Рождественская встреча: Борис Фрумкин!

29 декабря 2010 года накануне рождественского концерта 7 января 2011 года состоялась беседа с художественным руководителем Оркестра имени Олега Лундстрема Борисом Фрумкиным.

 

Наталия: Добрый день, дорогие друзья! В гостинице "Октябрьская" я беседую с главным человеком оркестра имени Олега Лундстрема с Борисом Михайловичем Фрумкиным. Очень радостно накануне Нового Года и Рождества видеть Вас, Ваш оркестр в нашем Петербурге! Итак, что Вы привезли в Петербург?

 

Б.М.Фрумкин: Мы привезли в Петербург оркестр имени Олега Лундстрема!:)) У нас же два концерта: один сегодня в "Октябрьском" - праздничный, официальный концерт. Приехала замечательная американская певица Дебора Браун, с которой оркестр давно сотрудничает; мы пригласили Игоря Бутмана, как солиста, в наш концерт и Михаила Иванова. А 7 января в филармонии - программа оркестровая, это некое путешествие: вехи развития биг-бенда, начиная от Бени Гудмана и Каунта Бейси, и - Дюк Эллингтон и, собственно, оркестр Лундстрема, авторские композиции Олега Лундстра, и есть наши авторские композиции. Мы привезли симпатичную молодую певицу Мари Карне: ее впервые заметила композитор Александра Пахмутова, несколько лет тому назад, когда ей было 13-14 лет. Сегодня - ей 18 лет, она делает большие успехи в джазовой музыке, а начинала как исполнительница советских песен репертуара композитора Александры Пахмутовой. Это так здорово выглядит, потому что она-темнокожая:))

 

Наталия: Джаз. Я уверена, что в Петербурге очень любят джаз! И я - поклонник джаза, помню, что джаз я впервые услышала маленькой... Я не слушайно рассказываю, когда я впервые услышала джаз, потому что я хочу спросить у Бориса Михайловича, когда он сам впервые услышал джаз? 

 

Б.М.Фрумкин: первый раз я услышал джаз...- сложно сказать, наверное, когда я родился, потому что мой отец - джазовый трубач! Под звуки трубы джазовой я рос! Есть там всякие курьезные воспоминания: все Вы знаете, или..многие помнят, что в 1947 году, после уже окончания войны, когда американцы были нашими союзниками, НО - упал так называемый "железный занавес", стала проводится политика на полное отрицание западных культурных ценностей - это знаменитое выступление нашего тогдашнего министра пропаганды Жданова о космополитизме в искусстве: тогда досталось и Мурадели за оперу "Дружба народов", и Шостаковичу, и Прокофьеву и, - "прошлись" уж по джазу, как положено (катком!)...

 

небольшая пауза в нашем разговоре, звонит мобильный телефон у Бориса Михайловича...

 

Б.М.Фрумкин: Помню курьезный случай: в 1946 году  мой отец приехал из Ирана, где он некоторое время..пол-года гастролировал с московским цирком. И он оттуда привез, конечно, как любой джазовый музыкант в то время, - это была главная сфера его интересов, - он привез оттуда кучу пластинок. И в 1947 году после этой речи эти пластинки надо было продавать, потому что за это реально можно было попасть в тюрьму.. Просто. Без обсуждения: может быть, а может быть - нет?... Нет! Может быть - 100 процентов!... И, вот я помню, как приехали дяди из Ленинграда,..которые налаживали в то время здесь подпольное производство пластинок джазовых: и вот жарким летним днем, они заводили патефон, потому что купить "в темную" они не хотели, они хотели все это послушать.. Но это было смешно, потому что коллекция была потрясающая: там были и Бени Гудман, и Глен Миллен, и в общем, - все знаменитые оркестры того времени, на пластинках, на 78 оборотов... И, вот - патефон, он же тише не делается, и вот эти дяди, накрывшись двумя-тремя одеялами с патефоном вместе слушали эти пластинки! Потом, значит, они откидывали эти одеяла, мокрые, потные пили воду - мне тогда было три года, но вот это я запомнил очень хорошо! Так что я помню, что "джаз рождался в муках" в нашей стране:)))

 

Наталия:  Это - да. Тогда вопрос второй. Поскольку Вы родились в семье музыканта, Вы, конечно, закончили музыкальную школу?

 

Б.М.Фрумкин: конечно!

