КИНО НА РЕЙНЕ: современное немецкое кино в Петербурге.

20 апреля, в субботу весь день в кинотеатре «Аврора» проходит программа КИНО НА РЕЙНЕ. В нее вошли четыре картины, представляющие землю Северный Рейн-Вестфалия - «землю угля и стали», которая в последние годы стремительно превращается в крупнейший в Европе культурный центр. Программа предназначена для зрителей всех возрастов: в нее включены детский фильм, молодежная мелодрама, комедия и драма. Все показы - премьерные: ни одна из этих лент еще не выходила в широкий российский прокат!

Земля Северный Рейн-Вестфалия долгие годы была индустриальным сердцем Германии. Именно на ее территории находится знаменитый Рурский бассейн, где до сих пор идет добыча угля. Даже у самих немцев эта земля ассоциировалась с дымящими трубами, угольными шахтами и многочисленными заводами. Но в последние десятилетия ситуация изменилась. Большинство шахт было закрыто, на месте бывших угольных карьеров появились озера и парки, открылись новые музеи. Сейчас Северный Рейн-Вестфалия - крупнейший в Европе культурный центр. По подсчетам ЮНЕСКО, земля занимает 5 место в мире в списке регионов с наибольшей концентрацией памятников истории и архитектуры. Частью Северного-Рейна-Вестфалии являются самые известные города Германии: столица земли Дюссельдорф, а также Кёльн, Дортмунд, Эссен, Мюнстер и Оберхаузен.

 

Как и почти во всех землях Германии, здесь существует свой кинофонд - Film und Medien Stiftung NRW (Кино и медиафонд земли Северный Рейн-Вастфалия) с центральным офисом в Дюссельдорфе. Фонд поддерживает перспективных авторов и перспективные проекты, съемки которых проходят на территории этой федеральной земли. Одной из самых популярных съемочных площадок Германии является Кёльн  - «метрополия на Рейне», динамичный и современный мегаполис с богатейшей историей.

Центральным фильмом кинопрограммы станет картина "Почему именно Сибирь?" Ральфа Хютнера (Ralf Huettner). В российском прокате картина получила название - "Как назло, Сибирь". С иронией над стереотипами о русских и немцах режиссер Ralf Huettner показывает историю педантичного коммивояжера из Германии, которого отправляют в командировку по Сибири. Не могу не процитировать замечательную, с некоторым сарказмом, рецензию на фильм, опубликованную накануне российского показа на сайте http://www.dw.de: 

 

"Немцы хотели показать аутентичную Россию, а получился очередной набор штампов. Неужели всем иностранцам в России повсюду мерещатся медведи и водка?

Летом 2009 года Мину Барати (Minu Barati), нынешняя и пятая по счету супруга бывшего министра иностранных дел Германии Йошки Фишера (Joschka Fischer), прочитала роман Михаэля Эбмайера (Michael Ebmeyer) "Новичок" ("Neuling"), в котором живописуются необычайные приключения немецкого коммивояжера в России.

 

35-летняя гламурная леди, решившая стать кинопродюсером, как раз подыскивала материал для своего первого кинофильма. История о том, как немецкий педант, олицетворяющий собой все "типично немецкое", приехал в Сибирь, услышал там гортанное пение шорской этно-дивы и влюбился в сибирскую экзотику, вдохновила Мину Барати.

 

Она приобрела права на книгу и написала вместе с автором романа сценарий для комедии, которую спродюсировала со своей более опытной коллегой Скади Лиз (Skady Lis). Название фильма "Ausgerechnet Sibirien" можно перевести "Как нарочно Сибирь" или по смыслу несколько пространнее: "и угораздило же именно меня оказаться у черта на куличках в этой загадочной и дикой стране".

Герой фильма Матиас Блойель (Matthias Bleuel), сотрудник немецкой фирмы, торгующей текстильными изделиями, приезжает в командировку в Кемерово, где ему поручено модернизировать работу российских партнеров. "Партнеры" торгуют на вещевом рынке одеждой, которую фирма из Леверкузена закупает в Китае и поставляет в Сибирь. Немного странно, что китайские шмотки попадают на кемеровскую барахолку через Германию. Ну, да ладно. Драматургия требует жертв. Как бы еще немец, которого играет Йоахим Кроль (Joachim Krol), оказался в Сибири?

 

И вот зомбированный бюргер прилетает в сибирскую глубинку и переживает один культурный шок за другим в процессе знакомства с бытом и нравами российских "партнеров". Потом он знакомится с шорской певицей Саяной и под влиянием ее чар и шаманских обрядов превращается из педанта в бонвивана. Метаморфоза оказалась необратимой. Просветленный тевтонец рвет свой немецкий паспорт на мелкие кусочки и пускает корни в овеянной легендами и мифами сибирской земле.


