ПИКОВАЯ ДАМА. ЗАЗЕРКАЛЬЕ

С 14 марта 2019 года в российский прокат вышел российский фильм ужасов  «Пиковая Дама. Зазеркалье». 

Режиссер фильмаАлександр Домогаров-мл. Продюсеры: Константин Буслов, Владислав Северцев, Дмитрий Литвинов. Авторы сценария: Мария Огнева. Александр Домогаров-мл. Оператор-постановщик: Алексей Стрелов. Художник-постановщик: Никита Хорьков. В ролях: Ангелина Стречина, Даниил Муравьёв-Изотов, Владислав Коноплёв, Анастасия Талызина,  Владимир Канухин, Алена Швиденкова,  Клаудиа Бочар,  Валерий Панков,  Дарья Белоусова, Дмитрий Куличков. Прокатный рейтинг: 16+ Формат: 2D. Прокатчик - Walt Disney.

Зловещий призрак Пиковой Дамы снова жаждет крови, и на этот раз его жертвами становятся воспитанники школы-интерната, расположенного в старинном особняке, окутанном мрачными слухами. Развлекая друг друга страшилками об убийствах детей, которые совершались в этом доме в позапрошлом столетии, подростки находят в заброшенном крыле здания таинственное зеркало, покрытое загадочными рисунками.

Ради шутки, ученики проводят перед этим зеркалом мистический обряд вызова духа Пиковой Дамы и загадывают самые сокровенные желания, надеясь, что призрак их исполнит. Шутники не подозревают о том, что платой за выполнение каждой прихоти станут их собственные души, - и что Пиковая Дама не успокоится, пока не получит их все.

На съемках:


Ангелина Стречина, сыгравшая в фильме Олю, поначалу хотела отказаться от участия в проекте: 23-летней актрисе показалось, что она будет не убедительна в роли 15-летней школьницы. Однако, решившись все-таки пойти на пробы, актриса заплела на голове несколько косичек, посчитав, что так она будет выглядеть моложе. В таком образе Ангелину и утвердили. На заплетание косичек у гримеров уходило по два часа, а переплетали их раз в три дня.

«Сценарий я читала перед сном и так испугалась, что всю ночь проспала со светом, - вспоминает Ангелина Стречина. - Готовясь к роли, я пересматривала различные фильмы ужасов, наблюдая за игрой артистов, чтобы понять, как развиваются персонажи в этом жанре. Ведь почти весь фильм нужно бояться. Но играть страх полтора часа, и все время бегать с выпученными глазами и открытым ртом, как-то странно. И я хотела понять, как это сделать, чтобы выглядеть естественно». Самой страшной сценой для актрисы стала та, в которой ее героиню топят в купели в виде креста. «Все было продумано, отрепетировано, но когда начинаешь погружаться под воду, да еще почти в темноте, стало невероятно страшно. Это был стресс, -признается Ангелина. - А психологически самой тяжелой сценой оказалась та, где моя героиня просит Пиковую даму не забирать брата. У меня есть брат, и я как представила его на месте Артема, у меня истерика началась. Это было ужасно, меня трясло, я ревела, но в итоге все получилось. Сразу после съемки этого эпизода я побежала звонить родителям и брату».

Исполнитель роли Жени Владимир Канухин говорит, что ему на съемках также приходилось переживать стресс и часто плакать. «Моему герою приходилось дважды отказываться от любимого человека. История Жени отчасти совпала и с моей личной биографией, потому мне было вдвойне тяжелее играть и проживать это заново, - рассказывает Владимир. - Но я рад, что эти сцены были: они помогли мне открыть новые возможности и отпустить прошлое». «Данный проект меня заинтересовал сюжетом. История «Пиковой дамы» знакома многим людям, как лагерная страшилка, легенда. Мне было очень интересно заново погрузиться в детские эмоции. А еще я очень люблю хоррор, он провоцирует меня на яркую эмоциональную отдачу, - продолжает Владимир Канухин. - Режиссер Александр Домогаров-мл. дал мне задание ознакомиться с историей происхождения Пиковой дамы. И я очень внимательно отнесся к этому зданию, так как оно напрямую связано с моим героем. Перерыл множество фольклорных книг и сайтов в поисках нужной информации. Как актер старался глубже погрузиться в тему, чтобы стать не наблюдателем, а участником данной истории».

Алена Швиденкова, сыгравшая в фильме Соню, также является большой поклонницей фильмов ужасов. И именно ее героине пришлось испытать на себе все самое плохое. «Она ест тараканов, опарышей, жует стекло. Это сложно. Но мне об этом было изначально сказано, меня предупреждали, - рассказывает Алена. - Меня очень долго готовили к этому. Но когда видишь этих живых опарышей, которые на твоих руках шевелятся, огромного таракана, который вцепился мне в руку и не отлипает… Это страшно.  Но ты понимаешь, что это твоя профессия, что ты не можешь ударить в грязь лицом перед людьми, которые сейчас стоят перед тобой, и берешь себя в руки, вытираешь слезы, отыгрываешь. И только потом убегаешь в туалет и плачешь».

