«ТРОН: Наследие»

По дороге к солнцу.

 

16 декабря 2010 года одновременно в Москве и Санкт-Петербурге в кинотеатрах 3D прошли презентации российской премьеры фильма «ТРОН: Наследие»Не знаю, как в столице, а в моем любимом Питере зрители, пришедшие на кинопремьеру стали участниками развлекательного шоу со светящими браслетами (пропуск в зал), со светящимися коктейлями и мандаринами, с призами, конкурсами и подарками! Мне нарисовали что-то замысловатое на лице, я поиграла в конкурсы и ушла с очками 3D в зал:)

 

23 декабря 2010 года уже все в России смогут увидеть этот боевик / приключения / фантастика / триллер: Disney представляет фильм «ТРОН: Наследие», высокотехнологичное приключение в виртуальной реальности, подобных которому ещё не было на экране. Режиссёр фильма – Джозеф Косински, главные роли сыграли Джефф Бриджес, Гарретт Хедлунд, Оливия Уайлд, Брюс Бокслайтнер, Джеймс Фрэйн, Бо Гарретт и Майкл Шин, продюсеры – Шон Бэйли, Джеффри Силвер и Стивен Лисбергер, исполнительный продюсер – Доналд Кушнер, сопродюсеры – Джастин Спрингер и Стив Гоб. Авторы сценария – Эдвард Китсис и Адам Хоровиц; по сюжету Эдварда Китсиса, Адама Хоровица, Брайана Клагмана и Ли Стернтала; на основе персонажей, созданных Стивеном Лисбергером и Бонни Макбёрд. Саундтрек к фильму написан французскими электронщиками-электронным дуэтом Daft Punk, обладателями премии «Грэмми». «ТРОН: Наследие» будет показан в форматах Disney Digital 3D™, Real D 3D и IMAX® 3D. 

 

В центре сюжета – история взаимоотношений отца и сына, которые приобретают в виртуальном мире не меньший накал, чем в реале: 27-летний бунтарь Сэм Флинн (Гарретт Хедлунд) не может смириться с таинственным исчезновением своего отца, Кевина Флинна (обладатель «Оскара» и «Золотого Глобуса» -актер Джефф Бриджес), дерзкого изобретателя в области информационных технологий. Идя по следу странного сигнала, полученного из зала игровых автоматов Флинна – сигнала, который мог отправить только его отец, – Сэм попадает в виртуальный мир, где на 20 лет безвылазно застрял Кевин. С помощью бесстрашной  Куорры (Оливия Уайлд) отец и сын пускаются в смертельно опасное путешествие по вселенной, некогда созданной Кевином, но уже без его участия развившейся в нечто более масштабное: теперь их тут ждут небывалые машины, пейзажи, оружие и могучий злодей, готовый любой ценой помешать им вырваться на свободу. 

 

В этой публикации я хочу Вам рассказать о трех моментах: 1)про то, с чего начиналось - как возник фильм, про технологии, что применили создатели фильма; 2)как развивался сюжет фильма от Трона1982 до Трона 2010 года и 3)самое, на мой взгляд, любопытное: как снимали фильм? Итак, начинаем.

 

ИСТОРИЯ и ТЕХНОЛОГИИ:

 

Для тех, кто играет в компьюторные игры или является настоящим фанатом кино, известно, что фильм «ТРОН» был выпущен Disney в 1982 году и стал настоящим технологическим прорывом. Его сценаристом и режиссёром был визионер Стивен Лисбергер; на «ТРОН: Наследие» он продюсер. На тот момент «ТРОН» использовал новейшую компьютерную графику, невиданные прежде виртуальные декорации и световые эффекты. Впервые крупная киностудия выпустила фильм, который мог похвастаться уникальным сочетанием широкоэкранного формата, компьютерной графики и рисованной анимации. В результате «ТРОН» стал культовой картиной, не утратившей популярности даже 25 лет спустя. Его появление считается поворотным событием в истории спецэффектов в кино и положил начало киберпанку в кино. 

 

Технические достижения последних лет создали заманчивую возможность сделать полноценное продолжение «ТРОНа», ориентированное на современного зрителя. Сегодня, когда «поколение X-Box» круглые сутки подключено к интернету, телефоны превратились в портативные компьютеры и все вокруг играют в виртуальные игры, мы живём в мире, о котором 30 лет назад, во времена создания  «ТРОНа» , можно было только мечтать.