 

Менты с апельсинами

"Съемки проходили в Германии и России. В ролях - немецкие и российские актеры. Съемочная группа укомплектована по первому классу - в титрах значатся известные в мировом кинематографе имена. И все же фильм разочаровывает своей шаблонностью, предсказуемостью и стандартным набором стереотипов о России.

 

В параде банальностей участвуют: грудастые тетки, пьяные шахтеры, ругающиеся матом ревнивцы, космонавты, ветераны, тайные гомосексуалы и их гомофобы-родители, дети в военной форме с игрушечными автоматами, а также водка, помидоры, шашлык, ухабины на дорогах, черные "Волги", баня, в которой, правда, немца лупят сухими березовыми вениками, христианские святыни, языческие курганы, душ из лейки, девушки, мечтающие о западном женихе и коррумпированные менты с апельсинами. Звучат также слова "Путин" и "Гитлер капут!". Для полной картины не хватает только балета.

Неужели иностранцам и поныне повсюду в России мерещатся балалайки, медведи и водка? При желании можно было бы интерпретировать штампы в фильме Мину Барати как проекцию традиционного западного видения России, которое выдавливает из себя по частям главный герой. Но такой возможности ему не дают. Фильму катастрофически не хватает иронии или какого-нибудь субверсивного подтекста. Все прямолинейно и предсказуемо, несмотря на легкий крен в сторону шаманизма и интерес к шорскому фольклору. Немец-педант превращается в бонвивана, но фильм, несмотря на сибирские красоты, так и остается, увы, типично немецкой банальной комедией." 

Ну, что? После такого рассказа о фильме - просто необходимо пойти и посмотреть эту картину:-) Программа фестиваля немецкого кино - КИНО НА РЕЙНЕ - состоит всего из четырех фильмов, однако, они - все - премьерные.

 

Кино земли Северный Рейн-Вестфалия:


„Сестры-вампирши/Die Vampirschwestern“, фильм для детей, 97 мин., режиссер Вольфганг Гроос

 

Сильванию и Дакарию, главных героинь фильма „Сестры-вампиры“ (2012), ожидают большие перемены: они переезжают из родной Трансильвании в маленький немецкий город Биндбург. Сестрам придется научиться жить среди обычных людей и использовать волшебство, не привлекая особого внимания. Непростая задача для юных вампирш! Язык: немецкий с русскими субтитрами.

 

Кино земли Северный Рейн-Вестфалия:


Молодежная мелодрама "Облачно с прояснениями/Heiter bis wolkig" - необычная история любви, действие которой происходит в современном Кёльне. Главные роли в фильме исполнили немецкие секс-символы Макс Римельт и Эльяс М'Барек, звезда сериала "Турецкий для начинающих".

Кино земли Северный Рейн-Вестфалия:


„Над нами только небо/Über uns das All“, психологическая драма, 88 мин., режиссер Ян Шомбург

 

Премьера фильмаНад нами только небо состоялась в 2011 году на 61-м Берлинском кинофестивале. Молодая учительница Марта после самоубийства мужа узнает, что тот годами обманывал ее. Она отправляется на поиски истины, а находит свое счастье. Фильм получил главный приз на кинофестивале в Шверине.

Еще один интересный фильм - документальная картина "Дочки-матери" режиссера Кати Федуловой будет показан в рамках Недели Германии. Будучи иммигранткой в Германии, режиссер решила снять фильм, в котором русские женщины подводят итоги своей почти 20-летней жизни в этой стране: сбылись ли их мечты и оправдали ли они надежды своих матерей. Шесть девушек, в 90-е годы уехавшие в Германию из бывшего СССР, возвращаются для откровенных разговоров со своими матерями. Фильм Кати Федуловой "Дочки-матери"уже прошел в немецком прокате.

 

Режиссер Катя Федулова родилась в Ленинграде, переехала в Германию, училась на художника в Киле, потом на кинооператора в Берлине. Ее дебютный документальный фильм "Glücksritterinnen" (русское название "Дочки-матери") вышел в прокат в Германии: весной его можно было посмотреть практически во всех крупных городах страны, и с экранов он пока не сходит. Сюжет прост.

 

В начале 90-х в Германию приезжают учиться шесть молодых девушек из разных стран недавно развалившегося СССР. Как сложилась их судьба? Сбылись ли их ожидания? Центральной темой картины стала встреча дочерей с матерями, когда-то отправившими детей на Запад в поисках лучшей жизни. "Я хотела, чтобы ты стала министром культуры, а ты всего лишь учительница", - говорит одна из мам на экране. "Дочки-матери" - фильм о сложном поиске собственного пути в чужой стране и под гнетом родительских ожиданий. Сама картина и стала освобождением от этого гнета, как выясняется из разговора с Катей. Перед Вами - фрагмент интервью из статьи, опубликованной на сайте http://www.dw.de:

 

DW: Катя, как возник фильм?

