«Отличница лёгкого поведения»

11 ноября 2010 года в наших кинотеатрах: Кинокомпания Screen Gems представляет фильм «Отличница лёгкого поведения», в главной роли — Эмма Стоун.

Тяжело быть серой мышью в американской школе, и Олив Пендергаст (Эмма Стоун) знает об этом не понаслышке. Но её нелёгкой доле может помочь… лёгкое поведение? Нет, ну серьёзно: что остаётся делать, когда лучшая подруга Рианнон (Элисон Мичалка) спрашивает о прошлом уикенде? Рассказать же, по-хорошему, вообще нечего. Как быть, если ты в школе пылинка, полный ноль, девочка без имени? Может, стоит немного приврать, и тогда слава сама тебя найдёт? О, это сладкое слово для каждого подростка — слава

 

 

Но слухи и статусы в социальных сетях нельзя остановить, особенно если историей заинтересовалась Мэриэнн, местная Божена Рынска с евангелистским уклоном. В мгновение ока имя Олив у всех на устах, а её личная жизнь становится предметом разговоров во всех коридорах, твиттерах и прочих фейсбуках. И хотя это не та слава, о которой Олив мечтала всю жизнь, такое внимание к собственной персоне ей нравится — и настолько, что она решает не опровергать порочащие её слухи. Даже наоборот: она решает поддержать их, приняв новую язвительную манеру общения и сменив гардероб на значительно более вызывающий. Да и потом, она-то знает правду, а родители (Стенли Туччи, Патришия Кларксон) доверяют ей во всём и ни в коем случае не осуждают. Ничего ведь страшного, так? Само собой, её любимый учитель английского, мистер Гриффит (Томас Хейден Чёрч), не может стоять в стороне и желает выразить свою озабоченность поведением ученицы. Его жена (Лиза Кудроу), по совместительству заведующая по воспитательной работе в этой же школе, тоже протягивает руку помощи в пределах своей области. Но Олив чувствует себя весьма комфортно в центре внимания, и она даже находит необычный способ использовать свою новую репутацию на пользу другим ученикам, которые тоже страдали от недостатка внимания. В числе таких аутсайдеров — Брэндон (Дэн Берд).

Со временем Олив начинает ассоциировать себя с героиней романа Натаниэля Готорна «Алая буква» — Эстер Прин. Этот роман (повествующий о нравах американских пуритан середины VXII века) они как раз проходят на уроках английского. И в какой-то момент Олив понимает, что более не контролируют все те слухи, которые о ней ходят. Не так-то просто утихомирить бурю. И теперь из-за этих слухов могут пострадать другие люди. Вот тебе, Олив, и лёгкое поведение.

Кинокомпания Screen Gems представляет фильм «Отличница лёгкого поведения», в главной роли — Эмма Стоун. РежиссёрУилл Глак («Зажги этим летом!»), автор сценарияБерт В. Ройал. В фильме также снимались: Пенн Бэджли, Аманда Байнс, Томас Хейден Чёрч, Патришия Кларксон, Кэм Жиганде, Лиза Кудроу, Малкольм МакДауэлл, Элисон Мичалка и Стенли Туччи. Продюсер Зэнн Дивайн («Марди Гра»), оператор-постановщик Майкл Грэйди, художник-постановщик Марсия Хиндс, режиссёр монтажа Сьюзэн Литтенберг, художник по костюмам Мынка Дрэйпер, режиссёр музыкального сопровождения Уэнди Кроули. Хронометраж — 90 минут.

 

 

Листая романы:

Мир фильма родился в голове сценариста Берта Ройала, когда ему пришла идея смешать классический роман и современную обстановку. Ему слово: «Мысль была в том, чтобы взять три классических произведения американской литературы, перенести их мотивы в одну и ту же американскую школу и сделать обстановку более современной» Первой книгой Берт выбрал «Алую букву» Натаниэля Готорна. Это роман об американских нравах середины XVII века, в котором женщина, Эстер Прин, сносит общественное порицание после того, как изменяет мужу. По словам Ройала, «сценарий не задумывался как строгая адаптация книги. Была задача взять за основу главные тематические элементы и построить на них оригинальную историю. Главная тема романа противостояние пуританских нравов и желания быть собой. Олив — человек весьма либеральный, она верит, что люди должны быть честными перед самими собой. Однако, увы, она растёт в обществе, в котором нельзя выходить за рамки нормы. Её задача — встряхнуть окружающих, открыть им глаза. И у неё это получается — хотя и не совсем так, как изначально планировалось».

