Мастерская Фоменко в Петербург привезла неведомое петербургскому зрителю

С 11 по 17 октября 2011 года в северной столице проходят гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В день начала гастролей театр представил спектакль «Три сестры» на сцене Александринского театра. 

 

Днем, накануне гастролей прошла встреча актеров театра с журналистами. Встреча была... нелегкой: актеры - устали, журналисты были слишком...-словоохотливы:))) Вопросы сыпались как горох, порой, - пустой, актеры с раздражением и непониманием того, почему их спрашивают о банальном (?) отвечали и о том, почему выбор пьесы постановщика "пал" на Джойса, а не на Сологуба, и что такого современного можно сейчас понять из пьесы, написанной почти 100 лет назад, а ныне - поставленной на сцене театра?

"...природа людей, не смотря на меняющийся мир, природа, в принципе, остается неизменной: люди влюбляются, люди изменяют друг другу, уходят, возвращаются; вокруг них витают националистические идеи, как они витали сто лет назад, - так они витают и сегодня; так что, поскольку этот роман - ПРИТЧА, это же не бытовой роман, который описывает определенный уклад жизни.., это - ПРИТЧА, она - ВЕЧНА!..."

Понятно, что журналисты спрашивали и о планах театра, над чем работает сегодня «Мастерская Петра Фоменко»?: 

"...у Петра Фоменко есть два очень важных слова: ньюанс и подробности...И этих мелочей - гигантское количество. Если хотя бы об одной из них забыть, - то спектакль будет другим.. Для нас важно - не халтурить, "не чесать"...Если привозить на гастроли - только то, чем мы обладаем, чем мы гордимся, что мы любим.."

 

Среди привезенных спектаклей петербуржцем хорошо знакомы две постановки - «Три сестры» и «Волки и овцы». Среди новых для петербургского зрителя спектаклей названы «Улисс» и «Носорог». Сам известный режиссер Петр Фоменко не смог приехать в Петербург вместе со своими артистами: плохое самочувствие не позволило мастеру принять участие в гастролях. Понятно, что без своего наставника актеры чувствовали себя несколько некомфортно, однако, обещали "марку держать":))))) 

 

Удивительно, но более всех и подробно о спектаклях, о театре говорил его директор господин Воробьев:) Так, о спектакле «Носорог» журналисты услышали следующее:

"...это классическая пьеса "театра абсурда", в которой режиссеру Поповски и актерам удалось сделать - в спектакле совершенно нет абсурда..." 

 

Последний раз «Мастерская Петра Фоменко» приезжала в Северную столицу пять лет назад. Это связано с гастрольными обязательствами перед другими городами и странами. Кроме того, как правило, театр выезжает не самостоятельно, а по приглашению. И еще есть одно "препятствие" для гастролей - сами спектакли, поставленные на не простой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко»:

"...дело в том, что у нас - очень сложная сцена. Мы театр проектировали сами, "под себя"...- и тем самым немножко себе... "яму вырыли", потому что в каждом новом спектакле используем эти технические возможности и таким образом спектакль становиться невыездным.. Спектакль «Улисс» трудно адаптировать к какой-либо сцене, и мы сделали некоторые технические замены для того, чтобы показать его здесь на сцене, да и с «Носорогом» - тоже все непросто..."

 

Актеров театра, по-истинне "звезд", атаковали буквально с первых и до последних минут пресс-конференции в надежде взять интервью, или хотя бы - получить ответ на "вечное" - о любимых ролях:))

"...они по-разному рождаются: мучительно/не мучительно, болезненно, счастливо, весело или со слезами, но это - как дети..."

 

«Мы не первый раз на гастролях в Петербурге. Наш театр показывал разные спектакли, но каждый раз для нас это испытание. Мы волнуемся, сможем ли мы показать спектакль так же, как он идет на московской сцене», - отметил директор театра Воробьев. В следующий раз актеры планируют посетить город на Неве в феврале 2012 года со спектаклем «Пять вечеров», который пройдет на сцене Театра сатиры на Васильевском. Фоторепортаж с пресс-конференции для любознательных - здесь:

И, последнее - расписание гастролей: то, что увидит петербургский зритель в эти дни, - о чем писала столичная критика:

 

11,12 ОКТЯБРЯ - «Три сестры». А.П.Чехов

Главные женские роли достались знаменитому женскому квартету «Мастерской» - Галина Тюнина (Ольга), Полина и Ксения Кутеповы (Маша и Ирина), Мадлен Джабраилова (Наташа). Такого квартета на московской сцене больше нигде не найдешь. В постановке также играет известный и любимый многими питерскими зрителями артист Кирилл Пирогов

