Каннские "потрясения"

 

С 11 по 22 мая проходил знаменитый Каннский кинофестиваль, в 64 раз! Лауреатами Фестиваля уже стали: Prize of Un Certain Regard Ex-aequo получили фильм ARIRANG режиссера KIM Ki-Duk и HALT AUF FREIER STRECKE режиссерa Andreas Dresen.

  

О том, кто получил Специальный приз жюри "Особый взгляд" и Приз за лучшую режиссуру программы «Особый взгляд» - чуть ниже:) А, пока, вернемся к началу. Подробный дневник фестиваля можно прочитать на официальном сайте фестиваля по адресу: http://www.festival-cannes.fr/ru/

 

Как написал перед открытием фестиваля Тьерри Фремо: "И вот мы снова собираемся вместе, чтобы прожить в мае 2011 г. очередной Каннский фестиваль. История продолжается, история возобновляется, история вновь и вновь творит себя заново, и каждый год в одно и то же время команда фестиваля и сам город готовятся к встрече актеров и деятелей киноиндустрии со всего мира. Мы ждем – с любовью, предвкушая встречи, с нетерпением. Кажется, что в этом году на набережной Круазетт будет царить атмосфера легкости, желания и мира. Каждый фестиваль обладает особым ароматом, и киносмотр 2011 г. уже сейчас, когда первый экран еще не зажегся, обещает быть очень волнующим. Почему, как, в какой момент публика решает, что «в этом году Каннский фестиваль будет великолепным»? Это – тайна… и не стоит искать разгадку. Отметим лишь то, что есть: восторг прессы при оглашении официальной программы 14 апреля, приезд великих кинематографистов, актеров и других деятелей кино, массовое возвращение профессионалов и кинолюбителей, отличное самочувствие Кинорынка. Что касается погоды, то мы сделали все, что могли, чтобы она была прекрасной – если только наш любимый исландский вулкан не решит вновь подкоптить небо над Европой.В этом году в Каннах много новостей. Гостем фестиваля, представляющим национальное кино, станет Египет – великая кинематографическая держава, которая только что продемонстрировала всей планете свою приверженность к демократии и свободе. Как и другой наш гость, Тунис, она расскажет о том, как кино живет в ритме мировых потрясений. Разнообразные программы позволят съемочным группам разных картин пообщаться в более спокойных условиях, нежели соперничая друг с другом на конкурсе или нервно ожидая реакции зрителей на показе. В Канны вернется Жан-Поль Бельмондо, которого будет чествовать весь кинематографический мир. Во время церемонии открытия праздника почетная «Золотая пальмовая ветвь» будет вручена Бернардо Бертолуччи: председатель жюри Роберт де Ниро, сыгравший у него в картине «ХХ век», произнесет по этому поводу торжественную речь. За время между показами ленты Midnight in Paris Вуди Аллена, открывающей киносмотр, и картины закрытия Les Bien-aimés Кристофа Оноре, фестиваль продемонстрирует все свое обаяние, тайны и традиции. Нас ждут около пятидесяти фильмов официальной программы, десятки почетных гостей каждый день, сотни показов, тысячи людей, влюбленных в кино. И, конечно, «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. От него тоже невозможно устать. Музыка!"

22 мая фестиваль завершает свою работу. Уже вручены награды секции «Особый взгляд», а также - программ «Синефондасьон» и короткометражных фильмов.

 

21 мая в секции «Особый взгляд» был представлен 21 фильм 22 режиссеров из 19 различных стран. Два фильма были дебютными.


В состав жюри под председательством Эмира КУСТУРИЦЫ (актер, режиссер, музыкант - Сербия) входили следующие члены: Элоди БУШЕ (Elodie BOUCHEZ, актриса - Франция), Питер БРЭДШОУ (Peter BRADSHAW, кинокритик - The Guardian - Великобритания), Джеффри ГИЛМОР (Geoffrey GILMORE, креативный директор - Tribeca Enterprises - США), Даниэла МИШЕЛЬ (Daniela MICHEL, директор кинофестиваля Morelia - Mексика).

