Приглашаю в СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ!

Мало вероятно, что есть еще те, кто не знает, что такое СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ:))) "Ты есть ВКонтакте, или в Фейсбуке?", - спрашиваем мы друг у друга при встрече, когда долго не видели друг друга. А как это все начиналось, все эти социальные сети, Вы знаете?:)

 

В каждом поколении найдутся гении, которые пытаются изменить мир. И каждый раз изменение мира влечет за собой определенные неизбежные потери, связанные с борьбой за первенство. В фильме СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ режиссер Дэвид Финчер и сценарист Аарон Соркин изучают период рождения самого революционного феномена современности – сайта Facebook, и конфликт между несколькими подростками, каждый из которых считает, что именно он был первооткрывателем. 

 

В центре образовавшегося хаоса оказываются Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) − многообещающий студент Гарварда, который открывает сайт, способный в одночасье изменить социальную структуру общества; Эдуардо Северин (Эндрю Гарфилд), который когда-то был лучшим другом Цукерберга и вкладывал деньги в их дело; один из основателей портала Napster Шон Паркер (Джастин Тимберлейк), который вывел Facebook на инвестиционных воротил Кремниевой Долины; и близнецы Уинклвосс (Арми Хаммер и Джош Пенс) − студенты Гарварда, утверждающие, что Цукерберг украл их идею и предъявившие ему судебный иск по этому поводу.

 

 

Повествование ведется от имени каждого из героев, у каждого – своя версия истории появления Facebook. И....Однажды ночью в октябре 2003 года поссорившийся со своей подружкой и изрядно принявший на грудь Марк пробирается в компьютерный зал университета и создает сайт с базой данных всех представительниц слабого пола в кампусе. Он компонует фотографии попарно и предлагает посетителям выбрать, кто из девушек «круче». Сайт получает название Facemash и сразу же приобретает завидную популярность: Марка обвиняют во всех смертных грехах, включая создание сайта, несанкционированное вторжение на территорию университета во внеурочное время, нарушение закона об авторских правах и нарушение закона о частной жизни. Именно в этот момент у юноши рождается мысль открыть сайт Facebook. Вскоре Марк открывает сайт thefacebook.com, который кочует с одного монитора Гарварда на соседний, из старейших университетов Новой Англии в Кремниевую Долину, а затем распространяется по всему миру со скоростью лесного пожара.

 

Columbia Pictures в содружестве с Relativity Media представляют фильм производства Скотта Рудина, Майкла Де Луки и Trigger Street СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ. Режиссер: Дэвид Финчер. Сценарист: Аарон Соркин. По сюжету книги The Accidental Billionaires Бена Мезрича. Продюсеры: Скотт Рудин, Дэна Брунетти, Майкл Де Лука и Чен Чаффин. Исполнительный продюсер: Кэвин Спейси. Оператор: Джефф Кроненвет, ASC. Художник-постановщик: Дональд Грэхем Барт. Монтажеры: Ангус Уолл, ACE и Кирк Бакстер. Костюмер: Жаклин Уэст. Композиторы: Трент Резнор и Аттикус Росс.

 

Фильм СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ выходит с рейтингом MPAA PG-13 (детям до 13 лет – только в сопровождении родителей) за сцены сексуального характера, употребление героями наркотиков и алкоголя, а также за нецензурный язык. Картина выходит в российский прокат 28 октября 2010 года.

 

Фильм, основанный на книге и реальных событиях, которые мы видим и сейчас, соответственно, все это- диктовали и сценаристу,  и режиссеру, да и всей команде создателей картины внимательного и тщательного изучения всей "истории" создания социальной сейти фейсбук. 

