"Культурный альянс Санкт-Петербург - Пермь"

9 ноября в Михайловском театре состоялся брифинг, посвященный открытию Дней Пермской культуры в Санкт-Петербурге (9 - 20 ноября 2010 года).

 

 

В брифинге участвовали: Антон Губанков, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга; Борис Мильграм, министр культуры Пермского края; Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства "PERMM"; Анастасия Курехина, художественный руководитель Центра современного искусства имени Сергея Курехина и другие участники проекта.

 

 

 

 

Вечером в Михайловском открылись Дни Пермской культуры в Санкт-Петербурге оперой "Один день Ивана Денисовича".

 


 

Напомним, что в июне 2010 года председатель  Комитета по культуре Петербурга Антон Губанков и министр культуры Пермского края Борис Мильграм подписали соглашение о сотрудничестве "Культурный альянс Санкт-Петербург - Пермь". Это принципиально новая, открытая для других городов форма регионального взаимодействия на основе культуры. Цель альянса - не только культурный обмен, но и   разработка инноваций, креативных индустрий, форм освоения культурой городского пространства.

 

 

Крупномасштабного  соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Пермью пока нет.  Тем примечательнее, что активные контакты двух регионов начались именно в сфере культуры. Предполагается, что  Культурный альянс станет универсальным инструментом для  апробации новых проектов, полигоном для формирования современной  культурной политики России. Альянс со временем обещает стать мощной межрегиональной структурой всероссийского масштаба.

 

На фестиваль "Живая Пермь" в июне этого года  приехал беспрецедентный петербургский культурный десант - около ста человек. В частности, туда отправились проекты Центра современного искусства им. Сергея Курехина, Института ПРО АРТЕ. Ольга и Александр Флоренские представили в Пермской галерее проект "Карты".

 

Дни Пермской культуры в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра откроют две постановки Пермского театра оперы и балета - оперы "Один день Ивана Денисовича"  Александра Чайковского и "Христос" Антона Рубинштейна в постановке Георгия Исаакяна Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского:

9 ноября - Опера "Один день Ивана Денисовича":

"Заключенный под номером Щ-854 переживает еще один день в советском лагере. В этом вся история. Композитор Александр Чайковский вслед за Александром Солженицыным средствами лаконичными, а потому чрезвычайно действенными, передает нечеловеческую атмосферу лагерной жизни, в которой главному герою удается выжить и (пусть прозвучит затасканно) остаться человеком. Весь текст "Один день Ивана Денисовича" уместился в два оперных действия, всего полтора десятка сцен. Среди которых есть, к примеру, «Словарь». Исполнители - в заскорузлых робах и шапках-ушанках - исполняют со сцены текст солженицыновских сносок. Получается что-то вроде: «Ку-у-ум - по-лагерному - опер-упол-но-мочен-ный… БУ-уР - барак усиленного ре-жима…» При всей простоте — это одна из самых выразительных сцен произведения. Если не считать финальной арии Шухова про то, что «таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…» Премьера оперы "Один день Ивана Денисовича" состоялась в мае 2009 года. Режиссер-постановщик - Георгий Исаакян, дирижер-постановщик - Валерий Платонов. На премьере присутствовала вдова писателя Александра Солженицына Наталья. 

10 ноября - А. Рубинштейн. Опера "Христос":

В опере "Христос" сам Христос на сцене не появляется. По замыслу режиссера-постановщика зрители могут слышать голос Спасителя, но не видеть его. Духовная опера Антона Рубинштейна — это семь этюдов на евангельскую тему. А именно: Рождество и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата. С произведением связана почти детективная история. "Христос" более века считался утраченным. Когда-то Рубинштейн написал его для германского театра, исполнена опера была лишь однажды — в 1894 году в Лейпциге. Автор хотел увидеть ее и в России, но через полгода после премьеры композитор умер. Правнук Рубинштейна Антон Шароев нашел партитуру в берлинской библиотеке, причем хранители сами не знали, что за русская опера записана у них на микрофильмах. Премьера оперы "Христос" состоялась в декабре 2008 года в Пермском театре оперы и балета имени Чайковского. Режиссер-постановщик — Георгий Исаакян. Дирижер-постановщик — Антон Шароев.

Балет Евгения Панфилова покажет, тоже в Михайловском театре, Casting Off ("Отторжение") и "Вальсы для помутненных рассудком". В 2009 году балет "Отторжение" стал лауреатом "Золотой маски" как лучший спектакль в современном танце и лучшая работа по свету в музыкальном театре. Он создан на музыку Александра Вертинского, Владимира Мартынова и группы Les Reines Prochaines. "Вальсы для помутненных рассудком" - балет в одном действии, поставленный Евгением Панфиловым в 1991 году. Спектакль был восстановлен в 2004-м, через два года после трагической гибели хореографа.

