МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ. ВРЕМЯ ТИКАЕТ.

20 ноября 2014 года в Главном Штабе Государственного ЭРМИТАЖА состоялось открытие выставки «МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ. ВРЕМЯ ИДЕТ»

 

Выставка «Марике ван Вармердам. Время идет» - первый проект Государственного Эрмитажа, целиком посвященный одному из самых передовых и активно развивающихся направлений современного искусства - видео-арту. 

Этой выставкой, открывающейся в канун празднования 250-летия Эрмитажа, Отдел современного искусства начинает серию проектов, направленных на знакомство посетителей музея как с классическими образцами этого жанра, так и с творчеством молодых авторов.  Марике ван Вармердам - голландская художница, работающая с различными медиа, от скульптуры и живописи до фотографии и видео, - получила известность благодаря своим коротким закольцованным фильмам. Первый крупный международный успех пришел к ней в 1995 году на Венецианской биеннале. Впоследствии она принимала участие в многочисленных выставках, включая Документу 10 в Касселе, а также Берлинскую и Сиднейскую биеннале. В 2011 году музей Бойманс - ван Бенингена в Роттердаме подготовил большую ретроспективу художницы. Ее работы представлены в таких музеях как Стеделейк (Амстердам),  Институт Современного Искусства (Бостон) и Центр Помпиду (Париж). 

Перед открытием журналистам предоставили возможность первыми осмотреть экспозицию видео-арта голландской художницы и побеседовать с Марике ван Вармердам. Беседа была очень занимательной: интерес вызвала и сама идея, и ее воплощение. Вопросы журналистов были скорее философскими: о Времени, о Пространстве, о Человеке, - может быть, от того, что именно в этот день в мире отмечали "День философии": -) Мы, люди, всегда играем со Временем и от того все вопросы журналистов так или иначе вращались вокруг ВРЕМЕНИ:

В своих минималистичных и бессюжетных закольцованных фильмах Ван Вармердам концентрируется на простых объектах и ситуациях, с помощью бесконечного повторения отделяя их от изначального контекста и превращая в своего рода вещи в себе.  Зритель оказывается вовлечен в гипнотический процесс наблюдения, переживания, и, в конечном итоге, со-творчества. Художница работает с лаконичными,  кажущимися очевидными сюжетами, обращая внимание на медленные и постепенные трансформации реальности, передающие невесомый рисунок жизни во времени.

На экспозиции представлены четыре классических коротких фильма “Ветер” (Wind), “Пара” (Couple), “Свет” (Light) и “Вдали” (In the distance), созданных в 2010 году и объединенных в цикл “Жизнь”. Дополненные новыми работами художницы на ткани, они стали частью инсталляции, фокусирующейся на исследовании времени как особой среды, и его свойств.  Два видео: «Пара» и «Вдали» построены вокруг одного мотива - пожилой пары, созерцающей живописный пруд. В первом, камера описывает вокруг них замысловатый эллипс, а во втором  -постепенно меняет фокус с запотевшего окна, на героев, сидящих за ним. 

В работе «Ветер» камера следует за кружащимися на фоне индустриального пейзажа опавшими листьями, пластиковыми обертками и перышком. В фильме «Свет» статичная камера запечатлела руку художницы, будто наигрывающую что-то на пластинах жалюзи, через которые пробиваются лучи света.

Короткометражные фильмы Ван Вармердам дополнены ее же работами по ткани. Подушки с принтами, представляющими взмах руки, и двенадцать больших шерстяных одеял с изображениями циферблатов, продолжают размышления художницы о времени. Часть рисунков выполнена пожилыми людьми в ходе медицинского исследования. Замершее время этих циферблатов резонирует с вечно-повторяющимся движением фильмов, акцентируя внимание на настоящем моменте:


На вернисаже голландская художница МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ в своем выступлении не просто горячо благодарила тех, кто помог ей в подготовке этой выставки, а раздавала первые рождественские подарки всем организаторам и друзьям - наступило Время и для презентов:

Надо сказать, что многие мои коллеги, осматривая выставку, отметили тот дискомфорт для посетителя выставки, когда ты все время смотришь на экраны, задрав голову и от того, не в состоянии долго смотреть на экран.. Лично я после этой выставки для себя поняла совершенно неожиданно, не только то, что Время идет и Время застыло, а и то, что для каждого ВРЕМЯ - что-то свое, особенное...

Видео-арт голландской художницы МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ для меня, режиссера документального кино, - как "детские игры в песочнице", - что, впрочем,  - и не хорошо, и не плохо, но точно одно: смотреть на эти бесконечные минутные видео-отрывки абсолютно невозможно..долго, и, главное: эта "сиюминутность", закольцованная в часы, ничего не дает моему уму: поразительно, что движущее изображение полностью…мертво, тогда как в соседнем зале в этом же Главном Штабе Эрмитаже застывшие картины сюрреалистов и ДАДА зрителя завораживают и можно сколько угодно долго смотреть, скажем, на замок, что висит в воздухе.... Невероятно! ВРЕМЯ ТИКАЕТ, остановленное взглядом художника! Вот, такой парадокс, друзья)

Фоторепортаж с открытия выставки «МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ. ВРЕМЯ ИДЕТ» можно посмотреть здесь: 

https://picasaweb.google.com/113418138400710935359/201409?authuser=0&feat=directlink

Выставка «МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ. ВРЕМЯ ИДЕТ» - открытие 2014

Выставка проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Кроме того, выставка «Марике ван Вармердам. Время идет» проходит при поддержке Фонда Мондриана, Центра международного сотрудничества DutchCulture, Фонда Вильгельмины Е. Янсен. Куратор выставки - Надежда Синютина, Отдел Современного искусства Государственного Эрмитажа.  Напоминаю: выставка «МАРИКЕ ВАН ВАРМЕРДАМ.ВРЕМЯ ИДЕТ» работает в Главном Штабе Государственного Эрмитажа до 2 февраля 2015 года.

 

 

 

Источник материалов: http://www.hermitagemuseum.org/

Видео с открытия - Наталии Кириловой

Фотографии - Анатолия Оношко и Наталии Кириловой