Итоги 2009 и прогнозы 2010 года на IT-рынке

2009 год оказался не похожим на остальные. Кризис заставил IT-компании сконцентрироваться не на массовом выпуске новых продуктов, а на анализе возможных новых направлений развития. Таким образом, уходящий год стал наброском того, что произойдет в две тысячи десятом. "Лента.ру" составила список таких цифровых тенденций, из этого списка выбрали-лишь девять. Что символично. Прошу знакомиться с этим списком "прогнозов":)

 

Первое: планшеты и читалки

В 2001 году появление iPod стало маркетинговым прорывом - именно это устройство показало, что цифровые плееры - жизнеспособная идея с хорошей бизнес-моделью. Восемь лет спустя история повторяется, но не на музыкальном, а на книжном и газетно-журнальном рынках. Именно в 2009 году издатели и книготорговцы обратили внимание на читалку Amazon Kindle, новые модели которой позволили одновременно сделать более прибыльной торговлю учебниками. В США учебники перепродаются; из-за этого они очень дороги - издатели пытаются забрать всю недополученную прибыль у первого покупателя. С помощью читалок с большими экранами учебники можно делать некопируемыми и дешевыми. Параллельно ходили слухи о планшете Apple который, как предполагается, станет платформой для полноцветных электронных изданий. Некоторые уже начали адаптацию электронных версий журналов под несуществующее устройство. Весной 2009 года IT-обозреватели, аналитики и производители комплектующих возродили слухи о ведущейся несколько лет разработке интернет-планшета Apple. Корпорация не подтвердила и не опровергла эти сообщения. Предположительно, устройство выглядит как iPhone с 10-дюймовым мультисенсорным экраном. В качестве наиболее вероятной даты выхода планшета журналисты называют начало 2010 года. Они же утверждают, что Apple собирается завоевать рынок электронных книг и ведет с медиакомпаниями переговоры о поставках контента для устройства.

Наконец, крупнейшая в США сеть книжных магазинов Barnes & Noble выпускает прямого конкурента Kindle: маленький Nook. В конце ноября в США начались продажи электронной читалки Nook, выпущенной крупнейшей местной сетью книжных магазинов, Barnes & Noble. Спрос на устройство, которое задумывалось как прямой конкурент Amazon Kindle, превысил все возможные прогнозы - компания была не уверена, что сможет доставить Nook всем заказчикам до Рождества. Решение сделать Nook двухэкранным - очень смелое. До сих пор крупные производители додумались только до сенсорного экрана на электронных чернилах. Работает такая связка не очень хорошо - из-за медленного обновления кажется, будто экран не реагирует на действия пользователя. С другой стороны, даже такой небольшой, как у Nook, цветной экран полностью меняет восприятие, превращая устройство в аналог цветного книжного каталога. Если продолжать "инженерную" аналогию, то Nook - это недоделка, лучше которой на рынке ничего нет. Все его новые функции и особенности ожидает великое будущее в других моделях - после доработки. Перечислим их. Легкий и узкий Nook отлично лежит в ладони, но вот листать книгу этой же рукой никак не получится. Работать с системой Android, притворяющейся меню сенсорного экрана - тоже. Некоторые обозреватели жаловались на нестабильность Android в Nook - нам за тестовую неделю "завалить" устройство не удалось. Да и Barnes & Noble в конце декабря выпустила обновление. Зато несколько раз Nook совершал своеобразный обманный маневр. Потыкав пальцем в маленький прямоугольник навигационного дисплея, бессознательно переносишь сенсорность и на большой экран. Он, к сожалению, не реагирует. Это повторяется не раз и не два - не так часто выпускаются полусенсорные устройства. Батареи Nook, как и ожидалось, хватает на несколько дней. Это меньше, чем у любых других читалок на электронных чернилах без второго экрана. Из распространенных форматов Nook читает PDF и EPub. Правда, последний у нас почему-то распознаваться не захотел. Объемные PDF ("Война и мир") грузятся сравнительно недолго - около 10 секунд. Создание PDF сейчас - не бином Ньютона, однако хотелось бы побольше форматов. Зато довести Nook до отображения неверных кодировок не удалось. Обозреватель The New York Times Дэвид Пог сравнил Nook по скорости с зимней улиткой, которой к тому же сделали анестезию. Он не прав - от читалки никто и не ждет молниеносной реакции. Книга по определению предназначена для небыстрого времяпрепровождения. Устройство не рассчитано на работу на российском рынке. Поэтому, к сожалению, его не удалось подключить к сети магазина Barnes & Noble. И уж тем более воспользоваться революционной (без иронии) функцией одалживания электронной версии книги другу. Пока Barnes & Noble не придет в Россию, нельзя будет и полистать имеющиеся в магазине книги, подключив Nook к местной беспроводной сети. Есть у Nook несомненные достоинства - он поддерживает расширение памяти при помощи карт microSD (этого нет у Kindle), Wi-Fi (тоже нет) и воспроизведение музыки (у Kindle есть, но звук у Nook, кажется, получше). В Москве устройство стоит 450 долларов (около 13400 рублей)Это действительно красивая читалка, правда, в российских условиях выполняющая скорее декоративные функции. Впрочем, почти то же самое можно сказать про Kindle, которые только готовится к штурму отечественных салонов сотовой связи и магазинов электроники. Nook дает два неоценимых ощущения. Во-первых - позволяет почувствовать себя жителем США, где в книжных есть Wi-Fi, а хозяева магазинов вовсю торгуют электронными изданиями. Во-вторых, понять, что нас от этой реальности отделяет еще лет пять. Отличный новогодний подарок. Битва между устройствами начнется в 2010 году. В России, скорее всего, в 2011 - с привычным опозданием.(Лента.ру протестировала электронную читалку Barnes & Noble)

