На «Планетариуме» стоит прекрасная погода…

1 декабря 2016 года в российский прокат выходит фильм Ребекки Злотовски «Планетариум»/Planetarium.

Накануне выхода фильма в прокат 29 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Ленфильм» прошёл пресс-показ фильма «Планетариум»/Planetarium режиссера Ребекки Злотовски. Показ был организован «Киноафишей» совместно с прокатчиком Cinema Prestige.  Перед началом сеанса традиционно о показе и спонсорах рассказал Сергей Владимиров, PR-менеджер портала «Киноафиша.инфо»

Фильм «Планетариум» стал третьим в карьере Ребекки Злотовски. Её первая картина называлась «Прекрасная заноза», и главную роль в ней исполнила Леа Сейду. А за вторую, «Гранд Централ. Любовь на атомы» она получила премию Каннского кинофестиваля. Лента «Планетариум» является продуктом совместного производства Франции и США.

В ней снялись известные актёры из обеих стран: Натали Портман («Леон», «Чёрный лебедь»), активно набирающая обороты Лили-Роуз Мелоди Депп («Йоганутые»): фильм «Плантеариум» станет третьим фильмом с Лили-Роуз Депп, выходящим в прокат в 2016 году, и четвёртым в её актёрской карьере. Кроме того, в фильме снимался любимец женской аудитории Луи Гаррель («Друзья», «Мечтатели»), а также -  Эмманюэль Сэлинджер, Амира Касар, Пьер Сальвадори. Показ был организован «Киноафишей» совместно с прокатчиком Cinema Prestige

Париж, 30-е годы прошлого века. Только прибывшие в сердце Франции сестры Лора (Натали Портман) и Кэти (Лили-Роуз Депп), обладающих, по слухам, сверхъестественными способностями и умеющих общаться с призраками, сразу вливаются в жизнь модной столицы. Они зарабатывают на жизнь спиритическими сеансами: устраивают публичные и частные сеансы, во время которых старшая сестра Лора настраивает зрителей на мистический лад, а младшая, Кейт устанавливает контакт с миром мертвых. Красавицы-сестры во время выступления в Париже встречают достойного почитателя своих талантов французского продюсера Андрэ Корбен, эмигранта-богача с темным прошлым, желающего извлечь для себя выгоду с помощью способностей девушек: он одержим не столько любовью к кинематографу, сколько желанием заснять фантом, который является ему во время сеансов с девушками. Самих Лору и Кейт он селит в своём доме, однако вскоре становится ясно, что Андрэ хранит какой-то секрет. Однако и на профессиональный интерес накладывается настигшая его внезапная страсть к обеим сестрам…Ритм происходящего на экране становится все быстрее: девушки делают карьеру в кино, но с этого момента начинают происходить странные вещи, которые никто из участников не может объяснить ни себе, ни другим.

Детали съемок: картина «Плантеариум» снималась в Париже. Натали Портман и Лили-Роуз Депп играют сестёр: при этом Натали 34 года, а Лили-Роуз 16, т.е. в реальной жизни Портман старше Депп на 18 лет.

Режиссер Ребекка Злотовски о том, как в проекте появилась юная Депп:


«…когда появилась Лили-Роуз Депп... Эта роль была чрезвычайно важной, одной из трех главных. Мне нужна была не просто сестра для Натали Портман, а молодая актриса, способная сыграть состояние транса и общения с фантомами так, чтобы мы в это поверили. И, конечно, было важно, чтоб англоговорящая актриса легко переключалась на французский. Натали прислала мне ее фото, сказав, что удивлена сходством между нею и Лили-Роуз. Мне всё в ней понравилось. Важно было, что Натали ее выбрала и сразу взяла под свое крыло. Они же должны были играть сестер. Хотя Лили-Роуз совсем юная девушка с небольшим опытом, ее имя вызывает интерес и любопытство. В итоге, все сошлось - в фильме получился сбалансированный актерский треугольник. Как вы встретились с Депп? Быстро и просто, «по-французски» - без десятков посредников. Она только что закончила сниматься в одном фильме и жила в Лос-Анджелесе. Мне было важно провести пробы сначала с ней одной, потом вдвоем с Натали, чтобы увидеть, получатся ли из них сестры. Она прошла кастинг, как только вошла в комнату. Мы гуляли с ней, болтали о кино, о ее стремлениях, потом - попробовали несколько сцен, на обоих языках. Лили-Роуз - человек двух культур, двух языков, двух интеллектов, живущий на двух континентах».

Фильм «Планетариум» основан на реальных событиях. В 1930-х крупнейшей французской киностудией Pathé владел румынский еврей Бернард Натан - выдающийся кинематографист, многое сделавший для французского и мирового искусства. К сожалению, Великая депрессия помешала Натану удержать студию на плаву, хотя он прилагал к этому все усилия. Когда компания обанкротилась, бизнесмен был привлечен к суду за мошенничество, и ему среди прочего поставили в вину попытки скрыть еврейское происхождение и выдать себя за чистокровного француза. В итоге Натан попал во французскую тюрьму, откуда его со временем перевели в нацистский Освенцим, где он и погиб. Среди прочего прототип главного героя Бернард Натан примечателен тем, что он финансировал разработки, приведшие к созданию широкоэкранного кино.