 

12 ноября - Одноактные балеты: Casting Off ("Отторжение"), "Вальсы для помутненных рассудком":

Автор идеи, постановщик, хореограф — Лариса Александрова. Костюмы - Максим Обрезков, Ольга Гребенкина. Это балет в одном действии на музыку Александра Вертинского, Владимира Мартынова и группы «Les Reines Prochaines». Постановщик, автор идеи и хореографии Лариса Александрова объясняет, на какие вопросы она искала ответы, когда делала «Отторжение»: «Кто же дергает нас за ниточки в этом странном театре жизни? Почему мы идем по пути иллюзий и разочарований, повторяя все тот же сценарий? Что соединяет нас, заставляя лететь в бесконечном кружении страстей, а затем разбрасывает как осколки... осколки счастья... такого желанного и недостижимого...? Судьба? Или наш сокровенный Страх? И как же остаться целым перед мучительной необходимостью сделать Выбор в состоянии вечной амбивалентности...». В общем – лучше смотреть.

 

"Вальсы для помутненных рассудком" - балет в одном действии, поставленный Евгением Панфиловым в 1991 году. Спектакль был восстановлен в 2004-м, через два года после трагической гибели хореографа. Музыкальная основа спектакля - вальсы французского композитора Эмиля Вальдтейфеля. Панфилов говорил о них и о своей постановке так: «Бравурные аккорды парижского «короля вальсов» предназначены, казалось бы, только для изысканного великосветского бала, но... смотрим с юмором на бал дня сегодняшнего. Стиль - классическое «крэйзи», с которым, как с песней по жизни шагаем. Игра ситуаций абсурдна и непредсказуема, но всех переполняет такой упоительно нелепый оптимизм!» Еще одна цитата. На сей раз из «Музыкального словаря» Римана: «Лучшие вальсы Вальдтейфеля не лишены пикантной грации…» То же самое можно сказать почти обо всех постановках театра «Балет Евгения Панфилова», одного из первых частных театров России и яркого подтверждения хореографической мощи Перми.

13 - 14 ноября            

Театр "Сцена-Молот" под руководством Эдуарда Боякова на малой сцене Молодежного театра на Фонтанке представит три экспериментальные работы - "Чукчи" Павла Пряжко в постановке Филиппа Григорьяна, "Коммуниканты" Дениса Ветрова в постановке Владимира Агеева и "Поэтический вечер Веры Павловой".

 

13 ноября

19.00  Д. Ретров. «Коммуниканты» -

На сцене Молодежного театра (старая сцена, наб. реки Фонтанки, 114)
Место действия в спектакле «Коммуниканты» – сауна. Действующие лица – депутат, две проститутки, милиционер и гастарбайтер. Работая с политиками разных уровней, драматург Денис Ретров уловил и зафиксировал уникальное качество людей, живущих в этой среде – все они общаются посредством «птичьего языка», основанного на жестах, догадках, намеках и многолетнем опыте выживания в среде, где постоянно подслушивают и выслеживают. Главный герой «Коммуникантов» – речь, а точнее невозможность нормального говорения, высказывания, коммуникации между… кем? Соотечественниками? Россиянами? Гражданами? Любое из этих слов вызывает, по меньшей мере, неловкость…

 

21.00 В. Павлова. «Павлова. Стихи о любви». Поэтический спектакль 

Литературный критик Андрей Немзер о Поэтическом спектакле «Павлова. Стихи о любви»:  «Вера Павлова свою мелодию нашла - восемнадцать лет она пишет о счастье ... Зима, лето, гаммы и прописи, отрочество и юность, губы и ладони, грех и похоть, страх и трепет, тяжесть и нежность, кровь и любовь, жизнь и смерть перестают быть «просто словами» только при встрече счастья»: ***
Соски эрогенны
чтоб было приятней кормить
пупок эрогенен
чтоб родину крепче любить
ладони и пальцы
чтоб радостней было творить
язык эрогенен
чтоб вынудить нас говорить.