 

Второе: Суперкомпьютеры и графические процессоры-

В 2009 году громко заявили о себе настольные суперкомпьюторы - системы стоимостью всего в несколько тысяч долларов с огромной, немыслимой производительностью. Это стало возможным благодаря использованию для вычислений ядер графических процессоров. Хотя домашнему пользователю от таких суперкомпьютеров ни жарко ни холодно, это колоссальный шаг вперед - ученые получили доступ к огромным вычислительным ресурсам за смешные деньги. Что сильно подтолкнет прогресс - по крайней мере, когда исследователи поймут, что они хотят вычислять.

 

Третье:  Мультисенсорные ноутбуки и стереоскопические экраны-

Дисплей с поддержкой мультисенсорной технологии Microsoft Surface. Фото пресс-службы Microsoft

В уходящем году появились первые нормальные ноутбуки с сенсорными и даже мультисенсорными экранами. Не в последнюю очередь это произошло благодаря Windows 7, которая изначально поддерживает сенсорный интерфейс7 Asus представила перед CES планшетный ноутбук Eee PC T101MT. В печать просочились данные об увеличенной версии планшетного ноутбука Eee PC T91MT компании Asus под наименованием T101MT. Об этом пишет блог Wireless Goodness со ссылкой на заявку компании, направленную в Федеральную комиссию по связи США. Предполагается, что T101MT будет иметь 10-дюймовый дисплей и, как следует из кодового обозначения MT, мультисенсорное управление. Кроме того, что новинку снабдят модулем связи Wi-Fi 802.11, о ней больше ничего не известно. Однако издание Electronista предполагает, что в соответствии с веяниями времени планшет будет собран на платформе Intel Pine Trail с процессором Atom N450, работающим на частоте 1,66 гигагерца. Также с большой долей вероятности можно утверждать, что в качестве операционной системы на T101MT будет использоваться Windows 7, так как именно в ней реализована поддержка мультисенсорного управления. Пока неизвестно, когда Asus официально анонсирует новую модель, однако издание предполагает, что это произойдет за несколько недель до начала выставки CES, которая пройдет в Лас-Вегасе с 7 по 10 января 2010 года.

Возможность потыкать пальцем в монитор и приблизить к себе карту, растянув ее, будто на айфоне, в 2010 году появится у многих пользователей. Еще больше волшебства добавят ноутбуки и мониторы с поддержкой стереоскопии (в просторечии - 3D). К таким ноутбукам обычно прилагаются специальные очки, позволяющие просматривать, как в кинотеатре, трехмерные фильмы и даже играть в стереоскопическом режиме (такого кинотеатры пока предложить не могут).

