Владимир Косма приглашает на свой концерт!

10 июля 2012 года в рамках второго Международного Фестиваля Искусств имени Исаака ШВАРЦА Владимир Косма дает в в БКЗ "Октябрьский" свой единственный концерт в России.

Дорогой читатель! Вероятно, Вы можете не знать имя французского композитора Владимира Косма, но эти мелодии из фильмов Вы знаете точно: "Игрушка", "Беглецы", "Папаши", "Бум", "Высокий блондин в чёрном ботинке"... Иногда кажется, что Владимир Косма написал музыку ко всему французскому кино. Начинавший как аранжировщик у автора "Шербурских зонтиков" Мишеля Леграна, в конце 60-х Косма начинает сочинять музыку к кинофильмам самостоятельно и становится самым плодовитым кино композитором Франции 70-х, 80-х и начала 90-х годов.


Головокружительные приключения героев Пьера Ришара, уморительные похождения Жандарма в исполнении Луи де Фюнеса, подвиги Бельмондо в "Чудовище" и переживания Софи Марсо в "Буме" - всё это происходило под музыку Владимира Косма. Саундтреки Косма всегда мелодичны и экспрессивны, солирующую партию в них нередко исполняют необычные для симфонического оркестра инструменты (вспомнить хотя бы флейту Пана в знаменитой мелодии из "Высокого блондина").

Этим летом маэстро впервые приехал в Россию, в Санкт-Петербург с концертом, в БКЗ "Октябрьский", где 10 июля в рамках второго Международного Фестиваля Искусств имени Исаака ШВАРЦА Владимир Косма будет сам дирижировать своей музыкой из любимых нами фильмов. Накануне концерта возможность узнать подробности о творчестве композитора была предоставлена журналистам на пресс-конференции, которую маэстро дал во время своего пребывания в Санкт-Петербурге.

О Санкт-Петербурге: "Я под большим впечатлением от Санкт-Петербурга. Я с детства мечтал оказаться здесь, даже когда-то хотел окончить местную консерваторию", - заявил Косма на встрече с журналистами. "В шесть лет я впервые услышал «Шехеразаду» Римского-Корсакова, с тех пор влюбился в русскую музыку. Шостакович, Мясковский, Стравинский - все они родом из Петербурга. Когда я учился в консерватории в Бухаресте, мечтал закончить образование в Ленинградской консерватории. В советские времена это было вполне возможно. Но у меня не сложилось. В 63 году я переехал в Париж. Но о визите в Петербург мечтал всегда".


Вопросы сыпались, как ноты на нотной линейке: и о том, кто - родители и почему свои мелодии из фильмов маэстро стал переписывать в большие симфонические произведения, слышал ли он музыку российского композитора И.Шварца раньше и о том, что услышат зрители, которые придут на концерт 10 июля? Итак, подробности:

О себе: Владимир Косма родился в Бухаресте в музыкальной семье - отец, мать, дядя и бабушка были композиторами и пианистами. Таким образом, будущее Владимира было предрешено: он окончил консерваторию в Бухаресте, а затем знаменитую l’École normale de musique (мастерская Нади Буланже) в Париже. "Мой отец Теодор учился музыке в Париже в период 1920 -1930 годов, моя мама Карола тогда тоже была с ним. Я мог бы родиться в Париже, так и было задумано! Но начало войны заставило моих родителей в 1940-е уехать в Румынию, и война не позволила вернуться во Францию, так как границы были закрыты." Классическое образование не помешало Владимиру Косма интересоваться джазом, балканскими, цыганскими, латиноамериканскими и еврейскими народными песнями. К популярной музыке выходец из семьи потомственных музыкантов пристрастился еще во время учебы, когда аранжировал мелодии для Мишеля Легиона, а свою первую киномузыку написал в 1967 году к фильму режиссера Ива Робера «Счастливчик Александр». 


В последние годы Владимир Косма не только работает над музыкой к новым кинолентам. Он активно сочиняет и для телевидения, для театра и сцены симфонические миниатюры на основе собственной киномузыки, дирижирует ими по всему миру: "Музыка к фильму очень ограничена во времени - она звучит 30 секунд, минуту, не больше. Я развиваю свои мелодии в полноценную форму. Почему бы нет? И Шостакович, и Прокофьев превращали свою музыку к фильмам в концертные симфонические  сюиты. А то, что я исполняю в академических залах поп-музыку, французский шансон или там еврейские танцы - так и этому есть прецеденты. Вспомните хотя бы  «Петрушку» Стравинского - великий балет основан на площадных народных песнях".

 

Владимир Косма в БКЗ "Октябрьский" сам будет дирижировать своими сочинениями. Также состоится мировая премьера оркестровой версии музыкальной темы из кинофильма "Игрушка", которую автор написал специально для фестиваля в России: "Я беру собственные сочинения и обрабатываю их для симфонического оркестра. К тому же, мелодии к фильмам уже достаточно известны, а значит, мне не нужно думать о том, как сделать их популярными", - так ответил  маэстро на вопрос о том: зачем в последние годы композитор посвящает себя написанию симфонических сюит, основанных на мелодиях, которые он сочинял для кино..


Маэстро скрупулёзно подобрал состав исполнителей, чтобы порадовать слушателей на концерте превосходным звучанием любимых мелодий. Первый концерт Владимира Косма в России со столь представительным составом исполнителей станет центральным событием Второго международного фестиваля искусств имени Исаака Шварца, который проводится в нашем городе с прошлого года. Кроме симфонического оркестра "Классика", в концерте примут участие солисты из самых разных стран: прежде всего, это Филипп КАТРИН, известный бельгийский гитарист, который участвует в записях  произведений композитора уже более 30 лет, работал на таких фильмах как «Смелей, бежим», «Ас из Асов», «Ужин с придурком». Он играл с великими джазменами: Четом Бейкером, Чарльзом Мингусом, Стефаном Граппелли, Декстером Гордоном, Ларри Кориелом....  

