Со 2 по 7 марта 2013 года в Санкт-Петербурге пройдут гастроли Московского театра «Современник» (художественный руководитель Галина Волчек) на сцене Большого зала СПб Гос. Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 

 

Петербуржцы и гости северной столицы увидят три спектакля из репертуара знаменитого московского театра «Современник»

 

2, 3 марта ПРЕМЬЕРА! - «С наступающим...» 

       

Спектакль театра «Современник» «С наступающим...»  стоит посмотреть  хотя бы ради того, чтобы увидеть на сцене замечательный актерский дуэт Леонида Ярмольника и Сергея Гармаша. После почти тридцатилетнего перерыва произошло возвращение на театральную сцену замечательного актера Леонида Ярмольника, и это событие стало настоящим праздником для столичных зрителей.

 

Спектакль «С Наступающим...» поставлен педагогом театрального института им. Щукина Родионом Овчинниковым по собственной пьесе. Это новогодняя постановка, для которой знаменитый театральный художник Александр Боровский создал на сцене театра «Современник» лестничную площадку, на которой за импровизированными окнами хлопьями идет снег, напоминая, что все происходящее - не больше, чем новогодняя сказка.

Постановка Родиона Овчинникова не претендует на драматические коллизии и философские подтексты, смотрится легко и гармонично, а ставка на двух прекрасных актеров полностью себя оправдала, что и подтверждают зрители, раскупающие все билеты. «С Наступающим» является одним из хитов репертуара и одним из самых востребованных спектаклей в московской афише.

 

На сцене разворачивается простая история: известный телеведущий Кирилл Цандер (Леонид Ярмольник) вызывает на дом для дочери Деда Мороза (Сергей Гармаш), которым неожиданно оказывается однокурсник по актерскому факультету. У бывшего приятеля не сложилась карьера, и он участвует в массовках, а под Новый год подрабатывает Дедом Морозом.

 

"Мужики перетирают и переругивают знакомые всем темы: евреи и русские, богатые и бедные, славянофилы и западники, дети-раздолбаи, врачи-рвачи, ну и продажные театральные критики на закуску. Тексты знакомы потому, что часто мы сами их произносим. Это - та самая досужая фанаберия, которая заменяет нам человеческое общение. Ярмольник и Гармаш предаются ей с таким азартом, артистизмом и органикой, что и впрямь кажется - играют себя. Но это только первый план.

 

Способность слушать и слышать другого, любоваться мастерством партнера - вот в чем тут дело. Любить человека можно, если просто посидеть с ним рядом, посочувствовать, порадоваться, спеть и выпить вместе. Этот-то внутренний лирический сюжет два прекрасных актера мастерски и разыгрывают с долей ненавязчивого лукавства. Оттого зрители так и смеются, когда их герои то и дело срываются на крик, искренне намереваясь надраить противнику рожу…."(Елена Груева, "Time Out", 7-13 февраля 2011 года)

 

Постановка появилась на сцене «Современник» в декабре 2010 года, накануне Нового года. В создании спектакля принял участие звездный состав известный сценограф Александр Боровский, автор костюмов Оксана Ярмольник, художник по свету Дамир Исмаилов. Музыку для этой постановки сочинил композитор Григорий Гоберник, а записали ее Юрий Башмет, Игорь Бутман, Денис Мацуев.

 

5, 6 марта ПРЕМЬЕРА! - Ингмар Бергман  «Осенняя соната»

   

Постановка - Екатерина Половцева. Сценография - Эмиль Кабелю. В главных ролях: Марина Неелова, Алена Бабенко, Елена Плаксина, Сергей Гирин, Александр Рапопорт. Также в спектакле заняты артисты: Кирилл Мажаров, Евгений Павлов, Полина Рашкина, Владимир Суворов, Владислав Федченко.


Премьера спектакля состоялась в марте 2012 года. Драматургической основой спектакля стал киносценарий Ингмара Бергмана, по которому замечательный шведский драматург и режиссер в 1978 году снял фильм с Ингрид Бергман и Лив Ульман в главных ролях.


Идея постановки «Осенней сонаты» принадлежит Екатерине Половцевой, которая начала сотрудничать с Московским театром «Современник» еще будучи студенткой Мастерской Сергея Женовача (режиссерский факультет РАТИ). По результатам участия в проекте «Опыты», где ею был сделан эскиз спектакля «Неожиданный случай» А.Н. Островского, Екатерина была приглашена театром для плановой постановки на другой сцене. Так в репертуаре «Современник» появился спектакль по пьесе С. Найденова «Хорошенькая». После этой премьеры Половцевой было сделано предложение работать в «Современнике» в качестве штатного режиссера-постановщика. «Осенняя соната» - ее режиссерский дебют на Основной сцене театра. 