История портала Facebook началась в феврале 2004 года. Тогда у социальной сферы повседневной жизни появился конкурент в виде сайта thefacebook.com. Сайт запустил программист Гарвардского университета Цукерберг, всего 19 лет от роду. Только за первый месяц на сайте зарегистрировалось половина студентов Гарварда, а к декабрю 2005 года аудитория сайта насчитывала 5,5 миллионов студентов, которые публиковали на своих страничках самые сокровенные данные о себе − начиная с любимых песен вплоть до того, с кем кто переспал. Информация была доступна для всех и каждого. Facebook кочевал из одной школы в другую и вскоре распространился по всему миру, став одной из самых популярных публичных площадок в Интернете – огромная база данных людей, связанных определенными отношениями и интересами. Численность аудитории выросла до 500 миллионов пользователей (если бы Facebook был страной, то уже сейчас численность его населения в 1,5 раза превышало бы население Соединенных Штатов, а сама страна стала бы третьей в списке крупнейших государств мира). Всего за шесть лет Facebook стал мощным культурным оружием, новым механизмом для установления дружеских отношений, имеющим большое влияние на новое поколение, которое придерживалось мягко говоря странных принципов приватности. Facebook открыл новый мир для on-line юзеров, в котором каждый знал чем занимается его собеседник, в котором каждый открывал себя для публичного изучения, в котором многие черпали силы для того, чтобы прожить еще один день. Как и многие другие революционные технологии, Facebook восхваляли и поносили за то воздействие, которое сайт оказывал на молодежь. Портал рос, как на дрожжах. Коммерческий потенциал компании (несмотря на то, что он нигде не объявлялся в открытую) оценивался в 25 млрд. долларов. Некоторые воротилы с Уолл Стрит считали, что и эта сумма весьма занижена. По мере роста компании, многие пытались столкнуть лбами ее основателей, вызвав конфликт интересов. Ранние этапы существования Facebook были отмечены серией сражений за право первенства и обладания порталом. Группа бывших сокурсников Цукерберга по Гарварду, включая братьев Уинклвосс, считали, что Марк грубо воспользовался чужой идеей открыть социальную сеть. А бывший деловой партнер Цукерберга и совладелец Facebook Эдуардо Северин утверждал, что Марк попросту выбросил его из проекта, после того, как Эдуардо финансировал создание портала на начальных этапах.

Чтобы узнать об этих фактах (и о причине популярности Facebook) побольше, Соркин открыл свой собственный сайт, предлагая зарегистрироваться посетителям, и собрал более 10 000 посетителей. Он внимательно изучил рабочие заготовки Бена Мезрича (сама книга писалась параллельно со сценарием, и автор не закончил ее, пока Соркин практически не завершил сценарий). Проведя собственное расследование сценарист просмотрел множество юридических документов и поговорил со множеством людей, отображенных в фильме (хотя по тем или иным причинам некоторые из опрашиваемых не попали в картину). Таким образом, Соркин получил исчерпывающую картину того, как зарождался Facebook. Все источники, собранные воедино, образовали структурный костяк сценария. Соркину не удалось связаться с самим Цукербергом (что, впрочем, его не удивило), зато он смог проштудировать массу репортажей и юридической документации, чтобы определиться со своим отношением к главному герою. «Сообщество Facebook очень яро защищало Марка, и на то есть веские причины, − считает Соркин. − Я уверен, что это сообщество предпочло бы, чтобы мы рассказывали историю вообще только с точки зрения Марка. Но это уже бы не было кино, которое мы планировали снять».

«Вопросы, поднимаемые фильмом, стары как мир: верность, дружба, власть, деньги, зависть, социальный статус, ревность, − объясняет Соркин. − Если бы Эсхил дожил до наших дней, он бы обязательно написал такую историю. Или Шекспир, или Пэдди Чаевский. На мое счастье, ни один из них не дожил до наших дней. Так что за эту историю взялся я». Кроме того, без сомнения, сценарист Соркин был заинтригован возможностью изучить изнутри такие понятия, как «дружба» и «соперничество», социальные маневры юных бунтарей, которые появляются во все времена, изобретая то, что должно в корне изменить повседневную жизнь. Такими изобретениями становились радио, телефон, автомобиль, телевидение, компьютер. Сегодня – социальная сеть.

Чем больше Соркин узнавал о происхождении портала Facebook (по поводу которого по сей день ведутся жаркие споры), тем больше поражался сущностью сайта. Facebook представлялся фотографическим изображением с крупным планом четко определенного временного интервала в истории Америки, и, как ярко выраженных краеугольных камней этого времени – таких человеческих факторов, как гениальность, власть и опустошенность. А поскольку главные герои истории оказываются технологически подкованными и с головой погруженными в цифровую жизнь, в видении Соркина они приобретают и другие качества – нагловатость, злобу и вечный эмоциональный голод.

«Мне кажется, что в фильме существует некая конструкция, позволяющая взглянуть на Марка Цукерберга под разными углами, − говорит Соркин. − Зритель поймет, как он добился успеха, но точка зрения может меняться, в зависимости от того, с кем зритель будет олицетворять себя в этой истории. Марк постоянно мечется между силой и слабостью, страхом и мужеством, практичностью и интуицией. Фильм будет динамично следовать за героем».

