Нуреев. Белый ворон: как это было.

20 апреля 2019 года в российский прокат вышла драма, основанная на реальных событиях «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН».

BBC Films, Hanway Films, Metalwork Pictures, Lonely Dragon представляют фильм «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН» двукратного номинанта премии «Оcкар», прославленного британского актёра театра и кино, кинорежиссёра и продюсера Рэйф Файнса.

Продюсеры: Габриэлла Тана, Рэйф Файнс, Кэролин Маркс-Блэквуд, Эндрю Левитас, Франсуа Ивернель. Исполнительные продюсеры: Роуз Гарнетт, Джо Оппенхаймер, Энн Шиэн, Питер Уотсон, Мэри-Габриэль Стюарт, Лиза Волофски, Лиам Нисон, Стефани Коулман, Аня Рекордати, Уэйн Марк Годфри, Роберт Джонс Сценарист: Дэвид Хэа по мотивам книги Джули Кавана «Рудольф Нуреев: Биография». В ролях: Олег Ивенко, Рэйф Файнс, Адель Экзаркопулос, Чулпан Хаматова, Алексей Морозов, Рафаэль Персонас, Оливье Рабурден, Равшана Куркова, Луис Хофманн, Сергей Полунин, Максимилиан Григорьев, Андрей Ургант, Надежда Маркина, Анна Поликарпова, Небойша Дугалич, Анастасия Меськова и другие. Прокатный рейтинг: 16+

Картина, съёмки которой проходили, в частности, в Санкт-Петербурге и Париже, рассказывает о биографии легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева - от его детских лет в Уфе и до момента гастролей Кировского театра во Франции, когда Нуреев решил просить убежища на Западе.

Почему Рейф Фанс снял фильм о танцовщике Р.Нурееве?


«Поначалу это была просто идея, я не думал всерьез о том, чтобы самому снимать, как режиссер, - объясняет Файнс. - Но эта история очень ярко представлялась мне в виде фильма. Она такая драматичная, такая многогранная. В истории Нуреева есть внутренняя личная динамика, стремление реализовать себя, безжалостность, которая это стремление сопровождает. И все это происходит на фоне идеологического противостояния между Востоком и Западом в разгар Холодной войны».

Габриэлла Тана, которая продюсировала оба актерско-режиссерских проекта Файнса «Кориолан» (2011) и «Невидимая женщина (2013): «Нуреев был одержим танцем и тем, чтобы сделать себя на сцене, как можно более значимым. Он хотел быть таким же пленительным, завораживающим, как балерины. И он создал свой танец, в котором все стало гораздо драматичнее, в котором он находился на сцене не только для того, чтобы служить балерине. В свое время такой же переворот совершил Вацлав Нижинский, но с Нуреевым это стало еще более осознанно. Он хотел быть уверенным, что все смотрят только на него».

О чем же фильм? Сценарист Дэвид Хэа: «Наш фильм о том времени, когда он (Нуреев) только на пути к тому, чтобы стать самым известным танцовщиком в мире. И тут две причины: первая - это его танец, а вторая  -то, что он был первым значимым советским гражданином, который бежал на Запад


Драматичная и многогранная история становления и восхождения на мировую театральную сцену легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева, прославившего отечественную балетную школу на весь мир. Исключительный человек и выдающийся артист, на долю которого выпало немало испытаний, доказал, что целеустремленность, страсть к искусству и стремление к свободе способны изменить судьбу.

Нуреев чувствовал, что мужская роль в классическом балете очень скучна. По традиции, мужчина стоял на сцене и принимал различные героические позы, в то время как вокруг него танцевала, мерцала и сияла эта красивая худенькая балерина. В Нурееве произошло слияние сексуальности и пола. Он, по крайней мере, на мой взгляд, явно бисексуальный танцор. В его танцевальных движениях есть бисексуальный элемент. И есть женственность. В этом нет ничего ни мужского и ни геройского, это гораздо выразительнее и менее деревянно, чем традиционный советский балет».

Достоверность является ключевым моментом в работе Файнса, и он хотел, чтобы в фильме снимались русские танцовщики и актеры, и чтобы они говорили по-русски в кадре.

Вспоминает Дэвид Хэа: «Рэйф Файнс - один из самых любимых западных актеров в России. Когда вы идете с Рэйфом  по улице в Москве или Санкт-Петербурге, это похоже на прогулку со звездой Болливуда в Мумбаи. Русские любят его до безумия. Любят потому, что знают, что он единственный актер такого масштаба в мире, который интересуется Россией. Он говорит по-русски, он действительно искренне любит русское искусство и всегда хочет быть максимально правдивым в фильме…» Сам Рэйф Файнс сыграл роль преподавателя Нуреева в Ленинградской балетной школе (ныне - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), Александра Ивановича Пушкина.

О съмках:


Подготовка главного героя, на роль которого Файнс, после несколько экранных проб выбрал молодого украинского танцора Олега Ивенко - премьера балетной труппы Татарского театра им. Мусы Джалиля: «Подготовительный процесс длился примерно год, - вспоминает Ивенко. - Рэйф учил меня актерскому мастерству. Я продолжал работать у себя в театре, а все уроки делал по «Скайпу». Когда Рэйф приезжал в Россию, мы с ним лично занимались в Петербурге. Помимо этого, я начал заново учить английский язык, ставить английскую речь, русскую речь. Рэйф много читал о Нурееве, рассказывал мне о нем, делился своими мыслями и идеями. Я сам изучал открытые и закрытые записи, читал книги, смотрел видеоматериалы. Впитывал в себя всё, как губка». 

