Рай: входите…

История трех судеб, которые переплелись в дни Второй мировой войны. История трех непростых жизненных выборов, которые приходится делать героям в невероятных и жутких обстоятельствах

Продюсерский центр Андрея Кончаловского, DRIFE Productions представляют фильм «Рай». Режиссёр: Андрей Кончаловский. Сценарий: Екатерина Киселева и Андрей Кончаловский. Продюсеры: Андрей Кончаловский, Флориан Дайле, Александр Броварец, Олеся Гидрат. В ролях: Юлия Высоцкая, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен, Кристиан Клаус, Якоб Диль, Петер Курт. Оператор-постановщик: Александр Симонов. Художники-постановщики - Ирина Очина и Йозеф Санктйохансер. Художники по костюмам: Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров. Композитор: Сергей Шустицкий. Звукорежиссер - Полина Волынкина. Гримеры - Галина Пономарева и Елена Дмитриенко. Формат: 2D Мировая премьера фильма состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73-го Венецианского международного кинофестиваля. В прокат в России фильм Андрея Кончаловского «Рай» выходит 19 января 2017 года.

О сценарии и главных героях:


ФЛОРИАН ДАЙЛЕ/Немецкий сопродюсер: «Работая над фильмом о второй мировой войне, ужасах фашизма и Холокоста, режиссер с самого начала хотел уйти от массовых сцен и масштабных панорам, от прямой демонстрации сцен насилия и массового уничтожения людей. Главной задачей была попытка создания камерного фильма, где ужас происходящего ощущается через состояние героев, и именно состояние героев, находящихся в чудовищных условиях войны, их эмоции и мотивы поступков вызывали у режиссера основной интерес».

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ/Режиссер, автор сценария, продюсер: «История полна ужасов, большая часть которых остается в нашем сознании как ошибки, которые не имеют шанса повториться в настоящем. Один из самых ужасных моментов в истории нашего поколения - подъем нацистcкой власти и уничтожение миллионов евреев, а также тех, кто не вписывался в картину «идеального немецкого рая». Эти зверства раскрыли глубины человеческой натуры, предрасположенной ко злу, и, хотя события происходили в прошлом, похожие радикальные настроения и ненависть, очевидно, существуют и сегодня, угрожая жизни и безопасности многих людей по всему миру». 

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ/Режиссер, автор сценария, продюсер: «Рай» - это размышления о ХХ веке, наполненном великими иллюзиями, превратившимися в руины, об опасности полных ненависти речей и необходимости использования человечеством силы любви для победы над злом. Фильм был снят в черно-белом варианте в приглушенной среде, что усиливает документальный эффект монологов главных героев, имеющих почти исповедальный характер. Главная цель режиссера - заставить зрителя почувствовать, что он смотрит архивные видеосъемки, которые были смонтированы таким образом, чтобы сложилась связная история с акцентом не на мелодраматизм, а на наблюдение за жизнью и смертью, за обреченностью ложных идеалов».  

В фильме зритель увидит трех главных героев, их судьбы во времени и пространстве, казалось бы, эпизодически развернутые, но связанные в один тугой узел так, что - разорвать их может только смерть: Ольга - русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления. Жюль - француз-коллаборационист, старающийся не задумываться о том, в чем он принимает участие. Хельмут - молодой амбициозный офицер СС с аристократическими корнями и искренней верой в идеалы Рейха. В эти страшные дни героев непредсказуемо сводит судьба. И каждому предстоит понять, что война уравнивает всех.

ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ/Актриса, роль Ольги: «Рай» - фильм повышенного уровня честности. Это проявляется во всем: в выборе натуры, в степени подлинности эмоций, в отсутствии грима как такового. Все прозрачно, естественно, а потому - очень точно. Для Кончаловского это новая степень свободы и искренности. Все неожиданно - и ракурсы, и само состояние актеров, - но для режиссера единственно верно, продиктовано логикой его фильма».

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ/Режиссер, автор сценария, продюсер: «Рай» - это камерная драма, рассказывающая о судьбах трех главных персонажей, которые переплелись на фоне второй мировой войны. Каждый из героев проявляет и силу, и слабость, а может пойти на поводу фанатичных убеждений. Ольга, русская аристократка и участница французского Сопротивления, Жюль, француз-жизнелюб, который становится преданным нацистам коллаборационистом, и Хельмут, прекрасно образованный наследник благородной немецкой семьи, достигший высокого поста в СС и по ходу действия демонстрирующий неоднозначность своих моральных ценностей. Под влиянием ужасов войны каждый из них принимает важное решение, которое основано на собственном видении того, что правильно, и которое меняет всю их жизнь. Так что же подталкивает жизнелюба и прекрасного семьянина к сотрудничеству с нацистами? Каковы на самом деле убеждения наследника благородной фамилии, нашедшего утешение в системе нечеловеческих идеалов? Что заставляет русскую аристократку, ведущую в мирное время беззаботную жизнь, пожертвовать свободой ради другого человека? Возможно ли остаться человеком, испытав ад на земле? По сюжету фильма герои совершают ряд поступков, которые решают их судьбу». 