ПРЕМИЯ «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД» присуждена на равных:

 

ARIRANG, реж. КИМ Ку-Дук (KIM Ki-Duk)

 

HALT AUF FREIER STRECKE, реж. Андреас ДРЕЗЕН (Andreas DRESEN)

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ

EЛЕНА, реж. Андрей ЗВЯГИНЦЕВ:

Сюжет фильма "Елена": Елена и Владимир - пожилые супруги, принадлежащие разным социальным кругам. Владимир - богатый и холодный человек, а Елена - скромная и послушная жена. Они поздно встретились в жизни, и каждого из них есть дети от предыдущих браков. Сын Елены - безработный, который не может содержать свою семью и постоянно просит у Елены денег. Дочь Владимира - беззаботная молодая женщина, которая редко видится с отцом. Из-за сердечного приступа Владимир оказывается в больнице. Краткая, но полная нежности встреча с дочерью заставляет его принять важное решение: она унаследует все его состояние. Вернувшись из больницы, он сообщает об этом Елене. Все ее надежды оказать финансовую помощь сыну идут прахом. Тогда застенчивая и послушная домохозяйка придумывает план, как обеспечить своего сына и внуков.

 

ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ

BÉ OMID É DIDAR, реж. Мохаммад РАСУЛОФ: 

Несколько дней назад в официальном релизе, опубликованном на сайте фестивале организаторы рассказале о причинах включения в официальную программу фильмов двух иранских режиссеров и сейчас мы видим,что один из этиъх фильмов удостоин приза за лучшую режиссуру! Так, что же писали накануне, цитирую: "Два иранских режиссера Джафар Панахи (Jafar Panahi) и Мохаммад Расулов (Mohammad Rasoulov) приговорены в Иране к 6 годам тюрьмы и 20 годам отстранения от работы в кино. Режиссеры опротестовали приговор и в настоящее время находятся под следствием. Несколько дней назад им удалось переправить на Каннский фестиваль два новых фильма, снятых в полуподпольных условиях. «Пока мы живы, мы будем бороться за свободу иранского кино. Именно это побудило нас в свое время перейти границы, наложенные цензурой», – пишет Джафар Панахи в письме фестивалю, датированном 5 мая.

Информация о фильмах:

 

Bé Omid é Didar (Good bye), реж. Мохаммад Расулов (Иран, 2011, 100'). Картина включена в официальную программу в секции «Особый взгляд», показ пройдет в субботу 14 мая.

Художественный фильм о молодом адвокате из Тегерана, который прилагает все средства, чтобы добыть визу и уехать из страны. В главных ролях: Leyla Zareh, Fereshteh Sadreorafai, Shahab Hoseini, Roya Teymorian. Снят зимой 2010/2011 г.

 

In Film Nist (This is not a Film) реж. Джафар Панахи и Mojtaba Mirtahmas (Иран, 2011, 75'). Фильм включен в программу специальных показов, показ пройдет в пятницу 20 мая.

Фильм рассказывает о том, как Джафар Панахи ждал решения апелляционного суда. Один день из жизни Джафара Панахи дает представление об общей ситуации в иранском кино. Соавтор фильма Mojtaba Mirtahmasb - иранский документалист, бывший ассистент режиссера Джафара Панахи.

 

«Эти два фильма – картина Мохаммада Расулова, снятая в сложнейших условиях, или дневник отстраненного от творческой работы художника – сами по себе являются актом сопротивления приговору, вынесенному их авторам. Два режиссера, которых в один и тот же год постигла одна и та же судьба, одновременно снимают два фильма и одновременно посылают их на Каннских фестиваль. Это высокосимволичный художественный акт и очень мужественный поступок. Каннский фестиваль – международная организация, которая защищает и поддерживает кинематографистов. Я убежден, что все профессионалы кино, которые соберутся в Каннах, встанут на защиту своих иранских коллег и собратьев по ремеслу», – заявили организаторы фестиваля Жиль Жакоб и Тьери Фремо.


«Выпадающие на нашу долю трудности – одновременно наша самая большая удача, – пишет Джафар Панахи в письме фестивалю. – Этот кажущийся парадокс помог нам не потерять надежду и продолжать свою работу. В мире еще очень много проблем, и наш долг – не сдаваться, а искать решения».

Жюри программ «Синефондасьон» и короткометражных фильмов во главе с председателем Мишелем Гондри, в которое также вошли Жюли Гайе, Джессика Хауснер, Корнелиу Порумбойю и Джоао Педро Родригез, вручило 20 мая 2011 года премии победителям программы «Синефондасьон» во время торжественной церемонии, состоявшейся в зале Buñuel перед показом премированных фильмов. В программу вошли 16 работ студентов киношкол из Азии, Америки и Европы, отобранных из 1600 кандидатов.

