ВАЛЕНТИН СЕРОВ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

К 150-летию со дня рождения Валентина Серова в Москве Третьяковская галерея представляет выставку-ретроспективу художника

Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года - выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени.

 

Масштабная экспозиция, организованная при поддержке банка ВТБ, занимает три этажа нового здания галереи на Крымском Валу. Работы из своих собраний предоставили 25 российских музеев, несколько зарубежных, а также частные коллекционеры. С момента последней монографической выставки художника прошло порядка четверти века.

«Мы считаем, что эта выставка работ художника Серова является в этом году наиболее значимым культурным событием не только в Москве, но и во всей стране. Эта коллекция была собрана со всего мира. И увидев это, можно полностью оценить объемы и талант великого мастера», - рассказал вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.

От хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардного образа балерины Иды Рубинштейн. Многогранный, вечно ищущий, сам ломающий свои стереотипы - Третьяковка показывает синтезированного Серова. Сплетаются традиции и русской реалистической школы, и старой европейской, и новаторство современных живописцев.

Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Валентин Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

 

Исключительная одаренность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства - в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Жанровый диапазон его работ разнообразен и включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации.

Но главное - Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков. К юбилейной дате Третьяковской галереей была снята серия документальных фильмов о биографии художника и открывает эту серию первый фильм, в котором рассказывается история об одном из важнейших мест в биографии художника - усадьбе Абрамцево и истории создания знаменитого портрета «Девочка с персиками»:

Выставка демонстрирует лучшие произведения мастера, те блистательные живописные полотна и графические листы, благодаря которым художник обрел всеобщую любовь - как великосветских особ, так и художественной элиты своего времени, как приверженцев реалистической традиции, так и ценителей авангарда. В меньшем составе основной корпус этих произведений был показан в Третьяковской галерее на выставке 1991 года и графической выставке в 2011 году.

Центральное пространство живописной части выставки разделено диагональной осью, вдоль которой экспонируются все лучшие портреты художника - творческих личностей, деловых людей, аристократических и царственных особ. Талант Серова чутко улавливать и отображать характер и индивидуальные манеры персонажа способствовал разнообразию в жанре.

 

Динамика эволюции стиля Серова отражена в самой экспозиции, которая начинается с пленэрных полотен второй половины 1880-х годов, написанных по-своему, но в манере близкой импрессионистам, продолжается в портретах модерна и декоративных портретах 1900-х годов, а завершается произведениями 1911 года, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма. Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции - портрет И.А.Морозова на фоне натюрморта А.Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, Третьяковская галерея).

В пейзаже Серов сделал не меньше открытий, чем в портрете. В работах, посвященных русской деревне, он не стремился к внешней эффектности мотивов и, обладая умением видеть значительное в малом, выбирал самые скромные виды и явления, органично соединял пейзаж с жанровыми сценами. Для выставки отобраны лучшие пейзажи, среди которых виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где находилась дача художника.

На выставке собраны работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин.

Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века.

Широко демонстрируются портреты царственных особ. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.

История портрета такова: портрет Александра Третьего - подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене. Но о том, что он существует, узнали лишь недавно.

 

«Мы узнали об этом в 2005 году, когда проходила выставка Жилинского в Третьяковской галерее. Был издан каталог, показаны его работы. И на его работе - портрете королевы Маргарет - мы этот портрет и увидели», - рассказала куратор выставки Ольга Атрощенко.

Валентин Серов первым придумывает графический парадный портрет: задуманный как парадный портрет княгини Щербатовой - последняя и незавершенная работа художника. С утра Щербатовым позвонил сын Серова, сказал: папа не придет, он умер. На выставке портрет - не финальная работа, а, скорее, новая точка отсчета в творчестве Серова.

Благодаря разделу, включающему документы, письма, фотографии, Серов предстает как одна из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени: педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, «Мир искусства» и «Союз русских художников».

 

Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. По словам И.Э.Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Однако рисунки одного из лучших художников-графиков в русском искусстве публике знакомы в основном по иллюстрациям, так как из-за хрупкости материалов экспонируются значительно реже, чем живописные. На этот раз предпринята попытка как можно более полно представить эту область творчества художника: вместе собраны листы из 15 музеев и 4 частных собраний. На выставке можно увидеть работы Серова в самых разных жанрах и во всех возможных графических техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.

Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать синтетичность дарования и пластической системы Серова, его художественное мировоззрение. Разделяя графическую линию, которая работает контуром, локальным цветом, и живописную, где доминирует вещность, материальность, фактура, экспозиция демонстрирует, как одинаково мастерски Серов владел и тем и другим, но целенаправленно стремился их соединить. Существует множество произведений, которые находятся в пограничной зоне между живописью и графикой, когда в живописи начинает доминировать контур, силуэт, а в рисунке происходит работа цветом. Масса вариантов пограничных техник - важнейшая особенность этой выставки.

 

На выставке можно увидеть опыты Серова в монументально-декоративном искусстве - рисунки на античные мотивы для росписи особняка Е.П.Носовой («Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи»).

Подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой оперы «Юдифь» крупного русского композитора А.Н.Серова, отца художника.

 

Княгиня Щербатова, Федор Шаляпин, Ида Рубинштейн, портрет которой часть художественного сообщества отвергала, - будто символы того, как классическое переходит в авангардное. Сначала скептически относившийся к радикальным опытам своих учеников, Серов все это пробовал сам. И был в восторге от дягилевских сезонов. Побывав на премьере «Шахерезады» Римского-Корсакова в декорациях Бакста, был покорен - вызвался написать занавес для спектакля. Позже этот занавес на аукционе Sotheby’s купил Мстислав Ростропович и привез на родину. В Москву его привезли впервые, транспортировка была непростой.