Сейчас оно вылезет из монитора: корпорация Nvidia в начале года выпустила стереоскопические очки 3D Vision, позволяющие владельцу играть в действительно трехмерные игры и смотреть трехмерные фильмы. В мае  2009 года такие очки появились в России - вместе с единственным на тот момент монитором, поддерживающим эту технологию. В сентябре в России начались продажи второго монитора с поддержкой 3D Vision. У экрана появляется глубина и в этой глубине носятся зомби из Resident Evil 5, мордует недругов Бэтмен и гоняют автомобили из Burnout Paradise. Все это настолько объемно, что хочется схватить объекты на экране рукой. Приложить скриншоты по понятной причине не получится. Правда, представить себя главным участником происходящего не всегда получается. Трехмерность, о которой идет речь, не виртуальная реальность из "Газонокосильщика", а скорее сверхчеткий трехмерный мультфильм. Хорошо, что на экран не обязательно смотреть прямо. Трехмерная сцена не исчезает даже при взгляде сбоку. Подключить очки оказалось довольно просто. Для этого надо соблюсти три условия: проверить в настройках Nvidia, включен ли 3D-режим, нажать кнопку на самих очках и на кнопку на прилагающемся к ним устройстве, обеспечивающем связь с очками по инфракрасному каналу. Многодолларовое удовольствие: теперь - плохие новости. Трехмерное зрение стоит дорого - примерно столько же, сколько средний компьютер.  За сами очки придется отдать около шести тысяч рублей. Кроме того, для их работы необходим монитор с частотой обновления экрана в 120 герц. Как уже говорилось выше, "трехмерных" ЖК-мониторов в нашей стране всего два. Это Samsung SyncMaster 2233RZ и недавно появившийся ViewSonic VX2268wm. На Западе устройств отображения побольше. У нас же до конца года появится еще один, 24-дюймовый монитор (производитель пока не называется), а также проекторы, которые позволяют использовать 3D Vision. Стоимость трехмерного монитора на момент написания статьи колебалась от 12 до 14 тысяч рублей. В принципе, должен подойти хороший монитор с электронно-лучевой трубкой и частотой развертки больше 100 герц, но где его сейчас искать? Такие жесткие требования к монитору связаны с тем, что очки попеременно показывают пользователю изображения для правого и левого глаза. Как результат, частота развертки для пользователя падает вдвое. В свою очередь, 60 герц считается минимально приемлемой частотой обновления экрана для современных систем. С большой долей вероятности придется сменить компьютер - он может быть недостаточно мощен, либо его видеокарта может не поддерживать 3D Vision. Так как изображения генерируются отдельно для каждого глаза, на каждый трехмерный "кадр" приходится два обычных. Другими словами, игра в стереорежиме идет гораздо медленнее. Следует взять PC с хорошим запасом мощности. Таким образом, стоимость всей системы в сборе (включая компьютер) составит примерно 40-45 тысяч рублей, или около полутора тысяч более привычных в отрасли долларов. Для примера, в нашу тестовую конфигурацию кроме очков входили компьютер Dell XPS 630i с графической картой Nvidia GF GTX280 и ЖК-дисплей ViewSonic FuHzion VX2268wm 120 Гц. Стоит заметить, что игры - самое популярное, но далеко не единственное применение 3D Vision. На сайте Nvidia есть "трехмерные" видеоролики и фотографии - выглядят они грандиозно. Единственное, что портит всю картину - пока их очень и очень мало. Пройдет, наверное, лет пять, прежде чем стереофильмы можно будет найти в торрентах. Про торренты - шутка, а вот про сроки - вряд ли. Ощущение от фотографий и фильмов, кстати, немного отличается от игрового. Объекты, хотя в них и можно рассмотреть каждую мелочь, выглядят как очень хорошие "кукольные" копии оригиналов. Это абсолютно не мешает восхищаться, например, фотоальбомом с выставки автомобилей, но ощущение того, что просматриваешь коллекцию масштабных моделек, не покидает ни на секунду. Это может быть связано с двумя факторами. Во-первых, неестественная четкость фотографий, снимки лишены недостатков, присущих даже самому остроглазому наблюдателю. Во-вторых, обманутый мозг хочет видеть бок объекта, однако тот упорно сохраняет свою ориентацию, с какой стороны на него ни посмотри. Один из самых распространенных вопросов о стереоскопических очках касается их влияния на зрение. На сайтах продавцов можно встретить утверждение, что очки совершенно безопасны для здоровья. Это и так и не так одновременно. Во-первых, глазам нужно привыкнуть к тому, как теперь выводятся изображения на экран. Мы видим не глазами, а мозгом; в первые минуты мозгу приходится нелегко, ведь он привык к плоскому изображению и пытается обрабатывать его соответствующим образом. Требуется примерно час, чтобы приноровиться. Глаза после этого первого часа почти наверняка будут болеть. Во-вторых, непросто может прийтись людям, постоянно носящим очки. Надевать стереоскопические очки поверх обычных - крайне неудобно. Если же их снять, то к начальному напряжению прибавятся все составляющие дефектов зрения. В-третьих, ко всему этому быстро привыкаешь. Если в самом начале становилось не очень комфортно после 15 минут использования Nvidia 3D Vision, то уже на второй-третий день можно было спокойно высидеть часа полтора. Другое дело, что десятичасовые рейды в World of Warcraft в этих очках во избежание переутомления лучше не устраивать. Стереоочки Nvidia 3D Vision - одна из самых коммерчески перспективных технологий, на самом деле, без дураков, выводящих домашние развлечения на новый уровень. Беда в том, что до этого самого уровня им идти минимум года три. Стереоочки - это прекрасный, но пока совершенно не массовый продукт. Хотя технология 3D Vision задним числом поддерживает несколько сотен игр, пройдет много времени, прежде чем разработчики распробуют потенциал. Благодаря стереоскопическим очкам большое будущее будет у стереофотографий. Однако цифровые 3D-фотоаппараты только-только завоевывают рынок, и доступную мыльницу для съемки стереоизображений мы увидим нескоро. Будем надеяться, что к концу 2010 года в обзорах необычные экраны будут встречаться почаще. (Лента.ру протестировала очки Nvidia 3D Vision)

