ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР предупреждает.

2 июня 2016 года в российский прокат вышел остросюжетный триллер «ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР»

Главными персонажами остросюжетного триллера ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР становятся популярный телеведущий финансового ток-шоу Ли Гейтс в исполнении Джорджа Клуни и телепродюсер Пэтти, роль которой сыграла Джулия Робертс. Герои оказываются в весьма неприятной ситуации - студию берет штурмом разгневанный инвестор (Джек О′Коннелл), который потерял все сбережения, пользуясь советами телевизионного консультанта. 

TriStar Pictures и LStar Capital представляют фильм производства Smokehouse/Allegiance Theater ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР. Режиссер: Джоди Фостер. В главных ролях: Джордж Клуни, Джулия Робертс, Джек О’Коннелл, Доминик Уэст, Катрина Балф и Джанкарло Эспозито. Продюсеры: Дэниэл Дубицки, Лара Аламеддин, Джордж Клуни и Грант Хеслов. Сценаристы: Джеми Линден, Алан Ди Фиоре и Джим Кауф. Авторы сюжета: Алан Ди Фиоре и Джим Кауф. Исполнительные продюсеры: Керри Орент, Тим Крэйн, Реджина Скалли и Бен Уайсбрен. Оператор: Мэттью Либатик. Художник-постановщик: Кевин Томпсон. Монтажер: Мэтт Шесс. Дизайнер костюмов: Сьюзэн Лайолл. Композитор: Доминик Льюис. Звукорежиссер: Генри Джекман.

Взяв Ли в заложники, террорист требует, чтобы камеры продолжали работать. Ли и Пэтти вынуждены попытаться разобраться в ситуации, вынудившей молодого человека пойти на столь крайние меры. К собственному удивлению, они узнают, что современные высокотехнологичные рынки работают отнюдь не так честно и чисто, как все предполагают.

О сюжете фильма 


«Мне нравится этот фильм, в нем есть две составляющие, которые считают несопоставимыми, - говорит режиссер фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР Джоди Фостер. - С одной стороны, это полноценный триллер - увлекательный, динамичный, в меру мудреный, и при этом вполне доступный для понимания. С другой стороны, в картине есть качество, побуждающее многих зрителей идти в кино, - реальная, захватывающая история. То, что произошло с главным героем, могло случиться с каждым из нас».

«Полиция, вертолеты, оружие, бомбы и связанный с ними экшн - все это услада для глаз, - продолжает Фостер. - Мой же интерес вызывало преображение Ли Гейтса, которого сыграл Джордж Клуни. В начале фильма он предстает поверхностным, пустым человеком. Он добился определенного профессионально успеха, но в глазах окружающих, как и в своих собственных, успешным не выглядит. И лишь благодаря трагичному стечению обстоятельств и не без помощи героини Джулии Ли Гейтс находит в себе силы измениться к лучшему». 

«Финансовый мир вышел из-под контроля, - описывает ситуацию Джордж Клуни, сыгравший роль ведущего финансовой телепрограммы. - Когда в этом мире что-то идет не так, среднестатистический обыватель не всегда может разобраться, что к чему, и иногда пропадает впросак». По сценарию фильма, герой Клуни сталкивается именно с таким несчастным, который решил отстоять свои сбережения любой ценой.

«Джоди держала нас всех в напряжении, словно цыплят табака под прессом, - вспоминает Дэниэл Дубицки, который продюсировал фильм вместе с Ларой Аламеддин, Джорджем Клуни и Грантом Хесловом. - Действие всего фильма происходит в формате реальной телевизионной передачи, развитие событий напоминает сход горной лавины». 

Джордж Клуни играет роль Ли Гейтса, известного брокера и легендарного ведущего финансового телешоу. Выходя в эфир, он буквально танцует по съемочной площадке, выкрикивает различные советы начинающим брокерам и разбирает различные ситуации, которые могут возникнуть на рынке ценных бумаг. Его выступление сопровождается различными визуальными и звуковыми эффектами. «Шоу «Финансовый Монстр» само по себе нелепо и смехотворно, -считает Фостер. - В рамках передачи обсуждаются серьезные финансовые вопросы, но делается это в игровой форме, с участием подставных лиц и использованием отрывков старых фильмов, колокольчиков, свистков и различных возгласов, которыми Ли Гейтс сопровождает свои объяснения ситуации на фондовом рынке. Он танцует и поет в окружении разодетых красоток, надевает причудливые шляпы, словом, делает все, чтобы более доходчиво объяснить премудрости торгов на рынке ценных бумаг. Хотя вся эта свистопляска вызывает у него самого острые приступы ненависти к самому себе. События фильма предоставляют ему удивительный шанс восстановить свое доброе имя добрым делом». 

