Фильм «Щелкунчик и Четыре королевства» - создание легенды

Фильм Disney «Щелкунчик и Четыре королевства» рассказывает историю девушки Клары, которая, отправившись на поиски особого ключа, необходимого, чтобы открыть подарок от мамы, попадает в удивительный параллельный мир. Этот мир состоит из четырех волшебных королевств и населен необычными обитателями, и всё это было воплощено на большом экране силами талантливейшей команды художников, инженеров и дизайнеров.

Фильм Disney «Щелкунчик и Четыре королевства» обещает Кларе и зрителям незабываемое приключение. Там будет величие. Там будет волшебство. Там будут мыши. А Сахарная Слива ещё никогда не была слаще. Но это не тот Щелкунчик, которого вы знаете: перед зрителями пройдет новая история и новые персонажи,

История Щелкунчика уже давно является неотъемлемой частью зимнего праздничного сезона. Всем знакомы - деревянный солдатик, вальс цветов и маленькая девочка, напуганная нашествием мышей. Оригинальная повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», впервые опубликованная в 1816 году, уже более двух веков вдохновляет театральных мастеров по всему миру, в результате чего появлялись удивительные сценические постановки, покорявшие сердца зрителей на протяжении многих поколений

И теперь пришло время для эпической экранизации. «За свою историю этот сюжет претерпевал существенные изменения, - говорит один из режиссёров картины «Щелкунчик и Четыре королевства» Лассе Халльстрём. - Версия Александра Дюма была менее страшной и впоследствии легла в основу балета, музыку к которому написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка всегда завораживала меня. И сам балет уникален, он развивается с каждой сценой, устремляется ввысь, вслед за творческим гением людей, создававших его. И мы последовали их примеру. Мы дополнили сюжет».

О сюжете


События картины происходят в Лондоне 1879 года в эпоху Викторианской Англии: фильм Disney «Щелкунчик и Четыре королевства» рассказывает историю Клары, умной четырнадцатилетней девочки, увлечённой наукой. По словам сценариста Эшли Пауэлл, Кларе не вполне уютно в собственной оболочке. «Она подобна рыбе, оказавшейся на суше, - говорит Пауэлл. - Она не соответствует стереотипному образу Викторианской девушки, ей не интересны роскошные платья и тому подобное. Ей гораздо больше импонирует творчество, конструирование, изучение устройства вещей. В этом смысле, она очень похожа на своего крёстного Дроссельмейера, так что они - родственные души». Но Клара очень тяжело переживает недавнюю утрату своей мамы. «Это первое Рождество, которое её семья отмечает без Мари, - говорит Пауэлл. - Она оставила рождественские подарки для своих детей: Луизы, Фрица и Клары, с чего и начинает разворачиваться наша удивительная история». 

Клара получает в подарок от мамы музыкальную шкатулку в форме яйца, к которой прилагается открытка с надписью: «Всё, что тебе нужно, внутри». Однако шкатулка заперта на замок, и, как ни странно, мама не оставила ключа к ней. Клара разочарована и сбита с толку, но она твёрдо намерена открыть шкатулку и узнать секреты, хранящиеся в ней. Завеса тайны приподнимается, когда золотая нить, преподнесённая ей на ежегодном праздничном балу у Дроссельмейера, приводит её к заветному ключу, а заодно и в странный и загадочный параллельный мир Четырёх Королевств. Там Клара встречает солдата по имени Филипп, армию мышей и регентов, управляющих тремя королевствами: Снежинок, Цветов и Сладостей. Регенты принимают Клару с распростёртыми объятьями, и более всего ей рада фея Сахарная Слива, которая признаётся, что когда-то она была очень близка с Мари.

Но в этом странном новом мире не всё благополучно. На нём лежит тягостная печать давнего раздора. Одна из регентш изгнана из главного дворца, её королевство забыто и кишит мышами, которые выступают в роли её солдат. Клара и Филипп должны отправиться в это зловещее Четвёртое королевство, во главе которого стоит обернувшаяся тираном регентша Матушка Имбирь, чтобы вернуть ключ Клары и восстановить гармонию, в этом пошатнувшемся мире.