О съемках:


СТАНИСЛАВ ГЮНТНЕР/Режиссёр второй съемочной группы: «Для подготовки к съёмкам Кончаловский попросил Кристиана Клауса детально изучить время, в котором жил его персонаж. Он выслал обязательный список из более чем сорока книг, которые Кристиан прочитал. «Самым сложным будет подготовительный период, потом, на съёмках, будет легче», - говорил он актеру».

Не только Кристиан Клаус, но и другие исполнители главных ролей получили списки книг, чтобы составить максимальное представление о жизни своего персонажа. Актриса Юлия Высоцкая, исполнившая в фильме главную женскую роль, посвятила много времени изучению быта женских концентрационных лагерей. Специально для съёмок фильма Юлии пришлось радикально изменить свой образ - похудеть практически до состояния истощения и подстричься наголо, что было непростым решением для известной российской телеведущей и регулярно занятой на сцене актрисы театра.

Как ни странно, одной из самых сложных задач, с которой группа столкнулась в процессе кастинга, стал поиск актера на роль Генриха Гиммлера. Ввиду того, что Андрей Кончаловский уделял много внимания правдоподобности действия фильма, а Гиммлер был единственным реально существовавшим персонажем, для режиссера было принципиально важно внешнее сходство актера с его прототипом. Пробы на роль Гиммлера проходили не только среди немецких, но также и среди французских актеров. Ради точного внешнего сходства режиссер был готов переозвучить актера, если это будет необходимо. Так появилась идея попробовать на эту роль известного русского актера Виктора Сухорукова, что было довольно неожиданно, в том числе и для самого актера, специализирующегося на героях совершенно другого типа

ВИКТОР СУХОРУКОВ/Актер, исполнитель роли Генриха Гиммлера: «Андрей Кончаловский позвонил мне ночью: «Хочу предложить тебе роль, не сомневаюсь, что ты сыграешь ее, но мне нужно безусловное сходство с этим типом», - и назвал, на какую роль предлагает пробоваться. «Да конечно, нет проблем», - ответил я. А утром вздрогнул - во что я ввязываюсь? Какой из меня Генрих Гиммлер? Испугался, позвонил первому помощнику режиссера и сказал, что не приеду, фотопроб не будет, не мое это дело… А, Наталья в ответ: «Ты с ума сошел, ты же обещал! Кончаловский дал команду, все ждут…» Ну раз обещал, надо ехать - подумал, что, по крайней мере, слово сдержу и Кончаловский будет спокоен. И далее - поиск. Грим, костюм, очки, разговоры о нем - моем персонаже… Пробовали цвет глаз, обсуждали походку, говорили о взгляде, паузах, сущности поведения и степени необходимости моего персонажа в истории. И вдруг! Из зеркала на меня смотрел… Гиммлер»!

 

 Изначально съёмки фильма планировались в России, Германии и Франции, в четком соответствии со сценарием. Однако затем было принято решение перенести французский блок в Германию и попытаться найти там похожие объекты, несмотря на то, что уже был начат поиск локаций во Франции. В Германии были сняты все сцены, связанные с домом главного героя Хельмута, сцены на ферме, эпизоды в кабинете Гиммлера, а также все интерьерные и экстерьерные сцены французского блока. Одной из самых сложных задач, стоявших во время выбора локаций, был поиск абсолютно аутентичного немецкого замка, в котором бы сохранились подлинные вещи того времени, для родового поместья главного героя. 

ИРИНА ОЧИНА/Художник-постановщик: «Часть декораций мы строили в Москве, другую - совместно с немецкой группой художников - в Германии. Иногда нам просто везло: так произошло с родовым замком Хельмута. Случайно найденная в интернете фотография немецкого замка обернулась знакомством с удивительным домом. Построенный в шестнадцатом столетии, полный старинных предметов XVI-XIX веков, он оказался совершенно не музейным, а полным жизни и маленьких детей, которые прячутся в антикварных шкафах. А хозяева, вдобавок, оказались поклонниками Тарковского и вообще всей русской культуры, так что съемочной группе было разрешено воспользоваться всеми подлинными вещами в доме».