В телевизионной студии герой Джорджа Клуни работает под неусыпным контролем Пэтти Фенн, роль которой исполнила Джулия Робертс, - хладнокровного и опытного продюсера телешоу. «Пэтти - продюсер с большой буквы «П», - говорит Фостер. - Она контролирует все, что происходит на шоу, и наговаривает Гейтсу в наушник все, что ему следует делать. Ли Гейтсу можно расслабиться и делать то, что ему говорят. Он даже не заучивает свои реплики. Он может говорить все, что ему заблагорассудится, а она следит за тем, чтобы шоу продолжалось. Пэтти точно знает, как обуздать темпераментного Ли». 

Клуни добавляет, что за всей этой бравадой Ли прячет свое глубочайшее презрение к аудитории. «Его шоу буквально пропитано цинизмом, - считает актер. - Он принадлежит к той когорте людей, которые, сидя в своих кабинетах, рассказывают, куда нам положить наши деньги. И когда мы делаем то, что он нам советует, и оказываемся в минусе, брокер только разводит руками со словами: «Ну что ж, бывает». 

Однако по сюжету фильма эта отмазка не срабатывает. «Картина фактически рассказывает о судьбах трех главных героев, особенно человека, роль которого сыграл Джек О′Коннелл», - добавляет Клуни.

Одна из раскрученных Гейтсом ценных бумаг компании Ibis Clear Capital загадочным образом падает в цене. Этот факт преступной халатности, завуалированной при помощи блесток и фанфар, мог бы остаться незамеченным, как и многие другие. Однако тут на авансцене появляется Кайл Бадвелл (О′Коннелл), который погорел на операции с ценными бумагами Ibis Clear Capital. Молодой человек берет Гейтса в заложники прямо во время прямого эфира.

Бадвелл, сам того не желая, запустил шестеренку глобального кризиса, который развивается на глазах миллионов телезрителей. «Нам была очень интересна эта тематика, - признается продюсер Грант Хеслов. - Нас фактически зомбируют по телевидению и Интернету, а поистине захватывающие события в прямом эфире могут кого угодно привести в чувство».

Гейтс начинает разговаривать с Кайлом, поначалу просто для того, чтобы сохранить свою жизнь. Ему помогает Пэтти, которая с трудом сохраняет самообладание в аппаратной. «Кайл не знает, что Пэтти продолжает разговаривать с Ли через наушник, - объясняет Хеслов. - Этот миниатюрный приборчик существенно добавляет драматизма, мне кажется, что Джорджу и Джулии было очень интересно работать в таком режиме».

В конечном итоге, Гейтс и Пэтти начинают сопереживать Кайлу и решают разобраться в ситуации. В них просыпается журналистский азарт, и они раскрывают чудовищный заговор, о котором при прочих условиях никто бы не заподозрил.

Клуни очень заинтриговала идея, что подобная нештатная ситуация может произойти в прямом эфире. «Я вырос на телевизионных шоу, - говорит актер. - На протяжении 16 лет моей жизни каждый день был насыщен телевидением под завязку. Я снимался в сериалах, появлялся в различных передачах, был телевизионным репортером. Позднее NBC буквально вынудило меня сняться в нескольких эпизодах сериала «Скорая помощь», потом получил роль в телефильме ВЗРЫВ. Затем последовала целая череда ролей в других шоу и сериалах. Мне казалось, что единственное, чем телевидение отличается от кинематографа, был прямой эфир. Что ж, теперь и эта граница размыта, и это замечательно».

Компанию Клуни на съемочной площадке составила Джулия Робертс в роли продюсера и режиссера шоу Пэтти Фенн. По словам актрисы, их герои любили и ненавидели друг друга одновременно. «Ли является главным козырем Пэтти, поэтому она стремится лишь к одному – как-то контролировать творящийся на площадке хаос. Она никогда не знает, что выкинет Ли в следующий момент. Кто-то увидит в них идеально слаженный дуэт, однако у Пэтти случаются моменты, когда она мечтает работать в более предсказуемых условиях. В то же самое время ей очень интересно работать с Ли. Как известно, противоположности притягиваются, а Ли и Пэтти - диаметральные противоположности».

