XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу» приглашает гостей

6 августа 2016 года в Выборге открылся XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу».

Выборг, август, - уже в 24 раз открывают кинофестиваль «Окно в Европу» -  его символом стал образ народной артистки Людмилы Гурченко: 60 лет назад на экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», которая подарила советским зрителям новую звезду. Какие звезды зажжет очередной фестиваль в Выборге, узнаем в финале фестиваля 12 августа.

 

Перед официальной церемонии открытия кинофестиваля в библиотеке Алвара Аалто открылась выставка, посвященная творчеству знаменитой Людмилы Марковны Гурченко: представлены костюмные ансамбли артистки, среди которых - костюмы от дизайнеров Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Роберто Кавалли, Сони Рикель, а также платья и авторские аксессуары, сделанные самой актрисой, ее сценическая бижутерия и фотографии разных периодов творческой жизни. Открытие выставки не вместило всех желающих, гостей было так много, что уже после того, как разъехались почетные гости, выборжане все шли и шли посмотреть на знаменитые костюмы российской кинодивы.


В программе кинофорума российского кино - более 100 фильмов, дебютанты соревнуются наравне с мэтрами. В день открытия кинофестиваля, вечером, участники и гости фестиваля собрались у гостиницы «Дружба», откуда началось традиционное праздничное шествие к кинотеатру «Выборг-Палас», где открывали фестиваль: повезло с погодой, и, кажется, что весь Выборг пришел на праздник фестиваля «Окно в Европу».

Бьют барабаны, звучат горны: красочный парад-маскарад - это своеобразный пролог киносмотра, когда шествие двинулось к красной дорожке кинотеатра «Выборг-Палас», по которой войдут в фестивальный зал гости и знаменитые кинематографисты России. Среди гостей можно было увидеть Сергея Соловьева, Дмитрия Певцова, Светлану Дружинину, Александра Адабашьяна и других известных деятелей российской киноиндустрии.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко открыл  XXIV фестиваль российского кино. По мнению главы региона Александра Дрозденко, приезд кинозвезд на «Окно в Европу» обусловлен  особой ролью Выборга для отечественного кинематографа: «Ленинградская область не мыслит себя без кинофестиваля «Окно в Европу», а те, кто делает кино, знают, что в августе обязательно нужно приезжать в этот исторический город, показывать и смотреть кино, -отметил губернатор. - За 24 года кинофорум в Выборге открыл много замечательных фильмов, а в 1990-е годы помог сохранить российский кинематограф. И я уверен, что и в этом году зрители откроют для себя интересные картины и новые имена». Александр Дрозденко пожелал удачи участникам конкурсных показов и объявил XXIV фестиваль российского кино открытым. 

Открывающим фильмом фестиваля XXIV фестиваля российского кино «Окно в Европу» стала лента «Жили-были мы» режиссера Анны Чернаковой. (Конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры», «Выборгский счет») и встреча с членами съемочной группы. В первооснове фильма - повесть «Хрустальный ключ, или Скарафаджо» написанная сценаристом Александром Адабашьяном и режиссером Анной Чернаковой.  

 

О том, как непросто создаётся на экране настоящая сказка, и о том, какое место сегодня занимает детское кино в отечественном кинематографе - режиссер картины Анна Чернакова:   

- «Жили-были мы», конечно, детское кино, но нам хочется, чтобы и взрослым, которые придут со своими детьми в кинотеатр, тоже было интересно. Ещё нам хотелось, чтобы это было кино, которое можно пересматривать и каждый раз находить в нём что-то новое. Оно достаточно многослойное в этом плане. …Может, это прозвучит немного наивно, но мне кажется, что фильм для детей должен нести в себе свет. Фильм может говорить о сложных вещах, иногда  даже печальных, но при этом всё равно оставаться светлым. Что касается формы, то сейчас повсюду царит изобразительный бум, поэтому, фильм для детей, конечно, должен быть зрелищным. Но зрелищность тоже бывает разная. Я, например, считаю зрелищной хорошую традиционную мультипликацию, и мы постарались ее использовать в нашем фильме. Ещё важно, чтобы ребёнку всё время было интересно смотреть, а уже всякие серьёзные мысли мы не стали вытаскивать на поверхность, они спрятаны внутри, под приключениями. И дети, между прочим, их прекрасно расшифровывают…

 

Меня очень тронул один мальчик, который написал, что хотел бы сводить своих родителей на этот фильм, потому что они на грани развода. У него было ощущение, что наше кино даст им шанс и что родители останутся вместе…

У нас много анимации, причём, именно традиционной, а не компьютерной. Сделана она художником-аниматором Сергеем Мериновым и студией «Пластилин». Естественно, что внедрение анимации в сцены с живыми актёрами потребовало вмешательства компьютерных технологий, но голливудских масштабов у нас нет. Изначально мы вообще хотели обойтись без графики и всё «волшебство» сотворить собственными руками прямо на съёмочной площадке. Кое-что из этого получилось и выглядит действительно волшебно, ну, а кое-где компьютер, всё-таки чуть-чуть помог...