Первая премия:
DER BRIEF (La lettre)
режиссер Doroteya Droumeva
dffb, Германия

Вторая премия:
DRARI
режиссер Kamal Lazraq
La fémis, Франция

Третья премия: 
YA-GAN-BI-HANG
режиссер Son Tae-gyum
Chung-Ang University, Республика Корея

Размер первой премии составляет 15 000 евро, второй премии – 11 250 евро, и третьей премии – 7 500 евро.

В программе «Синефондасьон», созданной в 1998 году, были впервые показаны учебные работы нескольких режиссеров, снова приехавших в Канны в этом году с полнометражными лентами. Это: Фредерике Аспок (Frederikke Aspöck), фильм Labrador; Каталин Митулеску (Catalin Mitulescu), фильм Loverboy; Хулиана Рохас и Марко Дутра (Juliana Rojas, Marco Dutra), фильм Trabalhar Cansa; Роланд Эдзард (Roland Edzard), фильм La fin du silence; Вимукти Яясундара (Vimukthi Jayasundara ), фильм Chatrak; Хагар Бен Ашер (Hagar Ben-Asher), фильм The Slut.

 


Фильмы нескольких режиссеров, участвовавших в проектах «Резиденция» и «Ателье», также вошли в этом году в Конкурсную программу: Skoonheid, реж. Оливер Херманус (Oliver Hermanus); Bonsái, реж. Кристиан Хименес (Cristián Jiménez); Et maintenant on va où ?, реж. Надин Лабаки (Nadine Labaki); Miss Bala, реж. Герардо Нараньо (Gerardo Naranjo), O Abismo Prateado, реж Карим Айнуз (Karim Aïnouz); The Other Side of Sleep, реж. Ребекка Дали (Rebecca Daly), Porfirio, реж. Алехандро Ландес (Alejandro Landes), Yeke Varune, реж. Шахрбану Садат (Shahrbanoo Sadat), Code Blue, реж Урсула Антониак (Urszula Antoniak).

 

Кроме того, прав оказался Тьерри Фремо в том, что "кино живет в ритме мировых потрясений" и сам фестиваль 18 мая пережил свое первое "потрясение": Ларса фон Триера выгнали из Канн за неудачную шутку про Гитлера. Шутка оказалась не смешной. И, как знать, что будет дальше с кинопроектами этого режиссера?!... Что же произошло? Об этом написали все СМИ и потому я коротко напомню суть произошедшее:

 

во время пресс-конференции, посвященной показу "Меланхолии" (эта лента, рассказывающая о встрече Земли с мигрирующей планетой Меланхолия, которая скрывалась от людей по ту сторону Солнца, считалась одним из фаворитов в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь"), режиссер фильма Ларс фон Триер не очень удачно пошутил про нацистов, Гитлера и евреев...Скандал развивался стремительно. В среду, 18 мая 2011 года, журналисты на встрече спросили Ларса фон Триера попросили рассказать о его немецких корнях (текст конференции можно посмотреть здесь: http://www.movies.ie/Interviews/Lars_Von_Trier__Cannes_press_conference_in_full_for_Melancholia), а также прокомментировать собственное заявление некоему неназванному датскому изданию об интересе к нацистской эстетике. "Лучший в мире режиссер!"(Ларс фон Триер, Канны, 2009:), как известно воспитывался в семье, где мать Ингер Триер была довольно своеобразной женщиной (например, убежденной коммунисткой, что для Дании, прямо скажем, не совсем обычно). В частности, она скрывала от сына, что ее супруг-еврей, которого Ларс считал отцом, на самом деле таковым не является. Более того, одно время Триер даже увлекся иудаизмом, однако шокирующее признание матери незадолго до смерти в 1989 году все изменило. В результате он перешел в католицизм (настоящий отец фон Триера оказался немцем). И, соответственно, у журналистов возник стандартный вопрос к именитому режиссеру "о немецких корнях". Известно также, что Ларс фон Триер "славен" своей любовью к эпатажным и провокационным шуткам по обе стороны камеры. Например, на пальцах правой руки у него вытатуировано простое английское слово "FUCK" (по одной букве на палец).

