Фильм «Дуэлянт»: голова или - живот?!

С 29 сентября 2016 года в российский прокат вышел приключенческий фильм «Дуэлянт». 16+

Отставной офицер Яковлев стреляется на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников - российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта. Яковлев стреляется за деньги, однако единственное, что для него по-настоящему важно - его собственная честь. Прошлое его драматично. Он был публично унижен: ему грозила позорная смерть, но Яковлев смог выжить. После долгих лет ссылки и скитаний он возвращается в Санкт-Петербург, ведомой единственной целью - отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь

«Дуэлянт» - это приключенческий фильм с элементами триллера, мистики и мелодрамы, в ее основе - дуэль - ритуал защиты чести, с присущим ему жесткими правилами и порядками. В отличие от европейской традиции, русская дуэль всегда была не просто поединком двух противников, но, скорее, спором с фортуной, а иногда и вызовом высшей силе, Провидению.  Яковлев - персонаж, бесстрашно бросающий вызов судьбе и во многом наследующий традиции романтического героя, созданного русской литературой. 

Важная особенность «Дуэлянта» - необычный предметный и костюмный мир фильма. Санкт-Петербург середины 19-го века - это европейская столица, мультикультурное и многоязычное пространство, в котором люди с легкостью переходят с одного языка на другой. С дворцами и дворянским обществом имперской столицы будет соседствовать таинственный и экзотичный мир алеутов, населявших Крайний север России, где также разворачиваются события «Дуэлянта».

Фильм «Дуэлянт» стал третьим российским фильмом в формате IMAX®

«Дуэлянт» - абсолютно зрительский фильм, он рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, - комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. - Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX® помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение. Мы с Сергеем Мелькумовым поверили в режиссера фильма Алексея Мизгирева, ярко зарекомендовавшего себя в авторском кинематографе и впервые обратившегося к кинематографу жанровому. Так часто происходит и в американской киноиндустрии, где из авторского сегмента в большой Голливуд были рекрутированы Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и многие другие современные режиссеры». 

Звездный актерский состав фильма «Дуэлянт» представлен известными российскими и европейскими актерами, в числе которых Петр Федоров («Сталинград»), Владимир Машков («Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Юрий Колокольников (сериал «Игра Престолов») и Мартин Вуттке («Бесславные ублюдки»).

«Дуэлянт» произведен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. На счету «Нон-Стоп Продакшн» - фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. долларов; «Левиафан» Андрея Звягинцева, обладатель «Золотого глобуса», приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском МКФ и номинант на премию «Оскар 2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кроме того, в портфолио компании - телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров.

Накануне выхода в отечественный прокат, автор фильма и режиссер Алексей Мизгирев, актеры Петр Федоров и Юрий Колокольников, и продюсер фильма Александр Роднянский встретились после пресс-показа картины в Санкт-Петербурге с журналистами и ответили на вопросы.


Режиссер Алексей Мизгирев - о зарождении замысла «Дуэлянта»: «Я хотел снять фильм не про костюмы, а про эмоции… Идея пришла при чтении «Дуэльного кодекса»… Я пришел к продюсерам, к Роднянскому буквально с листком бумаги. Это не фигура речи. Лист формата А4, который даже был не весь исписан. Собственно, там была характеристика главного героя, написано, что 1860 год, что Санкт-Петербург, и обозначен сюжет. Когда мы произносим слово «дуэль», то первое и часто единственное, что всплывает в голове - дуэль Пушкина на Черной речке, в лучшем случае - Лермонтов, и уж совсем в продвинутом мозгу - дуэль Грибоедова. В литературе поединки мало были описаны - это же такая подцензурная тема была. Позиция государства была однозначная: дуэли - зло и уголовно наказуемы. Это была огромная часть жизни, которая умалчивалась. Были дворяне, у которых было по 15-20 дуэлей, и далеко не всегда таких людей сажали в тюрьму.  Дуэлянты жили в обществе, и все их знали. То есть, общество жило двойными, тройными стандартами. Вроде как бы нельзя, но в то же время без этого тоже нельзя. Были бретеры. Их боялись. Вот входит человек в помещение, и все понимают, что он опасен. Ты можешь сказать что-то, после чего утром вы встретитесь с пистолетами в руках. И ты до этого, может, не очень-то стрелял, а у него уже 15 убитых человек до тебя. Как ты себя будешь вести с этим человеком, зная, кто он? Сохраняя собственное достоинство, сохраняя собственную честь? Это очень плодородная тема для кино»:  