 

Обладатель «Оскара» и «Золотого Глобуса» - актер Джефф Бриджес рассказал о том., чего могут ждать зрители от "Трона 2": на вопрос о том, почему он согласился играть в продолжении больше чем через 25 лет после выхода оригинальной ленты, Бриджес ответил: "Это еще один уникальный, безумный опыт, который слишком хорош, чтобы от него отказаться. Возвращение в тот мир вызывает ровно те же ощущения, что и тогда. По сути, я все еще ребенок, люблю дурачиться, а это отличный способ еще раз сыграть в те безумные игрушки. "Новые технологии делают процесс восхитительным. Готовя тизер для Comics Con, я получил свой первый опыт работы с технологией "захвата движения". Она совершает переворот в индустрии. Просто потрясающе быть частью этого". В оригинальном «ТРОНе» герой Бриджеса пытается доказать, что начальник украл его программу, для чего двое товарищей буквально "оцифровывают" его и запускают внутрь компьютера.

 

Актер рассказал о том, как они осовременили "Трон": "Когда мы делали "Трон", еще не было ни Интернета, ни сотовых телефонов. Но теперь у нас есть технология "захвата движения"", так что я думаю: новый вариант истории будет более удачным. В нем кое-кого буквально втянет в видео-игру. Когда мы работали над "Кинг Конгом" в 70-х, мы вначале снимали Рика Бэйкера (художника по визуальным эффектам) в костюме, а потом делали из этого 80-футового Конга, и между ними не было ничего общего. Сравнивая (тот фильм) с "Кинг Конгом " Питера Джексона и технологиями, которые в нем использовались", понимаешь, что они проделали прекрасную работу. Они сделали прекрасного Конга. Я надеюсь то же самое получится и с "Троном".

 

«ТРОН: Наследие» – это совершенно отдельный фильм. Вы можете ничего не знать о первой части и получить удовольствие от второй: сюжет это позволяет», - Шон Бэйли, продюсер. Шон Бэйли вспоминает о том, как познакомился с режиссёром-дебютантом Джозефом Косински. «Я с первых же минут был поражён тем, как он видит и чувствует историю и как он уверен в себе... Джо заразил нас своей уверенностью, и мы решили сделать демо-ролик». У Косински почти не было опыта работы в большом кино, однако он сумел проявить свой яркий талант и визуальный стиль в рекламных роликах видеоигр «Halo», «Gears of War», а также компании Nike. Косински закончил Колумбийский университет с дипломом архитектора. Он превосходно разбирается в дизайне и привык к работе с компьютерными технологиями. «Всё кинопроизводство меняется на наших глазах, и я убеждён, что Джо [Косински] – один из лидеров этой революции», – говорит Бэйли. Косински, Бэйли и другие продюсеры убедили руководство студии дать «добро» на создание демо-ролика: короткого фильма, показывающего, что современные технологии могут сделать с основными элементами виртуальной вселенной «ТРОНа» – например, светоциклами и дисковыми битвами. В 2008 году ролик стал сенсацией на Комик-коне в Сан-Диего, и студия разрешила запустить фильм в производство.

 

Огромную роль в фильме играет электронная музыка, написанная дуэтом Daft Punk, революционерами в своём жанре. Музыка Daft Punk – это бодрая, танцевальная смесь прогрессив-хауса, фанка, электроники и техно. Свой музыкальный и визуальный стиль Daft Punk создавали, во многом опираясь на «ТРОН» 1982 года. Саундтрек создавался медленно, на протяжении трёх лет, и в итоге получилось уникальное сочетание оркестровой, электронной и гранулярной музыки. «Для фильма у нас записано больше 100 минут музыки. И она уже так тесно спаялась с видеорядом, что представить фильм без неё я лично не могу», – говорит режиссер фильма  Джозеф Косински

 

В фильме использованы, как я уже могла убедится из увиденного, - новейшие достижения кинематографической техники, в том числе – ещё более продвинутые камеры, чем на «Аватаре», уникальные технологии компьютерной обработки реальных декораций. Все эти инструменты попали в руки к талантливым художникам и кинематографистам, поэтому неудивительно, что  «ТРОН: Наследие»  демонстрирует суперсовременный дизайн и потрясающие видеоэффекты, ещё более усиленные стереоскопическим форматом (3D). Максимально реалистичная компьютерная анимация вписывается в игровые сцены с живыми актёрами настолько естественно, что раньше это было невозможно. Как говорит продюсер Джеффри Силвер: «Раз уж «ТРОН» был прорывным фильмом в 80-е, нам казалось очевидным, что его продолжение должно стать прорывом в 21-м веке. Если мы хотим всё сделать правильно, надо поднять планку. Так мы и поступили». 

