Крещенский Сочельник-2014

Русская Православная Церковь отмечает Крещенский Сочельник 18 января. Ниже - рассказ об истоках, традициях и обычаях праздника. И, вспомним - русскую литературную класску; а еще - 20 мест, где в северной столице можно будет окунуться в крещенскую купель.

 

История празднования Крещенского сочельника:

До пятого века нашей эры Богоявление и Рождество праздновали в один день - 6 января. День, объединявший два нынешних праздника, называли «Богоявление» (по-гречески - Феофания), празднуя приход Христа в мир и Его крещение в водах Иорданских.

Память о древнем совмещении жива в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и в северной Шотландии, на Шетландских островах (где, как и в Питере, летом белые ночи, а зимой, как в Архангельске, сполохи). А ещё древнее соединение праздников отражено в сходстве их встречи: сначала сочельник с постом до звезды и одинаковый чин Богослужения в праздники и в их навечерия.

 

Праздник начинается вечером 18 января, навечерием в Крещенский Сочельник. «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, а название сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день делать сочиво. От слов «сочень», «сочиво», «сочевица», «сочевник» и произошло название сочельника.

 

В народе праздник получил множество названий: «Крещенский сочельник», «Крещенский вечер», «Голодная кутья» или «Голодный святой вечер», «Свечки» (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками). В древности в навечерие Крещения и в сам праздник крестили «оглашенных» (готовящемуся к крещению «оглашали» - читали - Евангелие и другие необходимые тексты), и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения, а воскресный день перед праздником  - неделей перед Просвещением.

Особенности Крещенского поста:

Православные держат строгий пост в течение всего дня перед праздником (до «первой звезды»), а вечером, как и перед Рождеством, вся семья собирается за столом, к которому подают постные блюда, в их числе сочиво (кутья) из риса, меда и изюма с маковым, миндальным или ореховым соком и мёдом. Сочиво ставят на стол перед Рождеством и Крещеньем в воспоминание о посте Даниила и трёх отроков, которые, дав обет поститься, не принимали царских угощений, а питались зернами пшеницы. Пожилые люди особенно строго соблюдали пост и ничего не ели до вечерней звезды, а затем пили освященную воду и ели «сочни» - небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В старину «разговлялись» коливом - разваренной пшеницей, подслащенной медом.

 

Крещенская вода:

В память о крещении Иисуса Христа на реке Иордан в Крещенский сочельник совершается особый обряд - Великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой или просто крещенской водой. 

 

Слово «крещаю» или «крещу» в переводе с греческого означает «погружать в воду». Вода символизирует омовение души во имя Отца, Сына и Святого Духа. Считается, что она очищает человека от грехов и направляет на путь истинный. Набранную в храме или на источнике освященную воду приносят домой, и пользуются ей до следующего праздника Крещения: пьют, умываются, окропляют жилище. Крещенская вода, как правило, не портится, оставаясь свежей целый год и дольше.

Хочу предложить Вам и настоящий святочный рассказ Антона Павловича Чехова - историю о том, как каждый год «куцый» деревенский пьянчужка Сережка делает Иордань и наслаждается своим «звездным часом»:

 

Антон Чехов: "Художество"

"Хмурое зимнее утро.

На гладкой и блестящей поверхности речки Быстрянки, кое-где посыпанной снегом, стоят два мужика: куцый Сережка и церковный сторож Матвей. Сережка, малый лет тридцати, коротконогий, оборванный, весь облезлый, сердито глядит на лед. Из его поношенного полушубка, словно на линяющем псе, отвисают клочья шерсти. В руках он держит циркуль, сделанный из двух длинных спиц. Матвей, благообразный старик, в новом тулупе и валенках, глядит кроткими голубыми глазами наверх, где на высоком отлогом берегу живописно ютится село. В руках у него тяжелый лом.

 

- Что ж, это мы до вечера так будем стоять, сложа руки? - прерывает молчание Сережка, вскидывая свои сердитые глаза на Матвея. - Ты стоять сюда пришел, старый шут, или работать?

- Так ты тово... показывай…- бормочет Матвей, кротко мигая глазами...