Катя Федулова: Все началось с того, что я училась в Берлине на оператора. Во время учебы я родила двоих детей, ушла из школы на несколько лет, а когда вернулась, то все бывшие сокурсники уже разбились по творческим группам. То есть на тот момент никто не мог мне предложить работу. Осталось либо снять собственный фильм, либо ждать, пока рак на горе свистнет. И в один прекрасный день я заинтересовалась собой. Как так получилось, что я живу в Германии и объявила эту страну новой родиной? Как получилось, что у меня тут дети, муж-немец?

 

Переломный момент был в начале 90-х: нас с подругой изнасиловали. Подруга пропала, ее до сих пор не могут найти. И мы с мамой решили, что мне лучше уехать в Европу вслед за старшей сестрой, нежели жить в вечном страхе повторения этого кошмара.

- Фильм как форма самотерапии?

- Именно так. Я открыла, что всю мою жизнь я жила не для себя, а для мамы, которая всегда была моим идолом. Архитектор, успешная женщина, проводившая жизнь в работе, разъездах и командировках. Мне вспомнилось, как она приезжала - большая, успешная, интересная. Но ведь цену за ее успех во многом платили мы, дети. И то, что мама отправила нас в Европу - тоже было способом ухода от проблем.

 

И только в ходе работы над фильмом, разговаривая с ней и мамами моих подруг, я поняла, что это не идол, а обыкновенный человек, у которого не хватало сил. Мне тяжело было к этому придти. Во время монтажа у меня были сильные депрессии. Я боялась, что больше не смогу любить ее.

 

- В твоем фильме уже взрослые дети приходят к родителям и задают вопрос: "Вы понимаете, что ошибались, воспитывая нас?" Но ведь и родители могут задать такой же вопрос своим мамам и папам. Разве это не типичный конфликт отцов и детей?

- Но наши родители не обращались к своим родителям. Наше поколение - первое, которое задает вопросы. А матери просто не понимали, как в Германии, в условиях свободы и демократии, можно не добиться успеха. Не понимали, что наш статус студента в то время накладывал тысячу ограничений. Что мы толком не имели права работать и растягивали обучение, чтобы не лишиться немецкой визы. У нас были возможности, но было мало прав. А где мало прав, там мало шансов пробиться.

 

- Как воспринимает фильм немецкая публика?

- На 95 процентов отлично. Критикуют те, чье мнение о России и русских не совпадает с показанным на экране. В Эссене одна зрительница, едва дождавшись финальных титров, сорвалась с места и сказала: "Я ожидала клише, и я его получила". Развернулась и ушла. Другая задала вопрос: "Вы действительно планировали сделать фильм о русских женщинах, полный всех существующих стереотипов?" Стереотипы! То, что мама укоряет дочь за то, что та не стала министром!? На самом деле то, что им показалось клише, для меня было открытием.

- Была ли ты готова к таким замечаниям после выхода фильма?

- Я быстро поняла, что он поляризует мнения. Кто-то видит в нем не мое послание, а, например, вывод, что русские женщины ищут себе богатых иностранцев.

Я надеялась поехать с этим фильмом в Россию, показать его в Санкт-Петербурге, надеялась, что люди там, посмотрев фильм, поймут, почему мы живем так, как мы живем. И сначала мне было очень больно получать отказы от фестивалей - в России фильм не заметили и не приняли.

Но специально провоцировать скандал мне не хотелось. Недавно я была на выставке знаменитого художника Герхарда Рихтера. Там он сказал такую вещь: "Мое искусство умнее меня". Я полностью с ним согласна. Ты делаешь фильм интуитивно, не строя планов кому-то что-то доказать. И в ходе этого процесса ты открываешь совершенно новые вещи. Меня вели мои материалы, те интервью, которые я делала, это было путешествие по собственной жизни."

 

КИНО НА РЕЙНЕ. Современный взгляд на жизнь Германии через призму кино. Надо пойти и посмотреть. До встречи в кинозале, друзья!

 

Все фильмы, вошедшие в программу, были созданы при поддержке Кинофонда земли Северный Рейн-Вестфалия.

 

 

 

 

 

Источники материалов и фотографий: http://www.avrora.spb.ru/film/0/1227/, http://www.deutschlanddeutsch.ru/, http://2013.deutsche-woche.ru/welcome/, http://www.dw.de, http://vk.com/event52273865