 

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА:

 

В 1982 году, когда Кевин Флинн (Джефф Бриджес) вырвался живым из Системы и вернул себе контроль над компанией «Энком», которую он основал со своим старым другом Аланом Брэдли (Брюс Бокслайтнер), все думали, что он остепенится и полностью посвятит себя созданию и продвижению компьютерных игр. На первый взгляд так оно и было: Кевин женился и делил своё время между сыном Сэмом и «Энкомом», которая, благодаря ему и Алану, превратилась в колосса на рынке видеоигр. Но в тайне от всех Кевин продолжал эксперименты с телепортацией и часто возвращался в Систему из тайной лаборатории, спрятанной под игровым залом. Наконец, однажды Кевин исчез, и Сэм остался без отца и без малейших подсказок о том, где его искать.  Действие фильма  «ТРОН: Наследие»  начинается 20 лет спустя. Повзрослевший Сэм (Гарретт Хедлунд) получает на пейджер сигнал, который приводит его в игровой зал Флинна. Оттуда он переносится в Систему, где на 20 лет безвылазно застрял его отец, и там начинается приключение, которое изменит жизнь и отца, и сына. «С самого начала мы с Шоном [Бэйли] говорили студии, что «ТРОН: Наследие» - фильм об отце и сыне. В их отношениях – сердце картины», - Джозеф Косински, режиссёр.

 

Отец и сын расстаются, а потом сближаются снова в этом эмоциональный код фильма. «В этом восхитительном мире нам нужен проводник. Мы выбрали нашим проводником Сэма. Глазами Сэма мы открываем для себя Систему и узнаём Флинна», – говорит Адам Хоровиц, написавший сценарий вместе с Эдвардом Китсисом. Кевин Флинн - один из первых гениев в области разработки компьютерных игр, создавший целый виртуальный мир под названием Система. Он превратил компанию «Энком» в державу рынка информационных технологий, но в 1989 году бесследно исчез. Кевин Флинн, блистательный разработчик компьютерных игр, всегда мечтал покорить оба мира – и реальный, и виртуальный. Первым из людей попав в невероятный виртуальный мир Системы, он решил, что лучший способ добиться этой цели – совместить два мира. Он разработал сложнейшую программу КЛУ 2.0 и с её помощью тайно строил собственную Утопию, где высочайшие идеалы человечества сочетались бы с новейшими технологическими достижениями. Днём он работал на благо своей корпорации, а по ночам – над Сетью. Но однажды, в 1989 году, Кевин Флинн загадочным образом исчез. Он на своём опыте понял, что поговорка «бойся своих желаний» возникла не зря: застряв в мире, созданном им самим, он может только ждать и надеяться, что он снова получит шанс вернуться домой, к сыну.

 

Не могу не сказать о том, что мне понравилось: про актера и программу:))Начинающий, молодой актер Гарретт Хедлунд, который сыграл роль Сэма, сына Кевина Флинна. По сценарию Сэм – спортсмен-экстремал. Чтобы подготовиться к роли, Хедлунд учился ездить на мотоцикле и ходить по канату, а также освоил технику рукопашного боя, капоэйру и паркур. Бриджес заботливо помогал молодому актёру выдержать тяжёлые съёмки. Хедлунд говорит: «Мне всегда казалось, что каждый ребёнок мечтает о таком отце. Он лёгок на подъём, у него отличное чувство юмора, и при этом в нём столько мудрости!».

