Сбербанк передал Александровский зал Санкт-Петербургу

4 июля 2016 года в здании бывшей Городской Думы, в котором сейчас располагается Северо-Западный филиал Сбербанка, после завершения реставрационных работ Северо-Западный банк Сбербанка передал Александровский зал бывшей Городской думы в ведение Администрации Санкт-Петербурга.

В торжественной церемонии передачи ключей приняли участие Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель Северо-Западного банка Сбербанка Дмитрий Курдюков, деятели культуры, представители общественности города.

В Александровском зале Городской Думы по адресу: Думская улица, д. 1-3, будет создано культурно-просветительское  пространство, - об этом перед началом церемонии говорил директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, который рассказал журналистам о планах эксплуатации Александровского зала, ремонте других помещений, о будущем конкурсе и стоимости финансовых вложений. Перед вами - фрагмент беседы с журналистами:

Церемонию передачи Александровского зала открыл детский хор Петербурга исполнением «Гимн Великому городу» (Государственный Гимн Санкт-Петербурга, музыка Рэйнгольда Глиэра, слова Олега Чупрова). Зал встал:


В стенах Александровского зала заседала Городская Дума. В одном из лучших общественных залов Санкт-Петербурга читали лекции ученые, выступали со своими стихами  знаменитые поэты. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, этот зал помнит вихри Октября.

Собравшимся гостям и участникам Церемонии показали ролик, посвященный истории Александровского зала бывшей Городской думы Петербурга и самого здания:

Здание бывшей Городской Думы является уникальным и своеобразным памятником архитектуры Санкт-Петербурга. Уже в середине 18 века участок на углу Думской улицы и Невского проспекта был центром жизни города. На месте Башни и вдоль Невского проспекта вели торговлю серебром в деревянных лавках купцы, а вдоль нынешней Думской улицы разместился Гильдейский дом.

Согласно исторической справке, участок на Думской улице, «общественный Гильдейский дом со всеми принадлежностями», был передан согласно указу Павла I в городское управление. Тогда же было велено надстроить на крыше здания, прилегающей к Невскому проспекту, башню, «видом соответствующую великолепию столицы».  В 1799 году был  утвержден проект перестройки Гильдейского дома  в ратушу (или Городскую думу). В 1799-1804 годах архитектор Д.Феррари возвел на месте Гильдейского дома трехэтажное здание, повторявшее по композиции стоящие рядом  Серебряные ряды. Тогда же была возведена пятигранная башня, в виде тосканской кампаниллы. После пожара 1783 года архитектором Д.Кваренги были возведены каменные Серебряные ряды, сохранившиеся доныне.

В 1847-1852 годах здание  было перестроено  по проекту архитектора Н.Е. Ефимова (работы после смерти Ефимова завершил  Л.Л. Бонштедт). Фасады были решены в формах раннего ренессанса, внутри устроены большие залы и парадная лестница,  также была увеличена высота здания и изменены очертания оконных проемов.  В 1913-1914 годах гражданский инженер А.В.Кенель надстроил здание 4 и 5 этажами, но надстройка просуществовала недолго и верхние этажи были разобраны в 1986 году.

С 1785 по 1846 годы основным документом, регламентирующим общественное устройство всех российских городов была «Жалованная грамота городам» императрицы Екатерины II. Законодательство относительно общественного устройства городов было запутанным и неопределенным, не соответствовало уровню социально-экономического развития городов. Фактически отсутствовал выборный представительный орган. Перед 1846 годом общественное управление Петербурга состояло из Собрания городского общества, Общей и Шестигласой думы. 

В городское общество входили - купцы, мещане, ремесленники (не входили многие из тех, кто владел собственностью в городе - дворяне, люди духовного звания, разночинцы,  сельские обыватели). Исполнительный орган - Шестигласая дума - состояла из 4 человек от купцов и по одному от мещан и ремесленников.  Обязанности - взыскание податей,  недоимок,  выдача паспортов,  контроль за исполнение повинностей. Вопросы, связанные с благоустройством города, его санитарным состоянием, обеспечением города продовольствием отнесены к ведению полиции и некоторых других органов.  

Коренные изменения принесла реформа городового управления императора Николая I 1846 года, согласно которой была создана всесословная городская дума - Общая дума,  с распорядительным органом - Распорядительной думой. По Городовому  положению 1870 года Городская Дума «представляет все городское общество и на сем основании входит в обсуждение дел, касающихся всего городского общества». Большая часть вопросов решалась открытым голосованием путем вставания. Думские заседания оформлялись в виде журнала. Периодический орган - «Известия С-Петербургской  городской думы». Заседания думы были публичными.