Владиславу Коноплеву, исполнителю роли Кирилла, слез, наоборот, едва хватило. «Это моя первая большая роль. И я, как не сильно опытный актер, в сцене, где мой герой слезно просит у зеркала Пиковую даму отменить его желание, на общем плане все выплакал по-настоящему, - вспоминает Владислав. - А на крупном плане мне никак не удавалось снова разрыдаться. В конце концов, сколько-то слез мне все-таки удалось из себя выдавить, но это было трудно».

Не просто дались артисту и трюковые сцены, поэтому в особо сложных вместо Владислава снимался дублер. «Но в сцене, где меня тащит назад Пиковая дама, я снимался сам, - продолжает актер. - И меня на тросе, примотанном к ноге, тащили по полу метра четыре. Помню, я переживал, что на гвоздь какой-то напорюсь, но зря: реквизиторы все тщательно подчищали».

Для Анастасии Талызиной, сыгравшей Алису, фильм «Пиковая дама. Зазеркалье» также стал первым большим проектом. «Я очень боюсь смотреть подобные фильмы, и даже сценарий мне было очень страшно читать, - говорит Анастасия. - Но то, как это снимается, вся эта кухня фильмов ужасов оказалась очень любопытной. Например, было очень интересно, когда мне делали грим оторванных губ. Хотя в зеркало я с этим гримом на себя смотреть не могла: до мурашек пробирало. А еще запомнился образ Пиковой дамы, зрелище было такое жуткое, что и играть ничего не надо было».

Роль графини Оболенской и Пиковой Дамы исполнила польская актриса Клаудиа Бочар («Граффити», сериал «Анна-детективъ»). А разработали и изготовили образ Пиковой Дамы на студии Петра Горшенина FXDG. Департамент пластического грима создал маску Пиковой Дамы и кисти рук с дополнительными фалангами и длинными ногтями. Они представляли собой тончайшие перчатки из силикона. Маска Пиковой Дамы - это сложное технологическое устройство с одной стороны и произведение искусства с другой. Она была покрыта тонкой, эластичной, силиконовой кожей, с внутренней портретной поверхностью. В глаза были внедрены светодиоды, чтобы они светились в темноте. Также маска обладала флюоресцирующим свойством.

О местах съемок


Поиск школы-интерната, расположенной в старинном особняке, занял около четырех месяцев. Съемочная группа объездила множество подмосковных усадеб и остановилась в итоге на двух: усадьбе Быково недалеко от города Жуковский и санатории имени Герцена в Одинцовском районе. Усадьба Быково очень подходила по эстетике, недаром там снимался уже не один ужастик. Но так как она находится в полуразрушенном состоянии, восстанавливать ее для съемок было бы очень дорого. Тем не менее, её можно увидеть в картине. «В Быково нашлось потрясающее готическое помещение в весьма неплохом состоянии с удивительными старинными деревянными окнами, и мы просто не могли не взять этот объект, - рассказывает художник-постановщик Никита Хорьков. - Мы закрыли стены панелями, повесили на них картины, витражи. Сделали 20 деревянных столов и скамеек и создали иллюзию, что это столовая школы-пансионата».

Но основным местом съемок стал санаторий имени Герцена. Это действующий центр реабилитации, поэтому все интерьеры там стерильно белые. Однако руководство санатория пошло съемочной группе на встречу и позволило перекрасить огромный холл и лестницу, а некоторые палаты переделать в жилые комнаты учеников школы-пансиона. «Санаторий стал фактически кинопавильоном. Нам разрешили делать с его пространством все, что угодно, - продолжает художник-постановщик Никита Хорьков. - Подчеркивая историческую ценность санатория, мы переклеили обои, перестелили полы, повесили люстры и светильники, подобрали мебель в нужной для фильма палитре». 

Старое заброшенное кладбище нашлось также возле санатория. «Найти реальное кладбище в определенной эстетике очень сложно, - говорит Никита Хорьков. - Поэтому мы его сделали сами на пустыре с остатками какой-то разрушенной постройки недалеко от основного здания центра реабилитации. Поставили среди развалин несколько надгробий и крестов, поработали над ландшафтом, подпили несколько деревьев, подкрасили старые коряги. И выстраивая перспективу из веток сухого упавшего дерева, прибавили таинственности в кадре».

Еще одним непростым натурным объектом стало озеро. Прежде чем подходящий водоем был найден, прошло два месяца и было отсмотрено более 20 озер по всему Подмосковью. В день съемок разразился ливень. Поэтому снимать сцену пришлось в коротких промежутках между дождем.

