РИКИ И ФЛЭШ: музыкальное наслаждение!

10 сентября 2015 года в российский прокат вышла комедийная мелодрама режиссера Джонатана Демме РИКИ И ФЛЭШ”.

TriStar Pictures в сотрудничестве с LStar Capital представляет фильм производства Marc Platt/Badwill Entertainment РИКИ И ФЛЭШ. В главных ролях: Мэрил Стрип, Мэми Гаммер, Кевин Клайн, Одра МакДональд, Себастьян Стэн и Рик Спрингфилд. Режиссер: Джонатан Демме. Продюсеры: Марк Э. Платт, Диабло Коуди, Мэйсон Новик и Гари Гетцман. Сценарист: Диабло Коуди. Исполнительные продюсеры: Рональд М. Бозман, Адам Сигел, Лорин Скафария и Бен Уайсбрен. Оператор: Деклан Куинн. Художник-постановщик: Стюарт Вурцель. Монтажер: Уайатт Смит. Дизайнер костюмов: Энн Рот.

 

Мэрил Стрип примерила новое амплуа - на этот раз она превратилась в рок-гитаристку и певицу в фильме обладателя премии «Оскар»® Джонатана Демме РИКИ И ФЛЭШ по сценарию получившей премию «Оскар»® Диабло Коуди. Оригинальный фильм поразит зрителей массой музыкальных номеров, ведь Стрип играет роль Рики Рендаццо, талантливой гитаристки. Отправившись в крестовый поход за славой рок-звезды, Рики забыла обо всех и вся. Вернувшись домой, она понимает, что жизнь все расставила по своим местам, а ей самой придется отплатить сторицей каждую допущенную в прошлом ошибку. Впрочем, шанс все исправить у героини все же есть - ей лишь надо набраться сил и терпения, чтобы смиренно выслушать критику от каждого родственника… Роль дочери Рики сыграла Мэми Гаммер, дочь Мэрил Стрип в реальной жизни:

«Никто и никогда не видел Мэрил Стрип в роли подобной Рики Рендаццо, -убежден режиссер Джонатан Демме: …За многие годы работы Мэрил представлялась масса шансов сыграть необычные роли, начиная с легендарных исторических личностей и заканчивая ужасной ведьмой из фильма ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС… В нашем фильме у главной героини свои крайности, но Мэрил сыграла их невероятно убедительно. Она превратилась в настоящую поющую гитаристку, женщину, которая вполне могла бы существовать в реальности в двадцатом веке… У каждого из нас в прошлом остались моменты, которые мы хотели бы изменить, и когда Рики видит, что ее дочь находится в отчаянной ситуации, она понимает, что жизнь дает ей шанс исправить ошибки молодости».

Сценарист Диабло Коуди объяснила, что, создавая столь необычных и колоритных персонажей, она черпала вдохновение в реальной жизни и… собственных соседях. «Прототипом Рики на самом деле стала моя свекровь Терри - фронтмен рок-группы Silk and Steel. Несмотря на то, что у нее уже шесть внуков, она по-прежнему выступает с концертами каждый уикенд, выходит на сцену и заряжает слушателей музыкальным позитивом. Рок-н-ролл - это ее жизнь. По моему мнению, ее родственники могли подумать, что такой образ жизни не вполне подходит маме и тем более бабушке. Однако для нее мнение близких не имело значения. Мне такое ее упорство очень нравилось».

«Нам всем приходится жить и как-то мириться со своими ошибками, - считает актриса Мэрил Стрип. - Мне кажется, моя героиня хотела бы, чтобы дети больше любили ее, больше понимали. При этом она не строит иллюзий и все отлично понимает. Рики живет сегодняшним днем и действует, повинуясь сиюминутному импульсу. Очень приятно играть роль героини, которая поступает отнюдь не так, как многие ожидают. Лейтмотив Рики прост: «Я такая, какая есть, и ничего с этим поделать не могу».

Работая над образом героини, которая кардинально изменила свою жизнь, Коуди представляла вполне определенного человека. «Я не понаслышке знаю, что значит быть человеком, который серьезно меняет свою жизнь, -смеется она. - В моей жизни есть две важные главы. На Среднем Западе меня знают как Брук Бьюзи, в Лос-Анджелесе я для всех - Диабло Коуди. Новую маску я ношу вот уже восемь лет. Иногда мне самой трудно бывает разобраться, кто из этих двух во мне живет в тот или иной момент. Так что я отлично понимаю Рики».