 

Майкл Шин хорошо знаком с миром спецэффектов: он играл Люциана в серии фильмов “Другой мир». В «ТРОН: Наследие» Шин играет Кастора, модника и владельца клуба.  Кастор, балансирующий на грани света и тьмы, стал интересной ролью для Шина. «Я – программа. Я не человек. Но в виртуальной Системе все программы выглядят как люди, поэтому напрашивается интересный вопрос: что он за программа? Мой герой живёт в этом мире с самых первых его дней (по крайней мере, он этим хвастается), поэтому я должен был продумать его место в истории ТРОНА». Программа по имени Кастор разработана для сбора ценной информации и способна приспосабливаться и выживать в самой изменчивой среде. Этот специфический набор качеств делает Кастора идеальным барменом, так что он по полному праву владеет заведением «Конец строки» в самой высокой башне с видом на виртуальные пейзажи. Кастор – бесстыжий лицемер, доверять ему очень опасно. Он каждому набивается в друзья в надежде получить долю прибыли от любой сделки. Но кто он на самом деле, друг или враг? Зависит от того, насколько ему нужно то, что принадлежит вам. Не судите его, программу, - у каждого/ой из них - своя роль, свое предназначение:))

 

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ:

 

Джозеф Косински очень точно сформулировал свой подход к проекту: «Я хочу, чтобы всё выглядело настоящим. Чтобы казалось, будто мы перенеслись в мир ТРОНа с обычными камерами. Поэтому я хотел, чтобы как можно больше локаций были построены на площадке из настоящих материалов: стекла, бетона, стали; чтобы всё это можно было потрогать руками». Косински окружил себя художниками из самых разных областей. «У нас трудились архитекторы, дизайнеры автомобилей; многие из них никогда не работали в кино. К нам слетелись люди со всех концов света», – говорит Косински.

 

Ради того, чтобы сохранить в «Наследии» дух первого «ТРОНа», Косински и его команда были готовы раздвинуть границы возможного. В результате на съёмках использовались самые разные технические приёмы, от синих экранов до 3D-камер. Помимо прочих технологических сложностей, «ТРОН: Наследие» снят в 3D. По словам Бэйли, «3D – это действительно трудная штука; камеры на площадке крупнее и тяжелее, приходится учитывать больше переменных, так что весь процесс замедляется. Но, по-моему, это лишний повод сходить в кино, потому что такого эффекта вы не получите на айфоне или на компьютере». 

 

«Для меня было важно, чтобы 3D тоже был настоящим», - говорит Косински. - «Сейчас многие фильмы снимаются в обычном формате, а потом уже конвертируются в 3D. Но с нашими декорациями и бескрайними видами у нас не было иного выхода, кроме как снимать всё 3D-камерами». И еще: «Снимать в 3D гораздо сложнее. Визуальные эффекты мы тоже заканчивали в 3D, что тоже трудно. Надо ведь делать разный видеоряд для каждого глаза». На съёмках фильма  «ТРОН: Наследие» использовались специально созданные камеры новейшего поколения и уникальная комбинация двух технологий: motion capture и системы стереоскопических камер. В итоге, реальные съёмки смешали с компьютерной анимацией так, чтобы разница была незаметна. «Я хочу, чтобы зрители не замечали момента переключения, поэтому одни сцены снимаю полностью в реальных декорациях, другие – на фоне синего экрана. Если у нас всё получится, различить их будет нельзя; вы не заметите швов», – говорит Косински

 

Так, благодаря Косински и его любви к живым декорациям, «ТРОН: Наследие» не стал полностью компьютерным фильмом. Роскошным новый отель «Шангри-Ла» в Ванкувере был превращён в корпорацию «Энком»; обиталище Сэма было построено на берегу небольшой бухты с восхитительным видом на город. Другие интерьеры, в том числе игровой зал Флинна, тайное жилище Кевина и клуб «Конец строки», были возведены в одном из шести павильонов. В павильонах были построены целые улицы из Системы, по размерам превосходящие большинство улиц в реальных городах. «Когда Сэм впервые попадает в Систему из игрового зала», – говорит художник-постановщик Даррен Гилфорд, – «его забирает Опознаватель, спустившийся сверху. От размеров Опознавателя зависят размеры улицы, а ширина его корпуса – 20 метров. Исходя из этих пропорций, мы поняли, что нам надо будет построить примерно два городских квартала. Это была крупная, крупная стройка».

