МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО: ВОЗДУХ!

С 19 по 23 марта 2013 года в Санкт-Петербурге на сцене Театра - фестиваля «Балтийский дом»  проходят гастроли московского театра "МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО".

Накануне гастролей театра в Санкт-Петербурге 18 марта 2013 года состоялась пресс-конференция с актерами театра "МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО". В афише гастролей: театр покажет зрителям два спектакля - 19 и 20 марта   Михаил Булгаков. "Театральный роман" (Записки покойника); 22 и 23 марта - В.Набоков.«ДАР». В пресс-конференции принимали участие актеры театра, занятые в спектакле по М.Булгакову "Театральный роман" (Записки покойника),  директор театра Андрей Воробьев и вдова Петра Фоменко - Майя Тупикова.

Встреча с журналистами и студентами Театральной Академии была шумной: актеры много шутили, и несмотря на то, что многие из петербуржцев еще не видели спектаклей гостей, вопросы сыпались, как горох. Предлагаю Вам фрагменты этой встречи. Актер и постановщик спектакля "Театральный роман" (Записки покойника) Кирилл Пирогов представил вначале присутствующих на встрече актеров, занятых по ролям в этом спектакле:

 

В связи с тем, что в зале находились студенты, то, естественно, много вопросов молодых было адресовано молодым актерам: как они заняты в спектаклях, как адаптируются в труппе, как проходит отбор "детей", которые участвуют в постановках? Отвечали и директор театра Андрей Воробьев, и мальчик/актер - Олег Нирван

 

- директор театра Андрей Воробьев: "…это трудный и драматичный вопрос, но у нас уже сменилось огромное количество поколений, я имею ввиду - детей (занятых в спектаклях), они вырастают на наших глазах и мы счастливы…";

- актер Олег Нирван: "…я тоже считаю, что мне расти не надо, нужно еще научиться многому у старшего поколения, а потом уже надо будет расти":-) 

 

Несколько путано и невнятно добавил и молодой актер труппы, но дружный хохот участников встречи/доброжелательность актеров и журналистов продемонстрировали дружескую оценку того, что молодые актеры действительно заинтересованы участвовать в экспериментах самостоятельно:

 

Раз речь зашла о постановках и постановщиках, то журналисты не упустили возможность задать вопрос труппе: какой режиссер - актер Кирилл Пирогов? Совершенно неожиданно отвечал актер Тагир Рахимов и в конце его спича под гром хохота Кирилл Пирогов попросил остальных актеров … больше не отвечать на этот вопрос. Итак, прошу:

 

- актер Тагир Рахимов: "…а мне режиссер не нужен! ..Петр Наумович нас воспитал, не знаю кого, лично меня конкретно - мне не надо подсказывать!..В чем профессия актера? Чтобы он сам мозгами своими, сам фантазировал! Вот что самое главное для артиста!! (за спиной раздается вопрос коллеги: а, режиссер Пирогов - как? Общий смех!!); - Вот, в этом "Театральном романе", все то, что там сыграно, пусть немножечко, но это нашел все я! (Хохот, аплодисменты!))

 

Именно этим вопросом начиналась встреча с журналистами и на этой же ноте и завершалась: как живет сегодня театр "МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО" без Петра Наумовича Фоменко?

 

- актер Кирилл Пирогов: "…Слава Богу, мы еще можем пока еще друг другу что-то сказать, говорить и слышать друг друга.. и пока это будет у нас в любой форме мы будем стараться жить..")

 

И в завершении пресс-конференции актер Максим Литовченко трогательно заметил, что после ухода Мастера театр живет его заветами, "привит" от развала и пересудов:

 

- актер Максим Литовченко: "…мы знаем, какой он режиссер прекрасный, какой он человек отличный был, но я вот поражен больше всего после его ухода, как ему удалось сделать эту атмосферу, которая у нас в театре.. и она до сих пор держится.. благодаря ребятам, благодаря Петру Наумовичу - он привил, он сделал такую прививку и суть этой прививки, как я понимаю, - в работе!.. И чем больше работаешь, - правильно тут сказали ребята, - не остается времени на всякие глупости, склоки и все это сведено к абсолютному минимому.. Конечно, мы все это обсуждаем, и говорим..про Пирогова - режиссера (СМЕХ!), ну, как же: театр - это живой организм, без этого.. - но все это сведено к минимому и во главу угла поставлена РАБОТА!"