«Марк, на самом деле, антигерой, героем он становится только в конце фильма, поскольку вынужден платить по счетам, − продолжает сценарист. − Он – прирожденный хакер, а хакеры по природе своей анархисты. Он готов передразнить толпу и порвать любого, кто встанет у него на пути. Против кого выступает Марк? Против людей, которые так или иначе портят его существование. Эгоизм Марка превращается в гнев, очень опасный гнев. Но именно гнев становится для него своеобразным высокооктановым топливом, именно он стимулирует появление спасительной идеи, и мир вновь обретает смысл. Однако последнее желание Марка – и в этом состоит ключевая идея фильма – «уничтожить» Facebook, обезличить сайт, сделать его коммерческим и отойти от идеи бунтарства. В этом и состоит сюжет – путешествие от хакера до директора. История вполне подошла бы под повествовательный стиль Горацио Алгера. Но по нашей версии одинокий парнишка в сжатые сроки превращается в очень влиятельную фигуру современного мира».

«Тот факт, что страдающий от социальной дезориентации человек способен хотя бы представить такую взаимосвязь, понять, что движет людьми в тех или иных ситуациях, осознать, что людям не требуется находиться в одной и той же комнате, чтобы спокойно беседовать – просто не укладывается в голове, − поражается Соркин. − Большой драматизм кроется еще и в том, что Марк выступил не только создателем сайта, но и сам пытался его уничтожить. Это фантастическая тема для сюжета, поскольку большинство величайших творцов становились в той или иной степени разрушителями. Тому существует масса примеров, и многие из них передают то, что люди называют «американским характером». Марк похож на современное перевоплощение героя Фицжеральда или Драйзера. Где еще я найду возможность поработать с таким персонажем?» Для Соркина вступительная сцена фильма стала ключевой для формирования общего настроения картины. «Главные герои сцены − парень и девушка, сидящие в баре, − рассказывает сценарист. Никаких спецэффектов, только двое − Марк и его девушка. Она заявляет, что они расстаются, и на этом сцена заканчивается. Он возвращается к себе в общежитие, напивается, садится за компьютер и создает сайт Facemash. Портал тут же становится популярным… И тут развитие событий притормаживает, и мы впервые слышим голос Марка: «Все было не так». В этот самый момент зритель получает общее представление о том, каким будет весь фильм».

Один из героев фильма говорит Цукербергу: «Интернет пишется не карандашом, Марк. Он пишется чернилами». «Суждения превращаются в истину с легкостью и непринужденностью, − продолжает Соркин. − В начале фильма Марк пользуется этим спорным достоинством Интернета, чтобы создать сайт Facemash, который предварял Facebook. Facemash изначально планировалось сделать порталом, на котором можно было оценить дамские фото. В итоге сам создатель становится жертвой своего же детища».

«Я буду рад, если люди захотят обсудить фильм после просмотра, − резюмирует сценарист. В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ мы взяли несколько фактов и показали их так правдиво, как только смогли. Хотя на самом деле, вы показали три различные ипостаси правды. Если рассматривать факты, как две точки, которые вам предстоит соединить, то правдой станут те линии, которые мы прочертили фильмом. Между точками оказываются а) герой и б) тот факт, что вам самим придется определить, что тут правда, а что – нет. Мы не говорим вам, что «это единственная правда, а все остальное – вымысел». Мы просто обрисовываем события, при которых сюжетная канва могла бы иметь место».

«Я до сих пор не уверен, удалось ли нам докопаться до истины, − говорит Финчер. − Я уверен лишь в том, что некоторые пожертвовали очень многим, чтобы показать историю такой, какой ее видят. Характеры персонажей, описанных в сценарии Соркина, мне кажутся очень правдоподобными».