 

20-25 художников из разных департаментов готовили эскизы, по которым Косински и его команда делали декорации – полностью «живые», смешанные с синим экраном или полностью цифровые. По оценке Гилфорда, в фильме примерно 60-70 отдельных декораций, 15 из которых были полностью построены на площадке. Художники по декорациям предусмотрительно позаботились о том, чтобы на экране появился целый ряд предметов, тесно связанных с мифологией «ТРОНА». Например, в тайной лаборатории Флинна под залом игровых автоматов можно разглядеть кадры и предметы реквизита из первого фильма. Внимательный зритель узнает эмблему Управляющей программы (Master Control Program) на обложке для диска, компьютерную панель и усовершенствованную версию лазера «Шива», с помощью которого Сэм переносится в Систему. По стенам также развешаны детские рисунки Сэма и карта виртуального мира. «Это поразительное пространство. Оно разрослось, стало больше, темнее и продуманнее. Но, что интереснее всего, оно существует отдельно от интернета. Это фильм не об интернете. Этот мир уникален, как виртуальная версия Галапагосских островов», - Шон Бэйли, продюсер.

 

Свет – самый главный и объединяющий элемент в виртуальном мире Системы. «В нашем фильме всё завязано на свете. Световые ленты вытекают из-под улиц, взбираются на тротуары и здания и тянутся по всему городу на много миль», – говорит художник-постановщик Даррен Гилфорд. – «Очень интересно устроено уличное освещение: свет как будто рождается из самих улиц и обволакивает, баюкает их». В клубе «Конец строки», расположенном на вершине самого высокого небоскрёба, свет излучает практически любое пространство: световые ленты вьются по полу и потолку, вокруг кабинок. Даже напитки светятся изнутри. Крыша и стены клуба сделаны из стекла, открывая волшебный вид на городские огни и на маяк далёкого портала. Но, наверное, лучше всего свет работает в световых костюмах.

 

Световые костюмы были сделаны при помощи электролюминесцентных ламп из гибкой полимерной плёнки. Большинство облегающих костюмов были сделаны из латексной губки, а костюмы Сирен – из спандекса, опрысканного жидкой резиной для большей гладкости. Актрисам в этих костюмах приходилось ужасно тесно. «Кроме главных героев», – рассказывает Кристин Бислин Кларк, работавшая вместе с художником по костюмам Майклом Уилкинсоном, – «мы одели ещё всю массовку. В виртуальном мире нет ни одного жителя без световых элементов на одежде. В итоге мы сделали больше 140 поролоновых костюмов. Это беспрецедентный случай». Облегающие костюмы со световыми элементами привлекают внимание модельеров, и детали костюмов из «ТРОН: Наследие» можно увидеть на подиумах и на страницах модных журналов. Узнаваемые причёски и смелый макияж для глаз становятся модными трендами.

 

Факты о костюмах: Программы, служащие Клу, носят чёрные костюмы с оранжевой и красной подсветкой. Цвет самого Клу – жёлтый; это знак его превосходства. У других обитателей Системы более холодные цвета: белый, голубой, серебряный. Примерка и подгонка каждого костюма отнимала немало времени и сил, поэтому на площадке применялись особые наклонные платформы, которые позволяли актёрам отрываться от земли и наклоняться под углом без риска повредить костюм. Чтобы превратить актрис в загадочных Сирен, требовалось три часа работы целой команды гримёров – и двух ассистентов, помогающих надеть костюм. Шлемы были специально разработаны для каждого актёра, чтобы лучше отвечать характерам персонажей и стилистике фильма.

 

Обитатели Системы развлекаются гладиаторскими играми, где оружием служат световые диски и жезлы, и смертельно опасными светоциклетными гонками на огромных стадионах с многоуровневыми треками. Игры – это важная часть жизни обитателей Системы и их главное развлечение в виртуальном мире.

 

Косински и его команда художников приложили много усилий, чтобы вывести игры и гонки на новое измерение… в буквальном смысле. «Мы хотели вытащить игры из двумерного пространства в трёхмерное; в итоге, чисто хореографически, получаются такие шахматы в 3D. Например, в гонке на светоциклах у нас участвуют десять машин одновременно на разных уровнях», – объясняет Косински. На улице, на гладиаторских боях, в клубе «Конец строки» – где бы ни находились обитатели Системы, они всегда окружены и окутаны светом. И только Периферия за пределами города погружена в предательский мрак. Отдельное слово - про светоциклы: «светоциклы создаются при помощи жезла, поэтому нужно было продумать каждую деталь, каждый винтик их механизма, чтобы компьютерщики из Digital Domain могли всё это нарисовать. Это была интересная задача для дизайнеров: сделать мотоцикл, который собирается из воздуха на твоих глазах».