Сценарий попал в руки продюсеру Зэнн Дивайн, которая на тот момент только вернулась в Лос Анжелес после изнурительных многомесячных съёмок фильма «Марди Гра» и не очень хотела читать новые сценарии. Но неожиданно ей позвонил помощник, который на тот момент прочитал от силы 35 страниц сценария, и уговорил Зэнн срочно начать читать. На следующее утро Зэнн понесла сценарий в офис Screen Gems, чтобы показать его коллегам: «Я прочла сценарий вечером, утром отнесла ребятам, тогда уже они прочитали, и мы тут же его купили. Берт написал чудесный сценарий, очень современный и одновременно основанный на классическом произведении. И он вложил в свой текст гораздо более глубокий смысл, чем кажетя, и к тому же, такой сценарий очень вписывается в современную обстановку. У Берта все мотивы, которые были важны в прошлые века, становятся удивительно звонкими и современными». Как и продюсер Зэнн Дивайн, режиссёр фильма Уилл Глак: «Я обычно сам пишу сценарии к всем фильмам, которые снимаю, и после последнего я для себя решил больше никогда не делать фильмы про американских старшеклассников. Но когда мне принесли этот текст, я увидел, что здесь действие разворачивается не только в школе — здесь оно выходит далеко за её рамки. Это скорее фильм о нравственности, о слухах и о том, как люди ведут себя под пристальным вниманием окружающих. История очень быстро выходит за рамки школы и захватывает весь город. А ещё это очень забавное кино, в котором есть и трогательные, и драматические моменты. Это не просто фильм про старшеклассников». Главное, что вдохновило режиссера: «Интересно было читать сценарий, в котором повествование ведётся от лица девушки. Ведь большинство фильмов о том, какие трудности встают перед парнем на пути к девушке. Этот же наоборот — про девушку, которая не хочет, чтобы кто-то шёл к ней через препятствия, но которая всё же хочет, чтобы у неё кто-то был». 

Следующий аспект: молодежь и секс. Одно дело говорить о сексе, и совсем другое — показывать его на экране. И в случае с этим фильмом Глаку пришлось работать над очень интересной и редкой задачей: сделать фильм с центральной темой секса, но без постельных сцен вообще. Сам Глак признаёт: «В каком-то странном и парадоксальном смысле, это весьма консервативный фильм. Мораль всей басни — нужно ждать, но иногда прежде, чем судьба наградит тебя тем, чего ты ждёшь, нужно будет пойти неожиданной дорогой. Складывается такая интересная ситуация, в которой сексуальность в Америке перешла из того, чем она на самом деле является, в то, что о ней думают другие люди. В этом фильме вообще нет секса, он не про секс; это фильм о том, как люди его воспринимают, что о нём говорят и как человек воспринимает себя в самом центре этого кипучего моря мнений». А вот что говорит о содержательной стороне фильма продюсер Зэнн Дивайн: «Мораль этого фильма, в принципе, такая, какой бы я хотела, чтобы её усвоила моя одиннадцатилетняя дочка. Мораль эта в том, насколько девушка может сама быть во власти собственных решений о том, какой должна быть её личная жизнь. В этом фильме Олив большую часть времени реагирует на то, что о ней думают другие люди, а не на то, что на самом деле происходит в её жизни. И эта мораль вполне укладывается в рамки фильма с рейтингом PG-13 («детям до 13…»), и в конце концов фильм преподносит такой урок, который, я уверена, любой родитель пожелал бы своему ребёнку усвоить».

 

 

Вы готовы, отличницы?