 

Четвертое:  Передел мобильного рынка-

Если сесть в машину времени и прыгнуть в наиболее вероятное будущее на год, мы увидим преинтереснейшую картину. Nokia анонсирует новые эксперименты с операционной системой Maemo, которая должна прийти на смену Symbian (и, кто знает, возможно, появится в будущих нетбуках корпорации). Windows Mobile, если ее седьмая версия не станет безусловным хитом, будет сдавать рынок. Дешевые телефоны на Android захватят полки магазинов и нижнюю часть прейскурантов. Дорогие устройства на iPhone OS - напротив, займут верхние строчки. И те, и другие сообща будут контролировать более чем солидную часть рынка.

 

Пятое: "начинка" нового поколения-

Как-то незаметно мобильные телефоны, нетбуки и ноутбуки подошли к границе, за которой начинается качественная разница с существующим оборудованием. Качественный скачок в 2010 году - это один из важнейших трендов во всей индустрии. Ноутбуки, работающие больше пяти, а то и семи часов - уже норма, спасибо хорошим аккумуляторам. Экраны со светодиодной подсветкой становятся стандартом, а в недалеком будущем с достоинством уступят свое место пока еще дорогим, но сверхперспективным дисплеям на органических светодиодах. Видеосистемы ноутбуков и даже нетбуков теперь обладают достаточной производительностью не только для просмотра видео, но и для игр - непредставимой еще пару лет назад. Для бюджетных устройств создается новое поколение сверхэкономичных процессоров с интегрированной графикой. В начале января 2010 года, например, такие чипы представит Intel. Наконец, постепенно, даже медленнее, чем хотелось бы, легкие и энергоэффективные твердотельные накопители выталкивают с рынка жесткие диски. Эта замена, думается, в 2010 году пойдет все быстрее и быстрее.

 

Шестое: "Быстрый интернет" в реальном времени-

2009 стал годом, когда создатели браузеров взяли четкий курс на максимальное ускорение своих продуктов. Google, например, за год ускорил свой браузер в сорок раз. Стараются не отставать от него в корпорациях Mozilla, Apple и даже Microsoft. Последняя как раз в 2009 году начала активную разработку девятой версии браузера Internet Explorer - и он будет быстрее, чем все предыдущие. Кроме того, в последние месяцы окончательно оформилась мода на индексацию информации в реальном времени. Теперь поисковики Bing и Google научились выводить записи из микроблогов через несколько секунд после того, как их сделали авторы. Эта тенденция безусловно будет развиваться - в Рунет она наверняка придет с обычным опозданием на полгода-год. Кроме того, в последние 12 месяцев Google последовательно продвигал свою идею ускорения интернета. Скорость загрузки сайтов для крупнейшего в мире поисковика (и по совместительству - крупнейшей сети интернет-рекламы) очень важна. Чем быстрее загрузка, тем больше пользователь ходит по сайтам. Чем больше он ходит по сайтам, тем больше рекламы смотрит. Чем больше смотрит, тем больше приносит денег Google. Корпорация уже придумала "листалку" сайтов, протокол SPDY, оптимизирующий загрузку страниц, продвигает шустрый Chrome, опубликовала инструментарий для проверки сайтов на заторможенность. В 2010 году, как ожидается, более быстрые ресурсы будут выводиться выше медленных в результатах поиска. Вся эта погоня за скоростью нужна для одного: веб-приложений, которые могли бы выполняться так же быстро, как и обычные. Для работы этих приложений нужны..., да-да: сверхлегкие операционные системы!:)