- Показывай… Всё я: я и показывай, я и делай. У самих ума нет! Мерять чиркулем, вот нужно что! Не вымерямши, нельзя лед ломать. Меряй! Бери чиркуль!

Матвей берет из рук Сережки циркуль и неумело, топчась на одном месте и тыча во все стороны локтями, начинает выводить на льду окружность. Сережка презрительно щурит глаза и, видимо, наслаждается его застенчивостью и невежеством.

- Э-э-э! - сердится он. - И того уж не можешь! Сказано, мужик глупый, деревенщина! Тебе гусей пасти, а не Иордань делать! Дай сюда чиркуль! Дай сюда, тебе говорю!

Сережка рвет из рук вспотевшего Матвея циркуль и в одно мгновение, молодцевато повернувшись на одном каблуке, чертит на льду окружность. Границы для будущей Иордани уже готовы; теперь остается только колоть лед...

 

Но прежде чем приступить к работе, Сережка долго еще ломается, капризничает, попрекает:

- Я не обязан на вас работать! Ты при церкви служишь, ты и делай!

Он, видимо, наслаждается своим обособленным положением, в какое поставила его теперь судьба, давшая ему редкий талант - удивлять раз в год весь мир своим искусством. Бедному, кроткому Матвею приходится выслушать от него много ядовитых, презрительных слов. Принимается Сережка за дело с досадой, с сердцем. Ему лень. Не успел он начертить окружность, как его уже тянет наверх в село пить чай, шататься, пустословить.

- Я сейчас приду... - говорит он, закуривая. - А ты тут пока, чем так стоять и считать ворон, принес бы на чем сесть, да подмети.

 

Матвей остается один. Воздух сер и неласков, но тих. Из-за разбросанных по берегу изб приветливо выглядывает белая церковь. Около ее золотых крестов, не переставая, кружатся галки. В сторону от села, где берег обрывается и становится крутым, над самой кручей стоит спутанная лошадь неподвижно, как каменная, - должно быть, спит или задумалась.

Матвей стоит тоже неподвижно, как статуя, и терпеливо ждет. Задумчиво-сонный вид реки, круженье галок и лошадь нагоняют на него дремоту. Проходит час, другой, а Сережки всё нет. Давно уже река подметена и принесен ящик, чтоб сидеть, а пьянчуга не показывается. Матвей ждет и только позевывает. Чувство скуки ему незнакомо. Прикажут ему стоять на реке день, месяц, год, и он будет стоять.

 

Наконец Сережка показывается из-за изб. Он идет вразвалку, еле ступая. Идти далеко, лень, и он спускается не по дороге, а выбирает короткий путь, сверху вниз по прямой линии, и при этом вязнет в снегу, цепляется за кусты, ползет на спине- и всё это медленно, с остановками.

- Ты что же это? - набрасывается он на Матвея. - Что без дела стоишь? Когда же колоть лед?

Матвей крестится, берет в обе руки лом и начинает колоть лед, строго придерживаясь начерченной окружности.

 

Сережка садится на ящик и следит за тяжелыми, неуклюжими движениями своего помощника.

- Легче у краев! Легче!- командует он. - Не умеешь, так не берись, а коли взялся, так делай. Ты!

Наверху собирается толпа. Сережка, при виде зрителей, еще больше волнуется.

- Возьму и не стану делать…- говорит он, закуривая вонючую папиросу и сплевывая. - Погляжу, как вы без меня тут. В прошлом годе в Костюкове Степка Гульков взялся по-моему Иордань строить. И что ж? Смех один вышел. Костюковские к нам же и пришли - видимо-невидимо! Изо всех деревень народу навалило.

- Потому окроме нас нигде настоящей Иордани...

- Работай, некогда разговаривать... Да, дед... Во всей губернии другой такой Иордани не найдешь. Солдаты сказывают, поди-ка поищи, в городах даже хуже. Легче, легче! <...>

 

Но самая настоящая работа начинается со следующего дня. Тут Сережка являет себя перед невежественный Матвеем во всем величии своего таланта. Его болтовне, попрекам, капризам и прихотям нет конца. Сколачивает Матвей из двух больших бревен высокий крест, он недоволен и велит переделывать. Стоит Матвей, Сережка сердится, отчего он не идет; он идет, Сережка кричит ему, чтобы он не шел, а работал. Не удовлетворяют его ни инструменты, ни погода, ни собственный талант; ничто не нравится.