Робертс была заинтригована общей концепцией фильма, который снимался практически в формате реального времени: «Любой актер вам скажет, что ограничение по времени идет только на пользу съемочному процессу. Все как-то собираются и начинают работать в полную силу, зная, что особо размусоливать некогда. Никто из персонажей не ожидает такого развития событий, поэтому динамика присутствовала и в кадре, и за его пределами».

Джека О′Коннелла пригласили на роль Кайла Бадвелла - обычного гражданина, которого крайне затруднительная ситуация подтолкнула на крайние меры. В исполнении О′Коннелла Кайл превратился в добропорядочного трудягу, который оказывается погребенным под обломками рухнувшей финансовой пирамиды. «Кайл - представитель рабочего класса, - рассказывает Фостер. - Он свято верит в то, что в этой жизни можно чего-то добиться лишь честным и тяжелым трудом. Он унаследовал некоторую денежную сумму и решил вложить их в ценные бумаги, но в итоге потерял все по каким-то необъяснимым причинам. Состояние исчезло, словно просочившаяся сквозь пальцы вода, и Кайл никак не может понять, где же он просчитался. Он не может смириться с этим. У него не укладывается в голове, что он все сделал правильно, и все же ситуация начала развиваться не по заранее запланированной схеме. Он не может сдаться, признав свое поражение. Кайл решает дать бой системе».

«Я восхищаюсь своим героем, - признается О′Коннелл. - Мне кажется, его трагичная ситуация будет многим понятна, а некоторым даже близка. И все же, мало кто сможет по достоинству оценить действия, на которые решился отчаявшийся Кайл».

Герой жаждет найти ответственных за свалившиеся на него несчастья, и обращает свой пылающий праведным гневом взгляд на Ли Гейтса и директора Ibis Clear Capital Уолта Кэмби. Фостер рассказывает: «Кайл отправляется на съемки передачи «Финансовый Монстр» с тем, чтобы встретиться лицом к лицу с виновниками своего краха: Уолтом Кэмби, роль которого сыграл Доминик Уэст, - генеральным директором инвестиционного фонда, и Ли Гейтсом, который активно призывает телезрителей вкладывать свои накопления в Ibis Clear Capital. Кайл подозревает, что финансист и телезвезда работают сообща, и собирается призвать их к ответу».

Кайл становится катализатором перемен в характере Гейтса. «Ли Гейтс, как любой профессиональный болтун, оказавшийся в критической ситуации, пытается манипулировать Кайлом, - объясняет Фостер. - Но со временем он понимает, что все его старые, проверенные годами уловки и хитрости не работают. Он вынужден признать тот факт, что не отдавал должного отчета своим словам и поступкам. Более того, он понимает, что не может продолжать врать телезрителям, скрываясь за фальшивой бравадой и напускным весельем».

Декорации и локации


Большинство фильмов снимается на одну или несколько камер, которые работают в одном формате. Съемки фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР для Джоди Фостер были сопряжены с определенными трудностями: шоу «Финансовый Монстр» снималось на четыре независимые телевизионные камеры, не считая кинокамеры, которая снимала весь процесс со стороны.

Все, казалось бы, просто. За исключением того, что кинокамеры и телевизионные камеры совершенно несовместимы. Во время телевизионной съемки кинокамера ни в коем случае не должна была попадать в кадр. В результате, потребовалось очень тщательное планирование работы каждой из камер. «Телевизионная съемка велась в режиме реального времени в нескольких локациях,- объясняет Фостер. - Если на телеэкране кто-то кому-то задавал вопрос, респондент должен был отвечать вовремя. Поэтому перед началом работы над каждой сценой мы с оператором Мэттом Либатиком садились и прикидывали, какая из камер какую часть сцены должна снимать. Спустя какое-то время процесс планирования работы камер стал автоматическим - мы, не сговариваясь, понимали, когда должна включиться телевизионная камера, а когда - кинокамера. Когда мы монтировали отрезки в единое целое, переходы были практически незаметными».

Использование двух различных типов камер позволило Фостер создать уникальную эмоциональную атмосферу: «Кинокамера дает темную, мрачноватую картинку. Она позволяет развивать сцену в разных направлениях. Картинка телевизионных камер получается, напротив, яркой и праздничной. Прыгая с одной камеры на другую, мы создавали необходимое по сюжету напряжение и энергетику. Зритель теряется в догадках, где реальная жизнь, а где - телевизионное шоу».