 

Роль позволила Стрип появиться в кадре с собственной дочерью Мэми Гаммер. В основе сюжета лежит именно история взаимоотношений матери и дочери. Реальные отношения Стрип-старшей и Стрип-младшей сделали конфликт их героинь еще более правдоподобным. Демме утверждает, что мать и дочь практически не общались за кадром. В жизни они - лучшие подруги, но на время съемок фильма они решили отстраниться друг от друга, чтобы подчеркнуть конфликт своих героинь перед камерой.

Стрип считает, что мать и дочь часто конфликтуют во многом потому, что они очень похожи друг на друга. «Мне кажется, что обе наши героини вспыхивают, словно спички, - говорит Стрип. - Они в любой ситуации предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя. И им обеим кажется, что именно их устами глаголет истина. Яблочко от яблоньки, как говорится… Каждая из них живет своей правдой и не привыкла извиняться».

«Флэш» стала настоящей рок-группой. Все, что вы увидите и услышите, - происходит и звучит по-настоящему. Мэрил играет на гитаре и поет. Они - настоящий ВИА. Вне всяких сомнений это стало главной фишкой картины».

 

Мэрил Стрип была первой, лучшей и единственной претенденткой на главную роль, поэтому актрисе пришлось научиться играть на гитаре, чтобы правдоподобно сыграть роль Рики. С самого начала работы над фильмом Демме планировал собрать настоящий музыкальный коллектив.

 

Стрип, которая уже зарекомендовала себя талантливой певицей, пришлось научиться играть на гитаре. Несколько недель она брала уроки у Ларри Салцмана, а затем - еще несколько недель занималась с гитаристом из Лос-Анджелеса Нилом Цитроном. «Я начала свои тренировки с акустической гитары, занимаясь с преподавателем из Нью-Йорка, а затем перешла к упражнениям с электрогитарой, - рассказывает Стрип. - После этого я практически каждый день встречалась с Нилом Цитроном, гениальным преподавателем игры на гитаре. Он вложил мне в руки телекастер (1) и научил меня различным премудростям, которые используют в своих выступлениях профессиональные гитаристы, играющие рок-н-ролл. Я разучила аккорды, научилась быстро переходить с одного аккорда на другой и так далее».

 

Актриса считает, что играть на электрогитаре проще, «хотя все ошибки и фальшь слышны громче. В случае с акустикой многие огрехи можно завуалировать или вовсе скрыть. Когда играешь на электрогитаре, надо быть предельно внимательным, потому что не та нота будет дребезжать на весь зал! Это так весело!»



(1)Fender Telecaster – модель гитары

На роль Грега, соло-гитариста в группе Рики, Демме пригласил легенду рок-музыки Рика Спрингфилда. Вокальную карьеру Спрингфилд гармонично сочетал с различными ролями в кино и на телевидении.

О том, что было труднее всего в работе над ролью, Спрингфилд с улыбкой говорит: «Труднее всего было удержаться от восклицаний: «О, Господи! Это же Мэрил Стрип!» Кроме шуток, Спрингфилд привык солировать на сцене перед многочисленной аудиторией. Однако в ампула Грега ему пришлось уступить место фронтмена Рики, поскольку именно она является фронтменом группы «Флэш». «Мне подобные отношения, какие были у наших героев, незнакомы, и в работе над ролью я представлял своего друга, который познакомился со своей будущей женой именно на сцене, - говорит Спрингфилд. - Мне очень повезло познакомиться с такими людьми в свое время - отношения, которые должны были развиваться у Грега и Рики, были передо мной, как на ладони. Вообще, в работе над каждой ролью я стараюсь найти реального прототипа и срисовать его характер. Это позволяет мне понять, что мой герой будет думать и как действовать в той или иной ситуации».

 

Занятно то, что и Спригфилд, и его персонаж питают страсть к одному и тому же конкретному инструменту. «По сценарию, Грег влюблен в гитару ’68 SG, - объясняет парадокс актер. - У меня же - ’69 SG. Я купил ее в 1970 году и с тех пор никогда не расстаюсь с инструментом. Я играл на этой гитаре, когда записывал свой первый альбом. Она помогла мне написать множество песен, включая Jessie’s Girl. Так что, не кривя душой, могу сказать, что эта гитара очень важна для меня. Я рассказал о ней Джонатану, на что он воскликнул: «Ух ты! Мы должны это как-то использовать». Я, правда же, очень люблю эту гитару, и зрители это обязательно почувствуют».

