"История искусства для собак" А.Боровского

В чудный крещенский вечер в модной "LAZAREV GALLERY" издательство "Амфора" представляла свою новую книгу известного искусствоведа и куратора, заведующего отделом Новейших течений Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Александра Боровского.

 

Вместе с презентацией книги   "История искусства для собак" Александра Боровского, состоялось и открытие выставки рисунков  Ольгой Тобрелутс, которыми оформлена книга. Зад полон, презентация начинается:

 

Предупреждая вопросы, автор пояснил - почему родился замысел книги: "Спасибо. что пришли, хотя я прекрасно понимаю, что художники уже всем надоели, а собаки, все таки, - персонажи новые и какие-то еще не затрепанные, хотя.. - заглаженные...:-) Почему родилась эта книга? Потому что я не удовлетворен ситуацией в современной художественной критике, в отличии, скажем, от театральной, киношной и балетной..; что она стала - полем сведения каких-то силовых интересов, борьбы за власть и использованием бесконечной унылой псевдо-философской терминологии..."

 

О чем книга Александра Боровского? Вы, читатель, вероятно, удивитесь, но она представляет собой не много не мало - историю искусства от древнейших времен до наших дней, рассказанную парой собак - придворной таксой Табакерк Двадцать Седьмой и дворнягой Рыжим, живущем при большом музее. Этот неожиданный ход делает книгу любопытной как взрослым, так и детям. Таким образом, читатель не обманулся: перед ним книга "История искусства для собак" - это оригинальный путеводитель по истории искусства. Александр Боровский анализирует величайшие шедевры живописи с большой долей юмора и самоиронии. Зачастую работы, посвященные этой теме, полны сложных терминов, дат, отсылок к давно забытым историческим событиям. А ведь в искусстве, особенно в том, что называется contemporary art, и без того не просто разобраться. В этом смысле книга уникальна простотой изложения и в то же время охватом рассматриваемых тем. И искушенный знаток живописи и новичок, впервые обратившийся к этому неоднозначному и непростому предмету, найдут в этой книге для себя много любопытного. 

Много неожиданного услышали и участники на презентации книги в тот вечер. Так, автор Александр Боровский говорил не просто о том, что "требует" современное искусство, но больше всего - о литературе и современном искусстве... - через призму персонажей, изображенных словом и кистью (в данном контексте, о собаках):

Не в последнюю очередь привлекательность книги обеспечивает выбор неожиданного угла зрения. До этого никто не пытался посмотреть на современное искусство глазами собаки - глазами, свободными от привитых каждому человеку эстетических критериев и навязанных шаблонов. Традиция вести повествование от лица собаки не нова, к этому приему обращались ещё Михаил Булгаков и Саша Черный, но именно в сфере искусствоведения она особенно актуальна: она предполагает совершенную непредвзятость взгляда, а именно этого нам порой так не хватает в художественной галерее или музее.

 

Ах, господин Боровский! Кто может не согласиться с Вашим призывом: "...Пора дышать  - пора жить! И когда читаешь великих русских классиков, то вот это, - собачье обаяние, - просто передается, просто - передается!...":

 

А, вот что написали те, кто уже прочитали эту книгу: "Донкихотство - писать поперек всех норм, правил и «дискурсов» модной критики современного искусства." (Анна Толстова, «Артхроника»). "В этой книжке Боровский предстает не только как критик, но и как писатель, тонкий и остроумный. Как бы в пику унылой критике, из-за которой современное искусство потеряло свою аудиторию. У Олега Кулика есть работа «Семья будущего» (смотри иллюстрацию). В такой семье эта книга была бы настольной. (Марат Гельман) А тем, кто еще не читал книжку, поясняет сам автор, Александр Боровский: "...Мне кажется, что текст получился веселым (не знаю, может быть, я уже перестал понимать: что весело-что не весело?:-), но мне как-то хочется продолжать - говорить об искусстве через какие-то другие лица, потому что..." "Потому что" - будет чуть позднее и Вы поймете это, дорогой мой читатель, из диалога Александра Боровского с давним своим другом, художником Анатолием Белкиным

 

А пока - ответное слово держит иллюстратор книжки - Ольга Тобрелутс. Напоминаю, что книга "История искусства для собак" оформлена известной художницей Ольгой Тобрелутс, чье имя известно каждому любителю современного искусства: 

 

"Я хотела вас всех поздравить - сегодня Крещение!... И книжка, как бы, получилась моим таким "крещением" как художника-иллюстратора, потому что я никогда в жизни иллюстрации не делала, а Вадим Назаров любезно позвонил мне и попросил сделать иллюстрации для одного интересного текста, как он сказал: "Я, - говорит, - тебе его пришлю.." Я была заинтригована, ждала текста и когда пришел текст, я с удивлением обнаружила, что Александр Давыдович Боровский написал историю искусства для собак. Меня этот текст настолько увлек, - он такой.. сочный, и сразу я увидела этих двух героев; и я решила, какие же иллюстрации подойдут для этой книжки лучше всего. Но, так как в тексте запланировано изображение картин, то, естественно, они (иллюстрации) не должны быть цветными, - подумала я, значит,  - они должны быть черно-белыми; а,  если, - черно-белыми, - должен быть, - карандаш. А, карандашный рисунок, - это для художника, знаете ли, - как раздеться и показать себя голым... Ну, так как я нежно отношусь к творчеству Александра Давыдовича и очень уважаю Вадима тоже, - я с удовольствием подумала: а почему бы мне не сделать карандашные рисунки и нарисовать собачек?...И вот в Крыму, нянчась с маленькой дочкой, я нарисовала этих собачек и теперь Вы можете посмотреть на меня в таком виде...