«Телевизионные камеры создают иллюзию телешоу, снимающегося в режиме реального времени, - говорит продюсер Дэниэл Дубицки. - Мы с вами видим то же самое, что видит героиня Джулии, но они не в полной мере отражают весь трагизм ситуации. Кинокамеры снимают героев со стороны и захватывают весь спектр переживаемых актерами эмоций».


«Роли некоторых телевизионных операторов сыграли настоящие телеоператоры, - замечает Аламеддин. - Джоди хотела, чтобы стоящие за камерами люди выглядели естественно и правдоподобно».

Впрочем, к тому времени нерешенной оставалась одна проблема - все камеры не могли работать одновременно. По словам Клуни, было найдено единственное, пусть и не самое рациональное решение: каждую сцену пришлось снимать дважды. Один раз сцена снималась в студии на телекамеры, а затем делался еще один дубль, но на этот раз работали кинокамеры. «Представьте себе, за смену мы успевали отснять по девять полных диалогов страниц сценария, - говорит актер. - Представили? А теперь умножьте это на два, с учетом других камер».

«Работа на съемочной площадке программы «Финансовый Монстр» была распланирована по секундам, а это ведь была не телепрограмма, а полнометражный фильм, - говорит Фостер. - Главные герои встретились на площадке в первый же съемочный день и без устали работали вплоть до окончания съемочного периода. Каждый день в кадре происходили события, которые меняли их самих и их взаимоотношения».

Фостер также пришлось учитывать фактор 3D-графики, которая неизменно должна была присутствовать на шоу «Финансовый Монстр».

Еще одной ключевой локацией фильма стала аппаратная шоу «Финансовый Монстр», из которой Пэтти переговаривается с Ли, пытаясь спасти ему жизнь. «Эти сцены мы снимали на студии CBS в верхней части Вест-Сайда на Манхэттене, - говорит Фостер. - Это была полноценная студия, в которой запросто могло бы сниматься такое шоу, как «Финансовый Монстр». Мы хотели, чтобы все выглядело, как на настоящей съемке телевизионной программы, стремились передать напряжение и атмосферу, царящие в студии».

Разумеется, не обошлось без сложностей. «Аппаратная стала одной из самых проблемных площадок на съемках этого фильма, - считает режиссер. - Это была комнатушка размером всего 4,5х2,5 метра. Там было очень трудно разместить все необходимое оборудование так, чтобы оно не попадало в кадр».

Необходимо было как-то отделить фильм ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР и шоу «Финансовый Монстр». Эту непростую задачу поручили решить художнику-постановщику Кевину Томпсону, который создал съемочную площадку внутри съемочной площадки. «Джоди было очень важно отделить нашу площадку от студии программы «Финансовый Монстр» со всеми камерами и прочей аппаратурой, - объясняет Томпсон. - Наши камеры должны были постоянно находиться позади телевизионных камер, и для планирования сцен фильма было необходимо постоянно придерживаться определенных границ. Мы решили сделать площадку наподобие матрешки, сделать студию в студии. Для начала мы собрали в павильоне площадку телевизионной студии, а затем уже на этой площадке выстроили декорации телепрограммы «Финансовый Монстр».

Томпсон: «Финальные декорации были выполнены в двух различных стилях. Стиль для телевизионной трансляции сочетал яркие краски и достаточное освещение. Декорации для фильма были более мрачными и снимались под другими углами. Переключаясь между двумя этими декорациями, мы добивались определенной динамики и напряжения».

Для того, чтобы сделать шоу более реалистичным, Томпсон использовал различные элементы из других популярных финансовых программ: «Мы с Джоди много обсуждали цветовую гамму и то, что многие подобные программы часто используют ярко-синие цвета. В итоге мы решили, что в декорациях программы «Финансовый Монстр» должны превалировать синий и денежный цвета, поэтому фон мы выкрасили в желто-зеленый цвет долларовых банкнот. За спиной главного героя мы повесили большой экран, на который могли вывести любое изображение. В студии были и бегущие строки с биржевыми котировками, и сенсорные панели, и мониторы для интервью, и графики, и информационные панели с данными о курсах акций. Кстати, графики – обыкновенные скринсейверы, которые мы наштамповали в большом количестве на все случаи жизни».

При всем этом студия программы «Финансовый Монстр» должна была быть достаточно вместительной, чтобы не стеснять мобильность Клуни, кроме того, нам нужно было обеспечить достаточное пространство для танца, которым Гейтс открывал свое шоу.

