «не королем, но предком королей». Макбет озадачен - не его потомки будут править страной. 

Ведьмы исчезают. В душах обоих полководцев рождаются честолюбивые устремления. Их догоняют гонцы, посланные Дунканом: Кавдор-изменник казнен, его владения и титул переходят к Макбету. Он вздрагивает - первая часть предсказания сбылась, значит, могут сбыться и остальные пророчества. В нем просыпается стремление к власти: «кровавый замысел, не соблазняй меня...» Ведьмы ликуют, - теперь Макбет у них в руках...

Для Верди не существует музыки самой по себе, она должна быть обусловлена словом, сценической ситуацией. Композитор разъяснял певцу практически каждое его движение, каждый жест, все детали его роли: «...Вдумайся хорошенько в создавшуюся ситуацию, то есть в момент встречи с ведьмами, предсказывающими Макбету трон. Ты стоишь при этом известии ошеломленный и в ужасе, но в то же самое время в тебе зарождается честолюбивое желание достичь трона. Поэтому начало дуэта ты будешь петь вполголоса; кстати, не забудь придать надлежащее значение стиху: «Ma perche sento rizzarsi il crine» - «Но почему же я охвачен ужасом» - (письмо к Ф. Варези от 1847). Обрати внимание на все мои обозначения, на ударения, на рр и f, указанные в музыке...» (там же). 

Замок Инвернесс. Леди Макбет читает письмо мужа, который сообщает ей о предсказаниях. Они непременно должны сбыться.

Если Макбет лишь тщеславен, на коварство и жестокость его подтолкнет жена. Ничто не остановит ее на пути к трону. Слуги докладывают о прибытии Дункана, который проведет ночь в замке брата Макбета.

Верди снабжает свое письмо к Каммарано рядом ценных указаний, выделяя важнейшие эпизоды в драме: «Предупреждаю, что важнейших моментов в опере - два: дуэт леди с мужем и сцена сомнамбулизма. Если эти моменты пропадут, опера провалилась. И эти моменты ни под каким видом не должны быть распеты: необходимо передать их игрой и декламацией, голосом очень мрачным и приглушенным: без этого невозможно воздействие. Оркестр с сурдинами, на сцене чрезвычайно темно... Оркестр, находящийся под сценой, должен быть, учитывая размеры большого театра Сан Карло, усилен, но проследи за тем, чтобы там не было ни труб, ни тромбонов. Звук должен казаться далеким и глухим, следовательно, оркестр должен состоять из кларнетов, контрабасов, фаготов, контрафаготов - и ничего другого» (письмо от 23.11.1848).

Леди Макбет уверяет мужа, что это знак свыше. Рыцарь колеблется: добрый Дункан - брат и благодетель гламисского тана. Леди упрекает Макбета в том, что он не мужчина. Ему начинает мерещиться рука, протягивающая кинжал.

И Макбет, и леди Макбет вступают на свой роковой путь, приводящий их к краху честолюбивых устремлений и поражению в неравной схватке с судьбой. Ведьмы, олицетворяющие судьбу, - третье важнейшее действующее лицо в опере. Их пророчества вызывают в сознании леди неудержимое, почти эротическое стремление к власти. Макбет - храбрый и мужественный воин, но находится в эротическом подчинении у леди Макбет, которой удается добиться от мужа свершения самых страшных злодеяний.

Преодолев сомнения, Макбет врывается в спальню и убивает спящего Дункана. Но, с этого момента, душевное спокойствие и сон потеряны навсегда.

Тщетно леди Макбет старается успокоить мужа. Окровавленный кинжал супруги подкладывают слугам короля. Известие об убийстве Дункана вызывает всеобщий ужас и гнев.

Действие второе:


Макбет мрачен: согласно предсказанию, на престол после него должны взойти потомки Банко. Пока и сам полководец, и его сын Флиенс живы.

Не для того был убит Дункан. Их участь тоже решена, они обречены. Банко направляется на пир в замок к Макбету, взошедшему на престол. Его одолевают зловещие предчувствия : он сомневается в том, кто настоящие убийцы короля. Еще мгновение и полководец падает, сраженный руками наемников, но Банко перед смертью успевает предупредить сына об опасности. Флиенс спасается бегством.