Маэстро Косма представит петербургской публике также молодых музыкантов-инструменталистов, это: Мариус ПРЕД - новая звезда world music,  виртуоз-исполнитель на джазовых цимбалах, а также румынский трубач, живущий в США, Эмиль БИЗГА,  ученик  известного джазового исполнителя Уинтона Марсалиса, в игре которого слышны неповторимые отзвуки балканских мелодий. Ритм-группа представлена французскими музыкантами - басистом Филиппом ШАЙЕБОМ и Клодом САЛМИЕРИ (ударные). В "Октябрьском" прозвучат саундтреки к самым известным французским комедиям, а также часть из "Берлинского концерта" для скрипки с оркестром. "Я составил программу таким образом, чтобы в ней прозвучали как известные, так и менее известные вещи, например, концерт для фильма "Седьмая мишень", - пояснил композитор:

Впервые в программе с Владимиром Косма выступят российские музыканты: молодой петербургский скрипач Дмитрий Смирнов, блестящий молодой петербургский скрипач, который сыграет «Берлинский концерт», впервые исполненный Иври Гитлисом, а затем  Вадимом Репиным и солистка Мариинского театра Ирина Матаева - она исполнит  несколько самых известных арий В.Косма, написанных для фильмов «Бум -2», «Дива» и американского сериала «Mistral's Daughter». Косма подчеркнул, что приглашение этих музыкантов - свидетельство их высокого мастерства: "Со Смирновым, например, я познакомился в Интернете и смог оценить его виртуозность", - заявил композитор.


За 45 лет работы в кино Владимир Косма сотрудничал с такими звездами, как Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Лино Вентура, Софи Марсо. Кроме того, Владимир Косма написал три оперы и нескольких кантат. 

По словам Косма, с творчеством самого Исаака Шварца, автора известных композиции из кинофильмов "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья" и множества других, он познакомился уже в зрелом возрасте. "Мне жаль, что эта замечательная музыка практически неизвестна за рубежом, хотя между французского и русской музыкой крепкая связь, они влияли друг на друга", - отметил Косма. Напомним, что Первый Международный Фестиваль Искусств имени Исаака ШВАРЦА прошел в Санкт-Петербурге и Ленинградской области летом 2011 года. Суть фестиваля - пересечение различных жанров и исполнителей, музыки и кинематографа, театра и изобразительного искусства. Исаак Шварц - известный советский композитор, многие годы проживший в поселке Сиверский в Ленинградской области, сейчас в поселке на даче композитора организован музей.

На вопрос - над чем сейчас композитор работает, -Владимир Косма ответил так: "В настоящее время я заканчиваю музыку для нового фильма Жана-Пьера Моки с Ришаром Боринже и Фредериком Дифенталем и начинаю музыкальную комедию - театральную версию фильма «Бум» Клода Пиното, где главную роль играла совсем юная тогда Софи Марсо. Премьера спектакля состоится в Париже в начале 2014 года." 


Меня особенно заинтересовало: как маэстро работает с режиссерами? Есть ли случаи, когда уже написанная тема "диктует" режиссеру фильма какие-то сцены? Ответ  Владимира Косма - перед Вами:

 

К настоящему времени 72-летний маэстро - автор более 160 блистательных саундтреков к фильмам, среди наиболее известных: «Высокий болндин в черном ботинке» (1972, реж. Ив Робер), «Приключения раввина Якова» (1973, реж. Жерар Ури), «Не упускай из виду» (1975, реж. Клод Зиди), «Игрушка» (1976, реж. Франсис Вебер), «Чудовище» (1977,реж. Клод Зиди; номинация на Премию «Сезар», 1978), «Уловка» (1979, реж. Даниэль Дюваль; номинация на Премию «Сезар», 1980), «Невезучие» (1981, реж. Франсис Вебер), «Бум» (1980, реж. Клод Пиното), «Бум-2» (1982, номинация на Премию «Сезар», 1983), «Дива» (1981, реж. Жан-Жак Бенекс; Премия «Сезар», 1982), «Бал» (1983, реж. Этторе Скола; Премия «Сезар», 1984; Премия «Давид Донателло», 1984), «Ужин с придурком» (1998, реж. Франсис Вебер), «Хамелеон» (2001, реж. Франсис Вебер) и др.  Иногда Косма выступает как актер в эпизодах фильмов, к которым пишет музыку («Бум», «Дива», «Студентка» и др.). 

По словам композитора: «Россия - это страна, история и, особенно, музыкальная культура которой, с детства пробуждали мое воображение, так как свой первый музыкальный шок я испытал в возрасте 6 лет во время симфонического концерта в зале „Атенеум“ в Бухаресте, где исполнялась „Шехерезада“ Римского-Корсакова. Это меня совершенно потрясло, и я полюбил так называемую „классическую“ музыку. Кроме того, в тот период в Бухарест приезжало много великих советских исполнителей и я, восхищенный, присутствовал на концертах Давида Ойстраха, Леонида Когана, Рихтера, Гилельса ...


Вы поймете мое желание приехать в Санкт-Петербург, походить по улицам и посмотреть на те места, где жили и создавали свои шедевры Чайковский, Прокофьев, Скрябин, Шостакович и все прочие гении русской музыки, и мое волнение в связи с этим».




Источники материалов: http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=239483

Фотографии - Светланы Холявчук

Видео - Наталии Кириловой