Посвящение А.Володину. Фестиваль "5 вечеров"

Седьмой Всероссийский театральный фестиваль “Пять вечеров” имени известного драматурга Александра Володина (1919-2001) состоится в Санкт- Петербурге с 5 по 10 февраля. В этом году праздник пройдет под девизом "Володин и володинское".

 

5 февраля 2011 года в Санкт-Петербурге начнет работу VII Всероссийский театральный фестиваль имени А.М. Володина “Пять вечеров”. Он был основан в 2004 году под знаком памяти о замечательном драматурге. За шесть сезонов предъявил зрителям лучшие современные постановки володинских пьес и занял особое место в фестивальном пространстве России

 

"Хотя у Александра Моисеевича нет прямых продолжателей, но есть "володинские мотивы", получившие продолжение в современной драматургии. Это определенное отношение к человеку, это нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, порядочности, справедливости, свободе личности. Спектакли по таким пьесам будут показаны у нас наряду с постановками произведений самого Володина", - рассказала арт-директор фестиваля, театральный критик Марина Дмитревская, автор-составитель двух сборников "О Володине. Первые воспоминания".

 

Давайте и мы вспомним о драматурге, поэте, писателе , сценаристе Александре Володине:

Русский советский драматург, поэт, прозаик, сценарист А.М. Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Свое детство и отрочество в трудные 1920-е годы Володин позднее называл ослепительно мрачными. После окончания школы и краткосрочных педагогических курсов он пошел работать учителем в сельскую школу. С детства писал стихи

 

Незадолго до начала войны, в 1939 году, Володина забрали в армию. Вот как он вспоминал о начале войны и своем юношеском восприятии ее: "Война! Это значит - конец казарме, заграничные страны, и после победы - домой! Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у ворот и дверей, глядя нам вслед, плакали". В его военных стихах есть такие строки:

В траншейных профилях земли
Мы пели. А над нами пели
снаряды. Плакали, скрипели
И подпевали, как могли.


В годы Отечественной войны он был связистом, сапером, участвовал в боях на Западном и Белорусском фронтах. Столкнувшись с тяготами военного времени, оказавшись на волосок от смерти, пережив ранение, контузию и госпиталь, восприятие войны изменилось. Как вспоминал А.Володин, "для меня годы, когда обо всем еще только мечталось, сменились годами, когда многое стало уже невозможно". После ранения Александр был демобилизован, уехал в Москву и поступил на сценарный факультет ВГИКа.

В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм". Именно в Ленинграде Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько рассказов. В 1954 году вышла его первая книга - "Рассказы", обозначившая интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Первая же пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом. Эта пьеса, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе "оттепели" с рутиной, бюрократизмом и догматизмом, за год сделала его одним из самых популярных драматургов, принесла Володину широкую известность, долгие годы не сходила с советской сцены.

Через три года появляется пьеса "Пять вечеров" (1959), затем - "В гостях и дома" (1960), "Моя старшая сестра" (1961), "Идеалистка" (1962). Через двадцать лет, в 1979 году, пьеса "Пять вечеров" была экранизирована Н.Михалковым и по-прежнему имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы. Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра "Современник". Пьеса "Назначение" (1964) была поставлена О.Ефремовым, став "гвоздем" сезона. 

В середине 1960-х годов А.М. Володин начал сотрудничество с кинематографом. В 1965 году по его сценарию на киностудии "Мосфильм" был снят фильм "Звонят, откройте дверь!" (режиссер А.Митта), а в 1966 году - "Похождения зубного врача" (режиссер Э.Климов). Дебют в кино оказался удачным, оба фильма популярны и сегодня. Кинолента А.Митты получила в 1966 году Гран-при "Золотой лев св. Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. А вот фильму Элема Климова не слишком повезло, его долго не выпускали на экраны, в широкий прокат фильм вышел лишь в конце 1980-х годов.

В 1967 году по пьесе А.М. Володина режиссером Георгием Натансоном был снят фильм "Старшая сестра", ставший одним из самых любимых. Популярности фильма способствовал и замечательный актерский состав - Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Жаров, Леонид Куравлев, Инна Чурикова. Следующей киноработой стал сценарий к мелодраме "Загадочный индус". Этот фильм о добром, отзывчивом актере цирка, Викторе Михайловиче Кукушкине, снятый режиссером Петром Тодоровским в творческой мастерской Григория Чухрая, вышел в 1968 году под названием "Фокусник". 

В том же 1968 году Александр Володин по собственному сценарию поставил фильм "Происшествие, которого никто не заметил". Эта трогательная и поучительная история скромной и не очень красивой продавщицы овощного магазина также полюбилась кинозрителям. В фильме, снятом на киностудии "Ленфильм", сыграли Жанна Прохоренко, Вера Титова, Евгений Лебедев, Виталий Соломин, Павел Луспекаев и другие известные актеры. Рисуя людей "незаметных" профессий, Володин выступал против рутины, догматизма, обывательской психологии - за право человека на утверждение своего назначения в жизни.