В сознании сценариста Олив — сильный взрывной характер. Она умна, наблюдательна, с чувством юмора, неожиданно сильная, и вместе с тем — трогательно ранимая: «Олив — девушка небывалого ума, но этим своим умом она никого не раздражает. Бывают, знаете, такие умные персонажи, которые всё на свете знают, говорят умные взрослые фразы, и, тем не менее, руки чешутся больно ударить их в лицо. А наша Олив чертовски умна, но сама не знает об этом, а если бы и знала, то это бы её очень смутило. Она пытается познать и понять себя, и это сближает её со зрителем». (режиссер Уилл Глак) «Сыграть Олив хотели все. Мне казалось, что я за время кастингов переслушал всех американских актрис в возрасте от 16 до 28 лет. И как только мы узнали, что Эмма Стоун заинтересовалась фильмом, мы были в восторге. Мы вскоре встретились, и она очень легко записала кинопробы. По задумке, некоторые сцены в фильме снимаются как будто через веб-камеру на компьютере. Поэтому после кинопроб Эмма вернулась домой, включила свою веб-камеру, сняла на неё одну из сцен и отправила мне её по интернету. Я записал пробу на диск и понёс начальникам студии. Говорю: «Вот эта девушка — это то, что нужно». Но и вообще, если подумать, я сразу думал о ней в этой роли».

 

Эмма Стоун: «Я сразу почувствовала связь со своей героиней, она очень похожа на меня. Она, знаете, любит такие пафосные слова, выдаёт неуместные каламбуры, и она, по-хорошему, понимает, что ведёт себя глупо, но эта привычка сильнее её. А я такая же. И вообще меня с ней так много роднит; я чувствую, что мы очень похожи. Но и вообще мне казалось, что кто бы ни играл эту роль, даже если это буду не я, он должен очень породниться с персонажем, быть готовым понять её и проникнуть в её внутренний мир. По-моему, переиграть в этого персонажа очень легко, равно как и неверно интерпретировать её внутреннюю работу, и я, честно говоря, боялась, что на эту роль возьмут не ту актрису, и она может загубить персонаж Олив». Вместе со Стоун в фильме появляются Элисон Мичалка и Аманда Байнс, играющие роли Рианон и Мэриэн. Они признают, что их персонажи значительно отличаются от их привычных ролей, и во многом это и заинтересовало их в этой работе. «Рианнон совершенно чокнутая, — так отзывается о своей героине Элисон Мичалка, — это агрессивная бестия, которая доводит себя до исступления во всём, что делает и думает. У неё нет фильтра, говорит она грязно, напрямую и без задней мысли, что часто обижает и оскорбляет окружающих. Но, тем не менее, она это делает не во вред. К тому же, она лучшая подруга Олив, и, как все лучшие подруги, она помогает ей в трудную минуту и вертит ей в минуты слабости». Работая над «Отличницей лёгкого поведения», Мичалка старалась расширить диапазон ролей и характеров, которых она придерживалась ранее: «Мне нравится, насколько это сильный персонаж. Мы с ней похожи тем, что мы обе — хорошие подруги. Как и она, я очень верна своим друзьям, но мы с ней определённо различаемся как в одежде, так и в манере речи, да и в умении держать себя тоже. Рианон хочет, чтобы на неё обращали внимание; хочет казаться взрослее, — лет на 25, — но она всё ещё подросток.» Аманда Байнз черпала вдохновение для своей фанатической героини Мэриэн из персонажей, очень отличающихся от её привычных ролей: «Я привыкла играть забавных неуклюжих девчонок, а Мэриэн — не такая. Она очень верующая, строгая, всерьёз мнящая себя главной в школе. Можно подумать, что она сеет злость и жестокость или постоянно стремленится осудить кого-либо. Впрочем, сама она свято верит, что поступает по справедливости и правильно». По словам Байнз, её героиню есть за что любить, хотя многие её поступки и вызывают искреннее удивление: «Каждый в жизни встречался с девочкой, играющей строго по правилам. Это такие люди, которые стремятся делать всё как надо, быть лучше остальных и всех обойти в своей правоте. Это нетривиальные персонажи, и моя героиня отчасти именно такая. Её образ очень интересно создавать.»

Помимо привлечения к съёмкам самых востребованных актёров Голливуда, команде фильма удалось включить в состав выдающихся мастеров американской сцены — лауреатов премии «Оскар» и обладателей «Эмми». Актёры «старой гвардии» сыграли роли взрослых, окружающих Олив и её друзей в их непростой тинейджерской жизни. В ролях мистера и миссис Гриффит (учителя английского у Олив и заведующей по воспитательной работе) снялись Томас Хейден Чёрч и Лиза Кудроу. Родителями Олив (Розмари и Диллом) стали Патриша Кларксон и Стэнли Туччи. В роли директора школы встречайте ветерана актёрской группы — Малькольма Макдауэлла, в роли пастора Брайана — постоянный участник легендарного комедийного шоу Saturday Night Live. 