  В фильме есть и другие необычные транспортные средства: Бегунок, в городе – мощный гоночный автомобиль, а на Периферии – надёжный внедорожник; Опознаватель, огромная машина U-образной формы, патрулирующая улицы в поисках непослушных программ; Солнечные парусники, летающие грузовые корабли; и боевой крейсер Клу под названием «Выпрямитель», размерами втрое превосходящий авианосец в реальном мире и способный переносить всю армию Клу.

 

Глядя на эти восхитительные машины, естественно, думаешь, что все они полностью созданы на компьютере, однако многие из них были специально построены для некоторых сцен, в полном соответствии с желанием Косински стереть грань между компьютерными эффектами и реальностью

 

На спине у каждого обитателя Системы находится световой диск. Как и в первом фильме, в «ТРОН: Наследие» диски – предмет жизненной важности. Световой диск – это источник энергии и база данных каждой программы. Диск можно использовать как оружие: он возвращается к владельцу, словно бумеранг.

 

Световые диски, созданные специально для фильма, состоят из 134 фотодиодов каждый, управляются дистанционно и крепятся к костюмам при помощи магнитов. В них также находятся батарейки и вся электроника, питающая энергией светящиеся костюмы. «Диск – это ваше главное оружие и удостоверение личности. В этом мире он заменяет вам паспорт и хранит всю информацию о вас. Если вы – Пользователь, то есть гость из внешнего мира, диск – это ключ, позволяющий вам свободно входить в Сеть и выходить из неё", - Джозеф Косински, режиссёр. Жезл – важнейший артефакт для обитателей Системы. Его можно использовать как оружие или для хранения огромного количества информации и служебных программ. Набрав нужный код, при помощи жезла можно создать светоцикл или другое транспортное средство прямо из воздуха вокруг себя. Как объясняет режиссёр Косински: «Жезл в этом мире – аналог армейского ножа со множеством лезвий. Им можно создать любое средство передвижения или оружие, в зависимости от вашей специальности». 

 

Любопытно: именно «ТРОН: Наследие» поднял технологию так называемого «лицевого захвата» (facial capture) на новые, невиданные высоты. Сначала был сделан трёхмерный скан лица Джеффа Бриджеса, послуживший основой для слепка, по которому была создана маска с 52 отверстиями. В эти отверстия были помещены лицевые маркеры, за которыми следили 4 камеры, прикреплённые к шлему из углеволокна. Одновременно на студии Digital Domain создали трёхмерного оцифрованного Бриджеса, по его фотографиям 30-летней давности. Движения этой модели были синхронизированы с 52 лицевыми маркерами на маске.

 

Если коротко про технологии, что были использованы при создании фильма, то - «ТРОН: Наследие» - это выставка достижений современных технологий. Эта картина совершает несколько прорывов в истории кино. Это первый фильм в формате 3D, где один из актёров (Джефф Бриджес) омоложен при помощи компьютерных технологий; первый фильм, где широко используются костюмы с автономным освещением; первый фильм, для которого костюмы создавались по компьютерным слепкам при помощи технологии CNC (Computer Numerical Cutting); первый фильм в формате 3D, снятый 35-мм объективом 35-мм чип-камерами. Важная деталь: в «ТРОН: Наследие» Бриджес впервые в истории кино встречается на экране с молодым собой!:))

 

Прощаясь с Вами, хочу заметить, однако, что, если не знать компьюторных технологий и первоначального сюжета, из которого развивается фильм «ТРОН: Наследие», я бы назвала этот фильм иначе... - "По дороге к солнцу", потому что...А, впрочем, Вы и сами поймете почему - в последнем кадре фильма!:)) До встречи на сеансе фильма «ТРОН: Наследие»!

 

 

 

 

Использованы фотографии: концепт-арт ©Disney Enterprises, inc. и фотографии со съемочной площадки фильма «ТРОН: Наследие»

 

Благодарим за предоставленные материалы - СПб WDSSPR http://www.wdsspr.ru