Театральный проект «Ревизор» в БДТ!

9 октября 2012 года в Каменноостровском театре  на новой сцене БДТ им.Г.А.Товстоногова состоится премьера театрального проекта «Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя, который обещает стать, по заверениям его создателей, одним из первых спектаклей, поставленных на этой сцене после 130 лет театрального «молчания».

Режиссер-постановщик спектакля - Андрей Прикотенко, художники-постановщики: Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев, композитор - Игорь Пономаренко. Реализация идеи - ОАО «Газпром», СПб компания «Театр Декор». Андрей Прикотенко - ученик выдающегося театрального педагога Вениамина Фильштинского, и основной актерский состав  спектакля тоже вышел из этой Мастерской. Хлестаков (Александр Кудренко), все герои Гоголя - актеры БДТ имени Г.А.Товстоногова и приглашенные актеры петербургских театров: Тарас Бибич, Полина Толстун, Василий Реутов, Нина Петровская, Николай Горшков, Игорь Мосюк, Илья Дель, Руслан Барабанов и другие.

 

Создатели театрального проекта "РЕВИЗОР" накануне премьеры встретились с журналистами северной столицы, чтобы рассказать о проекте и ответить на вопросы:

Мало кто будет спорить, что «Ревизор» - лучшая русская комедия. Н.В.Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Нет более ясной пьесы в мировой литературе, и нет пьесы, с которой у театра были бы отношения настолько же не выяснены до конца. Несмотря на огромное количество постановок, можно сказать, что «Ревизор» все еще не сыгран.

Генеральный спонсор премьеры спектакля - ОАО «Газпром». В спектакле зрителей ждет много сюрпризов и один из них: вместо Городничего Сквозник-Дмухановского появляется уездная правительница Антонина Антоновна, в исполнении актрисы Ульяны Фомичевой. Почему произошла эта "смена пола" - на вопрос отвечал режиссер спектакля Андрей Прикотенко:

Прошло 176 лет с премьеры «Ревизора» в Александринском театре, но российские закономерности, тема коррупции и чиновничьего произвола с любовью выписанные писателем в веке XIX, не потеряли свою актуальность  в XXI,  и, скорее всего, не потеряют никогда. О сценической редакции пьесы Н.В.Гоголя и о том, какие еще персонажи появятся в этом спектакле, - слово режиссеру: 
 

В сценической редакции драматурга Михаила Дурненкова текст пьесы Гоголя остаётся почти неизменным, однако классическая пьеса представлена в оригинальном театральном жанре, соединяющем каноны драматического и музыкального театров. Появится в спектакле и новое действующее лицо - Хор. Гонимый и неприкаянный «фантом», хор церкви, которую должны были построить, но все деньги украли. Силуэт недостроенного храма, постоянно присутствующий на сцене, становится важной художественной доминантой спектакля, художественной метафорой «Ревизора» Андрея Прикотенко: "…"в спектакле должен был появиться новый персонаж…- этот персонаж - ХОР и мне хотелось, чтобы тексты для этого персонажа были выбраны из самой пьесы, ну, например, - "апарты" - то, что артисты говорят в зал, - мысли героев..То есть, для этой работы нужен был драматург, - вот так появился Миша Дурненков…..Хор стал полноценным персонажем… и мне хотелось, чтобы пьеса «Ревизор» ушла в область эпического анекдотаЧто для нас сегодня эта история с ревизором, для меня? Вот, чтобы подчеркнуть эту эпическую тональность - нам и понадобилось все эти выразительные средства: Хор, который поет полноценное симфоническое произведение…"

 

О сценографе и костюмах спектакля отвечала художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили:

 

Актер Александр Кудренко ответил на вопрос о том: "как ему роль Хлестакова?" - "Надо признаться, что мне тяжело дается эта роль, потому что, как ни странно, - я не в первый раз ее играю, но дается тяжело потому, что она - сложная… и что новое в ней: в герое нет никакого злого умысла, что это все - по наитию,  у него, как у Гоголя написано: "легкость в мыслях необыкновенная" - то, что это такой человек…переключается в одну минуту и не способен к самоанализу - хотелось бы такого Хлестакова (сыграть), который живет Здесь и Сейчас, ..но это не исключает его Наивности"..)

 

Важная роль в спектакле отведена оригинальной музыке Игоря Пономаренко, сопровождающей весь спектакль:  симфонический оркестр, «основной» и «вспомогательный» хоры, солисты музыкальных театров. Композитор Игорь Пономарев рассказал о музыкальной партитуре спектакля следующее: " Интересное получилось сочетание: на сцене - драматический спектакль, актеры, но они иногда работают по руке дирижера - то музыка главенствует и они подчинены… - для них это необычно: не тогда, когда включена (фонограмма) в рубке, а когда - это "живое" и для нас (музыкантов) тоже необычно: "лечь под текст живьем"… Очень интересная работа и я сам еще дирижирую всем этим спектаклем, для меня это - абсолютно новое; непонятно - какой это жанр: проникновение оперы в драму; по музыке - присутствие этого божьего голоса из церкви …- Хор иногда похож на церковный хор, у оркестра много инструментальных антрактов..)

 
В спектакле много анимации, в которой «материализуются»  и мечты Городничей  о жизни в Петербурге, и фантасмагорические рассказы Хлестакова. В новой постановке  причудливым  образом сочетаются далекое прошлое и современность. Кроме того, на вопросы журналистов отвечала и "главная героиня" спектакля - "Городничий в юбке", актриса Ульяна Фомичева
 
На пресс-конференции произошла настоящая дискуссия   по "смене пола" персонажа Гоголя - кто он, мужчина или женщина, чиновник в России? Отвечала Ульяна Фомичева: "Это - Человек, это даже и ни мужчина, и ни женщина… - это Человек, который занимает серьезный пост…в Правительстве: я не могу отнести их ни к мужчинам, ни к женщинам - это какие-то Люди, они не имеют пола, - я бы сказала так!. - Руководители":-) 

Сорок лет назад, в 1972 году, в БДТ состоялась премьера спектакля «Ревизор», режиссера Г. А Товстоногова. Этот спектакль стал одной из знаковых постановок мастера и вошел в историю театра. И сегодня очень важно показать на сцене БДТ преемственность театральных поколений.

Фоторепортаж с пресс-конференции - смотрите здесь: 

Сегодня как никогда вопрос трактовки «Ревизора» становится наиважнейшим. Каким будет Хлестаков XXI века, кто он такой, этот «петербургский инкогнито», в чем его загадка? Ведь Гоголь так велик, тонок, многообразен, непредсказуем и провокационен, что во все времена он будет пробуждать умы и радовать нас своею проницательностью, насмешкой и любовью к Человеку и его слабостям.

"Признаюсь, я бы ни за что не захотел быть на месте автора. Прошу угодить! Избери маловажные светские случаи, все будут говорить: «Он пишет вздор, никакой нет глубокой нравственной цели»; избери предмет, сколько-нибудь имеющий сурьезную нравственную цель, - будут говорить: «Не его дело, пиши пустяки!»

Н. Гоголь. Театральный разъезд.





Использованы фотографии с репетиции спектакля - Юрия Белинского и А.Вахабова. 


Фотографии и видео с пресс-конференции - Наталии Кириловой.