Фильм снят на двух языках, что не составило проблемы для Портман и Лили-Роуз Депп. Обе свободно говорят по-английски и по-французски, хотя известно, что для подготовки к роли Натали Портман усиленно изучала французский язык.

НАТАЛИ ПОРТМАН: «Сыграть во французском фильме - чудесный вызов Я давно хотела поработать с Ребеккой. Мы знакомы с ней с того времени, когда она только начинала снимать свой первый фильм. Очень интересно было наблюдать, как она становится режиссером. Два предыдущих фильма Ребекки мне очень понравились. В тот период моей жизнь, когда я имела счастье жить в Париже, Ребекка предложила мне эту невероятную роль в сумасшедшем сценарии. Сыграть во французском фильме. Это был чудесный вызов, и я его с энтузиазмом приняла. На съемочной площадке Ребекка - настоящий лидер команды, все находятся под воздействием ее энергии и видения. Она - сильная личность, и всегда знает, чего хочет. Она стремилась к тому, чтобы мы чувствовали себя единой семьей - а это идеальный вариант в нашей профессии. И очень важный, поскольку французские правила в области кино очень отличаются от американских. Здесь съемочный день почти в два раза короче! Это означало, что у меня шла нормальная семейная жизнь во время съемок, что большая редкость для Штатов. С другой стороны, там, где в Штатах снимается десять дублей, во Франции можно только два! Ребекка была обязана знать точно, чего хочет, чтобы мы могли быстро двигаться вперед. Это правда, что фотографию Лили-Роуз Депп Ребекке выслала я, когда она искала актрису на роль Кейт. Когда я сама увидела ее фото, подумала, что в наше «родство» вполне мож- но поверить. Лили-Роуз очень талантлива, мне особенно нравится, как она играет страх «встречи» с призраками. Готовый фильм произвел на меня сильное впечатление. Эта удивительная, безрассудная идея о том, что мы можем продолжать общение с прошлым, можем разговаривать с мертвыми»…

Фильм Ребекки Злотовски «Планетариум»/Planetarium стилистически выдержан почти идеально: жизнь парижской богемы, их летние путешествия на лазурное побережье, каждодневный праздник жизни и в то же время невыносимая косность нравов и отсутствие, хоть какое-то подобие реального человека - этому веришь с первого кадра. Лили-Роуз Депп чертовски хороша в роли юной нимфетки с бокалом шампанского в руке, а Натали Портман невероятно идут ее красные платья и уложенные локоны, обе целиком и бесповоротно «в своей тарелке», играя в игры парижских буржуа. Иное дело: что скрывается за этой прекрасной «картинкой»? Когда смотришь на происходящее, в голову невольно приходит параллель с фильмом «Неоновым демоном» Николаса Рефна, и понятно, почему: там такие же красивые, такие же пустые «люди-манекены» перемещались в пространстве фильма. Но в фильме режиссера Злотовски сюжет, безусловно, более витиеват, хотя и не приводит зрителя к логическому финалу, вопреки ожиданиям. В картине есть, довольно четко прописанная в начале фильма, но угасающая в конце, линия взгляда на жизнь через объектив «киноглаза»; есть еще одна, довольно бледно прорисованная линия борьбы за выживание в самом эпатажном городе Франции; есть, наконец, идея преодоления тяжести потерь. Но эта самая витиеватость и приводит зрителя в тупик: мы видим героиню Портман, в конце фильма покинутую всеми и снимающуюся в очередной проходной ленте. Она замирает в благостной позе у окна, как будто ждет чего-то свыше, но чего, - мы так и не понимаем.

В конечном итоге получается, что большинство вопросов, которые задает фильм, оказываются без ответов в силу вялой формулировки самых вопросов. То ли это - про любовь к ближнему, то ли - про массовую обсессию кинематографом, то ли - про тщетность всего происходящего, если смотреть на него через призму декаданса, столь привычного в качестве образа мысли и жизни в целом в начале 20 века. Но в единую искусно сплетенную канву эти линии так и не укладываются, хотя с самого начала зритель дает фильму большой шанс. А жаль.


Фильму «Планетариум» толком нечего сказать и о сестрах Барлоу: картина даже не пытается выстроить из их жизни драматичное повествование. Лора снимается в кино и ведет совершенно не увлекательную любовную жизнь, а Кейт молчаливо связывает Андрэ с потусторонним миром и соглашается, чтобы на нее надевали причудливые научные аппараты. Казалось бы, сюжетные линии ленты переполнены потенциальными завихрениями и конфликтами (начиная с того, что Лора играет медиума в кино, хотя талантом медиума наделена Кейт), но с сестрами фактически ничего не происходит! Они просто живут и живут, комфортно и бесконфликтно. При этом, несмотря на обилие в фильме спиритических сеансов, в «Планетариуме» даже не пахнет мистическим хоррором. Контакты с потусторонним миром проходят причудливо, но благостно, без тени ужаса и агрессии.