Слово режиссёру: «Нам необычайно повезло с таким звёздным составом. Они  моментально откликнулись на предложения поучаствовать, вне зависимости от того, насколько мала была роль. К тому же, никто из них не выступал в этом фильме в своём обыкновенном амплуа».

 

Слухи и реальность

Съемки «Отличницы легкого поведения» начались 9 июня 2009 года в городе Охай, штат Калифорния. Он расположен к северу от Лос-Анджелеса в небольшойдолине. Много лет спустя этот тихий городок обеспечил для данного фильма нужный образ, который так искал режиссер Глак: «На самом деле я планировал показать жизнь на примере маленького городка....В этом фильме говорится о том, насколько тяжело быть девочкой-старшеклассницей. Если в  старших классах появляются какие-либо проблемы, их уже не избежать. И количество проблем только растет с уменьшением размера городка, в котором эти события происходят. Когда девушка идёт по улице в маленьком городке, проблемы настигают ее и там, вне школы. Она видит и учителя, с которым у нее проблемы, и одноклассников, которые ее унижают… Они все здесь, прямо перед ней. Я хотел найти городок, в котором Олив не потерялась бы. И нам повезло найти место для съемок — городок  Охай. Это было как раз то место, которой я искал, и кроме того, по воле случая, оказалось одним из самых красивых городов в мире». Охай не только предоставил создателем так необходимое ощущение маленького городка, но еще и дал им отличную съемочную площадкуШколу Нордхофф. Для съемочных целей эту школу, в которой снимались эпизоды на внутри территории, чередовали со школой Северного Охая. «Было очень интересно», — рассказывает Глак. «Я ведь родился в Нью-Йорке и всегда предполагал, что сцены в школе должны обязательно иметь эпизоды в длинных коридорах, где происходят основные действия. Но в большинстве школ Калифорнии этих коридоров просто нет. Все двери открыты, все места для собраний находятся на улице. В какой-то момент мне было тяжело к этому привыкнуть, но как только я понял, что именно так и живут в Калифорнии, вся эта атмосфера также включилась в работу. Школьники выходят из одного кабинета и встречаются друг с другом, когда идут на другой урок через территорию школы. Там мы снимали фильм 2,5 недели, и эта территория становится большой частью фильма, так как вся их жизнь днем происходит именно в школе. А уже вечером перемещается в город». Школа не только обеспечила фильм местом для съемок, которое было свободно во время летнх каникул. Она еще и очень помогла с актерами и другими участниками съемок, работа которых была так важна для правильной передачи атмосферы. Кроме этого, многие ученики школы Нордхофф провели летние каникулы, подрабатывая в массовке для фильма. Для ключевой сцены фильма в спортзале, он был заполнен не только благодаря обычным школьникам, но еще и благодаря школьному оркестру, чирлидерами и школьной команде по баскетболу. За один съемочный день в школьном спортзале были сняты 3 разные сцены, чтобы показать различные образы школьного талисмана на протяжении нескольких лет. В первой сцене Пенн Бэджли раскрашен в синий цвет, талисман «Синий дьявол». Затем Бэджли отмыли для следующей сцены, в которой талисмана заменили на более нейтрального сурка из-за давления школьной религиозной общественности. Актера одели в просторный костюм персонажа, после чего он бегал по залу и заводил, подбадривал толпу. В третьей и наиболее перспективной сцене съемочного дня, которая стала ключевым моментом фильма, Олив делает очень важное и неожиданное заявление всем собравшимся. Бэджли был покрыт синей краской и одновременно находился в костюме сурка, тогда как Эмма Стоун исполняла песню и танец перед тем, как обратиться к ученикам.  «На самом деле, быть покрытым краской, которая закупоривает поры и создает чувство клаустрофобии – уже достаточно неприятно. А быть поверх этого всего одетым еще и в костюм сурка…»,- говорит актер. «В сцене я снимался без рубашки, и швы неприятно терлись о кожу. Кроме того, в костюме было очень жарко, а для съемок этой сцены пришлось еще к тому же выключить кондиционер. Я жутко потел, а кроме всего прочего мне надо было несколько дублей бегать вокруг, бросать что-то в толпу, орать и петь, а потом снимать костюм, поднимать Эмму и присоединяться к ней в танце. Это был долгий,тяжелый процесс».