О съёмках


Съёмки фильма происходили в Англии в павильонах студии Pinewood и на разнообразных естественных локациях в Лондоне и его окрестностях. Вместе с Кларой зрители покинут дом семьи Штальбаум, отправятся на роскошный бал к её крёстному Дроссельмейеру, посетят его мастерскую, а уж затем перенесутся в мир «Четырёх королевств».

Интерьеры дома семьи Штальбаум были сняты в Харфилд Гроув в Миддлсексе. Внешним обликом дома Дроссельмейера послужило поместье Майнли в графстве Суррей. Его мастерская была построена в стенах Большой консерватории Сайон-хауса. Однако, часть её была построена в павильоне студии Pinewood.

Режиссёрами картины «Щелкунчик и Четыре королевства» стали Лассе Халльстрём и Джо Джонстон, а продюсерами выступили Марк Гордон и Ларри Франко. Исполнительные продюсеры картины - Сара Смит и Линди Голдстейн. Сценарий фильма «Щелкунчик и Четыре королевства» по мотивам сказки-повести Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и либретто балета «Щелкунчик» Мариуса Петипы написала Эшли Пауэлл. Гай Хендрикс Диас - главный художник-постановщик, художник по костюмам - Дженни Биван, художник по гриму и стилист Дженни Ширкор.

В новой экранизации роль Сахарной Сливы исполнила Кира Найтли, а роль Клары - Маккензи Фой. Хелен Миррен сыграла грозную Матушку Имбирь, а Морган Фримен эксцентричного крёстного отца Клары по имени Дроссельмейер. Юджинио Дербес и Ричард Грант перевоплотились в Боярышника  и  Озноба - регентов Королевства Цветов и Королевства Снежинок. Роль Филиппа Гофмана (он же оживший деревянный солдат Щелкунчик) исполнил Джейден Фовора-Найт.

Мэттью Макфэдиен, Элли Бамбер и Томас Свит сыграли отца Клары, мистера Штальбаума, сестру Луизу и брата Фрица, соответственно. Омид Джалили и Джек Уайтхолл перевоплотились в дворцовых стражников Кавалера и Арлекина, а также в картине представлены хореографические этюды в исполнении звёзд мировой балетной сцены Мисти Коупленд и Сергея Полунина

В павильонах студии Pinewood было создано целых три леса, каждый из которых соответствовал определённым задачам в сюжетной линии. «У нас были сцены с лошадьми, скачущими через лес, и это требовало наличия довольно продолжительных отрезков леса», - рассказал главный художник-постановщик Диас, который применял искусно нарисованные фоны, визуально расширяющие пространство.

Изобретая устройство и топографию мира «Четырех королевств», художник Диас решил, что Главный Дворец должен находиться в его центре, а каждое королевство - почти, как точка на компасе: Королевство Снежинок - на севере, Четвёртое королевство - на юге, Главный Дворец в центре и так далее.

Диас и его команда тщательно разработали внутреннее техническое устройство дворца, поскольку это огромное и очень сложное инженерное сооружение. В то время людям были доступны лишь паровые двигатели, - и поэтому, художники картины поместили дворец на самый край величественного водопада. Сам водопад и озеро, из которого она вытекает, являются порождениями Королевства Снежинок - озеро наполняется необъятным тающим ледником, который сошёл с далёких северных вершин и остановился на границе с Королевством Цветов и Королевством Сладостей.

Ключ к внешнему облику персонажей лежит в истории происхождения мира «Четырёх королевств». Мари, мама Клары, открыла этот параллельный мир, - скорее всего, не без помощи своего приёмного отца Дроссельмейера. Её игрушки, от фарфоровых кукол до деревянных солдатиков и марионеток, не просто послужили прообразами для обитателей королевств, они стали ими: жители королевств напоминают фигурки и игрушки XVIII века.