В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982). Все, кто любит театр, восхищались его великолепными пьесами. Говорили, что если бы Чехов жил в наше время, он удостоил бы пьесы Володина похвалы. Театроведы утверждали: "володинский театр" определил репертуарную эпоху десятилетий. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других. Работа Володина постоянно вызывала критику советских номенклатурных критиков и драматургов. Некоторые его пьесы подверглись критике в печати за элементы дегероизации действительности.

 

Поклонники таланта драматурга заговорили о "кинематографе Володина". Он никогда не поселял своих персонажей в комфортабельные условия, не награждал их житейской удачей, но неизменно раскрывал человеческое в каждом из них. Многие фильмы, поставленные ведущими отечественными режиссерами по его пьесам, вошли в "золотой фонд" российского кино и были отмечены на международных кинофестивалях.

Еще в 1960-е годы Володин написал две книги воспоминаний - "Для театра и кино" и "Оптимистические записки" (обе 1967). В 1990-е годы он продолжил выпуск мемуаров публикацией книг "Записки нетрезвого человека" (1991), "Одноместный трамвай" (Записки несерьезного человека) (1990), "Монологи. Пять вечеров"; а в 1993 году издал книгу публицистики "Так неспокойно на душе" (Записки с отступлениями). В воспоминаниях, обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту...

Знаменитый драматург, Володин был менее известен как поэт, хотя стихи писал с детства. Уже в последние годы своей жизни он говорил: "Я снова сочиняю стихи и не в силах остановиться". Вот несколько строк из его последних стихотворений:
Будущего громы и тревоги, 
будущего горные дороги, 

будущего краткие веленья - 
наши первые стихотворенья.
Неба не достигшие молитвы, 
славой не увенчанные битвы, 
тайные обиды и грехи - 
поздние, ненужные стихи..

 

Александр Володин - лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1996), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999), премии "Триумф" (1999). Лауреат литературной премии "Северная Пальмира" (1996). Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалями.

Никогда не толпился в толпе.
Там толпа, тут я сам по себе.
В одиночестве поседев, по отдельной бреду тропе.
Боковая моя тропа, индивидуализма топь.
Где ж толпа моя?
А толпа заблудилась средь прочих толп. 

*  *  *

Судьба
Рассеянно меня топтала,
без злости, просто между делом.
Рукой махнула, перестала,
а растоптать и не успела.

Потом слегка посовестилась
и вяло оказала милость:
подкинула с небесной кручи
удачи и благополучья.
А под конец, зевнув устало,
вдруг закруглилась, как сумела,—
несчастьями не доконала,
счастливым сделать не успела

*  *  *

Для спора с морем бед и тягот
мой способ прост, как дважды два.
Когда, как все, под землю лягу
и сверху вырастет трава

*  *  *

На людях — мордой об стол, то есть
покрыт позором и стыдом!

Когда навеки успокоюсь,
я вспомню что-нибудь о том?

Вот этой мудрости учусь:
я буду помнить эту чушь?
Когда отсюда я уйду,
я вспомню эту ерунду? 

 

*  *  *

А легко ль переносить,
сдерживать себя, крепиться,
постепенно научиться
в непроглядном рабстве жить?

И навеки кротким стать,
чтоб не выйти из терпенья,
угасая постепенно,
и смиряться и прощать?
Мол, дотерпим до зимы...
Проползли ее метели.
Так до лета неужели
как-то не дотерпим мы?
А потом до той зимы...
А случится, и до лета,
ну, случится, до тюрьмы
(где-то в смысле шутки это).
И не то перетерпели!
Ведь не мы одни.  Теперь
терпят все — и те и эти,
но доколе так терпеть и
сколько можно так терпеть!
Мол, дотерпим до зимы...
Проползли ее метели.
Так до лета неужели
как-то не дотерпим мы?.. 

Надо следить за своим лицом,
чтоб никто не застал врасплох,
чтоб не понял никто, как плох,
чтоб никто не узнал о том.
Стыдно с таким лицом весной.
Грешно, когда небеса сини,
белые ночи стоят стеной —
белые ночи, черные дни.
Скошенное (виноват!),
мрачное (не уследил!),
я бы другое взял напрокат,
я не снимая его б носил,
я никогда не смотрел бы вниз,
скинул бы переживаний груз.
Вы оптимисты?  И я оптимист.
Вы веселитесь?  И я веселюсь.  

*  *  *

Нашел никем не занятое место.
Стоять на нем назначила судьба.
О вашей жизни долетают вести.
Забавные, летят ко мне сюда.

Телеанкеты и телевопросы.
Попробуй-ка, найди на них ответ!
Вот:  «Что такое счастье?»
Все непросто.
«Ты счастлив?»
«Да.»
«А если честно?»
«Нет.»

 

Его называли последним гением ушедшего века. Самый значительный драматург России был тихим, крошечным, почти прозрачным человеком, жил где-то на окраине жизни, там писал книги, там и погас... "Я так люблю простых людей. Мне с ними легко. Я всегда себя чувствую человеком из очереди, одним из тысяч и тысяч. Этому меня научила война", - говорил Александр Моисеевич. Еще в военные годы, в результате контузии у Володина был поврежден слух. С течением времени эта беда прогрессировала. Он слышал плохо, но избегал носить слуховой аппарат - ему казалось, что этим он смущает собеседников. Драматург Александр Володин скончался в петербургской больнице ночью 17 декабря 2001 года, на 83-м году жизни. Его похоронили на Комаровском кладбище под Петербургом.