 

Наравне со Спрингфилдом в группу «Флэш» входят еще три именитых музыканта: Берни Уоррелл, основатель группы Parliament-Funkadelic, который работал с коллективом Talking Heads и имя которого включено в список «Зал славы рок-н-ролла». Уоррелл занял место за клавишными; Рик Росас, также известный под прозвищем «Рик-басист», играл с такими исполнителями, как Нил Янг (из группы Crosby, Stills, Nash&Young), Джо Уолш, Кросби, Джерри Ли Льюис, Джонни Риверс, Рон Вуд и Этта Джеймс. Музыкант скончался в начале 2014 года, вскоре после окончания съемок фильма; ударник Джо Витале, который много работал с Джо Уолшем и принимал участие в турне группы Crosby, Stills, Nash&Young.

За несколько недель до начала съемок сформированный коллектив приступил к интенсивным репетициям. Спрингфилд говорит, что в то время они не только и не столько разучивали песни, сколько формировали отношения внутри группы: «У нас подобрались исключительные музыканты, Так что если говорить о репетициях, на которых мы стремились сделать так, чтобы песни звучали гармонично и качественно, так этого мы добились в первый же репетиционный день. Каждый из нас назубок знал свою партию. Было забавно наблюдать за Мэрил - она целиком и полностью отдалась своей роли. При этом я точно знаю, что очень непросто играть на музыкальном инструменте, на котором не играл ни разу в жизни, да еще и петь одновременно. Сказать, что Мэрил нас удивила, - ничего не сказать. На протяжении двух недель мы собирались и разучивали новые композиции, вместе обедали и каждую репетицию начинали со слов: «Какими бы мы были, если бы были настоящим слаженным коллективом? Давайте представим, что мы сделали «монтаж» последних шести лет в две недели и покажем, на что способны».

 

«Учиться игре на гитаре было легко и весело, - вспоминает Стрип. - А однажды Джонатан заявил: «Даю вам две недели на то, чтобы стать полноценным коллективом». Я ужаснулась - две недели?! Всего две недели на полную подготовку?! Мне казалось, что этого времени крайне недостаточно. Однако мои музыканты были настолько хороши, что без труда доказали, насколько я заблуждалась. Все они были очень обходительны и добры со мной, и поначалу снисходительно относились ко всем моим ляпам, поскольку мне, новичку в рок-музыке, угнаться за ними было, конечно же, сложновато. Где-то на шестой день мы, наконец, начали звучать гармонично и уже не могли остановиться - репетировали в свое удовольствие. Мы играли, играли и играли, казалось бы, бесконечно. Тогда я по-настоящему поняла, почему Рики не хотела от всего этого отказываться. Ведь, это тааааааак круто!»

 

Репетиции были настолько напряженными и интенсивными, что новоиспеченная группа не пускала в студию никого, даже самого Демме. «Это было честно, - смеется режиссер. - В начале третьей недели я все же прорвался на студию и вошел как раз в тот момент, когда они репетировали. Каждый был на своем месте, а в центре импровизированной сцены сияла Мэрил Стрип. Казалось, что она всю свою жизнь посвятила игре на гитаре и вокалу. У меня дыхание перехватило от волнения. Это ощущение можно сравнить, пожалуй, лишь с тем, когда мы начали снимать фильм, и я увидел наших музыкантов, выступающих перед съемочной группой.

 

«Флэш» - кавер-группа, поэтому Демме и его коллеги подобрали несколько хорошо известных композиций. Песни должны были соответствовать двум требованиям - не только быть привлекательными для кавер-группы, но и тематически вписываться в сюжет. «Свою лепту в список песен внес каждый, - заявляет Платт. - Эти хиты можно услышать и в исполнении любой другой кавер-группы, специализирующейся на рок-н-ролле, и на каких-нибудь семейных торжествах. Мы неоднократно переделывали список песен, добавляя и убирая композиции. Некоторые из них - знакомы буквально всем и прошли проверку временем. Другие зазвучали совсем недавно, но уже успели стать популярными».

«Изначально Джонатан говорил: «Три песни будет достаточно. За три недели можно разучить три песни - это максимум, - вспоминает Стрип. - Что ж, в фильме вы услышите десять, я подчеркиваю, десять песен! Поверьте, для нас это было непросто».

 

Действительно, Рики и «Флэш» исполняли все песни вживую во время съемок фильма "РИКИ И ФЛЭШ". По мнению Демме, композиции в исполнении коллектива зазвучали по-новому: «Песня Keep PlayinThat RocknRoll, кажется, лучше всего подходит для их репертуара. Не могу сказать, что она мне так уж сильно нравилась. Но в исполнении группы «Флэш» композиция добралась до моего сердца. Мэрил вдохнула в песню новую жизнь, и композиция стала одной из моих любимейших».