«Сегодня помещения Городской Думы возвращаются в городскую собственность. Здесь будет создано культурно-просветительское общественное пространство для петербуржцев и жителей нашего города», - сказал Георгий Полтавченко:

Губернатор поблагодарил руководство Северо-Западного банка Сбербанка за бережное отношение к историческому зданию, за проведенную реставрацию Александровского зала. «Выражаю огромные слова благодарности за бережное отношение к историческому наследию. Надеюсь на дальнейшее столь же конструктивное сотрудничество… Этот зал будет в первую очередь направлен на то, чтобы развивать наши культурные традиции.. Уверен, что петербуржцы оценят этот бесценный подарок», - подчеркнул Георгий Полтавченко.

В своем кратком ответном слове Дмитрий Курдюков, председатель Северо-Западного банка Сбербанка России сказал: «Сегодня мы, наверное, с вами находимся на пороге, на старте новой жизни этого зала. И я уверен, что объект станет действительно еще одной жемчужиной нашего великолепного города»:

«Реставрация Александровского зала бывшей Городской думы - вклад Сбербанка в воссоздание исторического облика Санкт-Петербурга. Уверен, превращение Александровского зала в общедоступное пространство сделает его одной из самых популярных культурных площадок города», - отметил Дмитрий Курдюков.

Помещения на Думской ул., д. 1-3, общей площадью 4 тыс. м2, находятся в долгосрочной аренде у Сбербанка с 1998 года. Банк на собственные средства провел серию консервационных и реставрационных работ. В зданиях усилен фундамент, осушены подвалы, проведено укрепление стен, отреставрирована Думская башня, воссоздано парадное крыльцо, а также полностью восстановлен Александровский зал Городской думы - крупнейший и красивейший в здании.

Церемонию передачи площадей здания бывшей Городской Думы завершило действие «Внести ключи!» - губернатор Георгий Полтавченко открывает ключами  ларец с трехмерным изображением Александровского зала:

Итак, 4 июля Сбербанк передал городу несколько помещений площадью 4 тысячи квадратных метров в здании бывшей Городской думы: у Петербурга появился новый культурный центр.

Главным подарком в списке переданных помещений по праву стал Александровский зал. После масштабных реставрационных работ он, как и полтора столетия назад, готов принимать гостей. В середине XIX века в самом большом и красивом зале Думы проходили концерты Русского музыкального общества. Здесь читали лекции академики и ученые.

Известно, что в стенах Городской думы Санкт-Петербурга бывали многих видные граждане российской столицы.  В зале общих собраний, также называющемся Александровским, проводились публичные лекции «Вольного университета». В январе - марте 1862 года в связи со студенческими волнениями Санкт-Петербургский университет был закрыт. Студентами был образован «Вольный университет», лекции в котором читались известными российскими учеными - Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым, А.Н. Бекетовым, Н.И. Костомаровым. С 1863 года в Александровском зале  устраивает концерты Русское музыкальное общество, созданное А.Рубинштейном. Именно с этим залом связана история появления целого музыкально-культурного течения в российской жизни. 12 мая 1867 года в Александровском зале Городской думы был дан большой концерт в честь делегатов, прибывших в Россию на открытие Всеславянской этнографической выставки. Необычайно торжественно украшенный разноцветными драпировками, флагами и гербами славянских стран был ярко освещен. В концерте, получившем название «славянского» оркестр под управлением Балакирева исполнил «Камаринскую» Глинки, «Сербскую фантазию» Римского-Корсакова и другие сочинения славянских композиторов. На следующий день в «Ведомостях» появилась статья музыкального критика В.В.Стасова с описанием концерта. Заканчивая ее, критик выражал пожелание, «чтобы наши славянские гости... навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Выражение «Могучая кучка» было подхвачено и стало синонимом Новой русской музыкальной школы.

Россия вступила в качественно новую стадию исторического развития. В ночь на 26 октября 1917 года в Александровском зале был сформирован «Комитет спасения родины и революции». В него вошли члены Городской думы, во главе с эсером Г.И.Шрейдером. В здании думы проходил в декабре 1917 года II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, на котором выступали лидеры политических партий страны, в их числе - председатель Совнаркома  В.И. Ленин. 16 ноября 1917 года  декретом СНК городская дума была распущена. Городская управа (исполнительный орган при думе с 1870) была преобразована в Комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны, который до 1919 года возглавлял М.И. Калинин. Именно здесь располагалась центральная коллегия по реквизиции помещений, переселившая 300 тыс. рабочих семей в квартиры центрального района, превратив их в коммуналки. В соответствии с планом монументальной пропаганды в 1918 году около Башни, на Невском проспекте, был установлен гипсовый бюст  популярного в среде российских социал-демократов немецкого философа, социалиста Фердинанда Лассаля (скульптор В.А.Синайский, архитектор Л.В.Руднев), замененный в 1923 году гранитным. В 1937 году бюст сняли, и ныне он хранится в музее городской скульптуры.