 

Памяти великого Мастера посвящается…

19, 20 марта 2013

"Театральный роман" (Записки покойника)

П.Фоменко и К. Пирогов создали спектакль-мистификацию по роману Булгакова о театральном закулисье и писательском мире. Постановка известного романа Михаила Булгакова на сцене одного из самых популярных московских театров стала ярким событием в культурной жизни столицы

 

"МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО" вела работу над романом Булгакова - развернутым театральным фельетоном о Художественном театре и его основоположниках - в порядке профилактики, чтобы самим не забронзоветь. Из двух сюжетов - про МХАТ, в тридцатых годах ставший пародией на самого себя, и про автора, очарованного театром и раздавленного его жерновами,  - они выбрали второй. Максудова - лирического героя самого Булгакова - играет Кирилл Пирогов. Его бы воля, кажется, он бы вернул роману авторское название - "Записки покойника". И это бы точно соответствовало основной интонации спектакля.

 

В этот "Театральный роман" его создатели включили кафкианские мотивы, темы из "Фауста" и трагикомедию жизни самого Булгакова. В начале спектакля звучат строки из "Белой гвардии", в конце - из "Мастера и Маргариты". Финал этого неоконченного автором романа был придуман за несколько дней до премьеры. Комедию о театре он превращает в трагедию художника.

 

Не могу здесь не процитировать фрагмент из критической статьи известного критика, писателя Татьяны Москвиной, - полный текст статьи опубликован и на сайте театра:

"Звучит ли слово Мастера сегодня?

 

Звучит, ещё как звучит, можно сказать, что текст Булгакова и стал главным героем спектакля в постановке П. Фоменко и К. Пирогова. На этот раз Булгакову с театром повезло - в «Мастерской Фоменко» русское слово носят на руках, как любимое дитя, наряжают в кружевные интонации, обожают, боготворят. Правда, в трактовке театра ядовитая булгаковская повесть стала более печальной, утончённой и деликатной - в соответствии со стилем «Мастерской». Да и под сенью своего, не булгаковского, времени.

 

Главный герой спектакля, драматург Сергей Максудов, в исполнении Кирилла Пирогова предстаёт нервным и бледным интеллигентом, с чеховской бородкой и усами.

 

...Основной краской литературных кругов в спектакле становится лицемерие, прикрывающее зависть к чужому успеху.

 

Главное начинается, когда Максудов попадает в Независимый театр, чья эмблема - половинка белого коня на белой колонне. Носитель Слова приносит Слово туда, где оно вызывает нешуточную тревогу.

 

Дело не в том, что люди театра странны, загадочны и понять их взаимоотношения трудно. Дело в том, что угас «священный огонь», иссяк источник одушевления этого театра, оставив по себе лишь память о чём-то страшно значительном и важном. Поэтому люди театра нуждаются в драматурге, хватаются за него - он напоминает о главном, побуждает к творчеству. Но это их и пугает, потому что в своём нынешнем состоянии этот театр творить ничего не может. Его люди превратились в психованных кукол.

 

Две ключевые «музы» этого омертвевшего театра - две секретарши его «основоположников», в исполнении двух ведущих актрис «Мастерской». Августа Менажраки (Мадлен Джабраилова) и Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина). Обе дамы, и всклокоченная, в жемчугах, Августа, и более изысканная, с претензиями на стильность, Поликсена, - предельно энергичны. Но их энергия идёт куда-то в неведомую даль, они служат с апостольским усердием чему-то непонятному. Пространство театра занято самосохранением в условиях «шаткого равновесия» - его когда-то сотворили титаны, но отошли от дел. И лишённый творчества театр превратился в паноптикум, музей восковых фигур, смешной санаторий для культурных психов.