 

В Советском Союзе выходили сотни детских фильмов, были киностудии, которые занималась исключительно производством детских и юношеских фильмов. Сейчас у нас этого нет, поэтому 10-12 проектов в год, которые получают финансирование от Министерства  культуры,  - это капля в море. Все десять фильмов не могут оказаться шедеврами, а значит, до проката дойдёт в лучшем случае два-три фильма. Следующая проблема - прокат. Детскому и семейному кино очень тяжело в прокате, потому что средняя цена билета - около 400 рублей, на двоих родителей и двоих детей выходит 1600. Не каждая семья может позволить себе такой поход в кино. Если мы хотим, чтобы люди шли в кино на наши фильмы, детское кино должно субсидироваться, должны быть льготные сеансы. Сейчас большая надежда на региональные кинотеатры, которые получили государственную поддержку на прокат национального кино. Хочется верить, что, благодаря им, детское кино сможет выйти к своему зрителю». 

Учредителями фестиваля «Окно в Европу» являются Русско-европейская киноассоциация (РЕКА), министерство культуры Российской Федерации, правительство Ленинградской области. Игровые, документальные и анимационные фильмы 2015-2016 годов выпуска будут представлены в четырех отдельных равноправных конкурсах. Все существующие виды кинематографа будут оценивать четыре жюри.

«Окно в Европу-2016» поражает размахом: пять конкурсных и четыре внеконкурсные программы, презентации будущих проектов - всего более 100 картин. А еще - мастер-классы, творческие вечера и выставки.

Программа кинофорума очень плотная. В конкурсе игрового кино - 10 разножанровых лент. Так, 7 августа зрителям покажут сразу 20 лент и во все остальные дни расписание будет таким же насыщенным. Кинопоказы проходят на двух площадках - в кинотеатре «Выборг палас» и в городском дворце культуры. Особенность выборгского кинофорума в том, что в его рамках одновременно проходит четыре конкурса, каждый из которых судит свое жюри. Среди направлений - документальные ленты, анимация, игровое кино.

В основном конкурсе ставка сделана на дебюты (7 из 10 картин конкурса) и на разнообразие жанров: так, завершится альманахом «День До», в котором Александр Котт и Владимир Котт, Александр Карпиловский и Борис Хлебников представят свои версии предпоследнего дня Помпеи... Меж ними - «Дизлайк», российский интернет-хоррор от Павла Руминова, дебют Ксении Баскаковой «Птица», в котором сыграли Гарик Сукачев и Иван Охлобыстин, полудокументальный фильм «Прикосновение ветра» - о путешествии в Бурятию, во время которого героиня Юлии Ауг попадает в Иволгинский дацан. Вряд ли режиссерский тандем Ольги Веремеевой и документалиста Елены Демидовой ставил задачу сделать фильм в духе «Клуба кинопутешествий» или пойти по стопам Алексея Федорченко, открывшего для отечественного кино потенциал мифологии фэнтези в этнографических штудиях. Тем более интересно посмотреть, что у авторов получилось.

Жюри конкурса возглавляет Сергей Урсуляк, в него также вошли Дмитрий Долинин, Агния Кузнецова, Евгений Ткачук, Арсений Гончуков и Леонид Павлючик.

22 документальных фильма включены в отдельную конкурсную программу. Среди них - премьеры Ивана Твердовского ("Прогноз погоды") и Алины Рудницкой ("Катастрофа")... Павел Мирзоев, известный работой над сериалами, представит фильм о Науме Коржавине, а Валерий Довбня - «Личную фотохронику А. Лебедя».

Выборгский фестиваль не подводит итоги года, но выставляет свой «Выборгский счет». На кинофестивале вручается «Золотая ладья» - это приз зрительских симпатий. На него претендуют не только премьеры Выборга, но и российские картины, завоевавшие призы на фестивалях за минувший год, в том числе - призеры «Кинотавра» фильм «Хороший мальчик» (реж. Оксана Карас) и «Зоология» (реж. Иван И.Твердовский)...

Наряду с будущими премьерами представят незавершенные проекты. В частности, фильм о создании «Гофманиады» - большой анимационной картины Станислава Соколова, для которой эскизы для кукол создал Михаил Шемякин. Декорации и куклы к фильму можно будет увидеть в библиотеке Алвара Аалто. Но самой «Гофманиады» пока нет. Но, может быть, фестиваль «Окно в Европу» окажется счастливым для продолжателей дела немецкого романтика.

Примечательно, что голосовать на кинофестивале может не только профессиональное жюри, но и все зрители. Специально для них создали номинацию «Выборгский счет». За период работы фестиваля зрители и члены жюри увидят около 130 кинокартин. Завершится фестиваль 12 августа. Фильмом закрытия станет лента режиссера Александра Котта под названием «День до». Полную программу фестиваля «Окно в Европу» смотрите здесь: http://www.okno-filmfest.ru/index.php

 

Пожелаем кинофоруму российских фильмов творческих удач!

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - пресс-службу кинофестиваля и Администрации Ленинградской области.