Отдельное внимание уделялось съемкам воспоминаний главных героев о времени, проведенном в Италии. Схожие с итальянскими пейзажи и архитектура были найдены в Крыму, с них начались съемки картины.

КРИСТИАН КЛАУС/Актер, исполнитель роли Хельмута: «Мои первые три дня съемок проходили в Крыму. Я нервничал и в то же время был очарован новым, неведомым мне краем! Машины, автобусы и некоторые здания напоминали мне о прошедших десятилетиях, а природа очень похожа на Тоскану - этакое «Средиземноморье Восточной Германии». Прыжок в Черное море перед завтраком, солнце - в конце сентября температура еще держалась выше 30 градусов. На площадке мы резвились в костюмах ХХ века, а снимали в местах, которые были похожи на рай. Потрясающе! Когда я вернулся в Дрезден, все казалось сказкой, но соль в моих волосах напоминала о том, что я действительно был там, а съемки и вправду уже начались». 

Интерьеры концентрационного лагеря были построены в России, по большей части в павильонах киностудии «Мосфильм», а бараки лагеря - на территории старой военной части, где частично сохранились аутентичные деревянные постройки того времени. Все экстерьеры снимались на территории старой полуразрушенной кирпичной усадьбы, расположенной недалеко от Москвы.

По графику съемки фильма начинались в России, затем продолжались в Германии и заканчивались снова в России. Съемочная группа состояла из русских, немцев и французов, поэтому важной задачей было выстраивание рабочей координации и грамотной логистики, связанной с транспортировкой между двумя странами декораций, костюмов и оборудования. Комплект съемочной техники также собирался между двумя странами, но основная часть оборудования была предоставлена немецкой компанией ARRI. Перед началом съемок операторская группа проводила пробы в поисках оптимального изображения фильма и того комплекта оборудования, который даст возможность воплотить режиссерскую задачу: «Рай» изначально должен был стать особенным в плане съемок и постпродакшн, так как режиссер поставил задачу добиться визуальной эстетики черно-белого кино 40-х годов.

ГАЛИНА ПОНОМАРЕВА/Художник по гриму: «Самое главное для меня - это представление, что мы снимаем документальное кино. Не художественное, не по сценарию, а именно документальное кино. Все было необыкновенно реалистично: объекты, костюмы, реквизит, игра немецких и французских актеров. Полное ощущение погружения в то время и в тот мир. Поэтому мы старались делать «грим без грима». Конечно же, отсмотрели массу фотографий, документальной хроники, и пытались воспроизвести лица и прически, соответствующие эпохе».

НАТАЛЬЯ МИХАЛКОВА-КОНЧАЛОВСКАЯ/Скрипт-супервайзер: «Одной из главных особенностей процесса было то, что снимали каждую сцену на пять, а то и на шесть камер. Ну, и конечно, то, что снимали сразу на нескольких языках, с русскими, немецкими и французскими актерами и членами команды».


POST PRODUCTION:


Монтаж фильма проходил в России. При монтаже также постоянно присутствовала соавтор сценария Елена Киселева, так как работа над окончательным сценарием фильма была закончена только на этом этапе.

ЕКАТЕРИНА ВЕЩЕВА/Режиссер монтажа: «Ядро картины - это три монолога. На монтаже в нашем распоряжении были часы интервью, которые от имени своих героев сделали Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус и Филипп Дюкен. Крупный план лица, снятый по-документальному беспощадно, имеет совершенно удивительный эффект. Мы вынимали один отрывок монолога и ставили вместо него другой, и это меняло сцену, характер героя и акценты картины в целом. Андрей Кончаловский на монтаже часто повторял: «Мы сейчас пишем роман». За каждым отрывком монолога, который есть в фильме, стоит множество испробованных и отвергнутых вариантов. Иногда это был очень непростой выбор».

По окончании монтажа фильма начались работы по сведению звука, которые были осложнены тем, что съёмки картины проходили на трех различных языках. Работа с русским, немецким и французским языками велась международной командой на английском языке, что потребовало выстраивания специальной системы работы. В связи с языковой спецификой запись реплик проходила на звуковых студиях России, Германии и Франции, а затем сводилась на студии ARRI в Мюнхене, где вместе работали специалисты из Германии и России.

«Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что все это действительно происходило…» - эта мысль немецкого философа Карла Ясперса чрезвычайно важна для определения главной идеи нашего фильма, призывающего не забывать правду, какой бы неудобной или ужасающей она ни была, чтобы не повторять ошибок прошлого».

Напоминаем и рекомендуем: историческая драма Андрея Кончаловского «Рай» - в кино с 19 января 2017 года.

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии фильма - Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing CIS: http://wdsspr.ru/soon/00301/