 

14 ноября
20.00  П. Пряжко. «Чукчи». -
На сцене Молодежного театра (старая сцена, наб. реки Фонтанки, 114)
Это репертуарный спектакль молодого театра «Сцена-Молот», премьера состоялась буквально в прошлом году. Чукчи в этом спектакле понимаются даже не анекдотически (то есть через призму стереотипов), а сверханекдотически. Потому что история совсем не про людей народа чукчи. А про людей вообще (ну или, во всяком случае, про ту часть человечества, что живет западнее Чукотки и восточнее Финляндии) - наивных, смешных, несчастных, но, кажется, хороших. Основная интонация: ирония пополам с сожалением, почти по-чеховски. Хотя все чуть сложнее: трагикомедия местами превращается в просто трагедию. «Чукчи», однако, непростые.

15 - 16 ноября          

На гастроли приехали также два драматических театра. "Театр-Театр" представит два спектакля Бориса Мильграма. На сцене "Балтийского дома" покажут: Мюзикл "Доктор Живаго" - особое произведение, ведь именно Пермь стала прообразом города Юрятина, основного места действия романа. "Жизнь Человека" по Леониду Андрееву. В этой постановке режиссер микширует оперу-буфф с роком, а интерактивную работу со зрителем - с сугубо символическими "живыми картинами".

15 ноября
19.00 «Доктор Живаго». Музыкальная фантазия по одноименному роману Бориса Пастернака -
На сцене Балтийского дома (Александровский парк, 4)

 

Режиссер Борис Мильграм несколько лет назад вернулся из Москвы в Пермь, чтобы возглавить Академический театр драмы (нынешнее название Театр-Театр). В числе первых премьер были два музыкальных спектакля. Первый — «Владимирская площадь» по «Униженным и оскорбленным» Федора Достоевского (такое же представление шло в театре Ленсовета в Петербурге). И второй спектакль — «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака и на музыку Александра Журбина. Местная пресса с некоторым недоумением писала, что драмтеатр запел и (с чуть большим недоумением) запел хорошо. Зрителям тоже понравилось. И хотя формально «Доктор Живаго» — «музыкальная фантазия», публика панибратски называет его «мюзиклом». Хуже спектакль от этого не становится.

16 ноября
19.00 «Жизнь человека». Арт-опера по пьесе Леонида Андреева.- На сцене Балтийского дома (Александровский парк, 4)

 

Даже если дать короткую, в одну фразу, характеристику этому представлению - получится любопытно. Судите сами: арт-опера по пьесе Леонида Андреева в постановке пермского министра культуры на музыку композитора Владимира Чекасина. Осенью 2009-го режиссер (а последние два года — глава краевого минкульта) Борис Мильграм представил публике спектакль «Жизнь Человека». Широкими мазками (как и в тексте Андреева) изображено, как родился, возмужал, влюбился и умер главный герой. Леонид Андреев хотел рассказать об универсальной человеческой судьбе, движении личности от гармонии к трагедии. Борис Мильграм создал на эту большую тему эпическое полотно, какое выйдет про всякую человеческую жизнь, если проявить к ней должный интерес. Другая характеристика спектакля — мультижанровость. В арт-опере (эту характеристику придумали создатели представления) нашлось место элементам драматического театра, хореографии, эксцентрики, цирка и даже изобразительного искусства (обратите внимание на сценографию). Режиссер-постановщик и автор идеи - Борис Мильграм, композитор - Владимир Чекасин, сценограф - Теодор Тэжик. 

 

            

Выставочная программа открылась выставкой видеоарта "Видение" Музея современного искусства PERMM. В целом PERMM будет представлен пятью выставками: кроме "Видения", будут показаны "Портреты неизвестных" (обе выставки в ТКАЧАХ), "Выбор народа (Пермь, Санкт-Петербург)" в "Новом музее" и инсталляция "Экспедиция" в Русском музее.

 

 

 

 

5 ноября 

Открытие выставки «Видение» (выставка российского и международного видео-арта)
Работа выставки: 6 ноября - 5 декабря
Креативное пространство «Ткачи» (Наб. Обводного канала, 60)

 

Портал Openspace.ru назвал «Видение» «самой представительной выставкой видео, которая была когда-либо показана в России». Первый раз собрание видеоарта показали в Музее современного искусства PERMM в августе 2009 года. Теперь собрание покажут петербургской публике. Посмотреть есть на что. На «Видении» представлены работы зарубежных классиков (Нам Джун Пайка, Билла Виолы, Ширин Нешат, Фишли и Вайса, Марины Абрамович), известных русских художников (группы «АЕС+Ф», Дмитрия Гутова, Ольги Чернышевой, Ильи и Эмилии Кабаковых, Александра Гнилицкого), а также произведения молодых (Александры Галкиной, Владимира Логутова, Максима Свищева, группы «Зер Гут» и др.). Также на «Видении» можно познакомиться с «Кремастером» Мэтью Барни, сборником работ Олега Кулика, группы «Синие носы» и Владислава Мамышева-Монро. Кураторы — Хуан Пунтэс (кстати, нью-йоркский галерист) и Наталия Миловзорова.