Внешний облик дворца вдохновлён русской архитектурой: её луковичные купола, - ощущение пряничных домиков. И всё это - очень уместно для самой сути истории о Щелкунчике, как и та прекрасная культурная связь, которая есть у России с этой историей, благодаря волшебному балету на музыку Петра Ильича ЧайковскогоИ, самое удивительное, - мир занимательных фактов при создании фильма «Щелкунчик и Четыре королевства» и ее персонажей:

Ода Э.Т.А -


Персонаж Капитан Филипп Гофман, он же - Щелкунчик из фильма «Щелкунчик и Четыре королевства» назван в честь Эрнста Теодора Амадея Гофмана, написавшего сказку-повесть «Щелкунчик и мышиный король» в 1816 году. Джейден Фовора-Найт был утверждён на роль Щелкунчика - единственного Щелкунчика в Четырёх королевствах. Брат Клары получает солдатика-щелкунчика в подарок на Рождество и это предвещает скорое появление Филиппа.

Сладкая жизнь:

Фея Сахарная Слива возглавляет «Королевство Сладостей», и её образ полностью соответствует её сладкой должности. Её платье, пошитое из металлической органзы, сетчатой ткани и шёлкового атласа, имеет цвет кристаллизованного сахара и было вдохновлено засахаренными сливами. Её волосы нежно-розового и лилового цвета, а причёска по форме напоминает сахарную вату. Кира Найтли, которая играет эту сладкую особу, даже периодически отрывает кусочек от своей шикарной воздушной причёски, чтобы перекусить в моменты чрезмерного волнения. Однако, в действительности парик несъедобен, так что актриса лишь делает вид, что ест его!

Большинство персонажей фильма «Щелкунчик и Четыре королевства» носят парики Викторианской эпохи, но Маккензи Фой, сыгравшая Клару, обходилась собственными локонами на протяжении всей картины. Поскольку по сюжету Клара больше увлечена наукой и экспериментами, чем модой и этикетом, её волосы чаще всего уложены очень просто. Однако в сцене с балетом, устроенным в её честь, у неё чуть более изысканная причёска.

Жуткое Создание:

Создатели картины хотели смоделировать гигантского грызуна-злодея, который был бы страшен, но не скатывался в гротеск, что оказалось непростой задачей, учитывая, что как в оригинальной сказке, так и в классическом балете Мышиный король изображён в виде гигантской мыши. Секрет успеха лежал в визуальных эффектах и неожиданном стиле движений: Мышиный король создан исключительно посредством компьютерной графики. Он состоит из 60000 мышей, которые кишат в его постоянно подвижном теле. Эта идея, как ни странно, берёт своё начало в реальности. «Крысиный король» - это реальный термин, который описывает группу мышей или крыс, чьи хвосты переплелись, а шерсть запачкана грязью, в результате чего создаётся иллюзия одного огромного существа. Его движения вдохновлены уникальным танцевальным стилем Лил Бака, также известного как Чарльз Райли, который ранее играл Мышиного короля в постановках своей балетной школы «New Ballet Ensemble». Эта версия Мышиного короля, однако, отражает его текущий стиль танца - «джукин», в котором присутствуют такие элементы, как скольжение, плавные переходы и вращение на пальцах ног. В итоге гигантский грызун приобрёл гипнотизирующий волнообразный стиль движения.

Больше света:


В мастерской крёстного Дроссельмейера, богатого путешественника и учёного, есть одна необычная для его времени деталь - электрическая лампочка. Во всех остальных локациях используется естественный свет или свет свечей и только мастерская Дроссельмейера освещена с помощью электричества.

Появление в фильме электрической лампочки неслучайно. Действие картины происходит в 1879 году, в том же году Томас Эдиссон впервые продемонстрировал свою электрическую лампочку. Создатели картины решили, что Дроссельмейер, как увлечённый изобретатель и учёный, должен был одним из первых заполучить в свои руки такую диковинку. Морган Фриман, сыгравший Дроссельмейера, даже указывает на ценность этого невероятного достижения науки в сцене, где они с Кларой вместе работают в мастерской.

