Максим Венгеров о российской премьере первой редакции Скрипичного концерта Яна Сибелиуса

10 апреля 2015 года на сцене Большого зала Филармонии Санкт-Петербурга Максим Венгеров представит российскую премьеру первой редакции Скрипичного концерта Яна Сибелиуса.

В этот вечер на сцене Большого зала Санкт-Петербургской Филармонии состоится единственный в Петербурге концерт одного из самых востребованных дирижеров-скрипачей мира - двукратного обладателя премии Grammy Максима Венгерова. Он будет солировать в Скрипичном концерте Яна Сибелиуса (дирижер Александр Титов), а во втором отделении Максим Венгеров дирижирует Фантастической симфонией Берлиоза

 

Максим Венгеров - один из наиболее динамичных и разносторонних артистов современности. В качестве солиста он неоднократно выступал на легендарных сценах мира с лучшими оркестрами под управлением прославленных дирижеров: К. Аббадо, Д. Баренбойма, В. Гергиева, К. Дэвиса, Ш. Дютуа, Н. Заваллиша, Л. Маазеля, К. Мазура, З. Меты, Р. Мути, М. Плетнева, А. Паппано, Ю. Темирканова, В. Федосеева, Ю. Симонова, Мюнг-Вун Чунга, М. Янсонса... 

В предверии концерта, 7 апреля 2015 года в Петербурге, в отеле ЕВРОПА при содействии Фонда поддержки музыкального образования и Генерального консульства Финляндии состоялась пресс-конференция Максима ВЕНГЕРОВА, посвященная предстоящей российской премьере концерта для скрипки с оркестром ре-минор (первой редакции 1904 г.) Яна СИБЕЛИУСА.

Маэстро Венгеров встретился с журналистами и поделился своими впечатлениями от ожидаемой российской премьеры, где он выступит в качестве солиста-скрипача, а во втором отделении - встанет за дирижерский пульт. Первое, что сразу сообщил маэстро прессе, - Максим Венгеров женат на петербурженке и у них двое детей, девочки:

Мало кто знает, что музыканты играют всегда вторую редакцию этого концерта, которую композитор создал в 1905 году: да, известная всему миру и почти обязательная для скрипичного репертуара любого скрипача версия концерта ре-минор для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса, - является второй. Тогда как первая версия, наиболее сложная в исполнительском плане, была запрещена к исполнению самим автором буквально через год, после ее создания.

 

В 1904 году Ян Сибелиус, будучи под впечатлением от знакомства с произведениями Берлиоза, решил изменить свой, уже написанный, скрипичный концерт, отойдя в нем от сложных композиционных решений в исполнительском мастерстве солирующей скрипки. Тогда же Сибелиус запретил исполнять первую версию концерта, так как она, по его мнению, не отражала полноты всего замысла. Первая, написанная ровно 110 лет назад, отличалась большей сложностью в техническом плане. Она стала известна миру только в 1991 году, когда наследники Сибелиуса позволили Леонидасу Кавакосу сделать запись концерта в первоначальной версии.

На встрече с журналистами организаторы много говорили о Яне Сибелиусе, чей 150-летний юбилей музыкальная общественность мира празднует в этом году. А, для Максима Венгерова  юбилей год Яна Сибелиуса - самого знаменитого финского композитора Яна Сибелиуса (шведского происхождения), - "каждый год - год Сибелиуса!"

 

«Приснилось, что мне двенадцать лет, и что я - виртуоз». - так написал Сибелиус в дневнике в 1915 году. С равным успехом эту запись можно было бы отнести и ко времени создания Скрипичного концерта. Ведь композитор сочинял его не для какого-либо скрипача, а для себя, вернее, для того виртуоза, которым он когда-то мечтал стать. Выступления композитора за дирижерским пультом лишь частично возмещали горечь несбывшейся мечты. Тоска несостоявшегося виртуоза по своей юности, всепоглощающее чувство ностальгии - вот что слышится в этом произведении. 

Сани Контула-Вебб - специалист по вопросам культуры Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге рассказала журналистам историю скрипки Сибелиуса: как она связывает Сибелиуса и северную столицу, -

У концерта Сибелиуса отчетливый северный колорит. Как пишут очевидцы, - "оркестр не расплескивает яркие краски, но скорее воссоздает в пастельных полутонах осеннее-зимний пейзаж, лишь изредка озаряемый бликами света. На фоне картины, окрашенной преимущественно в темные тона, солист вычерчивает линию, рвущуюся ввысь, к свету; но и она не пылает огненно-красным блеском, больше походя на грустную песню.