 

Про собственный фильм "Мандерлей" он сказал следующее: "Я ожидаю, что мой фильм объединит Ку-клукс-клан и цветных, потому что и те и другие захотят после этого меня убить". А в интервью Die Zeit в 2005 году он заявил, что Джордж Буш влюблен в Кондолиззу Райс и просто мечтает, чтобы она его (то есть Буша) отшлепала. То же касается и сюжетов его фильмов - например, действие все того же "Мандерлея" разворачивается в начале прошлого века в деревне, где чернокожие рабы почти поголовно не знают, что рабство отменили еще сорок лет назад...Перед вами-фрагмент пресс-конференции 18 мая 2011 мая, где режиссер назвал себя..нацистом: 

Из ролика следует, что до собственно ответа на вопрос о нацистской эстетике режиссер так и не добрался (а послушать фон Триера было бы интересно - он как-то заметил, что с визуальной точки зрения зло гораздо интереснее добра). Однако он успел заявить, что симпатизирует Гитлеру несмотря на то, что тот - ужасный злодей, а закончил свой неуклюжий монолог фразой "Ну да, я нацист"...Фраза эта моментально попала в новости и, как часто бывает, шутил режиссер или нет - уже перестало иметь значение. Разразился вполне себе приличных масштабов скандал. К несчастью, высказывания Триера очень удачно легли на еще относительно свежие воспоминания публики об антисемитских тирадах Джона Гальяно. Сравнивать неуклюжую тираду Триера с пламенной отповедью вдрызг пьяного усатого модельера: 
- как минимум некорректно, однако публику это не остановило... "Я чувствую себя как возвращающийся из Вьетнама солдат: уверен, что чуть позже снова начну убивать людей, но пока просто рад, что остался в живых" (Ларс фон Триер)... 
 

Затем последовал бойкот публики на официальном просмотре ленты и официальное заявление коллег: например, Клод Лелуш сообщил Agence France-Presse, что Ларс фон Триер "совершил кинематографическое самоубийство". "А жаль, ведь он снимал замечательные фильмы. Он останется в истории кино лишь буйными выходками", - заявил режиссер, добавив, что художникам следует быть примером для остальных. Административный совет Фестиваля решительно осудил эти заявления и объявили Ларса фон Триера персоной нон грата на Каннском фестивале (выдержка из заявления фестиваля, что опубликовали РИА Новости). При этом, однако, фильм "Меланхолию" в программе фестиваля оставили..

 

На этом месте в скандале, в принципе можно ставить точку. Сам фон Триер заявил, что ничего обжаловать не планирует, да что там не планирует - почти гордится запретом. "Я горд тем, что меня объявили персоной нон грата. Кажется, такое происходит впервые в истории кино", - заявил он. "Я никого не желал обидеть. Просто я такой, какой я есть, я не могу изменить свою сущность. Что ж теперь делать? Может быть, Петеру Аальбеку, моему продюсеру, вывезти меня на всеобщее обозрение в клетке?" - добавил режиссер (про клетку, если что, это ирония). Пресса, в свою очередь, скорее всего вскоре забудет про фон Триера, как когда-то забыла про Мэла Гибсона и Гальяно. Вместе с тем вопрос, вскользь затронутый Лелушем, в очередной раз останется без ответа - следует ли оценивать произведение вместе с творцом, или оно не имеет почти никакого отношения к личности создателя?

 

Каннский фестиваль в 64 раз 22 мая 2011 года назовет своего фаворита, победителя и обладателя Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, а мне бы хотелось завершить этот кинообзор словами из интервью с Председателем жюри полнометражных Каннского кинофестиваля 2011 актера Роберта Де Ниро (фрагмент):

"У вас репутация актера, который владеет искусством полностью сливаться со своими героями, растворяться в них. Кто кому больше приносит, актер человеку или человек актеру?
Я считаю, что любой актер растет и обогащается с каждой новой ролью. Актер может приобрести некоторые черты своего героя, если они совместимы с его собственным характером. Таким же образом актер может привнести что-то от себя своему герою, персонализировать его. Любой хороший актер так и поступает, в этом заключается его работа. Кроме того, это один из способов лучше вжиться в свою роль, ближе подойти к своему герою.

По вашему мнению, насколько сильна власть кино?
Кино способно изменить людей, в определенном плане. Фильм может повлиять на жизнь человека, что-то в ней изменить. Все зависит от нашего восприятия. Если фильм затрагивает много людей, значит в нем есть элементы, в которых многие узнают себя. Должно быть, это и называется «культовым фильмом».

 

 

 

Источники материала:http://www.festival-cannes.fr/ru/

http://lenta.ru/articles/2011/05/21/trier/

Использованы фотографии: http://www.movies.ie/movie%20news/New_Images_from_Lars_Von_Triers_MELANCHOLIA