Действие фильма периодически переносится в штаб-квартиру компании Ibis Clear Capital, резкое снижение стоимости акций которой послужило предпосылкой для трагического развития событий. «Мы стремились подчеркнуть, что здание Ibis Clear Capital выполнено в современном архитектурном стиле - много стекла и отличное освещение, - рассказывает Томпсон. - Офис должен был служить символом достатка, власти и высоких технологий».

Здание Ibis Clear Capital сильно контрастировало с локаций, на которой снималась финальная сцена фильма - улицами финансового района нижнего Манхэттена. Опасная прогулка оканчивается у Федерал-холла, перед лестницей которого стоит памятник Джорджу Вашингтону, первому президенту Америки. Внушительное историческое здание с монументальными колоннами создает иллюзию прыжка во времени - персонажи, кажется, оказываются в иной эпохе.

Монтаж


Все отдельные сцены фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР сводил воедино монтажер Мэтт Шесс. «Монтировать эту историю было очень непросто, - заявляет Шесс, который трудился не только над фильмом, но и над появляющимся в кадрах телевизионным шоу. - Вообще, работая с таким количеством материала, немудрено запутаться. Передача «Финансовый Монстр» снималась на три камеры, весь материал, снятый с разных ракурсов, необходимо было отсмотреть и отобрать нужные сцены. Финальная версия шоу должна была гармонично смотреться с разных точек: какой программу видели зрители; как за развитием событий следила Джулия из аппаратной. Кроме того, шоу должно было быть достаточно зрелищным для фильма. Я отбирал материал, учитывая все эти аспекты…Только после этого я принялся за монтаж фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР. Потребовалось собрать все свое самообладание в кулак, чтобы не запутаться. У меня было пять различных изображений, три из которых я мог отобрать для каждой конкретной сцены. Вариативность зашкаливала». Для создания эффекта телевизионного шоу Шесс использовал динамичную технологию монтирования.

Делаем паузу.


Прежде, чем продолжить рассказ монтажера фильма хочу обратить внимание тех, кто читает этот текст на следующее: разница в технологиях телевизионной трансляции и киносъемки именно в этом фильме, как нигде демонстрирует высочайший профессионализм кинорежиссера Джоди Фостер. Пишу об этом с полным знанием дела, так как сама являюсь телевизионным режиссером: несколько лет я работала в прямом эфире, транслируя передачи разнообразных жанров - от футбольного матча и демонстрации трудящихся масс до камерной съемки какой-либо знаменитости. Словом, «предмет разбора» съемочного процесса мне знакома «до боли», как говорили наши метры телеэфира. И еще: мнение монтажера Шесса о телетрансляции (в данном случае - развлекательного шоу!) меня весьма порадовало тем, что я впервые читаю про это из уст профессионала киноиндустрии. Дело в том, что долгие годы «киношники» (простите за сленг, господа!) весьма презрительно и снисходительно относились к работе телевизионных коллег (телевизионных режиссеров и телеоператоров), считая их работу чем-то малозначимым и просто - «вторым сортом». Да, это правда. Однако, с развитием цифровых технологий, которые активно вторглись в кинопроцесс, все разом переменилось и «проявило», словно фотоотпечаток то, что было основным в телевидении: режиссер, помимо технологических данных, должен был обладать мгновенной реакцией и художественным чутьем. 

Итак, продолжаем монолог монтажера фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР: «Мне сейчас кажется, что монтаж шоу, выходящих в прямом эфире, - отдельный вид искусства, - улыбается Шесс. - Работать нужно очень быстро и всегда быть готовым, чтобы подловить удачный момент. Нужно быстро думать и быстро делать, нередко предугадывая события еще до того, как они происходят. Словом, работая над телевизионным шоу, у меня отнюдь не было того практически неограниченного запаса времени, которым я обычно располагаю».

Режиссер Фостер неоднократно встречалась на съемочных площадках с дизайнером костюмов Сьюзэн Лайолл: съемки фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР стали очередным совместным проектом режиссера и дизайнера.

«Мы  - живые люди, а не роботы и у нас есть совесть», - говорит один из героев фильма ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР. Что же происходит с теми, кто начинает работать с чужими деньгами: куда «уходит» их совесть? И, сколько стоит человеческая жизнь в «прямом эфире»? Решать Вам, дорогие зрители.

Со 2 июня 2016 года в российских кинозалах - ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР уже в кино!

 

 

 


Благодарим за предоставленные материалы, фотографии и ролики - СПб WDSSPR: http://www.wdsspr.ru/soon/00271/