Одной из сверхзадач фильма режиссер считает: показать, что главное - это «ощущение человеком самого себя». Об эпохе и ее точном воссоздании: «Это было интересное время, значительно интереснее, чем мы знаем о нем, очень выразительная эпоха. Люди 19 века умели и хотели значительно больше того, что мы о них думаем. Во время подготовки к съемкам мне принесли каталог пистолетов, состоящий всего лишь из двух страниц, с киностудии «Мосфильм», и сказали: «Это оружие. Похожее на историческое, но оно доступное. Всегда берут его. К вам приедет пиротехник, и стреляйте на здоровье». Эти пистолеты мы не использовали. Мы отказались от типовых решений, равно как отказались и от производства реплик, от новодельного оружия. Я стал изучать время, и открылся целый мир оружия. Причудливые немецкие многоствольные пистолеты, бельгийские нарезные дуэльные пары, первые русские, еще капсульные револьверы. Мы знаем оружие американских ковбоев, но русское и европейское оружие оказалось не менее выразительным. Мы стремились к достоверности, которая, к счастью, оказалась интереснее обыденных шаблонов.

Наши художники и реквизиторы нашли в Европе и России и купили настоящие дуэльные пары того времени. Вообще, все оружие в картине - из 19 века. Уникальные мастера починили его, и оружие стреляло. Было непросто сделать это, но наша картина про людей с оружием, и оружие было настоящим. Артист брал в руки револьвер, который воевал. Стрелял из дуэльного пистолета, из которого уже стреляли на дуэлях. Стреляли и убивали»:

«Кареты мы привезли из Германии, а еще несколько карет по проекту наших художников построили в Чехии. Эти кареты были одновременно и декорацией, и мобильной повозкой, в них запрягали лошадей. Мы получили возможность снимать в движении.

Наши художники сконструировали велосипед, который движется без цепного привода и привычной “звездочки” на колесе. Это прототип велосипеда 1849 года, нами доработанный. Пришлось дорабатывать, поскольку тот велосипед ездил только по прямой, не поворачивал, а наш должен был ездить по треку с наклонной поверхностью. Кстати, в то время еще не было слова «велосипед». Такие двухколесные аппараты назывались самокатами. Артист Машков два месяца тренировался ездить по узкому треку на самокате. С нами в группе был циркач, который ездит на необычных велосипедах. В итоге циркач не мог ездить столько, сколько ездил Владимир Машков».

О наводнении: «В 1860-м году, когда разворачиваются основные события «Дуэлянта», наводнения в Петербурге не было. Большие наводнения были раньше и позже этой даты. Но сам образ города, в котором корабли лежали поперек пешеходных улиц, люди, которые плавали на лодках между дворцами - все это очень выразительно, и мы это использовали». 

О дуэлях: «В России действовал так называемый “дуэльный кодекс”, но он существовал по умолчанию, в то время как, например, у французов он был зафиксирован в письменном виде. В качестве записанного текста русский дуэльный кодекс появился только в 1910 году. Правда, это ничего не отменяло. Каждый дворянин знал правила дуэли. На дуэли защищалась честь. А честь для дворянина не была пустым звуком»: 

«Дуэль была кульминацией отношений. То, что вело к этой кульминации, тот эмоциональный градус, который побуждал к убийству подчас лучшего друга, ставшего в мгновение врагом - очень интересный и странный феномен. Если вынести за скобки безобразия пьяных офицеров и увидеть в дуэлянтах высокообразованных людей, владевших несколькими языками, изучавших экономику и юриспруденцию, живо интересовавшихся устройством государства, увлекавшихся литературой, писавших стихи, и вдруг, в какой-то момент, они начинали друг друга остервенело убивать, то это очень интересный материал для фильма. Дуэль - это очень русская история».

О чести: «Дуэлянт» - это фильм про людей, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли пропускать унижения чести. Кто как может, терпит и идет дальше. В 19 веке дворянин знал, что честь - это не какое-то формальное приложение ко всей остальной жизни. Честь сущностно необходима для жизни. Честь - это то, как ты относишься к себе, и как позволяешь относиться к себе окружающим. Ценность чести была куда больше, чем ценность жизни. Императоры запрещали дуэли, ведь дворяне жестоко уничтожали друг друга. Дуэли были уголовно наказуемы. Но, тем не менее, поединки не прекращались. Честь была важнее царя». И еще о чести - про «уровень подлости» в те времени, при дуэлях: 

О Петре Федорове и Владимире Машкове: «Мне не хотелось делать примитивную пару “хороший-плохой”. Слишком хорошие артисты были у меня в руках. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные - он убивает людей. При этом, по нашей русской гуманистической традиции, он хороший человек. Его главный противник часто совершает хорошие поступки, являясь человеком со сложной мотивацией. Между нашими героями сложные и эмоциональные отношения. Они зависят друг от друга, и в то же время друг друга уничтожают. У героев разные возможности. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь. Для героя Владимира Машкова мир открыт. Вся история - это развитие их взаимоотношений, которая заканчивается кульминацией - дуэлью».