 

Наталия: по какому классу?

 

Б.М.Фрумкин: по классу фортепиано я окончил центральную музыкальную школу при Московской Консерватории и отец изо всех сил, помятуя о своих страданиях, хотел, конечно, чтобы я был только классическим пианистом. Но, очевидно, гены было преодолеть нельзя и меня все время тянуло-тянуло, начиная с 7-8 класса.. У меня был магнитофон, на котором, конечно, были джазовые записи и я стал поигрывать...сам по себе...На выпускном вечере ЦМШ в капустнике что-то играл, но в капустнике - это было допустимо, но не в классе, конечно, за это могли из школы выгнать...С этого и началось. Потом я ушел в армию. Я поступил в Консерваторию. Но после армии я в Консерваторию не вернулся, потому что я уже работал в оркестре Людвиковского - а это было такое престижное место и.."престижная судьба", - ну и у меня не хватило ума Консерваторию закончить и я - вот, такой... "незаконченный":)))

 

Наталия: ничего..- бывает.. и, возвращаясь к оркестру Олега Леонидовича Лундстрема: Вы его, как я понимаю, сами видели? да? Расскажите: каким он был?

 

Б.М.Фрумкин: Вы знаете, видел я его и здоровался с ним, но настоящих бесед я с ним не вел, потому что я вначале работал параллельно, в конкурентном оркестре Лювиковского, а позже - в ансамбле "Мелодия", но, вот когда мы с ним, действительно, столкнулись лицом к лицу: это было мое 50-летие, которое я отмечал в московском Доме кино и в Центральном Доме работников искусств. И он был на этом концерте, и подходил после концерта. Сейчас я в этом оркестре, и могу со слов очевидцев рассказать о нем: это был потрясающей интеллигентности и доброты человек. Он говорил по-китайски, поскольку его молодость прошла в Китае и оркестр же организован в Китае, в 1934 году в Харбине; он говорил по-английски, он говорил по-французски и, безусловно, он говорил на прекрасном русском языке:)) Высокообразованный человек. И его судьба тоже необычно повернулась к джазу. Потому что он случайно в 1933/34 году купил пластинку Дюка Эллингтона, которого до этого он не знал, и она перевернула его жизнь. Он же был классический музыкант, учился композиции, учился фортепиано, на скрипке...А каким он был человеком? Удивительным! Широты взглядов необыкновенного. Он очень многим интересовался: он слушал все. Это не означает, что ему все нравилось, он не был всеяден, но он был в курсе событий, он всегда отмечал молодых музыкантов, он с удовольствием, при возможности приглашал их в свой оркестр. Я думаю, что именно его личностью, его интересами к музыке и, конечно, что он был настоящим музыкальным миссионером, этим и объясняется такое долголетие оркестра. В этом году - 76 лет этому оркестру!

 

Наталия: Потрясающе! Вы сегодня сказали, что на Рождество вы привозите молодую "звезду"..

 

Б.М.Фрумкин: я не люблю это слово..

 

Наталия: да, я - понимаю, тем не менее... Оркестр сегодня, следуя традициям Олега Леонидовича, приглашает в оркестр молодых музыкантов. Расскажите, пожалуйста, о своих оркестрантах.

 

Б.М.Фрумкин: у нас замечательные молодые ребята работают наряду с ветаранами, такими, как Юрий Парфенов, трубач или Володя Журкин - барабанщик, и Анатолий Васин - трубач - это такие корифеи, которые обладают званиями. Молодые, такие которым до 30-ти: замечательный саксофонист-баритонист, Роман Секачев; у нас молодой тромбонист сейчас пришел - просто прекрасный музыкант Михаил Жижен; у нас саксофонисты - все просто великолепные: Олег Грымов, альтист - просто выдающийся музыкант..

 

Наталия: музыкантов молодых, как я понимаю, у Вас много:) а как Вы их находите?

 

Б.М.Фрумкин: Вы знаете, их не надо находить - они сами приходят, как котята, которые сами родятся:)); вот эти молодые музыканты - они сами появляются, как молодые грибочки, и сами приходят, и музыканты приводят... У нас сейчас в стране появилось несколько музыкальных заведений, которые готовят и выпускают джазовых музыкантов, эстрадных музыкантов, но вот в Гнессинке (Гнессинское музыкальное) наладили такой выпуск музыкантов: саксофонисты-один другого лучше!