 

Седьмое: сверхлегкие операционные системы-

Весь 2009 год программисты конструировали подходящие для нетбуков и небольших ноутбуков операционные системы. Такие ОС призваны заменить морально устаревшую Windows XP для подобных устройств. В целом от систем для нетбуков требуется лишь две вещи: высокая производительность на слабом оборудовании и отличная работа с веб-страницами. Потенциальным флагманом этого движения является разработанная все тем же Google система Chrome OS, фактически состоящая из одного сверхоптимизированного браузера Chrome. Обычных приложений в этой ОС нет. Впрочем, Google - не единственный игрок на этом рынке. Выжать все из нетбуков решила и корпорация Intel, которая разрабатывает ОС Moblin (Mobile Linux). Та "заточена" специально под процессор Atom и, в отличие от Chrome OS, практически готова к использованию. Еще одним очень перспективным проектом является jolicloud - операционная система на базе Ubuntu Linux, специально переработанная под нетбуки и, как и Chrome OS, вводящая концепцию веб-приложений на уровень ОС. Другое дело, что jolicloud не забыла и настольные приложения - так что пользователи, не подключенные к Сети, не будут чувствовать себя ущербными. Все эти и другие системы сейчас находятся в стадии становления. Их разработка завершится аккурат в 2010 году, но всерьез их начали воспринимать в 2009-м.

 

Восьмое: взмаховый контроллер -

Кадр из демо-ролика Microsoft Natal 

 

В 2006 году корпорация Nintendo выпустила игровую консоль Wii, в которой игровым контроллером стало устройство Wii Remote, распознающее движения пользователя. В 2009 году мы узнали, что корпорация Microsoft выпустит систему Natal, позволяющую обходиться совсем без контроллера и управлять играми при помощи взмахов рук. Скорее всего, Natal выйдет в 2010 году - максимум в 2011-м. Почти одновременно с Natal корпорация Sony представила манипулятор-"волшебную палочку". Он схож с Wii Remote, но гораздо совершеннее и позволяет отследить местоположение устройства с точностью до нескольких миллиметров. Благодаря всему этому в будущем году мы станем играть по-новому.

 

Девятое: Навигация и Россия -

В 2009 году Россия стала гораздо агрессивнее продвигать навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС. Производителям удалось снизить цену приемника и улучшить характеристики, а чиновники настаивали на включении ГЛОНАСС-модуля во все навигаторы, продающиеся на отечественном рынке. До сих пор ходят слухи о вводе больших защитных ввозных пошлин на навигаторы, не оснащенные ГЛОНАСС. Очевидно, другими способами долю российской системы на этом рынке, составляющую около одного процента, не нарастить. Беда в том, что большинству пользователей вполне достаточно GPS. В 2010 году этот конфликт государства и потребителя должен, наконец, разрешиться. Хорошо бы выиграли оба.

 

Две тысячи десять. Итого:

Конечно, предугадать все невозможно. Какие-то тенденции окажутся тупиковым путем развития техники. Некоторые изобретения станут полной неожиданностью как для пользователей, так и для обозревателей. Важно понять две вещи. Во-первых, никуда цифровые технологии не денутся. Они все равно ошеломят нас, заставят по-новому воспринимать реальность и привыкнуть к этому ощущению. Во-вторых, есть вечные ценности, и они тоже не исчезнут. Каким бы цифровым ни был ваш дом, елку лучше ставить настоящую, а реальный "оливье" в ближайшую пару сотен лет не заменит ничто:) С наступившим Новым годом! 

 

Источник: http://lenta.ru/articles/2010/01/10/finaldigital/