 

5 ноября 

Открытие выставки «Портреты неизвестных», авторы: Н.Резник и Д. Давыдов

Работа выставки: 6 ноября - 5 декабря 
Креативное пространство «Ткачи», (Наб. Обводного канала, 60)

 

Пермские фотографы Наталья Резник и Денис Давыдов - участники летних международных фотошкол в Петербурге и Липтовском Микулаше (Словакия). Их работы выставлялись на московской «Фотобиеннале – 2010». В Петербурге они представляют серию снимков «Портреты неизвестных». Глянцевым портретам столичных знаменитостей здесь противопоставлены люди никому неизвестные, с их реальными историями, надеждами и мечтами. Экспозиция составлена из двух самостоятельных проектов - «Виртуальные знакомства» и «Другие»,  соединенных одной общей мыслью, а именно - интересом к человеку, его отношениям с миром и другими людьми. Проект фотоживописи «Виртуальные знакомства», над которым авторы работали в течение нескольких лет в Праге, рассказывает о судьбе пожилых людей, выходцев из бывших союзных республик, мечтающих наладить свою личную жизнь в Европе и найти вторую половину через Интернет. Проект «Другие» снят в Перми. Впрочем, герои там все не то чтобы типичные уральцы, скорее наоборот - какие-то вызывающе неместные. Короче,  другие.

Пермская художественная галерея в Центральном музее связи им. Попова покажет проект "Пермский вариант футуризма как знак всемирной динамики". Это работы художника Петра Субботина-Пермяка (1886 - 1923). В Петербурге можно будет увидеть эскизы праздничного оформления Москвы к юбилею Красной Армии 1919 года, а также зарисовки с натуры, абстрактные авангардные рисунки тушью и пером:

 

9 ноября 

Открытие выставки - Пермский вариант футуризма «Как знак всемирной динамики», автор: П.И. Субботин-Пермяк.
Работа выставки: c 10 ноября - 26 ноября
Ценральный музей связи имени А.С. Попова (Почтамтский пер., д. 4)

Слова «пермский вариант футуризма» - вовсе не оправдание, не попытка набить цену провинциальной безделушке. Футурист Петр Субботин-Пермяк - фигура масштаба Владимира Маяковского или Василия Каменского, правда, менее известная. Объясняется это просто: в Москве Субботин жил недолго (уехал на родину поднимать художественное образование) и рано умер. Творческое наследие Субботина-Пермяка - вариант «пермского футуризма» - хранится в Пермской художественной галерее и Краеведческом музее в Кудымкаре (Пермский край), который носит имя П. И. Субботина-Пермяка. В Петербурге можно увидеть эскизы праздничного оформления Москвы к юбилею Красной Армии 1919 года авторства Субботина-Пермяка, а также зарисовки с натуры, абстрактные авангардные рисунки тушью и пером. Особый интерес представляют живописные произведения 1914–1922 годов. На выставке произведения Субботина-Пермяка дополнены «динамическими» фразами из книги Василия Каменского, друга и единомышленника художника, «Биография Его - меня Великого футуриста». Иллюстрация: Петр Субботин-Пермяк, «Ау-ау». Фонды Пермской государственной галереи

 

11 ноября           

Пермский центр развития дизайна представит выставку "Я люблю П" с дизайнерскими проектами по интегрированию нового логотипа города - красной буквы П, придуманной Артемием Лебедевым - в ландшафтный, бытовой и даже футуристический дизайн. Буква П в их объектах станет модулем-основой для мебели, брелока для ключей и ворот в город. Если кто не знает: земляничного цвета литера П - это с недавних пор символ Перми, не путать с гербом. Две скульптуры в виде больших красных «П» уже украшают улицы города, в скором времени спектр применения символа расширится. Он будет использоваться в дизайне остановок, указателей, расписаний общественного транспорта и т. д. Как показал конкурс, организованный Пермским центром развития дизайна, применять алую литеру как элемент промышленного и графического дизайна можно и в сотнях других изделий. «П» может проглядывать в дорожных знаках, одежде, мебели, архитектуре и т. д. Всего на выставке «Я люблю П» представлено 270 способов использования пермского символа. Экспозиция составлена из лучших идей, присланных для участия в конкурсе. Как можно любить П - покажут в Центре современного искусства им. Сергея Курехина.