 

«Мастерская Фоменко» - возможно, единственный театр в Москве, где царствует вкус. Поэтому в «Театральном романе» нет ни тени грубости, ни следа вульгарной карикатуры. Всё легко, забавно, нежно, «акварельно». Даже символ бездарности - актриса Пряхина - в исполнении Галины Кашковской на свой лад привлекательна и уж во всяком случае сквозь фальшь в ней видна хроническая несчастливость.

 

Ведь разве это в радость людям - превратиться в манекены, потерять творческую душу? Мы бы их и не корили, если бы не отвратительная театральная манера жить вне правды, избегать «честности самоотчёта». Может быть, из-за этого и Независимый театр, как сотни театров, утратил свой «священный огонь»…

 

А бывший титан, Иван Васильевич, вместе с обстановкой дома в «Сивцевом вражке», поднимется из глубин авансцены, чтобы принять злосчастного драматурга. Актёру Максиму Литовченко сделан чёткий портретный грим К. С. Станиславского. Маньяк и причудник, он отгородился от внешнего мира невидимой, но прочнейшей стеной. Как и большинство жителей его театра, Иван Васильевич что-то охраняет в себе непонятное и ради этого изгоняет любые естественные движения души.

 

И в заключительной сцене спектакля, когда драматург читает свою пьесу старейшинам Независимого театра, поставлена эффектная «точка» - персонажи застывают как куклы. Все, кроме живых героев - драматурга Максудова и актёра Бомбардова (обаятельный Никита Тюнин). Живые, споря о театре, хватают кукол за туловища, вертят, уносят.

 

Так бы и следовало поступать, если театр умер. Очищать пространство. Но этого не бывает, и десятки «независимых театров» продолжают свою призрачную кукольную жизнь…

 

Приносить Слово в мёртвый театр - бессмысленный подвиг. Булгаков его совершил, в отличие от своего героя. Не сдался, выдержал пытку до конца. Дерзкий и фантастически упрямый, он всё-таки победил, правда, после смерти.

 

Милый и деликатный Максудов Кирилла Пирогова просто сбежал. Это в бойцовские 20-30-е годы прошлого века ещё можно было совершать подвиги. В наше время от бессмысленного кривляния мёртвых «деятелей культуры» надо просто-напросто бежать. Забиваться в углы и щели. Писать для своего удовольствия. Не вылезать в пошлые лицемерные пространства, какими бы «белыми конями» прошлого они не были увенчаны…

 

Что ж, «Мастерская Фоменко», как говорится, «в своём репертуаре» - приятно, смешно и умно. Первое действие вяловато, второе - летит стрелой…"

 

Забавный, а порой очень смешной спектакль «фоменок» - признание в любви к театру как таковому. И к людям его: да, мы те еще чудаки… Но ведь какие милые! Не правда ли?

Премьера состоялась в Москве 10 апреля 2012 года. Продолжительность: 2 часа 50 минут с 1 антрактом.

 

Памяти великого Мастера посвящается…

22, 23 марта 2013

В.Набоков. «ДАР»


В северной столице московский театр «Мастерская Петра Фоменко» приглашает и на премьерный спектакль «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова в постановке Евгения Каменьковича. Жанр спектакля определён режиссёром как «Эстетическое отношение искусства к действительности в 16 картинах»

 

Спектакль стал одновременно первой премьерой труппы после смерти Петра Наумовича Фоменко и последней, сделанной ещё при его жизни: первые прогоны прошли летом. 

Поставить на сцене калейдоскопичный роман Набокова «ДАР» Петр Фоменко благословил Евгения Каменьковича, сказав просто одну фразу: «Пора». То, что миссия невыполнима, понимали все - от режиссера-постановщика до актеров-стажеров, задействованных в этой работе. Окончательное решение созрело только после необычного хода: возникла идея добавить в роман еще одного персонажа, которого не было у Набокова.