 

"Знаменитая история взаимоотношений матери и дочери, окрашенная в сумрачные скандинавские тона и нашпигованная фрейдистскими подтекстами, перенесена режиссером на отечественную почву. Ни в коем случае не буквально. Но сам климат на сцене становится как будто теплее, а герои - раскованнее и простодушнее. В спектакле удивительным образом соединяются холодный, метафизический облик бергмановского пространства и совершенно российский, чуждый математической точности стиль актерской игры.

 

Капелюш придумывает на сцене некий «край мира», и вот огромный параллелепипед продуваемого насквозь пасторского дома, где живет со своим мужем Ева, уходит вглубь, в бесконечность. Здесь в шезлонгах сидят и живые, и ушедшие, а воспоминания, мечты и ночные кошмары легко мешаются с реальностью. Но и в самом доме фантомы способны появляться, подобно «скелетам в шкафу» и исчезать под теплым солнечным лучом (художник по свету Глеб Фильштинский, как обычно, создает в спектакле свою «музыку»).

 

Неелова, играющая мать, пианистку Шарлотту, и Алёна Бабенко - ее дочь Ева, царят в спектакле безраздельно. Между матерью и дочерью идет смертельная психологическая дуэль, а тем временем две замечательные актрисы сливаются в счастливом дуэте, где невозможно определить, кто лучше, кто сильнее…" (Наталия Каминская "Культура", 16-22 марта 2012 года)

Для истории сложных и невероятно болезненных взаимоотношений матери и дочери, которая хорошо всем знакома благодаря знаменитому фильму, режиссер и артисты, занятые в спектакле, пытаются находить собственные «отмычки». Не разрушая психологические связи, заданные в тексте, раскрывая и препарируя их, в «Современнике» в этих взаимоотношениях пытаются выстроить драму и через печальное, и через смешное. В спектакле часто трагедия принимает острые гротесковые формы.


Вместе с Екатериной Половцевой над спектаклем работают хорошо известный сценограф Эмиль Капелюш и художник по свету Вениамин Фильштинский, приглашенные из Петербурга, а также художник по костюмам Виктория Севрюкова.

 

7 марта - Александр Володин «Пять вечеров»


Возвращение на сцену «Современника» легендарного спектакля «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Пьеса Александра Володина игралась практически во всех театрах, по ней снял фильм Никита Михалков, главных героев в котором сыграли Людмила Гурченко и Станислав Любшин, но режиссеры обращаются к этой пьесе снова и снова..

 

Ленинградка Тома провожает жениха на войну, и он исчезает. Годы спустя, в Ленинград после многолетнего отсутствия возвращается загадочный персонаж Ильин : он стучится в дверь Томы, даже не надеясь, что она его ждет.  По смутным намекам автора мы догадываемся, что он долго сидел в лагере, причем, вероятно, за «политику». Ильин идет в гости к женщине, в которую был влюблен 17 лет назад. Оказывается, его Тамара до сих пор не вышла замуж, предпочитая личной жизни работу и партсобрания. 

 

«Пять вечеров» - одна из немногих советских пьес, ставшая мировой классикой. В ту пору, когда от советского драматурга требовалось, чтобы герой пьесы менялся, мужал, перебарывал душевные порывы, повышал производительность труда, - Александр Володин сделал ход конем и оставил за кулисами все эти атрибуты соцреализма. Из речей персонажей явствует, что всем этим они занимались до начала действия и, вероятно, займутся после. Но в самой пьесе стихия напряженной душевной жизни захватила их целиком. Сейчас их волнует не производительность труда, не учеба и не продвижение по службе, а возможность говорить о непреходящих, вечных ценностях. Например, о постоянной потребности человека в любви, о стремлении к ней, об умении ждать, не размениваясь на случайное…" (Виктор Борзенко, "Новые Известия", 14 март а 2012 года)

Оживет ли старая любовь, будут ли счастливы Ильин и Тамара и что значит знаменитая финальная реплика «Лишь бы не было войны», - все это вы узнаете в римейке спектакля по культовой пьесе Александра Володина

 

В «Современнике» Ильина тертым калачом с мечтательной улыбкой играет Сергей Гармаш. Тамару прежде играла Елена Яковлева. Теперь - Евгения Симонова. Александр Огарев, ставя спектакль шесть лет назад, делал ставку не на собственную интерпретацию, а на индивидуальность актеров — поэтому дуэт Гармаша и Симоновой можно смело аттестовать как премьеру. 

 

На сцене - петербургский фонарь, железная решетка ворот на улице, квартира, где живет Тамара, и каток. Газовые занавески отделяют одно пространство от другого. А на заднике светится окно - символ надежды и ожидания. Оно не гаснет, даже когда на сцене полное затемнение. Кажется, что это окно будет светиться вечно...

 

 

Использованы материалы, видео, фотографии из спектаклей и репетиций театра СОВРЕМЕННИК: http://www.sovremennik.ru/