«Он находится в особняке, где нет ни одного большого прохода, и пронести занавес размером пять на восемь метров было невозможно, - говорит заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова.  - Для его транспортировки был разработан специальный легкий раскладывающийся вал, который по частям внесли в это помещение, собрали, накатали на него занавес и дальше специальной системой лебедок спускали на Дворцовую набережную. Слезы наворачивались на глаза, когда занавес на фоне Петропавловской крепости опускался на землю. И ехал в Москву».

 

Сенсацией станет показ этого грандиозного (554 х 810 см) занавеса для балета «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов С.П.Дягилева (1911, собрание семьи М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневскои). В экспозиции демонстрируются портреты знаменитых деятелей балета - С.П.Дягилева, А.П.Павловой, Т.П.Карсавиной.

Также демонстрируются редко экспонируемые шаржи, изображающие друзей и знакомых Серова, известных художников, поэтов, артистов: И.Э.Грабаря, Л.С.Бакста, С.П.Дягилева, М.А.Кузмина, И.Л.Рубинштейн и других, а также шарж-автопортрет «Скучный Серов» (1910–1911, Третьяковская галерея), в котором Серов сумел горько и иронично взглянуть и на самого себя.

 

Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова - портрет Иды Рубинштейн. Рафинированно-изысканный образ - свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. В ней соединились все основные линии его творчества - крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша, идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет.

Выставочный проект Третьяковской галереи - важный этап в осмыслении творчества Валентина Серова. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Настало время взглянуть по-новому на наследие одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства, актуализировать его, особенно для молодого зрителя, показать всю мощь разностороннего таланта, противоречивость и невероятную притягательность личности Серова.

 

Вечно неудовлетворенный результатом и сомневающийся, он всегда создавал шедевры. Удивительно, но до сих пор в Европе не было ни одной крупной экспозиции Серова, который определил развитие модерна в России и стал предтечей авангарда. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений. Реализация задуманного через преодоление себя, через большой труд - это близко современному человеку.

К выставке опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа.

 

Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан специальный сайт serov.tretyakov.ru:

Валентин Серов прожил внешне очень размеренную жизнь. Учился – работал - счастливо женился. Однако внутренняя жизнь Серова была необычайно насыщенной. Вот, несколько фактов о творчестве художника, которые по-новому раскроют его талант:

 

Физиономист


Валентин Серов был одним из лучших портретистов своего времени. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. На портрете два персонажа - Юсупов и его мопс Клоун, - такой же своенравный, как хозяин. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель».

 

Придворный живописец


Парадоксально, но именно Валентин Серов, крайне независимый в своем творчестве, около десяти лет был придворным живописцем последнего русского царя. Его даже допустили на коронацию Николая II в Успенский собор. Правда, работа так и осталась эскизом - сановникам не понравилось слишком приземленное и совсем не торжественное изображение таинства. Даже фигура императора, отодвинутая в край композиции, не сразу различима. А знаменитый портрет Николая II дался Валентину Серову непросто. Работа продвигалась с большим трудом, и художник решил отказаться от заказа. Государь, услышав это, с неподдельной грустью сел за стол. Только тогда Серов увидел образ императора: мягкость, интеллигентность и слабость последнего русского царя.

Кровавое воскресенье


В 1905 году Валентин Серов оказался свидетелем расстрела рабочих в Петербурге - злополучное Кровавое воскресенье. Прямо у Академии художеств на Васильевском острове отряды пехоты и кавалерии преградили путь мирному шествию. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, - писал Серов. - Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу – зрелище ужасное». Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».

 

Новый стиль


В конце нулевых годов XX века Валентин Серов все дальше уходил от реалистического искусства передвижников. С одной стороны, он был увлечен античной архаикой, даже побывал на раскопках Кносского дворца на острове Крит. С другой, все больше тяготел к модернизму. Апофеозом нового стиля стал двухметровый портрет Иды Рубинштейн. В балерине, исполнявшей на Дягилевских сезонах партии Клеопатры и Шахеразады, Серов разглядел «стихийный, подлинный Восток», который и выразил новыми средствами. Художник деформировал тело, удлинил руки и ноги, лишил фигуру плоти. Современники не оценили живописные эксперименты Серова, требовали удалить эту насмешку над искусством. И даже учитель Валентина Серова Илья Репин сказал о картине: «Гальванизированный труп!».

Выставка работает в Москве на Крымском валу с 7 октября 2015 года по 24 января 2016 года.

18 января 2016 года Президент России Владимир Путин посетил выставку «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве. 

Случайная цитата о Серове: «Он прожил всего сорок шесть лет, но три десятилетия его творчества составили переломную эпоху в русской живописи. Он не публиковал громких манифестов, не искал популярности, но его произведения знаменовали новый этап русского реализма. Любимый ученик И. Репина и П. Чистякова, он усвоил достижения предшественников и в то же время впитал в себя богатство художественного наследия Ф. Рокотова, Д. Левицкого, О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова и многообразные устремления своих современников - от Врубеля до Матисса».

Генеральный директор Третьяковской галереи З.И.Трегулова, обращаясь к посетителям этой выставки, сказала следующее: «Приглашаю всех, кто не успел ее посетить, сделать это в ближайшее время, а не в последние, самые ажиотажные дни. Примите к сведению, что в вечернее время (в четверг, пятницу, субботу и воскресенье - до 21:00, вход - до 20:00) очередей практически нет…До новых встреч в залах Третьяковской галереи!»

 

 

 

 

 

 

Источники материалов, фотографий и видео: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions5156/ и http://vserov.ru/

Использованы также фотографии пресс-службы Президента РФ: http://kremlin.ru/events/president/news/51181/photos