Облачным днём в исходе четвертого часа первого апреля тысяча девятьсот... такого-то года в западной части Берлина начинается действие «Дара». Молодой эмигрант, литератор Фёдор Годунов-Чердынцев переезжает с квартиры на квартиру, сочиняет стихи, задумывает (и не осуществляет) книгу об отце, работает над книгой об Н.Г. Чернышевском, живёт в блаженной нищете и свободе от всех обязательств, ненавидит свою эмиграцию, эту «тяжкую, как головная боль, страну Карманию» - и признаётся в любви русской литературе. Именуя безымянное, записывая, перетасовывая, перемешивая, пропитывая собой окружающих его людей, происходящие с ним события, он заключает Жизнь в слово и претворяет Слово в жизнь.

Работу над последним русским романом Владимира Набокова режиссёр Евгений Каменькович начал в «Мастерской Петра Фоменко» в январе 2012. В спектакле о русской литературе и русской эмиграции, о вечном пути и вечном бездомье (оттого по сцене протянулись лучами рельсы) заняты стажеры первого и второго набора. Роль главного героя, Фёдора Годунова-Чердынцева, исполняет Фёдор Малышев, недавний выпускник ГИТИСа (мастерская Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова) - известный уже зрителям «Мастерской Петра Фоменко» по роли Санина в недавней премьере  театра «Русский человек на rendez-vous» (по повести И.С. Тургенева «Вешние воды»). Его альтер-эго (и авторское, Набоковское, око) - Критика - играет Полина Кутепова.

В спектакле заняты: Фёдор Малышев, Серафима Огарёва,Юрий Буторин, Екатерина Смирнова, Роза Шмуклер, Амбарцум Кабанян, Наджа Мэр, Полина Кутепова, Владимир Свирский, Юрий Титов, Дмитрий Смирнов, Михаил Крылов, Мария Андреева, Мария Козяр, Юлия Степанова.

Премьера состоялась 11 сентября 2012 года. Продолжительность спектакля: 3 часа 45 минут с одним антрактом.

 

И еще о ВОЗДУХЕ: как-то в разговоре с журналистами актер и постановщик спектакля "Театральный роман" (Записки покойника) Кирилл Пирогов упомянул слово ВОЗДУХ применительно к Судьбе своей постановки, высказав надежду на то, чтобы у спектакля была успешной Судьба и был бы..ВОЗДУХ!:-) 

 

В первый день начало гастролей московского театра "МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО" 19 марта в Санкт-Петербурге ВОЗДУХА в спектакле "Театральный роман" (Записки покойника) было столько - сколько мог вместить весь большой зал Театра - фестиваля «Балтийский дом», до отказа набитый зрителями; ВОЗДУХОМ Булгаковой прозы была пропитана вся незамысловатая/традиционная постановка пьесы знаменитого романа; ВОЗДУХ гулял по практически пустой сцене, но это меня, как зрителя не могло расстроить, как если бы спектакль играли на совершенно голой сцене с минимум реквизита - настолько завораживал и ни на секунду не отпускал актерский ансамбль театра, виртуозно ведомый главным героем пьесы Максимовым…. 

 

И, казалось, что в кулисах стоит сам Автор романа, вместе со зрителями хохочет над репликами персонажей, неистово аплодирует в финале спектакля и дымкой тает в Воздухе, унося с собой запах роз, шуршание афиш, звонки мобильных телефонов забывчивых зрителей…И, уходя из зала, меня - накрыло, как в Прошлом возглас: ВОЗДУХ!…

 

Совсем коротко проходят эти гастроли в нашем городе, напоминаю: с 19 по 23 марта 2013 года в Санкт-Петербурге на сцене Театра - фестиваля «Балтийский дом»  - московский театр "МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО". Всем знатокам и любителям театра - СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

 

 

 

 

Источник материалов и фотографий спектаклей: сайт театра "Мастерская П.Фоменко"

Видео с пресс-конференции - Анатолия Оношко

Фотографии с пресс-конференции - Анатолия Оношко и Светланы Холявчук