«Первый съемочный день был в Париже, в кафе, - добавляет Ивенко. - И после нее Рэйф мне сказал: «Я очень переживал, но когда увидел, как ты начал что-то делать, я успокоился, волнение ушло». Это самое приятное, что я мог услышать…Конечно, во время съемок мне было нелегко. Но в этом и был кайф, я был в восторге от всего, что происходило. У меня был очень тяжелый график, практически каждый день после съемок я часов в десять вечера ехал заниматься в зал, чтобы правильно показать балетные сцены. А в семь утра нужно было уже вставать на новую съемочную смену. Но благодаря команде, которую я называю dream team, все это было в радость, и я восхищался процессом…Были и курьезные моменты. В последний день съемок в Париже у меня потерялся паспорт. Все в шоке, фильм на грани срыва, шутят: «Тебя Париж не отпускает». Лишь к вечеру паспорт нашелся у одного из ассистентов. Все тогда сильно переволновались».

Локации съёмок:


Изначально создатели фильма надеялись снять все ленинградские сцены в Санкт-Петербурге, но бюджет позволял только неделю съёмок. При содействии российской кинокомпании «Глобус фильм» Натальи Смирновой, авторам фильма «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН» повезло запечатлеть все потрясающие виды Санкт-Петербурга в конце лета 2017 года. Съёмки также прошли в Эрмитаже, включая зал Рембрандта, куда Нуреев приходил, чтобы впитать в себя шедевры этой сокровищницы города. Впервые после «Русского ковчега» (2002) Александра Сокурова руководство музея разрешило съёмочной группе войти в здание. Аналогичный опыт был у авторов фильма и в Лувре в Париже во время съемок сцены, в которой Нуреев увлеченно рассматривает картину Теодора Жерико «Плот «Медузы». В течение шести дней, которые съемочная группа провела во французской столице, ей также удалось запечатлеть витражи часовни Сент-Шапель, интерьеры и экстерьеры театра Опера Гарнье, парижские улицы и залитую лунным светом набережную Сены.

Затем съёмочная группа фильма «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН» переехала  в Сербию, чтобы воссоздать оставшиеся интерьеры в павильонах и местных театрах: в сербских павильонах французский художник-постановщик Энн Сибель воссоздала интерьеры школы Вагановой в Ленинграде, Мариинского театра и аэропорта «Париж-Ле-Бурже». Декорацию аэропорта она называет своей любимой. «Эта декорация не точная копия зала аэропорта. Например, лестницы находятся не на том месте, где они должны быть, - говорит Сибель. - Мы изменили их положение для облегчения действия сцен, чтобы Рэйфу было удобнее снимать». Во время съёмок Энн Сибель тесно сотрудничала с французским художником по костюмам Мадлин Фонтен. В команду художников входила также визажист и парикмахер Лиззи Лоусон Цейс.

Музыка также играла важную роль в передаче различных эпох. «Для ранней эпохи Советского Союза я хотел сделать что-то классическое русское, поэтому черпал идеи из своих знаний о русской культуре, в частности Чайковского», - говорит композитор Илан Эшкери. Для фильма «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН» Эшкери написал всю дополнительную музыку. Включая скрипичные композиции, которые использовались во всех советских сценах. Их исполнила всемирно известная скрипачка Лиза Батиашвили. В ленинградских сценах 1950-х годов было решено вообще  не использовать музыку: «Когда вы пишете музыку для фильма, это действительно важная часть работы, - объясняет Эшкери. - И решить, что в некоторых моментах музыки не будет вовсе, это тоже часть работы. И зачастую понять это сложнее, чем придумать музыку».

Ведущий датский балетмейстер и хореограф Йохан Кобборг присоединился к проекту, чтобы помочь Файнсу в работе над балетными сценами.

Вспоминая Рудольфа Нуреева:


Дэвид Хэа говорит, что сейчас такое поведение, которое позволял себе Нуреев в то время, не вызвало бы одобрения. «Его бы отправили на курсы по управлению гневом! - смеется Хэа. - Но в защиту Нуреева можно сказать, что жестоким он был не только по отношению к другим людям, но и к самому себе.  И нельзя рассказать историю Нуреева, не показав его эгоизм. Он не из тех, от кого ожидают плохого поведения, поэтому, когда он ведет себя грубо, его хамство, действительно, глубоко расстраивает людей».

«Это портрет артиста в молодости со всеми его острыми углами, шероховатостью, одиночеством, творческой фантазией и озорством, - улыбается Файнс. - В нем есть что-то неприятное и жестокое, но это молодость, стремящаяся к самореализации. И я нахожу это очень трогательным».

Всем, кого волнует история балета, кто хотел бы больше узнать и о том, каким была наша страна в «эпоху оттепели», и, главное: с каким трудом приходится молодым «находить свой путь и свою дорогу», - уверена, что этот фильм «НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН» не оставит Вас равнодушным!

 

 

 


Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - пресс-службу прокатчика фильма: http://www.wdsspr.ru/now/00382/