Шотландские таны собрались на пир, устроенный новым королем. Нет только Банко. Макбет обращается с вопросом: почему отсутствует его дорогой друг? Вошедшие убийцы сообщают королю, что сын Банко успел спастись. Макбета тревожит известие - это дурной знак.

Внезапно перед ним возникает призрак Банко с окровавленным лбом, который занимает его королевское место.

Не понимая происходящего, гости удивлены поведением монарха. Леди Макбет успокаивает гостей и старается их развеселить, запевая застольную песню. Перед Макбетом вновь встает окровавленная тень. Король, объятый страхом, уже не владеет собой. Гости в ужасе расходятся.

Важное значение композитор предавал тени Банко, символизирующей муки совести «Макбета». Композитор настаивает, чтобы в роли тени выходил тот же актер, который изображал Банко в первом акте.


Действие третье:

Макбет решает узнать свою судьбу у Гекаты и отправляется в логово ведьм. В ответ на свой вопрос он слышит три пророчества: Макбет должен избегать встреч с Макдуфом, таном Файфа, Макбета не сможет победить никто, рожденный женщиной; Макбет может быть спокоен, пока на него не двинется Бирнамский лес... Рыцарь успокаивается - еще не было случая, чтобы лес двинулся с места. Однако, он хочет услышать еще одно пророчество.

Новые сценические ситуации, используемые в «Макбете», привели и к возникновению новых форм, способных также вызвать изумление у исполнителя, привыкшего к стереотипным оперным номерам. Композитор объяснял Феличе Варези - певцу-баритону, что новые сцены произведут впечатление более сильное, чем старые: «...Сцена изображает пещеру, в которой ведьмы занимаются колдовством. Входишь ты и обращаешься к ним с вопросом (короткий речитатив), затем появляются призраки. У тебя в это время всего лишь несколько слов, но как актер ты должен будешь сопровождать все происходящее выразительной мимической сценой... Обращаю твое внимание на кабалетту. Присмотрись к ней хорошенько: она написана не в обычной форме, потому, что после всего предыдущего кабалетта в обычной форме с обычными ритурнелями показалась бы вульгарной. У меня была написана одна, которая нравилась мне, когда я проигрывал ее отдельно, но когда я присоединил ее ко всему предыдущему, она показалась мне невыносимой...» (письмо к Ф. Варези, конец января 1847 г.).

Макбету является видение - восемь юношей, держащих зеркала и увенчанных коронами - символ грядущего. В последнем из них рыцарь узнает Банко. Макбет выхватывает меч, чтобы поразить его, но видение исчезает. Испуганный рыцарь теряет сознание. Когда он приходит в себя, ведьмы и духи исчезают. Появляется леди Макбет. Муж передает ей слова пророчества. Замок файфского тана Макдуфа должен сгореть дотла.

Действие четвертое:


Шотландские беженцы вспоминают о своей несчастной родине. Среди них Макдуф, чьи жена и сын погибли в Файфе. Во главе английских войск приближается принц Малькольм, сын убитого Дункана. Макдуф приказывает каждому воину срезать по ветви из находящегося рядом бирнамского леса, чтобы скрыть от неприятеля численность войск.

Темная ночь. Леди Макбет, как во сне, бродит по замку. Королева потеряла рассудок. Ей мерещатся призраки убитых по ее приказу людей: сын и жена Макдуфа. Она тщетно пытается смыть со своих рук кровавое пятно. Врач и служанка с глубокой скорбью наблюдают за помешательством своей госпожи.

Власть над Макбетом перерастает у леди Макбет в патологическое стремление к власти над окружающим миром, приводящее королеву к гибели. Ведь она лишь игрушка в руках провидения. Ее функция - заставить Макбета встать на роковой путь. С убийством Макдуфа, рассудок леди не выдерживает злодеяний, и она умирает, до конца выполнив свою кровавую миссию.