...Потому что современное искусство - оно позволяет художнику постоянно маскироваться: если он не умеет рисковать, рисовать, или там - писать,  - он всегда может использовать современные технологии, или использовать видео, или использовать специальную живописную технику разбрызгиванием, размазыванием и поэтому никогда не понятно: насколько этот художник на самом деле умеет рисовать карандашом или не умеет, поэтому многие художники этого избегают. И вот я рискнула, и, по-моему, - получились смешные собачки...."

Возгласы присутствующих: "Замечательно!" Смех и аплодисменты! 

 

Художник Анатолий Белкин завершает торжественную часть презентации: "...Начну с иллюстраций. Давно не выходило книг с картинками настоящими, с иллюстрациями - были, а вот здесь - замечательно нарисовано! Я всю жизнь живу с собаками: и я вижу как здорово, действительно, невероятно трудно нарисовать собаку вообще, а нарисовать собаку снизу, сверху, когда она высунула язык или куда-то бросается, это - "высший пилотаж". Я просто потрясен, как Олечка с этим справилась. Абсолютно классический, чудесный, очень трогательный, милый и точный рисунок, - что мы все ценим, старые художники. 

 

Что касается самой идеи книги, - то это для меня, как для человека очень близкого к природе, - невероятно, когда серьезный, кабинетный, далекий от жизни ученый обращается к теме живой, наполненной энергией и кровью собак, - искусствоведением для собак. Можно сказать, что мы  - кинологи давно ждали эту книгу, когда она появится. Она наверняка будет лежать и в клубах служебного собаководства, и - в декоративном.. Но, я хочу спросить Александра Давыдовича, как "знаток природы - знатока искусства": это - только начало? Вы обратитесь ко всем томам Брема? Будут еще книжки искусствоведения для крупных хищников или беспозвоночных, может быть, или - на этом, как бы,  - и заканчивается? Спасибо!" 

В зале повисла шутливая реплика-вопрос: "А, - для динозавров?" Публика не скупилась на аплодисменты!:-)

 

Александр Боровский: "как уролог - кинологу" скажу тебе: очень тянет написать книжку о насекомых в искусстве, потому что.. Иногда смотришь на человека : все у него и Премия, а он - насекомое, а в другой раз смотришь - насекомое, - а не нужно никаких Премий, и - виден масштаб; - вот хочется этим воспользоваться. Но, на самом деле, действительно надо, чтобы книжки читали, находить какие-то ходы.. Я помню замечательных, к сожалению, уже нет анималистов, которые рассказали бы такие истории, фантастические...." 

Далее, Александр Давыдович вспоминает о давней съемке для одной телепередачи, где один участник посмотрел на него и Белкина и изрек: "Тот, кто не умеет нарисовать винторогого марала, - тот не художник!" (Честно скажу, я хохотала в этом месте, по-моему, громче всех:-)

 

И, завершая свой ответ Анатолию Белкину, Александр Боровский признался: "Действительно, я ничего в собаках не понимаю, у меня никогда не было собак - это, может быть, - "замещение" такое...Посмотрим. Надо сказать, что много специалистов смотрели - они сами ничего не понимают, - потому что: не все собаки определены в искусстве. Три человека, все-собачники, все смотрели и долго спорили: такая это собачка или другая? Так что, если есть ошибки, - это не ко мне:-) А, вообще,  спасибо, читайте, - буду рад и спасибо галерее: не каждая галерея .. решится на собачек!"

 

Публика аплодирует, все тянутся с книжками за автографами к авторам, к А.Боровскому и О.Тобрелутс

 

«Ах, вот где собака зарыта!» - воскликнула кошка Мона и не отдавала мне рукопись, пока не прочитала и не просидела ее досконально. А отдавая, вздохнула: «Ну, почему этот ваш Боровский пишет только для собак и людей и никогда - для кошек…» (Михаил Трофименков, «Ъ») Вслед за кошкой Моной и моим другом, Мишей Трофименковым, подписывая у автора книгу, я спросила, вернее, - попросила: Александр Давыдович!, а нельзя ли следующую книгу написать для... кошки? Для той, что "гуляет сама по себе", а потом  - находит себе... рыцаря?:-) Место действия - как фантазия подскажет! 

Пока публика пьет шампанское, разгуливает по галерее и рассматривает друг друга и рисунки Ольги Тобрелутс, - обратимся к самой книге:

"История искусства для собак" 


 

Серия: Артефакт
Жанр: Современная русская проза
Дата издания: 01.2012
Формат: 70x100 1/8
Вид: Твердый переплет
Кол-во страниц: 128
Издательство: Амфора

 

Текст сопровождают и дополняют множество ярких репродукций, дополняющих текст. Красочные иллюстрации и качественное исполнение делают эту книгу прекрасным подарком. 

Об Авторе: Боровский Александр. Родился в Ленинграде в 1952 году. Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, факультет теории и истории искусств. С 1989 - заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. Кураторские проекты: в ГРМ курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект "Музей Людвига в Русском музее" - экспозиция дара семьи Людвигов и серию выставок современного западного искусства.

В числе главных выставок, реализованных в ГРМ в качестве куратора, автора текстов и экспозиции входят: выставки Й.Бойса, И.Захарова-Росса, немецких неоэкспрессионистов, американского видеоарта, коллекции Бар-Гера, бумажной архитектуры, акции "Мраморное время" и "Война и мир" Ха Шульта, серии "Экспериментальные выставки отдела новейших течений". Итоги деятельности возглавляемого им отдела по формированию коллекции современного искусства подведены выставкой "ГРМ. Отдел новейших течений: первые пять лет" (1996). Автор более 200 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.

 

 

Источники материалов: http://www.amphora.ru, artprize.ru

Фото и видео: Наталия Кирилова и Светлана Карлукова