 

«Кирилл Пирогов - актер исключительной музыкальности, с вдохновенной легкостью играющий на фортепьяно, замечательный чтец - пробует себя в самых разных направлениях: кино, композиторская деятельность, радиоспектакли, неожиданные проекты, например, оратория А.Онеггера «Жанна д'Арк на костре» в постановке Кирилла Серебренникова. Но главное путешествие Пирогова - театральное, и продолжается оно более 15 лет. Не теряя нитей своих сквозных, заветных тем, Кирилл каждой новой ролью в «Мастерской Петра Фоменко» продолжает бескомпромиссное движение за горизонт, за рамки привычного, удобного, освоенного. ………….

 

Чеховские «Три сестры» в Мастерской - совершенно не сентиментальный, но при этом по-настоящему лирический спектакль. И Тузенбах у Фоменко и Пирогова получился тонко и точно соответствующий. Он по-детски непосредствен («Я вам говорил, говорил!» - радостно восклицает барон, едва Вершинин заводит у Прозоровых рассказ о «жене и двух девочках»); непосредствен, но не инфантилен. Он смеется странным, захлебывающимся смехом, и эта поначалу раздражающая деталь органично дополняет образ обаятельного, неидеального, живого Тузенбаха. Он вызывает острое сочувствие, этот счастливый-несчастный барон, этот стойкий оловянный солдатик. Сочувствие, но не жалость.

 

В одном из интервью Кирилл вспомнил слова Качалова, исполнявшего роль Тузенбаха в постановке Станиславского: «Я играл человека, влюбленного в жизнь». Барон Кирилла Пирогова также влюблен в жизнь, он способен искренне, глубоко восхищаться и радоваться. Наверное, высшее проявление душевной чуткости, открытости миру Тузенбаха - Пирогова в его музыкальности». (Галина Шматова «Экран и Сцена (№ 18)», 2009)

 

14 ОКТЯБРЯ - «Носорог». Эжен Ионеско.

 

Премьера спектакля состоялась 17 февраля 2006 года. Режиссер-постановщик: Иван Поповски. В спектакле заняты актеры - Г. Тюнина, С. Якубенко, Ю. Камышева, И. Кандакова, К. Пирогов, А. Казазков, О. Любимов и другие.   

 

«Родоначальник драматургии абсурда поведал страшную историю о том, как люди превращаются в носорогов. Надо же было придумать такое… Но, с другой стороны, если Дарвин утверждал, будто человек произошел от обезьяны, то почему бы ему вновь не превратиться в обезьяну или даже носорога?

Режиссеру спектакля Ивану Поповски пришлось немало помучиться, чтобы наглядно изобразить перерождение разумного существа в дикое, тупое животное. Постановщик сосредоточил внимание на начальной стадии «оскотинивания» действующих лиц пьесы, чтобы публика поверила в столь жуткое перевоплощение, втянулась в игру. Первое превращение друга главного героя - Жака в носорога очень похоже на эстрадный номер. Вначале Жак (Олег Нирян) хрюкает, поедая с кожурой апельсины, потом обливается водой, после чего вываливается в корыте с грязью. Это все выглядит смешным, а не страшным, хотя Ионеско хотел именно напугать зрителей, предостеречь их от потери человеком своего лица». (Любовь Лебедина «Труд», 22-03-2006)

 

14 ОКТЯБРЯ -  «Улисс». Джеймс Джойс

Театральное изложение одноименного романа в трех частях. Действие происходит 16 июня 1904 года в Дублине. Премьера  состоялась 1 февраля 2009 года. Постановка и инсценировка - Евгений Каменькович. 

Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса». Режиссер Евгений Каменькович выпустил 6-часовой спектакль по роману Джеймса Джойса. ГОМЕРОВ Одиссей странствовал по свету десять лет, прежде чем смог вернуться в родную Итаку к верной жене Пенелопе, отвергавшей ухаживания многочисленных женихов, и сыну Телемаку. Джойсов Улисс (рекламный агент Леопольд Блум) бродил по Дублину целый день, стараясь попозже попасть домой, где неверная Пенелопа (певица Мэрион Блум) должна была принимать у себя любовника (импресарио Бойлана), а их сын умер в младенчестве. Участь Телемака досталась молодому поэту и учителю Стивену Дедалу, потерявшему мать и тяготящемуся отцом. Описание одного дня их жизни занимает девятьсот страниц, ненамного меньше занимают комментарии, объясняющие, как взглянуть на «Улисса» сквозь призму Гомера, жизни самого Джойса, «Гамлета», борьбы Ирландии за независимость и многого другого. Здесь важно все - от носового платка до проблем мироздания. 