 

Медленная часть концерта родственна первой. Это - симфоническое lamento, следующее традиции скандинавского романса. В финале же, написанном в ритме полонеза, Сибелиус сполна воплотил свои юношеские мечты о головокружительной виртуозности". По-настоящему концерт был принят публикой лишь в 1930-е годы. Я.Хейфец записал его первым, а за последующие сорок лет было сделано еще чуть ли не сорок записей.

На встрече 7 апреля журналисты раз за разом, еще и еще раз спрашивали маэстро Венгерова о дирижировании: есть ли у него какие-то секреты, "заготовки", что он вообще думает о том, что в последнее время все чаще исполнители совмещать свою концертную деятельность с искусством дирижирования?

Максим Венгеров также сотрудничал с великими музыкантами прошлых лет - М. Ростроповичем, Дж. Шолти, И. Менухиным, К. Джуллини. Победив в нескольких престижных скрипичных конкурсах, Венгеров записал обширнейший скрипичный репертуар, и получил целый ряд престижнейших наград в области звукозаписи, включая две Grammy, За достижения в исполнительском искусстве Венгеров был удостоен Премии GLORIA, учрежденной М. Ростроповичем, и Премии имени Д.Д. Шостаковича, вручаемой Благотворительным фондом Юрия Башмета. О Максиме Венгерове создан ряд музыкальных фильмов, в том числе Playing by heart, показанный на Каннском фестивале. 

Несколько лет назад Максим Венгеров, по примеру своего Наставника М. Ростроповича, начал осваивать новую специальность - дирижирование. Первые уроки он брал у ученика Ильи Мусина - Вага Папяна, консультировался у В. Гергиева и В. Федосеева, с 2009 занимается под руководством выдающегося дирижера, профессора Юрия Симонова. Первыми весьма успешными опытами М. Венгерова как дирижера были его контакты с камерными коллективами, в том числе и с Фестивальным оркестром Вербье, с которым он выступал в городах Европы и Японии, а также совершил турне по Северной Америке. Затем началось сотрудничество маэстро с симфоническими оркестрами. 

 

В 2007 году он дебютировал с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского в концерте на Красной площади. По приглашению Валерия Гергиева принял участие в фестивале «Звезды белых ночей», где дирижировал оркестром Мариинского театра. На сегодняшний день Максим Венгеров постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами разных стран мира, а также возглавил новый фестивальный симфонический оркестр им. Менухина в Гштааде (Швейцария). 

В 2011 году Максим Венгеров возобновил концертную деятельность как скрипач и теперь выступает в двух своих ипостасях - как дирижер и солист. Маэстро широко известен своей благотворительной деятельностью. В 1997 году он стал первым среди представителей классической музыки Послом Доброй Воли UNICEF. С этим почетным титулом музыкант выступал с серией благотворительных концертов в Уганде, Косово, Таиланде. В Южной Африке под его патронатом был основан проект МИАГИ, объединяющий детей различных рас и вероисповеданий в общем учебном процессе.

На встрече я спросила у маэстро Венгерова:  есть ли у него свои ученики и где он преподает свои мастер-классы?

Максим Венгеров - профессор Высшей школы Саарбрюкена и профессор Лондонской Королевской академии музыки, под его патронатом в Мигдале (Израиль) была создана профильная музыкальная школа «Музыканты будущего». В октябре 2011 года артист подписал трехлетний контракт в качестве профессора Академии имени И. Менухина в Швейцарии. 

Полный видео-отчет с пресс-конференции 7 апреля - смотрите здесь: 

Приглашаю, друзья: 10 апреля в Большом зале Филармонии Санкт-Петербурга состоится российская премьера скрипичного концерта ре минор Яна Сибелиуса в первой редакции. Солист - Максим ВЕНГЕРОВ, в сопровождении академического симфонического оркестра петербургской филармонии. - начало 20:00.

Там же, в фойе Большого зала Филармонии, накануне концерта в 19:00 состоится открытие выставки, посвященной жизни и творчеству Яна Сибелиуса:

Этот проект сопровождает гастроли симфонического оркестра города Лахти. Выставка, которую создали по заказу оркестра Лахти Эса Ояла (графическое оформление) и Туомас Кинберг, уже открыта в концертных залах пяти городов Китайской Народной Республики (в том числе в Пекине и Шанхае), где оркестр выступит с монографической программой из сочинений Сибелиуса.

 

Выставочный проект завершит свою работу в день выступления оркестра Лахти на сцене Большого зала Филармонии, 30 мая.

Встретимся на концерте, друзья!

 

 

 

 

Использованы материалы: http://www.philharmonia.spb.ru/afisha/?&ev_z=346

Фотографии и видео с пресс-конференции: Анатолия Оношко и Наталии Кириловой.