 

Наталия: а питерских музыкантов у Вас нет?

 

Б.М.Фрумкин: нет.., но я работал с питерскими музыкантами: Геннадием Гольштейном, я работал с Костей Носовым; вообще, - питерская школа - великолепна, и духовая школа славится питерская, и не надо забывать, что оркестр Иосифа Вайнштейна - был из "пионеров" биг-бенда...

 

Наталия: а как Вы собираете, составляете программу репертуара?

 

Б.М.Фрумкин: Вы знаете, - бесконечно трудно, потому что мало материала, который нам по-настоящему подходит... Уходят знаменитые аранжировщики: в позапрошлом году умер Виталий Долгов, который очень много сотрудничал с оркестром, он успел поработал и с оркестром Бутмана; Николай Левиновский - аранжировщик, бывший руководитель группы "Аллегро", сейчас он живет в Америке и у него есть контакт с оркестром Бутмана. Очень сложно с аранжировщиками, а новый материал для биг-бенда - это всегда аранжировка. Играть американские, так называемые "покупные аранжировки" - знаете, это не почерк оркестра, а нового мастера - пока нету...Музыканты появляются, а аранжировщики - нет, и это - беда... Так что с программой - это Вы попали в самое болезненное место... Репертуар оркестра насчитывает более 1,5 тысяч произведений (я имею ввиду то, что - в библиотеке!), можно достать и - играть, но хочется.."свежатинки" (!) - с этим не очень хорошо..

 

Наталия: уверена, что на Ваш концерт придут почитатели традиционного джаза..

 

Б.М.Фрумкин: а мы и есть - традиционный джаз!, в хорошем понимании - мейнстрим:))

 

Наталия: и последнее: что бы Вы хотели пожелать петербуржцам в Новом году?

 

Б.М.Фрумкин: я хочу пожелать петербуржцам - особенно петербуржцам, потому что этот город у нас на особом счету, этот город - какой-то, знаете,..- Город с большой буквы, потому что - это история нашего государства в самых ярких его проявлениях. Это -прекрасный город, потому что его населяют прекрасные люди: петербуржцы всегда славились своей интеллигентностью, любовью к Искусству, они - большие меломаны. Поэтому я бы хотел пожелать этому городу оставаться таким же прекрасным, прихорашиваться время от времени, здания-то уже все старые, их надо прихорашивать (!); и - сохранить свою Душу: очень не хотелось бы, чтобы петербуржцы стали жестче, а вот в последнее время мои друзья...-..замечают это (наверное, это у нас в последнее время - такая жесткая жизнь??); чтобы - они сохранили свою интеллигентность и свою любовь к Музыке, чтобы им досталось побольше хорошей Музыки в этом городе. И, конечно, хочу пожелать всем нам Мира: и не столько мира внешнего, сколько - мира в нашей душе! Потому что в последнее время мы стали немного отдаляться друг от друга и ожесточаемся - это вызвано, конечно, внешними условиями, но если помятовать о Спасители Христе и если помятовать о том, что Любовь - это главное качество Человека и только благодаря этому он может выжить в этом мире, очень тяжелом и жестоком, - то хочу пожелать всем петербуржцам ЛЮБВИ - в самом высоком смысле этого слова!

 

Наталия: Спасибо!  И Вам - Здоровья и Музыки!!!:)))

 

Уже прощаясь, когда нас в который раз прервал звонок мобильного телефона, я попросила Бориса Михайловича сказать то, что он бы хотел сказать, а я не спросила в нашей короткой беседе и вот, что сказал Борис Михайлович Фрумкин на видеокамеру цифрового фотоаппарата:

 

Итак, напоминаю: сегодня, в  Рождество, 7 января 2011 года в Санкт-Петербургской Академической Филармонии (Большой зал) выступает "Легенда российского джаза" Оркестр имени Олега Лундстрема с программой «Джаз со всеми остановками», где прозвучат лучшие произведения Каунта Бэйси,  Бэнни Гудмена,  Дюка Элинктона, Глена Миллера и Олега Лундстрема. Вокал - Мари Карнэ Художественный руководитель оркестра Борис Фрумкин. Директор оркестра Александр Брыксин. 

Пошли, слушать ДЖАЗ!!

фото и видео автора - Наталии Кириловой

благодарю за возможность беседы с Борисом Михайловичес Фрумкиным - организаторов рождественского концерта!