Имбирные тайны:

Образ Матушки Имбирь был вдохновлён персонажем, обитавшим в балете «Щелкунчик» в Королевстве Сладостей. Пряничная детвора появляется из её гигантской юбки в форме пряничного дома, они танцуют, а затем возвращаются в своё кринолиновое жилище. Однако в картине «Щелкунчик и Четыре королевства» этот персонаж претерпел существенные изменения. Матушка Имбирь, регентша таинственного Четвёртого королевства, была изгнана из Главного дворца, и её королевство пришло в упадок. Матушке Имбирь служит грозная армия мышей, и её считают тираном, подозревая в желании захватить всю власть в королевствах. Создатели картины вывели идею гигантской юбки на новый уровень, создав огромную, наводящую ужас фигуру с юбкой в форме циркового шатра.

Однако, в действительности Матушка Имбирь обитает внутри этой гигантской куклы-марионетки и управляет ей из кабины, расположенной в её торсе. Сама кукла-марионетка была создана при помощи компьютерной графики командой по визуальным эффектам. Художественный департамент придал марионетке Матушки Имбирь образ грозной двенадцатиметровой куклы с цирковым шатром диаметром девять метров в качестве юбки. В её дизайне присутствуют элементы стим-панка. Из её поршней и труб испускается нарисованный на компьютере пар, а её руки и кисти приводятся в движение с помощью системы шестерёнок. В нескольких кадрах присутствуют реальные огромные декорации юбки, торса и головы марионетки Матушки Имбирь, но в большинстве сцен она полностью нарисована на компьютере. Вместо танцующей пряничной детворы из юбки марионетки Матушки Имбирь в фильме выскакивают полишинели - клоуноподобные персонажи, некогда населявшие Королевство Развлечений, но после изгнания Матушки Имбирь её королевство было лишено этого названия и стало просто Четвёртым. Матушка Имбирь в исполнении Хелен Миррен носит рыжий парик, у неё потрескавшееся фарфоровое лицо, потёртый сюртук и брюки, и в этом образе она немного напоминает пирата.


Мышиная Ловушка:

Клара и Фриц впервые появляются на экране, поглощённые испытанием хитроумного механизма, разработанного для поимки мыши, что довольно иронично, поскольку Клара не представляет, с чем ей очень скоро предстоит столкнуться. Архитектура декорации чердака была выполнена в виде плавного свода, чтобы создатели картины могли добиться перспективы с акцентом на ловушку для мыши. Создание самой ловушки потребовало немалых усилий - каждый элемент нужно было нарисовать, изготовить и протестировать, и на это ушло несколько недель. Однако это было оправданно, поскольку в итоге ловушка сработала с первого дубля.

Музыкальная шкатулка:


Клара получает завещанный мамой подарок, который становится отправной точкой в удивительном путешествии. Естественно, эта музыкальная шкатулка должна была быть неординарной. Музыкальная шкатулка, выполненная в форме яйца, была вдохновлена шедеврами Фаберже, она невероятно красива и детализирована. Её дизайн создал с нуля художник картины Гай Хендрикс Диас, и она была изготовлено вручную. На создание открывающейся музыкальной шкатулки ушло 10 недель. Было также изготовлено две цельные версии, которые не открывались, и две мягкие версии для трюков. Внутреннее наполнение шкатулки очень детализировано. Там есть подвижные элементы и потайное зеркальце. По сюжету фильма Дроссельмейер изготовил эту музыкальную шкатулку для Мари, мамы Клары. Сова и отсылка к карманным часам указывают на личность мастера.

Заветный Ключ:


Путешествие Клары в удивительный мир «Четырёх королевств» начинается с её желания найти ключ, открывающий музыкальную шкатулку. Ключ должен был быть уникальным. Зубчики на конце ключа сначала выглядят вполне обычно, но при приближении к замку система магнитов заставляет их принимать форму звезды. Для разных планов было изготовлено четыре ключа разных размеров. Всего реквизиторы изготовили около 20 ключей.