После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени Александра Володина. Лауреатами этой премии были художественные руководители БДТ и МХТ им. Чехова Кирилл Лавров и Олег Табаков, поэт и музыкант Александр Дольский и писатель Илья Штемлер. Такая же премия была вручена грузинскому художнику, литератору и режиссеру Резо Габриадзе - участнику Всероссийского театрального фестиваля "Пять вечеров" имени А.Володина в Санкт-Петербурге. 

Имя петербургского поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто любит кино и театр. Любимые кинофильмы, знаменитые спектакли еще товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его сценариям и пьесам, всегда запоминались своей уникальной интонацией, негромким, совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, о чем мы сами и не догадывались, мимо чего мы проходим не замечая. Пьесы Володина не устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный, способный к сопереживанию. Человек, уважающий свои права, но не забывающий и о своих обязанностях, сверяющий их с нравственными императивами. 

 

"Я уходящий объект, как снег в марте. Того и глядишь, растаю. Как хорошо однажды понять, что ты человек прошлого. Знакомые думают, что они знают тебя, а на самом деле они помнят тебя". Александр Володин

 

 

Простите, простите, простите меня! 
И я вас прощаю, и я вас прощаю. 
Я зла не держу, это вам обещаю. 
Но только вы тоже простите меня! 

Забудьте, забудьте, забудьте меня! 
И я вас забуду, и я вас забуду. 
Я вам обещаю:  вас помнить не буду. 
Но только вы тоже забудьте меня! 

Как будто мы жители разных планет. 
На вашей планете я не проживаю. 
Я вас уважаю, я вас уважаю,

Но я на другой проживаю.  Привет! 

 

Своей миссией театральный фестиваль "5 вечеров" считает поиск новых имен драматургов. С этой целью устраиваются "первые читки" с приглашением авторов и актеров. Так, на прошлом фестивале была прочитана пьеса московского драматурга Михаила Дурненкова "/Самый/ легкий способ бросить курить". Недавно она обрела сценическое воплощение в Театре на Литейном, который покажет на фестивале эту работу. Еще одна примета предстоящих "Пяти вечеров" - активное участие молодежи, которая была привлечена к формированию фестивальной афиши.

 

Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей, которые жили в эпоху Володина, и молодых, открывающих для себя это время не как экзотическое “ретро”, а как составную часть собственной биографии. Афиша VII Фестиваля “Пять вечеров” продолжает традицию, заложенную на II форуме. Тогда программа носила подзаголовок “Володин и володинское”. Что такое “володинское”? Это определенное настроение, отношение к человеку, нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, порядочности, справедливости, свободе личности. В программе VII фестиваля: “Блондинка” (петербургский Центр “МИГ”) и “Фабричная девчонка” (театр из города Черемхово Иркутской области) А.Володина, “Старший сын” А.Вампилова (петербургский Театр “Мастерская”), “Печальная история одной пары” (пластический спектакль Центра имени Вс.Мейерхольда), “Почти взаправду” Т.Теллегена (РАМТ), “Ежик и Медвежонок. Диалоги” (Центр имени Вс.Мейерхольда), “Река” А.Паперного (московский Театр “Мастерская), “Видимая сторона жизни” (Театр “На Спасской”, г. Киров). Володин не считал себя поэтом, но поэтом был. Что такое поэт сегодня? Этому будет посвящен вечер гостя фестиваля Веры Полозковой. Как всегда, в программе фестиваля не только спектакли, но и их обсуждения, выпуск студенческой газеты “Проба пера”, конференция молодых режиссеров “Володин и современный театр”, читки новых пьес. В дни фестиваля Театр “На Литейном” сыграет премьеру спектакля “Самый легкий способ бросить курить” по пьесе Михаила Дурненкова, впервые прочитанной на VI Володинском фестивале. Есть и новое  - квартирники. После спектаклей театральные Мастерские Вениамина Фильштинского, Григория Козлова, Руслана Кудашова и Олега Кудряшова будут собирать гостей фестиваля в своих аудиториях. Программу фестиваля формировали молодые театроведы, это их взгляд на вариации “володинского”. Как всегда, на фестивале будет стоять дверь в квартиру 28 по Б. Пушкарской, дверь в жизнь и творчество Александра Моисеевича, будет работать буфет с “советскими ценами”, похожий на ту рюмочную, которую знал и описывал Володин. 10 февраля, в день рождения драматурга и день закрытия фестиваля, состоится поездка на кладбище в Комарово, на могилу Александра Володина...

 

когда, простившись с белым светом,
мой дух покинет шарик сей,
не то что этой, вообще-то
как не бывало жизни всей! 

 

автор - Наталия Кирилова

использованы фотографии и видео-доступные в сети интернет

стихи- Александра Володина