«Герой Машкова, граф Беклемишев, - это второй главный герой. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. И хотя мы понимаем головой, что, наверное, герой отрицательный и даже отвратительный, но Машков играет с такой мощью, что отключает твои рецепторы своим обаянием. Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Мощная актерская пара. Удивительно, что вместе они никогда не играли. Они впервые вдвоем на экране»:

Алексей Мизгирев: «Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Многие наши артисты любят сниматься сразу в нескольких картинах. Петр этого не делал. На съемочной площадке было много трюковых элементов, и он их исполнял сам.  В экспедиции, которая проходила за полярным кругом, в одном из эпизодов Петра погружали в ледяную воду. Постановщики трюка два дня грели воду, и, по иронии кинематографической жизни, Петр лег не в это место, а в соседний резервуар, в котором ничего не грели. И артист совершенно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп!» Это опасно, и Петр, и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над  фильмом. И меня поразило, как он мужественно бросил себя в эту роль, не только физически, но и эмоционально. Он пророс в эту роль. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Петр на это пошел. Это осталось в картине. Герой Петра Федорова - трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть. Знаете, есть такой критерий актерского мастерства - быть или казаться. Вот Петр - это не казаться, Петр - это быть».

На вопрос журналиста, как актер Федоров сыграл такую роль «в наше бездуховное и потерянное Время?», - о Времени Петр Федоров ответил весьма красноречиво:

Кстати, о подлинности декораций, реквизита, костюмов и, - даже об именах и фамилиях главных персонажей «Дуэлянта» - режиссер Мизгирев: «Я никогда не выдумываю  персонажам имена. Есть авторы, которые зашифровывают в имена и фамилии какие-то символы и тайные смыслы. Я никогда этого не делаю. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. И Беклемишев, и Яковлев, и Тучковы, и Старое - это все реально существовавшие фамилии, с ними были связаны дуэльные истории. Что-то я использовал в сценарии, что-то нет. Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться.

С самого начала мы с продюсерами, понимали, что иностранцев играют иностранцы, а русских - русские. Нам важна достоверность. С одной стороны, история жанровая, с другой - реалистически достоверная. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Наши герои общаются друг с другом на двух языках, и немцы говорят по-русски, и русские говорят по-немецки. Такая многоязычность была частью жизни Петербурга. Речевая характеристика мегаполиса, где равнозначно звучит русская, французская, немецкая, английская речь. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером».

Как оказалось, не одна я смотрела фильм «глазами Петербурга»: очень многие мои коллеги пришли на встречу с создателями фильма весьма скептически настроенными увиденным Петербургом. И, понятно, почему в вопросах звучали характеристики «грязный Петербург»: почти 90 процентов натурных планов северной столицы мы видим в кадре одну грязь и дождь стеной, за серой картинкой величественные здания Петербурга и волшебная архитектура исчезли за пеленой дождя и нагромождением бутофории, - даже возле знаменитых «Атлантов»…

О художнике-постановщике картины Андрее Понкратове режиссер Алексей Мизгирев рассказал следующее: «Он не просто рисовал эскизы - он делал 3D-инсталляции. Андрей делал эскиз и погружал его в фотографию реального объекта - и, по сути, перед тобой был кадр из фильма. В таком кадре было уже изобразительное решение, даже световое. Понкратов придумывает объект, исходя, в том числе, из световой характеристики. Самое интересное, что все, что Андрей нарисовал на бумаге, один в один было создано «живьем». Эскизы и готовые к съемке объекты были абсолютно тождественны. И это, конечно же, довольно серьезно вдохновляло.