ЛИЛИ-РОУЗ ДЕПП: «Моя первая настоящая роль. Причины, по которым я захотела сниматься в «Планетариуме», - сценарий, моя встреча с Ребеккой Злотовски и героиня, показавшаяся мне близкой. Мне впервые пришлось читать французский сценарий. Я училась в английской школе, поэтому для меня французская литература как «вторая культура», которая мне очень нравится. Меня соблазнила идея сняться в «очень французском» фильме в сравнении с хорошо известным мне американским кино. Мне хотелось поработать во Франции и начать там с красивого фильма. Когда я прочитала сценарий, поняла, что нашла именно такой. Мы встретились с Ребеккой, выпили кофе и пошли гулять. Ее идеи о проекте и персонаже были абсолютно ясными. Она меня сразу убедила. Образ Кейт тронул меня, поскольку во мне есть многие похожие черты. Во мне тоже есть веселая, солнечная сторона, а есть закрытая, робкая. Я живу в собственном мире. Кейт не совсем земная девушка, иногда кажется, что она парит между жизнью и смертью. Мне очень захотелось сыграть медиума. Я не рациональный человек, и мне нравится мысль о том, что души умерших людей остаются с нами. Работать с Натали и Эммануэлем было настоящим счастьем. У Натали невероятная карьера, я видела большинство ее фильмов. Мне говорили, что между нами есть сходство. Узнав, что именно Натали сказала обо мне Ребекке, я была тронута. Когда сегодня вижу наших героинь на экране, для меня очевидно, что они сестры. На съемках мне понравилось, как Ребекка работает, ее уверенность, перфекционизм, точность. Это парадокс, история в фильме - печальная, а съемки были радостными. Правда, меня очень пугали сцены, где я должна была плакать. Приходилось прикладывать все силы, чтобы войти в эмоциональное состояние героини, ну и немного смотреть на солнце (смеется) - и слезы лились рекой, я остановиться не могла! Мне понравилось это пограничное состояние. Мне не хотелось использовать специальные капли, хотелось почувствовать все внутри. А самый веселый эпизод - ночной снегопад. Эммануэль посадил меня на свои плечи, Натали дала шампанское… Я повредила ногу, но, несмотря на кровь и холод, мне не хотелось, чтобы съемка останавливалась. В конце концов, это моя первая настоящая роль в кино. Я думаю, это большая удача - играть в таком фильме, с Натали и Эммануэлем. И с Ребеккой».

Вплоть до финала ленты вся драма «Планетариума» связана исключительно с Андрэ. Он рискует бизнесом, когда вкладывается в мистическое кино. Он контактирует с членом семьи, чье существование пытается игнорировать (Кейт замечает в фильме, что на контакт идут не те духи, которых мы хотим услышать, а те, кто хочет нам что-то сказать). Он вопреки практическому смыслу настаивает, что в фильме нельзя использовать «потусторонние» спецэффекты, потому что хочет поймать в объектив настоящего призрака… И он ближе к началу Второй мировой войны становится объектом антисемитской травли, хотя в основном, к Андре предъявляют финансовые претензии. Однако лента устроена так, что особенно переживать за Корбена не получается. Фильм снят с точки зрения Лоры Барлоу, для которой продюсер - лишь спонсор, и его проблемы затрагивают ее только потому, что он может перестать ее поддерживать. Но из картины ясно, что Барлоу могут прожить и без Корбена. А раз для героини продюсер не слишком важен, то и публику его переживания затрагивают не так сильно, как они бы затрагивали, если бы Корбен был в центре повествования. Умом за него переживаешь, но сердцем переживать не выходит.

В результате все впечатляющие усилия режиссера Злотовски по воссозданию Франции 1930-х «вылетают в трубу»: фильм «Планетариум» оказывается внешне красивым, но внутренне безвольным, расфокусированным и недраматичным произведением. Оно затрагивает множество тем, но ни одну из них интересно не раскрывает, и оно так невнятно рассказывает историю Корбена-Натана, что не вызывает желания копаться в энциклопедиях и разбираться, что на самом деле случилось с компанией Pathé. «Два часа упущенных возможностей» - вот все, что можно сказать о фильме. Потому что мы и без «Планетариума» в курсе, что Портман лучезарна на экране и что у Джонни Деппа выросла очень привлекательная, очаровательная дочь Лили-Роуз. Официальный сайт фильма http://cinemaprestige.ru/movies/96/ 

В российском прокате фильм «Планетариум»/Planetarium с 1 декабря 2016 года.

 

 

 

 

 

 

Благодарим за материалы  и фотографии: портал «Киноафиша.инфо» и прокатчика Cinema Prestig: http://www.cinemaprestige.ru/, http://www.kinoafisha.info/ 

Фоторепортаж с пресс-показа  смотрите здесь

Видео с пресс-показа  - Наталии Кириловой.