В Петербурге зажигают «Пламя Парижа».

22 июля 2013 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоится премьера балета «Пламя Парижа».

11 июля 2013 года в день первой сценической репетиции балета Михайловский театр пригласил журналистов на пресс-ланч, в котором приняли участие: главный балетмейстер Михайловского театра, хореограф-постановщик Михаил Мессерер, продюсер Дмитрий Астафьев, исполнители главных партий: Иван Зайцев, Екатерина Борченко, Оксана Бондарева, Анастасия Ломаченкова, Сабина Яппарова, Леонид Сарафанов, Николай Корыпаев, Виктор Лебедев.

Известно, что в Михайловском театре в течение нескольких месяцев идет работа над воссозданием балета «Пламя Парижа». С первой недели июля в Михайловском театре начинается самый ответственный этап ее подготовки - сценический.

Работа над воссозданием легендарного балета «Пламя Парижа» долгие месяцы шла в репетиционных залах и театральных мастерских. Наконец, за 10 дней до премьеры участники постановки вышли на театральную сцену, где все компоненты спектакля сплавляются в единое целое. После первой сценической репетиции, длившейся около четырех часов, главный балетмейстер Михаил Мессерер, продюсер Дмитрий Асафьев, сполнители главных партий встретились с журналистами и ответили на многочисленные вопросы.

Фоторепортаж пресс-ланча - можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113418138400710935359/XyCFPK?authuser=0&feat=directlink

Хореограф-постановщик рассказал, что его задача - максимально приблизиться к оригинальному варианту, созданному Василием Вайноненом, которого он считает одним из крупнейших балетных творцов ХХ века в одном ряду с Джорджем Баланчиным. Вайнонен, впервые поставивший «Пламя Парижа» в 1932 году, впоследствии неоднократно возвращался к постановке, создал несколько ее редакций, отличных от первоначальной. Михаил Мессерер опирался на 20-минутный фильм 1953 года с участием Вахтанга Чабукиани, фотоматериалы, воспоминания участников, а также свои собственные юношеские впечатления от спектакля в Большом театре.

 

Возвращая к жизни балет о событиях Великой французской революции, постановщик в равной мере старается воскресить «букву и дух» легендарного спектакля. Воссоздавая хореографический текст, не меньшее внимание обращает на то, чтобы артисты сочетали танец с актерским мастерством. По его мнению, в этой эстетической системе - театроведы называют ее «танец в образе» - артисты балета чувствуют себя вполне органично.

Иван Зайцев, репетирующий партию Филиппа, отвечая на вопрос журналиста, признался, что балет дает богатый материал, чтобы показать технические и актерские возможности. Много времени и усилий требует отработка фехтовальной техники - в балете есть батальная сцена. Все участники постановки стремятся вжиться в эпоху, в стиль этого произведения..

Оксана Бондарева репетирует главную женскую партию - Жанну. По ее словам, знаний по истории, полученных в школе, не всегда хватает, но очень помогает литературная основа балетного либретто: с фрагментами из романа Феликса Гра «Марсельцы» артистов познакомил постановщик...

Продюсер спектакля профессор Дмитрий Астафьев на встрече с журналистами очень подробно стал рассказывать историю Франции: как оказалось, он - настоящий знаток Французской Революции. Одна из целей, которую он ставит перед собой, обращаясь к балету о революционных событиях, - это побудить сограждан задуматься над уроками, которые преподносит нам история. Ретроспективный взгляд на события, ключевые для европейской цивилизации, помогают оценить значение демократических норм общественного устройства и цену, которая была за них заплачена.

ПЛАМЯ ПАРИЖА. Балет в трёх актах
музыка Бориса Асафьева

Филипп - Иван Васильев
Дирижёр - Валерий Овсяников
Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева по роману Феликса Гра «Марсельцы» в редакции Михаила Мессерера
Хореография: Василий Вайнонен в редакции Михаила Мессерера
Сценография и костюмы: Владимир Дмитриев
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Музыкальный руководитель: Валерий Овсяников
Ассистент музыкального руководителя: Валентин Богданов
Реконструкция декораций и костюмов: Вячеслав Окунев
Ассистенты по реконструкции декораций и костюмов: Вячеслав Лебедев, Анна Котлова
Художник по свету: Александр Кибиткин
Продюсер постановки: профессор Дмитрий Астафьев
Ассистенты балетмейстера-постановщика: Анна Разенко, Евгений Попов

Михайловский театр возвращает на сцену балет «Пламя Парижа». События Великой французской революции в начале 1930-х годов вдохновили композитора Бориса Асафьева и хореографа Василия Вайнонена на создание балета, ставшего одной из самых больших удач советского музыкального театра. Воссозданием этой героико-исторической фрески занят Михаил Мессерер, над сценографией спектакля работает Вячеслав Окунев. В спектакле занято больше ста человек, практически вся балетная труппа. Артистам предстоит найти совершенно особый способ существования на сцене, когда в единое целое должны быть сплавлены танец и актерское существо.