Александровский зал (называемый залом Лассаля) продолжал использоваться как концертныйВ 1920-х годах здесь работал театр «Экспериментальный». Он открылся 15 ноября 1923 года весьма оригинальной постановкой – «Обряд русской народной свадьбы», построенной на этнографическом материале русского Севера. Затем последовал другой удачный эксперимент - новая редакция «Севильского цирюльника» Россини. Репертуар театра был разнообразен и интересен. Однако из-за финансовых трудностей в период хозяйственной разрухи театр просуществовал недолго. На литературных вечерах здесь выступали Федор Достоевский, Александр Блок: сохранились воспоминания о выступлении здесь Сергея Есенина 14 апреля 1924 года. Затем здание занимали железнодорожные кассы, техникум общественного питания. Долгое время здание находилось на ремонте.

В 1986 году верхний этаж был разобран, в 1993 году была заменена металлическая конструкция наверху башни. Сейчас, после масштабного ремонта здания, можно видеть, каким оно задумывалось изначально: каждый ярус обработан пилястрами, а высота верхнего яруса увеличена - на нем расположены часы. Сейчас здесь находятся Детская филармония, музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова, Институт Петербурга, а с 1998 года - Северо-Западное и Санкт-Петербургское отделения Сбербанка России. В самой башне - Музей банковского дела.

Благодаря усилиям Северо-Западного банка Сбербанка и на собственные средства уникальная архитектурная постройка отреставрирована: усилен фундамент, осушены подвалы, проведено укрепление стен, отреставрирована Думская башня, воссоздано парадное крыльцо, приведена в порядок Думская башня, а также полностью восстановлен Александровский зал Городской думы - крупнейший и красивейший в здании.

Осенью 2014 года журналисты впервые увидели отреставрированный и обновленный Александровский зал: Северо-Западный банк Сбербанка пригласил нас на открытие Музея банковского дела, который он устроил в самой Думской башне, а также по случаю открытия смотровой площадки этой башни. Кроме того, нам представили уникальный часовой механизм фирмы «Фридрих Винтер» и колокола, что стали отсчитывать городское время.

Несколько слов о башне и часах: известно, что изначально башня использовалась как пожарная каланча - на случай пожара внутри постоянно дежурили десять пожарных, а в 1835 году архитектор В. И. Беретти создал конструкцию для подъёма сигнальных шаров. Для этого был построен дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция для подъема шаров. Они сообщали о месте и силе пожара в светлое время суток, предупреждали город и о наводнениях. 

С верхних площадок дозорные наблюдали за окрестными улицами. Для каждой части города количество шаров и фонарей было разным. В течение всего XIX века регулярно публиковались карты Санкт-Петербурга и плакаты с обозначением пожарных сигналов для каждой части города. Но это устройство башни на Невском проспекте оказалось неудачным, и уже в 1840 году было заменено новым.

В 1839 году на башне Думы находилась одна из станций самой длинной в мире линии оптического телеграфа - с помощью зеркал она принимала световой сигнал с крыши Зимнего дворца, передавала его на башню Технологического института и далее. Световое сообщение проходило расстояние в 1200 км Варшавы за 15 минут. Всего на линии стояло 149 станций. Для передачи сигналов ночью рама имела фонари на концах. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом.

Часы фирмы «Фридрих Винтер» появились в башне в 1883 году, в эти же годы было организовано их ночное освещение. Часы били четыре раза в час. Они несколько раз ремонтировались, в них заменялись детали, чистились механизмы. История реставрации часов - настоящая повесть о поисках мастеров и механизмов, что были утрачены в лихие времена гражданской войны, а часы - молчали десятилетия!  Сейчас отклонение хода часов составляет не более 30 секунд в неделю.

Для тех, кто хочет своими глазами увидеть механическое чудо часов и взглянуть на город Петербург со смотровой площадки Думской башни сообщаю, что пока еще работают уникальные экскурсии в Музей банковского дела и на смотровую площадку Думской башни - надо только быть настойчивым и дозвониться в информационную службу Северо-Западного банка Сбербанка!

Фоторепортаж с церемонии передачи Александровского зала можно посмотреть здесь: https://goo.gl/photos/NDKiU1UmpAUhPtvG8 или: https://picasaweb.google.com/113418138400710935359/6303820119592212017?authuser=0&feat=directlink

А, возвращаясь к подарку Сбербанка, надо сказать о том, что Александровский зал может стать новым домом для Камерного хора Смольного собора. Здесь музыканты смогут репетировать и выступать. Об этом говорил и директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров: напомним, что коллектив лишился собственной площадки в прошлом году после передачи собора церкви. Есть надежда, что Мечты - сбываются!

 

 

 

 

 

 

Благодарю за предоставленные материалы  и фотографии - пресс-службу Северо-Западного банк Сбербанка.

Использованы также фотографии - пресс-службы Администрации Санкт-Петербурга, Наталии Чайки и Татьяны Бушмановой.

Видео с церемонии передачи Александровского зала - Наталии Кириловой.