 

Разумеется, Стрип не ограничилась игрой на гитаре - ей пришлось примерить полноценный образ рок-звезды. «Как и в любом другом фильме с Мэрил, каждый кадр, в котором она присутствует, становился незабываемым, – вспоминает Демме. - Во время исполнения песни Lets Work Together она сошла со сцены, просочилась сквозь толпу к барной стойке и выпила - все это было чистой воды импровизацией. Помню, я спросил ее: «Как тебе это пришло в голову?», а она мне ответила: «Не знаю, в тот момент мне хотелось выпить».

 

Впрочем, самым запоминающимся моментом стали, пожалуй, отношения между Рики и Грегом. «Рики поет песню Drift Away, обращаясь к Грегу, а тот отвечает ей языком музыки, поскольку в этой композиции гитара правит бал, - объясняет режиссер. - Песня словно наполняет твою душу до краев каким-то светлым чувством, воодушевляет и вдохновляет. Это - то, за что люди любят рок-н-ролл. Кажется, что Мэрил и Рик просто поют песню. Но на самом деле на сцене разгорается драматическое действие, песня оживает на глазах публики. Строчки превращаются в сюжетные линии, и история развивается непосредственно во время звучания композиции»:

Песню Wooly Bully Демме предложил включить в репертуар группы сам. Диабло Коуди в сценарии упомянула композиции Get the Party Started в исполнении Pink и Bad Romance, которую пела Lady Gaga. Однако главную музыкальную тему предложила все же сама Стрип - песню Брюса Спрингстина My Love Will Not Let You Down. «Мэрил говорил, что однажды выходила из дома, собираясь на работу, и эта композиция зазвучала по радио, - рассказывает Демме. - Она тут же позвонила мне со словами: «Боже мой, я нашла нужную песню!» И действительно, песня была идеальной во всех отношениях».

 

Наверное, самой многозначительной песней, которую поет Рики, стала композиция Cold One. По сюжету ее написала сама Рики, но на самом деле авторство принадлежит Дженни Льюис и Джонатану Райсу. «Я был их фанатом задолго до того, как мы начали работать вместе, - говорит Демме. - Нам нужна была оригинальная песня, которую Диабло не смогла написать сама. Тогда я обратился к Дженни и Джонни с предложением: «Представьте себе, какую бы песню такая героиня могла сочинить за 15 лет до описываемых в фильме событий». Они прислали мне демонстрационную версию Cold One, эффект от которой был сопоставим с молнией в бутылке. Дальше и искать не пришлось».

Стрип признает, что ее навыки обращения с гитарой далеки от мастерства Спрингфилда. Тем не менее, актриса считает, что нашла идеальное сочетание зрелищности и реалистичности. «Существует разные степени владения гитарой, - говорит она. - Сочетать перебор со сменой аккордов действительно очень непросто, есть много других хитростей и премудростей. Моя героиня не мудрствует лукаво и играет так, как ей подсказывает сердце. Передать именно этот аспект было важнее всего. В одной из сцен она играет для своей родни, хотя явно не готова к этому. Песня рассказывает о том времени, когда она только увлеклась рок-н-роллом, но тогда ее никто не понял и не оценил. Рики играет эту песню, по сей день сомневаясь, а тот ли путь она избрала».

 

На самом деле, эта песня звучит в фильме четыре раза. Первый - во время трогательной сцены в Индианаполисе, когда Рики поет мягкую акустическую версию для Пита и Джули. Последний - в кульминационной свадебной сцене, когда «Флэш» показывают себя во всей красе. В промежутке мелодию можно услышать дважды в инструментальной версии. Один раз ее наигрывает на гитаре Рик Спрингфилд, когда Рики возвращается из Индианы в Лос-Анджелес с поджатым хвостом, и второй - снова в Индианаполисе, когда она пытается побороть страх перед свадебной церемонией (эту версию исполнил на клавишных Берни Уоррелл):

Съемки фильма РИКИ И ФЛЭШ”

Действие фильме РИКИ И ФЛЭШ” происходит в лос-анджелесском районе Сан Фернандо и в Индиане. Однако картина по большей части снималась в Нью-Йорке, лишь несколько экстерьерных сцен снимались в Лос-Анджелесе. Художник-постановщик Стюарт Вурцель создал локации, которые можно без труда встретить в обоих городах.