О том, что побудило его взяться за восстановление легендарного балета, рассказал главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер:
"Я считаю, что забыв свою историю, не зная своего прошлого, сложнее двигаться вперед. Это относится и к российскому балету. «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена - это спектакль, которым мы должны особенно дорожить. Долгие годы работая в ведущих западных театрах, я везде наблюдал, с какой гордостью, с каким почтением там относятся к лучшим постановкам предшественников. Энтони Тюдор и Фредерик Эштон в Англии, Ролан Пети во Франции, Джордж Баланчин в США - за их постановками там трепетно следят, берегут, сохраняют на сцене, передают новым поколениям исполнителей. Мне искренне жаль, что у нас в стране ряд хореографических спектаклей первой половины ХХ века, ценных в художественном отношении, практически исчез из репертуара. Так было с «Лауренсией» - в России она не шла нигде. Три года назад мы воссоздали ее в Михайловском театре - и теперь это один из репертуарных хитов; уже дважды спектакль входил в программу наших гастролей в Лондоне. Надеюсь, что «Пламя Парижа» тоже займет свое место в репертуаре и гастрольной афише.

Премьера готовится при поддержке компании «ЛенСпецСтрой» - многолетнего партнера театра.
"Конечно же, мы не можем вернуть тех зрителей, которые с восторгом принимали спектакль в 1930–х годах, - говорит генеральный директор компании и продюсер постановки Дмитрий Астафьев. - Тогда, не делая никакой поправки на театральную условность, они в общем порыве вставали с мест и пели вместе с артистами Марсельезу во весь голос. Но если в наших силах воссоздать спектакль, который был символом эпохи революционного романтизма, пока еще не исчезла память о нем и есть люди, для которых это практически «семейное дело» - я имею в виду Михаила Мессерера, мы обязаны это сделать. Ценности, которые исповедует сегодняшняя Европа, заложены Великой французской революцией. И если наша страна хочет считать себя частью европейской цивилизации, давайте отдавать должное ее истокам».

Предстоящей премьере посвящен специальный сайт: http://www.mikhailovsky.ru/the_flames_of_paris/ Здесь можно узнать об истории спектакля и о тех, кто работает над его воссозданием.
В начале 1930-х годов композитору Борису Асафьеву, уже написавшему семь балетов, предложили принять участие в создании балета на сюжет из времен Великой Французской революции. Сценарий, в основу которого легли события исторического романа Ф. Гро «Марсельцы», принадлежал искусствоведу, драматургу и театральному критику Николаю Волкову (1894-1965) и театральному художнику Владимиру Дмитриеву (1900-1948); свой вклад в него сделал и Асафьев. По его словам, он работал над балетом «не только как драматург-композитор, но и как музыковед, историк и теоретик и как литератор». Жанр балета он определил как «музыкально-исторический роман». Внимание авторов либретто было сосредоточено на исторических событиях, поэтому индивидуальных характеристик они не давали. Герои существуют не сами по себе, а как представители двух враждующих лагерей. Композитор использовал самые знаменитые песни эпохи Великой Французской революции - «Ca ira», «Марсельезу» и «Карманьолу», которые звучат в исполнении хора, с текстом, а также фольклорный материал и отрывки из некоторых композиторов того времени: Адажио II акта - из оперы «Альцина» французского композитора М. Маре (1656-1728), Марш из того же акта - из оперы Ж.Б. Люли «(163-1687) «Тезей». Похоронная песнь из III акта звучит на музыку Э.Н. Мегюля (1763-1817), в финале использована Победная песнь из увертюры «Эгмонт» Бетховена (1770-1827).

Асафьев писал: «В целом «Пламя Парижа» строится как своеобразная монументальная симфония, в которой содержание раскрывается средствами музыкального театра.
За постановку балета взялся молодой хореограф Василий Вайнонен (1901-1964). Характерный танцовщик, окончивший в 1919 году Петроградское хореографическое училище, он уже в 1920-е годы проявил себя как талантливый балетмейстер. Задача его была крайне сложной. Ему предстояло воплотить в танце народно-героическую эпопею. «Этнографический материал, как литературный, так и иллюстративный, почти не использован, - вспоминал балетмейстер. - По двум-трем гравюрам, найденным в архивах Эрмитажа, приходилось судить о народных танцах эпохи. (Ольга Розанова, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, балетовед)

Покидая пресс-ланч, я очень кратко успела поговорить с молодой ведущей балериной Михайловского театра Екатериной Борченко и на мой вопрос: есть ли у нее "кумиры" - "маяки" в балете, - услышала заветное имя: Галина Уланова. Как известно, - только напряженный труд, отдача всего себя любимому делу может дать человеку достичь тех высот мастерства, о котором он мечтает! И, мне - настоящему фанату/любителю балета хочется верить, что еще не однажды услышу имя "новой звезды" российского балета, - Екатерина Борченко!

Есть и надежда, что в северной столице новая постановка балета «Пламя Парижа» будет так же тепло принята зрителями, как это было в далекие 30-60 годы, и как сейчас принимают балет в Москве, на ведущих сценах мира.

Да, пусть возгорится «Пламя» - «Пламя Парижа»!




Источники материалов и архивных фотографий - официальный сайт Михайловского театра: http://www.mikhailovsky.ru/
Фотографии с пресс-конференции - Анатолия Оношко.