Сцены безумств, сомнамбулизма и т.д. занимали в итальянской опере значительное место. Однако, Верди вкладывал в свою сцену совершенно иной смысл.

Обычно героини романтической оперы - идеальные образы. На протяжении всей оперы леди находится в состоянии экстатического возбуждения, которое проходит. Не в силах вынести тяжести совершенных преступлений, она сходит с ума и умирает. Всю сцену объединяет развитие лирических певучих тем с подчеркиванием интонаций lamento, проходящих в оркестре. Вокальная партия представляет собой новый тип декламации, соединяющей черты ариозо и речитатива (можно провести параллель со стилем concitato в операх Монтеверди.):

Макбет готовится к предстоящему сражению. И хотя у него слишком мало людей, он уверен в своей неуязвимости. Вошедшая служанка сообщает ему о смерти королевы. «Жизнь - это повесть, которую написал глупец», - восклицает Макбет и бежит к бойницам.

Увидев надвигающийся на него лес, он вспоминает злополучное предсказание. Начинается битва. С легкостью Макбет поражает нападающих на него рыцарей, но перед ним появляется жаждущий мщения Макдуф. Король еще надеется на победу, ведь он не может пасть от руки человека, рожденного матерью. Макдуф восклицает, что был вырезан из чрева матери до срока. Макбет поражен. Все предсказания сбылись, его гибель неизбежна. Умирающий Макбет проклинает колдуний и злополучную корону... (Во второй редакции отсутствует сцена смерти Макбета. Принц Малькольм и солдаты славят освобождение Шотландии из под власти тирана).

Опера «Макбет», как и многие итальянские оперы, заканчивается смертью главного героя, но смерть Макбета резко отличается от смерти других оперных героев, здесь нет умиротворенной музыки, связанной с очищением от всего земного.

Верди раскрывает смысл нового решения: «...В сцене смерти можешь очень отличиться, если наряду с пением осмысленно проведешь и действие. Ты понимаешь отличнейшим образом, что Макбет не должен умирать так, как Эдгар, Дженнаро и т.п..., следовательно, надо исполнить сцену смерти в новой манере. Пусть смерть будет патетической, даже больше чем патетической; пусть будет ужасающей.

Вся сцена должна быть проведена вполголоса, за исключением двух последних стихов, и целиком сопровождаться действием с сильным взрывом чувства на словах «Vil corona» («Презренная корона») и «Sol perte» («Лишь для тебя»). Ты (само собой, разумеется) на земле, но с этим последним стихом ты встаешь, вытянувшись почти во весь рост и достигнешь наибольшего возможного эффекта» (в письме к Ф. Варези от 4.02.1847).

Режиссер-постановщик - главный режиссер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Балакин. Художник-постановщик - Юлия Гольцова. Оперу исполняет Симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический». Дирижер - народный артист Республики Кабардино-Балкария Михаил ГоликовОперный хор под руководством Юлии ХуторецкойСолистыЮлия Герцева (Швейцария), Дмитрий Кондратьев (солист Астраханского театра оперы и балета), Михаил Колелишвили (солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов), Артем Мелихов (солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра) и другие. 

Фестиваль «Опера - всем» сохраняет свою социальную направленность, что особенно важно для постоянных зрителей проекта и для всех любителей оперы. Как и в предыдущие годы, вход на спектакли open air был свободным. Жители и гости Санкт-Петербурга смогли абсолютно бесплатно увидеть постановки самых популярных опер мирового репертуара.

Общий фоторепортаж с фестиваля можно посмотреть здесь: https://photos.app.goo.gl/fpvTzvqmRTemxW9X9

Следующий спектакль фестиваля состоится 19 июля в 19.00 часов: в ЦПКиО им.С.М.Кирова будет показана опера Пуччини «Манон Леско». Ждем Вас, дорогие любители музыки!

 

 

 


Благодарим за предоставленные материалы и фотопресс-службу Фестиваля «Опера-всем»:  http://www.musichallspb.ru/  

Использованы также фотографии - Елены Тарасенко и Наталии Кириловой.

Видео - Наталии Кириловой.