Главной задачей Финчер считал воспроизведение жизни в старейших университетах Новой Англии и Кремниевой Долине, где оказываются Цукерберг, Северин, Паркер и близнецы Уинклвосс, когда Facebook начал превращаться в того гиганта, коим является теперь. «Время и место должны были быть ощутимы, уверен режиссер. − Особенно это касается общежития, в котором Цукерберг написал программный код Facebook, откуда портал впервые был запущен в сеть. Это поразительный мир, в котором парень может зайти в комнату с упаковкой энергетического напитка, а выйти обладателем портала, доступ к которому имеют пятьсот человек. А через несколько лет – пятьсот миллионов человек. Я понимал, что придется скрупулезно восстанавливать антураж и атмосферу этого места, включая людей, их одежду, характеры. Все это должно было вписываться в общую концепцию Гарварда и не идти в разрез с юношескими понятиями. Забавно было не только найти адекватных и эффектных актеров, но и выстроить вокруг них целый мир, в котором они бы чувствовали себя так, как их герои. Это немаловажная часть формирования драматизма ситуации (не считая того факта, что в одночасье один из героев пожнет лавры) − альма-матер главных героев со сборной мебелью, грубыми простынями, сигналами пожарной тревоги посреди стены и неработающими огнетушителями»... Режиссер Финчер: "Я помню то время, когда мне самому было немногим больше двадцати; когда я пытался продать свое мировидение; когда искал деньги на то, чтобы сделать задуманное столь же грандиозным, сколь позволяло воображение; когда спрашивал у родителей разрешение на любой серьезный поступок, поскольку считалось, что я слишком мал, чтобы решать что-то сам; когда родители отказывали, а я заходился в злобе. В принципе, то, что сделал Марк, мало чем отличается от режиссуры: ты что-то делаешь; задача состоит в том, чтобы сделать это хорошо, затем улучшить, и, в конце концов, заботиться о своем детище. Это – главный лейтмотив фильма. И если тебе придется задеть чьи-то чувства, оберегая свое творение, то так тому и быть. Это – ответственность, которую создатель берет на себя. Я целиком и полностью разделяю позицию Цукерберга в отношении того, как ревностно он берег свой портал. Мне знакомо чувство злости, присущее героям, и их пренебрежительное отношение к авторитарности взрослых. Без этого истории бы не получилось, как таковой». «В свое время я сам был Марком Цукербергом,продолжает Финчер. − Были у меня в жизни случаи, когда я поступал точно так же, как и он. Иногда я вел себя, как Эдуардо Северин – когда снимал какую-то сцену, а потом жалел об этом; когда давал волю эмоциям, а потом чувствовал себя законченным глупцом. Были и другие случаи – когда я чувствовал правоту и гнул свою линию, несмотря ни на что».

В каждом герое я искал что-то положительное – никогда не расценивал Марка, Шона или братьев Уинклвосс, как злодеев. Никогда не считал недостаток воображения у Эдуардо негативным качеством характера. Глядя на них, я думал: «Это – всего-навсего мальчишки. Они набивают собственные шишки. В своем творчестве они движимы благими мотивами. В своем гневе они подчиняются приземленным человеческим слабостям».  

Чтобы поддерживать естественное напряжение в некоторых сценах, Финчер не гнушался безобидными провокациями. Он отводил каждого из актеров в сторону и заводил его, говоря: «В этой сцене правда на твоей стороне». «В каждой конкретной сцене я подбирал свои ходы, − вспоминает режиссер. − Иногда я подходил к одному и говорил: «Этот слизняк выжал тебя из дела и занял твое место. Без тебя он – никто». После этого я подходил к другому со словами: «Думаешь, Facebook стоил бы 15 миллиардов долларов, если бы ты не учился в Гарварде? Посмотри только на этих мерзавцев! Кем бы они были, если бы не упорный, непосильный труд Марка Цукерберга? А сейчас они стоят там, как какие-то братья Блюз, и пытаются договориться, как выжать тебя из твоего собственного дела!» Актеры изначально знали, что им доведется играть реально существующих людей. Несмотря на это, режиссер всеми способами старался избежать возможного подражания. «У меня было четкое понимание того, что копирование реального героя свяжет актера по рукам и ногам, − объясняет Финчер. − Актер должен играть свою эмоцию, а не эмоцию какого-то другого человека, пусть даже того, которого он играет. Было бы несложно залезть на Youtube и посмотреть интервью Марка Цукерберга, но этот ролик никоим образом не покажет драматичности ситуации, в которой оказался тот мальчишка; не покажет сложность его взаимоотношений с другими героями истории. Если фильму нужен герой, его нельзя формировать насильно. Нужно позволить ему самому пройтись по лезвию ножа». Воспитанные по этой схеме герои стали краеугольными камнями истории. «Неоднозначность повествования очень важна для этого фильма, − подводит итог Финчер. − И никак иначе его было не снять. Мы с Аароном много говорили на эту тему и пришли к единому мнению: ничто не однозначно в подлунном мире. Картина повествует именно об этом».

Благодарим за предоставленные материалы-пресс-службу СПб WDSSPR

Источники материалов и фотографий: http://www.wdsspr.ru/soon/00102/