 

Вторым домом для Рики стал «Солт Уэлл», кабак, в котором Рики и «Флэш» выступали на правах резидентов. Создавая это место Вурцель (по четкой директиве Демме) в первую очередь стремился к реализму. «К тому времени бар «Родео» в Ист Сайде неожиданно закрылся, и у меня было четкое представление того, каким должен быть кабак в фильме РИКИ И ФЛЭШ”, - говорит Демме. - В какой-то определенный момент «Родео» мог быть оформлен в стиле кантри, но к моменту закрытия трудно было определить конкретный стиль. Мы поспешили связаться с владельцами и спросили: «Можно ли нам воспользоваться баром на шесть недель?» Именно в этот бар переехала новоиспеченная рок-группа, и именно там музыканты репетировали на протяжении полутора месяцев».

Пока группа репетировала в бывшем баре «Родео», Вурцель создавал бар «Солт Уэлл» в павильоне, ориентируясь на интерьер «Родео». «Стюарт воссоздал потрясающий рок-н-ролльный бар, - считает Демме. - Когда-то это заведение знавало лучшие времена, но атмосфера сохранилась невероятно позитивная. Я бы не отказался пропустить в таком баре кружечку пива».

 

«Идея состояла в том, чтобы создать определенную обстановку и атмосферу, - вторит режиссеру Вурцель. - С первого взгляда должно быть ясно, что когда-то это заведение было очень популярным, но то время безвозвратно ушло. Можно провести аналогию с карьерой Рики - она и сама не такой видела свою жизнь».

Вурцель также отвечал за вторую жизнь Рики, выгодно контрастировавшую с баром «Солт Уэлл». «В фильме есть мир, в котором Рики выступает на сцене, но есть и совсем другой мир, который показывает, какой она была до того, как вышла на сцену, и какой она могла бы стать, если бы осталась дома, - объясняет художник. - Этот элемент очень красочно описывает внутренний мир Рики, как и многие другие, скажем, одиночество, которым была пропитана ее жизнь вне сцены, и романтические отношения с Грегом».

Именно с такими мыслями Вурцель создавал мир Рики в Индианаполисе. «Фильм начинается с семиминутной сцены забойного рок-н-ролла, - рассказывает режиссер. - А затем на протяжении часа мы вытаскиваем ее из города и, словно капустные листья, снимаем то, чем ее личность обросла за годы выступлений на сцене. К концу этого часа вы сами забудете, кто такая Рики Рендаццо. Мы хотели, чтобы жизнь в Индианаполисе максимально контрастировала с рок-н-ролльной жизнью, которую Рики вела в Лос-Анджелесе».

Дом Пита Бруммелля в Индиане был найден в Нью-Йорке. «Это очень хороший пригородный дом с плавательным бассейном, он просто великолепен, - говорит Вурцель. - Фасад дома просто шикарен и, скорее всего, был выполнен частным декоратором». Дом Бруммеллей контрастировал с маленькой однокомнатной квартиркой Рики не только внешне, но и внутри. «Дом Пита наполнен семейными фотографиями, - продолжает художник. - Он много путешествовал по миру и возил детей с собой. У них была очень счастливая жизнь. Морин - удивительная женщина, очень чуткая и доброжелательная. Трудно представить Рики частью этого мира. Не потому, что она этого не хотела, а просто потому что этого не случилось».

Создать рокерскую внешность главной героини Демме поручил дизайнеру костюмов Энн Рот, костюмерам Нине Джонстон, визажисту Патрише Риган, гримеру Бернадетт Мазур и парикмахеру Алану Д’Анхерио. «Мне нравилось то, что актеры свободно чувствовали себя на площадке за пределами кадра и проводили время с гримерами и визажистами в праздной болтовне, - объясняет стиль своей работы Демме. - Поначалу я должен был соблюдать некую дистанцию. Позднее я менялся и начинал вмешиваться в творческий процесс. Не могу не вспомнить один наглядный пример. Мэрил так сдружилась с Энн и Аланом, что позволяла ставить над своей внешностью любые эксперименты, кардинально менявшие ее внешность. Со стороны могло показаться, что они входят в круг самых доверенных людей великой актрисы».

Напоминаю, друзья: 10 сентября 2015 года в российский прокат вышла комедийная мелодрама режиссера Джонатан Демме “РИКИ И ФЛЭШ” с легендарной и фантастической Мэрил Стрип!

 

 

 

 

 

Благодарим за представленные материалы и фотографии - http://www.wdsspr.ru/soon/00246/

Сайт фильма - http://sonypictures.ru/rickiandtheflash/