 

Матвей выпиливает большой кусок льда для аналоя.

- Зачем же ты уголок отшиб? - кричит Сережка и злобно таращит на него глаза. - Зачем же ты, я тебя спрашиваю, уголок отшиб?

- Прости, Христа ради.

 

Матвей пилит снова... и нет конца его мукам! Около проруби, покрытой изукрашенным кругом, должен стоять аналой; на аналое нужно выточить крест и раскрытое Евангелие. Но это не всё. За аналоем будет стоять высокий крест, видимый всей толпе и играющий на солнце, как осыпанный алмазами и рубинами. На кресте голубь, выточенный из льда. Путь от церкви к Иордани будет посыпан елками и можжевельником. Такова задача.

 

Прежде всего Сережка принимается за аналой. Работает он терпугом, долотом и шилом. Крест на аналое, Евангелие и епитрахиль, спускающаяся с аналоя, удаются ему вполне. Затем приступает к голубю. Пока он старается выточить на лице голубя кротость и смиренномудрие, Матвей, поворачиваясь как медведь, обделывает крест, сколоченный из бревен. Он берет крест и окунает его в прорубь. Дождавшись, когда вода замерзнет на кресте, он окунает его в другой раз, и так до тех пор, пока бревна не покроются густым слоем льда... Работа не легкая, требующая и избытка сил и терпения. <...>

 

Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом. Всё, что составляет Иордань, старательно скрыто под новыми рогожами. Сережка смирно ходит около рогож и старается побороть волнение. Он видит тысячи народа: тут много и из чужих приходов; все эти люди в мороз, по снегу прошли не мало верст пешком только затем, чтобы увидеть его знаменитую Иордань. Матвей, который кончил свое чернорабочее, медвежье дело, уже опять в церкви; его не видно, не слышно; про него уже забыли... Погода прекрасная... На небе ни облачка. Солнце светит ослепительно.

 

Наверху раздается благовест... Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук, - тысячи крестных знамений!

 

И Сережка не знает, куда деваться от нетерпения. Но вот, наконец, звонят к «Достойно»; затем, полчаса спустя, на колокольне и в толпе заметно какое-то волнение. Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий трезвон. Сережка дрожащей рукой сдергивает рогожи... и народ видит нечто необычайное. Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливают тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно... Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышатся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтобы там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина.

 

Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики и давка в погоне за колышками. Сережка прислушивается к этому гулу, видит тысячи устремленных на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества."

Как православные отмечают праздник Крещение Господне?

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают один из самых древних праздников христианской церкви - Крещение Господне или Святое Богоявление.  Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие или Крещенский Сочельник.

 

Истоки праздника:

Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица - Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. 

 

Это день называют еще днем Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

 

В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.

 

История праздника:

Крещение (Богоявление) - один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нем восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвертого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздиков осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой - сполохи). И по-прежнему, и Рождеству, и Богоявлению предшествует сочельник.

 

Традиции празднования:

18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей».

 

В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами  - «чтобы водились деньги». 

 

Иордань:

На праздник Богоявления (Крещения) освящают воду. Вода - источник жизни человеческой, ее освящение означает в православии освящение жизни. Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так - всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься.

 

Поговорки и приметы:

Тысячелетиями складывались народные приметы, связанные с днем Крещения Господня. Было подмечено, что если в этот день погода ясная и холодная - лето будет засушливое, пасмурная и свежая - к обильному урожаю. 

 

Если крещенская ночь придется на полнолуние - по весне возможны паводки, звездная ночь предвещает сухое лето и обилие ягод, а южный ветер - грозы. Ясный день на Крещение предвещал неурожайный год. Для молодых Крещение было лучшим днем договориться о свадьбе: «Крещенское рукобитье - к счастливой семье». Люди, крещеные 19 января, согласно поверьям, будут всю жизнь счастливы.