О компьютерной графике 


Вторая часть съемок прошла в павильонах, где были выстроены декорации коридора школы, тайной комнаты графини с купелью в виде креста и Зазеркалья. Больше всего сложностей возникло с Зазеркальем, потому что по идее режиссера Александра Домогарова-мл. оно должно было быть полузатопленным и с льющейся по стенам водой. Практически все сцены были сняты с настоящей водой, но в некоторых кадрах пришлось прибегнуть к помощи компьютерной графики.

Съемка сцены в начале фильма, где машина падает в реку, заняла 17 часов. В павильоне автомобиль с артистами на кране опускали в черный бассейн. «Этот эпизод снимали в несколько слоев, - рассказывает VFX-продюсер Павел Семерджян. – Первый - интерьер машины с героиней за рулем. Второй слой - траектория падения машины в реку до касания с водой - снимал дрон. А погружение машины в воду - полностью сгенерированная компьютерная графика. То есть это была CG-вода, CG-пузырьки и CG-лучи света, которые сквозь толщу воды дают какую-то игру бликов». «Это был самый технологически сложный шот, потому что он предполагал симуляцию водных масс. А это - один из самых трудоемких процессов в компьютерной графике, - пояснил Павел Семерджян. - Чтобы понять, как преломляется свет в воде, как работает рассеянное освещение и как бликуют пузырьки воды, мы отсмотрели большое количество фотографий и видео подводных съемок».

Эпизод в конце фильма, когда один из героев разбивает зеркало, также снимался с использованием компьютерной графики. «По технике безопасности мы не могли себе позволить разбивать настоящее стекло, и осколки бы летели прямо в актера, - разъяснил VFX-продюсер Павел Семерджян. - Можно было снять CG-осколки, но это было бы дорого. Поэтому мы снимали все в «живую». Разлетающиеся с помощью пиротехнических насадок куски зеркала были сняты отдельными дублями, без артиста в кадре. Затем эти осколки вырезались на компьютерной графике и совмещались с актерским дублем в единое изображение».

О гриме


Столкнуться с осколками пришлось и героине Алены Швиденковой: по сюжету плитка шоколада прямо во время откусывания во рту превращалась в куски зеркала. Студия пластического грима FXDG изготовила искусственные зеркальные плитки, которые можно кусать и разжевывать прямо в кадре. Не обошлось и без специальной искусственной крови, которая вытекала изо рта актрисы во время этой сцены.

Чтобы показать страшные лицевые увечья героини Анастасии Талызиной с помощью пластического грима и стоматологических технологий в студии FXDG изготовили силиконовые детали и специальные капы с искусственными зубами на несколько съемочных дней. Основной сложностью было «спрятать» реальные зубы и губы актрисы под накладными деталями таким образом, чтобы не было видно увеличения объема в области рта.

Непростая работа была также с изготовлением портретного муляжа персонажа Владислава Коноплева. С актера снимался слепок с головы и туловища, затем, полученный в пластилине объект изменялся с помощью скульптурных работ, открывались глаза и рот, изменялось выражение лица. Следующим этапом была повторная формовка скульптурного объекта, и уже в этих формах изготавливался финальный, силиконовый, портретный муляж.

«Художественное оформление - это не менее трудоемкая работа, - рассказал Петр Горшенин. - Необходимо вживить волосяной покров в голову, брови, реснички по одному волосику. Затем расписать специальными, не смываемыми силиконовым красками всю поверхность кожи. Сделать мутные глаза, ведь этот персонаж, по сюжету утопленник». «Сложность была в том, чтобы найти ту степень условности, которая будет воспринимаема зрителем, - продолжает Петр Горшенин. - Если пойти по пути правдивости с точки зрения криминалистики, то после нахождения под водой целую неделю он будет «раздут» до неузнаваемости. Поэтому было принято решение сделать изменения до такой степени, которая позволит зрителю узнать персонаж».

О самом страшном


«Я верила в легенду о Пиковой Даме, но никогда не вызывала ее. Я вообще никого никогда не вызывала, потому что мне было безумно страшно»,- признается Ангелина Стречина.


«В детстве, в лагере мы с друзьями вызывали ее в надежде, что она исполнит наши желания. Одновременно и ждали, и боялись встречи с ней, - признается Владимир Канухин. – Но, видимо, всему свое время - «встретил» я ее годы спустя. Будьте аккуратны со своими желаниями! Пиковая дама где-то рядом и все слышит...»

Для любителей хоррора: с 14 марта 2019 года в российских кинотеатрах - фильм ужасов  «ПИКОВАЯ ДАМА. ЗАЗЕРКАЛЬЕ». 

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - прокатчика фильма: http://wdsspr.ru/