 

18 ноября 

Открытие выставки  «Экспедиция» (инсталляция М. Павлюкевича и О.Субботиной)
Работа выставки: 19 ноября - 8 декабря
Русский музей (Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1)

Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина — семейная пара художников. Их графика и живопись известны по выставкам в Перми, в России и за рубежом. В 2009 году они приняли участие в проекте «Вектор Перми», объединившем известных пермских художников. Куратором «Вектора» был Виталий Пацюков. В 2010 году специально к фестивалю современного искусства «Живая Пермь» Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина создали инсталляцию «Экспедиция». Черно-белая графика, подчеркнуто европейская эстетика и кажущаяся хрупкость материла, имитирующего пепел, в сочетании с белыми парафиновыми свечами создают иллюзию. Кто-то разглядит топографическую карту, кто-то горный ландшафт со знакомыми атрибутами путешествия, а кто-то поиски метафизического знака перехода черного в белое, огня в пепел и абстрактного узора расплавленного парафина в фигуративную графику. Художники чутко улавливают движение времени и ищут красоту на тонких гранях перехода графики в объект, фигуративности в абстракцию. 

19 ноября

Открытие выставки «Выбор народа» (Пермь, Санкт-Петербург, Виталий Комар, США)Пермский музей современного искусства 

Работа выставки: 20 ноября - 8 декабря
Новый музей современного искусства (6-я линия Васильевского острова, д.29)

 

20 ноября
19.00, Проект «Сделано в Перми»: В. Хлебников «Дети выдры». На сцене Санкт-Петербургской филармония (Большой зал, Михайловская ул., 2)

            

Завершится пермский культурный десант необычным проектом "Дети Выдры" в Большом зале филармонии. Эту "музыкальную сверхповесть" по поэзии и философии Велимира Хлебникова создал композитор Владимир Мартынов. В "Детях Выдры" вместе с московским ансамблем Татьяны Гринденко Opus Posth и пермским хором "Млада" участвует уникальный тувинский коллектив Хуурн-Хуур-Ту, известный своим горловым пением. Составляющие необычного концертного проекта: музыканты-шаманы из Тувы; ансамбль, исполняющий музыку авангардизма и минимализма; а также духовное наследие русского поэта Серебряного века. Теперь по порядку про каждый из элементов, сочетание которых называется «Дети Выдры». Автор музыки и всего проекта — композитор Владимир Мартынов. Ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» владеет мастерством одного из древнейших на Земле типов музицирования — горлового пения. Тувинские музыканты без преувеличения - мировые знаменитости. Ансамбль Opus Posth - признанные мастера в исполнении сочинений Яниса Ксенакиса, Мортона Фельдмана, Филиппа Гласса. Вместе они рассказывают историю «Дети Выдры», созданную на основе двух «сверхповестей» Велимира Хлебникова («Дети Выдры» и «Зангези»). «Сверхповесть» — термин Хлебникова, введенный им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта «сочетаемость несочетаемого» лежит в основе и музыкальной композиционной структуры «Детей Выдры». Синтез архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с материалом прошел на Урале. А потому Пермская краевая филармония с полным правом делает на афише «Детей Выдры» приписку: «Сделано в Перми».

15 ноября 2010 года 13.00            

 

В рамках программы запланирован также круглый стол по вопросам современного искусства: «Провокация как основа современного искусства» в Карельской гостиной дома актера им. К.С. Станиславского (Санкт-Петербург, Невский Пр., Д. 86) 

 

Дни Пермской культуры в Санкт-Петербурге, проходящие в рамках «Культурного Альянса Пермь-Санкт-Петербург», стали одним из самых громких событий осени. Об этом свидетельствует пристальное внимание прессы: все ведущие СМИ Санкт-Петербурга посвятили материалы пермским проектам. Благодаря такому «индексу цитирования» Культурный Альянс двух городов уже неделю держится среди лидирующих новостей ведущих агентств и сайтов, но при этом мнение критиков о спектаклях и выставках полярно разнится – от восторга по поводу художественной инициативности до полного неприятия «культурной революции» в Перми. И одним из основных вопросов, которые озвучивают скептики, является следующий: не оказывается ли новое пермское искусство голой провокацией зрителей, не подкрепленной серьезной художественной сущностью?

Благодарим за предоставленные материалы - организаторов проекта "Культурный альянс Санкт-Петербург - Пермь"

 

Фотографии - Дарьи Пичугиной (пресс-брифинг)

http://zhivayaperm.livejournal.com/31328.html#cutid1 (балет Вальсы..)

 

Источник матералов и афиша: ttp://kulturaperm.ru/afisha