 

Крещенские гадания: 

В старину гадание на Крещение было популярным развлечением. Тем не менее, гадание - это вовсе не религиозный обычай. К истинному христианству и к самому празднику Крещения Господня гадание отношения не имеет, а восходит к язычеству. Девушки на Крещение гадали на суженого: разные кольца клали в мешок с зерном и, по очереди доставая их, определяли судьбу. Медное кольцо сулило бедного жениха, серебряное - из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом - жениха знатного, а золотое - из купцов.

 

Другим распространенным гаданием было выйти вечером за ворота и кликнуть суженого. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика - дурной. Сны в ночь Крещения считали вещими, а девушки загадывали увидеть во сне будущего супруга. 

 

Богоявление на Западе:

Западные христиане называли праздник Богоявления на латыни - Dies epiphaniorum, Dies apparationum, Manifestatio - и праздновали, и празднуют 6 января, главное внимание обращая на явление звезды и поклонение волхвов - то есть, на откровение Сына Божия миру язычества, представителями которого были волхвы, на Западе называемые королями.

Поэтому в Западной Европе праздник еще имеет название festum regum или праздник трех королей (festum trium regum). В католических храмах на Богоявление освящают воду, мел и ладан. В некоторых странах сохранилась традиция писать на дверях церквей и домов CMB (первые буквы имён трёх «королей»  - Каспар, Мельхиор и Бальтазар или первые буквы фразы «Christus mansionem benedicat», что на латыни означает «Да благословит Христос этот дом»). В испаноязычных странах принято, чтобы подарки детям «приносили» волхвы (по испански «Los Reyes Magos» - короли-маги) именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая.

 

20 мест для купания в Крещение в Петербурге: 18 и 19 января в северной столице можно будет окунуться в прорубь:

1. Василеостровский район, Университетская наб., д.7

2. Василеостровский район, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

3. Выборгский район, Большая Озерная ул., д. 84

4. Колпинский район, г. Колпино, ул. Володарского, д. 42

5. Колпинский район, п. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, д. 217

6. Курортный район, Сестрорецк, Петровская наб., д. 1 (территория Храма Святых Апостолов Петра и Павла)

7. Невский район, ул. Дмитрия Устинова (берег р. Невы)

8. Невский район, пр. Обуховской Обороны, д. 24 (берег р. Невы)

9. Петроградский район, р. Большая Невка, Аптекарская наб. (между ул. Профессора Попова и Аптекарским пр.)

10. Петроградский район, Петропавловская крепость, акватория Иоанновского моста

11. Петродворцовый район, Петергоф, Ольгин пруд 19.01.2014 с 13:00

12. Петродворцовый район, Старый Петергоф, Генеральский пруд 19.01.2014 с 13:00

13. Петродворцовый район, г. Ломоносов, пруд на территории ГМЗ "Ораниенбаум" 19.01.2014 с 13:00

14. Петродворцовый район, п. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15, территория Свято-Троицкой Приморской Сергиевой Пустыни с 19:00 18.01.2014 до 20:00 19.01.2014

15. Петродворцовый район, п. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 109, пруд на территории Михайловки 19.01.2014 с 12:00

16. Петродворцовый район, п. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 115, пруд на территории церкви Святых апостолов Петра и Павла в Знаменке с 17:00 18.01.2014 до 22:00 19.01.2014

17. Приморский район, Береговая ул., 19, яхт-клуб "Геркулес" 19.01.2014 с 12:00 до 19:00

18. Пушкинский район, г. Пушкин, Колонистский пруд, территория СПС-17 с 21:00 18.01.2014 до 05:00 19.01.2014

19. Пушкинский район, п. Тярлево, территория ГМЗ "Павловск", Черный пруд (500 м от церкви Спасо-Преображения) с 21:00 18.01.2014 до 05:00 19.01.2014

20. Красносельский район, Красное село, пр. Красных Командиров, озеро Безымянное.

 

С Праздником Крещения Господня Вас, православные!

 

 

 

Источники: материалы и фотографии - Картина Теодора Аксентовича «Православное крещение», конец XIX века. ©, Джотто. Крещение Господне. Фото: Commons.wikimedia.org,  Святочное гадание. Дореволюционная открытка. Фото: Commons.wikimedia.org /Смукрович И. И., http://www.aif.ru, dnevniki.ykt.ru, www.teddyclub.org, despravda.com, telegraf.com.ua