В нашем театре на Джеймса нашего Джойса замахнулись два смельчака. Игорь Яцко устроил разовую 24-часовую читку всего романа одновременно на нескольких площадках «Школы драматического искусства», а теперь Евгений Каменькович выпустил в «Мастерской Петра Фоменко» 6-часовой спектакль, смотреть который легко и увлекательно. Его главное качество - очеловечивание причудливой литературной ткани, созданной из скрытых и явных цитат, культурных шифров, физиологии, философии, потока сознания, дублинских реалий и прочая и прочая. Стивена Дедала терзает утрата матери, вина перед ней, разрыв с отцом и богооставленность. Юрий Буторин очень артистичен в роли этого аристократа духа, который не моется месяцами, презирая все телесное, талантливо рефлексирующего и беспомощного перед жизнью. Утраты Леопольда Блума (Анатолий Горячев) - повзрослевшая и упорхнувшая из гнезда дочь, неверная, но по-прежнему любимая жена, но главное, маленький сын, которого он продолжает искать и готов увидеть в первом же уличном мальчишке.

 

Несостоявшийся отец и несостоявшийся сын, еврей и поэт - два чужака в этом городе колоритнейших сынов Ирландии - бредут сквозь город (зал), чтобы встретиться уже ночью, проникнуться друг к другу симпатией и изящно признаться в несостоятельности их встречи. А Пенелопа (Полина Кутепова), к которой все же возвращается мертвецки пьяный, пахнущий борделем Улисс, вновь остается сама с собой, своим ожиданием и одиночеством, сводя с ума публику неожиданным сочетанием гипероткровенного монолога Женщины в ее зрелом расцвете и полудетской, почти бесплотной, фигурки. Остальным участникам спектакля - Владимиру Топцову, Андрею Казакову, Розе Шмуклер, Алексею Колубкову, Олегу Любимову и Василию Фирсову  - достались беспроигрышные колоритные образы-фарсы дублинцев и зарисовки из их жизни, полные быта и фантасмагории. Кукольные схоласты толкуют о Шекспире в национальной библиотеке. Огромные поцелуи бродят по сцене этакими гоголевскими носами. Пьяные ирландцы хором ищут национальную идею. А мальчишка-газетчик, которого Блум готов был принять за сына, чертит пальцем по воздуху знак бесконечности, которая заключается в одном-единственном дне жизни. (Ольга Фукс. «Вечерняя Москва», 19-02-2009)

 

17 ОКТЯБРЯ - «Волки и овцы». Александр Островский.

 

Комедия в 5-ти действиях. Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывает в произведении совершенно новые грани. Здесь и переливы света, и «разомкнутость» пространства, и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы - чеховский импрессионизм, и, конечно, юмор. Собственно сюжет пьесы - аферы с векселями - подается остро, подчас гротескно. Кто из героев - послушные овцы, а кто - хищные волки, понять не сложно. Собственно, ассоциации не подчеркиваются режиссером, они приходят сами собой. Постановка Петра Фоменко. В ролях - М. Джабраилова, Р.Юскаев, Г. Тюнина, П. Кутепова и другие.

 

И, прежде чем, еще раз попрощаться и напомнить Вам, дорогие мои читатели/зрители о том, что гастроли московского театра  «Мастерская Петра Фоменко» пройдут до 17 октября на сцене Александринского театра, в финале хочу Вам предложить мимолетную встречу с актером Кириллом Пироговым, когда он давал интервью журналисту Даниилу Сегалю после пресс-конференции в "курилке" театра и мне ответил всего на один  вопрос... о компромиссах:)) 

"..."Театр, - Петр Наумович часто говорит, - театр - искусство компромисса потому, что он связан с человеческими отношениями, и нам надо пытаться беречь друг друга.." До встречи в театре!

 

 

 

 

 

Источник материалов и фотографий спектаклей - http://fomenko.theatre.ru/

Использованы фотографии: Светланы Холявчук

и фотографов сайта театра «Мастерская Петра Фоменко».

Видео и фото пресс-конференции: Наталии Кириловой