 

Хореограф Дженнифер Хэмилтон сказала, что чтобы на высшем уровне сделать такую сцену, как например сцена в спортзале, необходимо «привнести в нее комедийности, веселья, а также дать всем актерам добавить в нее что-либо лично от себя». Что касается зрительских ожиданий, она сказала следующее: «Я надеюсь, что они искренне поразятся талантами Эммы. Просто потому, что она великолепный танцор и может потрясающе двигаться». Однако проблемы возникли с тем, что выступать ей пришлось перед живой аудиторией. «Ну, я очень смутилась, потому что по ощущениям мне казалось, что я опять в старших классах и танцую в откровенном костюме и в чулках в сеточку на глазах 500 ребят из моей школы», — говорит Стоун. Несмотря на то, что песня, которую надо было исполнять, была записана заранее, Стоун попросила, чтобы из колонок она звучала в исполнении кого-либо другого. «Я конечно не из тех актеров, которые не могут потом пересматривать сцены со своим участием, но в тот момент с учетом всего того, что мне нужно было сделать, мне нужна была хотя бы одна вещь, которая бы не выбивала меня из колеи, и поэтому я попросила, чтобы песня из колонок играла не в моем исполнении. Я бы наверняка не выдержала, если бы еще и мой голос доносился из колонок». Несмотря на такую откровенность сцены с танцем в спортзале, Стоун говорит, что наиболее непростой сценой была другая. Персонаж Стоун соглашается помочь своему непопулярному другу Брендону, и когда они приходят на вечеринку, они закрываются в комнате и изображают, что занимаются сексом, когда остальные подростки подслушивают из-за двери. Пока их не видят (но зная, что их слушают), они прыгают на кровати, издают различные звуки и выкрикивают всяческие непристойности, стуча руками по стенам. «Мне казалось, что на эту сцену было потрачено около миллиона дублей», - вспоминает Стоун. «После пары раз мне становилось плохо, я начинала задыхаться. Впервые с 6 лет у меня начался приступ астмы. Это было на второй день съемок, и в какой-то момент мне привезли баллон с кислородом, поэтому я чувствовала себя по-дурацки. Это в очередной раз показало, в какой плохой форме я находилась. Со всеми прыжками, криками и ударами по стенам, я поранила  себе руки. Они даже распухли к вечеру»...Но - страхи и ссадины прошли, актриса день и ночь зубрила текст:))  

И пока Стоун день и ночь повторяла свои реплики, у режиссёра Уилла Глака тоже находились важные дела: «Мы делали небольшой фильм, но снимали мы его так, чтобы казалось, что он очень большой: у нас было много разных натур, много больших сцен и так далее. И при этом снимать нужно было очень быстро: если обычно фильм снимают по две сцены в день, то мы старались уместить по четыре-пять. Ещё была проблема в том, что в Охае весьма жарко. Пока мы снимали, температура воздуха редко опускалась ниже 38ºC, а в такую жару трудно быть весёлым и жизнерадостным. Был один съёмочный день, когда мы по жаре сменили шесть съёмочных площадок. И если первое время ещё ничего, держишься, то потом жара берёт своё. И при всём при этом посмотрите на экран: актёры работают так, что по ним вообще не заметно, через что они проходят перед камерой». 

 

 

После окончания съёмок все были уверены, что фильм «Отличница лёгкого поведения» будет понят и запомнится как умная, трогательная и весьма забавная картина среди пантеона вневременных комедий. Зэнн Дивайн делится своими соображениями: «Когдя я думаю о классических фильмах про старшеклассников, мне кажется, что в основе их всех лежит какой-то слух, который распространяется и закручивает историю. Это безумие, эта жестокость, это общее состояние несправедливости… Я хочу верить, что наш фильм займёт достойное место среди других культовых комедий нашего времени. Он это точно заслужил.».

 

Благодарю за предоставленные материалы - СПб WDSSPR http://www.wdsspr.ru/soon/00108/