Когда уже был готов сценарий, художник Андрей Понкратов поехал в Петербург смотреть объекты для съемок. Петербург - массовая съемочная площадка. Там есть location-менеджеры, которые, как экскурсоводы, проводят тебя по 30 объектам. Андрей прошел по этим объектам, позвонил мне, я приехал в Петербург, и мы пошли с ним смотреть то, что он отобрал. Мы заходили в дом и слышали, как постановщики другой картины орудовали молотками. Мы зашли на один объект, и вместе с нами, это не шутка, по тем же комнатам ходили еще две съемочные группы, отбирали объекты. Эти 30 типовых исторических объектов в Санкт-Петербурге - это конвейер. С самого начала у меня было чувство отторжения такого мира, который до тебя придуман и дан тебе по умолчанию - мол, ну вот, пожалуйста, берите, вы же снимаете исторический фильм, все за вас готово.

Я вернулся в Москву, позвонил Андрею Понкратову и сказал: «Нет, Андрей, все это мы выбрасываем в мусор. Мы будем делать сами. Давай придумаем мир, но такой, который был на самом деле». Мы строили много декораций, входили только в те реально существующие объекты, которые мы могли серьезно видоизменять. У нас огромное, для исторической картины, количество натурных съемок. Натура - самое сложное и дорогое в историческом кино. Причем мы снимали не где-то, а в центре Санкт-Петербурга. Заливали водой улицы, завозили самосвалами грязь. На какой-то момент парализовали транспортную жизнь города. И это все читается, это все видно на экране. Это был отправной момент - рассказать историю достоверную, но в то же время жанровую и увлекательную, историю в которой есть правда времени, но есть и сюжет, характеры, конфликты и любовная тема. С самого начала мы понимали, что не будем делать историческую картину, в которой будет шаблонный, типовой взгляд на 19-й век. Мы понимали, что там жили живые люди, и они жили в живых пространствах. И на этих пространствах лежал отблеск живой жизни. Он не может быть фальшивым и декоративным.

Безусловно, мы следовали жанру, но в то же время погружались в то, как это было на самом деле. Поэтому это такая странная палка с двумя концами. С одной стороны, у нас лихой приключенческий сюжет про киллера в 19 веке, с другой - все подлинное. Художник и реквизиторы совершили целое путешествие по Европе, чтобы купить предметный мир «Дуэлянта». Они привезли с собой огромное количество подлинных вещей. И эти подлинные вещи поражают - насколько они не соответствуют привычному, стандартному взгляду на предметный мир 19 века. Они красивее, изобретательнее, интереснее, чем все то, что мы обычно видим в фильмах, не говоря уже о сериалах».

Александр Роднянский  - об особенностях «Дуэлянта»: «Нескромно так говорить, но фильм во многом уникален. Во-первых, это особая, свежая, ни на что не похожая история. Она сочетает в себе основу классической русской литературы и приключенческий жанр, столько характерный для европейской литературы 19 века. Говоря проще - это произведение Дюма в декорациях романов Достоевского и с характерами Лермонтова. И мне кажется, что это очень не похоже на все то, что до настоящего момента происходило в российском кинематографе. Во-вторых, это проект, беспрецедентный с точки зрения детального отношения к воссозданию материального мира. При том, что мы никоим образом не претендуем на абсолютную точность (это не документальный фильм и не научное исследование того, как жили люди в 1860 году в Петербурге), но, тем не менее, все-таки все, что здесь сделано опирается чрезвычайно точно на обстоятельства и фактуры жизни людей того времени. Не случайно был выбран именно 1860 год. Это время промышленной революции в Европе, период, в котором появлялось огромное количество новых “гаджетов”, начиная от оружия и заканчивая медицинскими инструментами, которыми герою, например, вынимают пулю. Все эти детали, мне кажется, создают совершенно особое, ни на что не похожее ощущение времени. Но при этом они подчинены, конечно, сюжету, идее и рассказу увлекательной, эмоциональной и драматичной истории»:

Последнее, о чем хотелось бы поведать читателю и будущему зрителю картины «Дуэлянт», - это про то:будет ли прокат картины по тв и в каком виде, а также - на какие смешные (по западным стандартам) деньги был снят фильм.

Слово - продюсеру Александру Роднянскому

Не скрою, что фильм «Дуэлянт» снят зрелищно: зритель увидит настоящий фильм о приключениях, любви, дуэльных поединках, чести и подлости. Сайт фильма: sonypictures.ru/duelist/. Прокатный рейтинг 16+.

С 29 сентября в российских кинотеатрах в формате IMAX® - фильм «Дуэлянт» режиссера Алексея Мизгирева. Не пропустите, друзья!

 

 

 


Благодарим за предоставленные материалы, видео и фото http://www.wdsspr.ru

Видео с пресс-конференции - Наталии Кириловой