Тик-Так:


Концепция времени играет немаловажную роль в фильме, и поэтому все часы, которые можно увидеть на экране, были изготовлены и размещены с особым вниманием. В мастерской Дроссельмейера присутствует несколько часов. Хрустальные напольные часы Дроссельмейера прошли несколько итераций, и на их создание ушло очень много времени. Внутри часов присутствуют мелкие подвижные элементы, а две миниатюрные вращающиеся фигурки на балконе часов являются четырёхсантиметровыми статуэтками Клары и Сахарной Сливы. Вся верхняя часть часов сделана из прозрачного полимера. Внутри трапециевидного основания установлена стальная рама, облицованная бронзой и орехом, а в окошках установлены настоящие состаренные стёкла. Многие детали были напечатаны на 3D-принтере. Также внутри часов установлен полностью работающий механизм.

На крыльях птиц:


В фильме есть три вида представителей пернатых: совы, лебеди и павлины. Сова верно служит крёстному Дроссельмейеру, и он отправляет её присматривать за Кларой во время её путешествия по Четырём королевствам. Порода, показанная в начале фильма, - это Филин Обыкновенный. В съёмках картины принимали участие две настоящие совы с кличками Полковник Крэкер и Джеймс, а ещё - множество искусственных сов было изготовлено департаментом по созданию реквизита. Совы присутствуют на трости Дроссельмейера, на шкатулке Клары и на верхушке хрустальных часов Дроссельмейера.

Лебеди олицетворяют Мари, маму Клары. В бальном зале Дроссельмейера стоят пятиметровые сани с двумя лебедями, которые служат сценой струнному квинтету, а также там есть ледяная скульптура лебедя. Тема лебедей прослеживается в дверных ручках, люстрах, настенных подсвечниках, вазах, гребнях и факелах по всему фильму. В «Четвёртом королевстве» есть даже карусели с фигурами лебедей.

Клара помогает Дроссельмейеру починить замысловатое механическое устройство с движущимся лебедем, прежде чем отправиться в путешествие по Четырём королевствам. На изготовление этой сложной механической игрушки в викторианском стиле у художников и инженеров ушло более 10 недель. На её верхней панели установлено 66 отдельных отлитых из меди гребешков, создающих эффект ряби на озере, по которому «плывёт» лебедь.

Павлины - это тоже дань уважения Мари. Павлиньи перья и орнаменты присутствуют в доме семьи Штальбаум, и спальня Мари оклеена обоями с изображением павлинов. В главном дворце также есть павлиньи мотивы, включая большой павлиний трон. Роскошные обои с павлиньими перьями украшают колонны в тронном зале.

В лесу она росла:


Памятуя о волшебной растущей ели из Щелкунчика, создатели картины намеренно добивались контраста в облике и размере рождественских елей по всему фильму. Первую двухметровую ель зрители увидят в доме семьи Штальбаум. Семья носит траур, и это отражено в убранстве дерева. Это классическая рождественская ель Викторианской эпохи, но без блеска и торжественности - в палитре даже нет красного цвета. Вторая шестиметровая ель установлена в бальном зале Дроссельмейра и наряжена сотнями украшений ручной работы и настоящими свечами. Третья ель растёт в мире «Четырёх королевств». Она поражает своим волшебным великолепием, и эта семиметровая красавица является самой высокой елью в фильме. 

««Щелкунчик и Четыре королевства» - это лучшая рождественская сказка, - говорит режиссёр Джо Джонстон. - Она волнующая, драматическая, душевная и жизнеутверждающая. В ней есть позитивный пример того, как любовь внутри семьи даёт людям силы превозмогать утраты, а способность найти храбрость в своём сердце и взять судьбу в свои руки приносит удивительные плоды, это - прекрасная картина для рождественского сезона».

Не пропустите это рождественский подарок, дорогие любители кино!

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы, ролики и фотографии - http://wdsspr.ru/now/00332/