XXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» - театр по правилам и - без!

С 30 сентября по 13 октября 2016 года в Санкт-Петербурге проходит XXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».

В последний день по-летнему теплого сентября в северной столице открылся XXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году фестиваль включен в программу мероприятий под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума и проходит под девизом «Театр по правилам и без», где представлены и режиссеры-классики, и режиссеры-экспериментаторы, и режиссеры-новаторы. Вне зависимости от формы спектакля, каждый из них демонстрирует авторский театр и уникальный режиссерский метод.  

 

Накануне открытия театрального праздника организаторы фестиваля и режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский встретились с журналистами, чтобы познакомить не только с программой фестиваля,

- но также рассказать о том новом, что в этом году театр-фестиваль «Балтийский дом» приготовил своим зрителям: это подарок - кинофестиваль «Балтийская звезда», который 29 сентября в киноцентре «Великан Парк» открылся показом фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и встречей со зрителями автора и режиссера картины Андрея Кончаловского:

30 сентября в театре «Балтийский Дом» открыл XXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» спектакль «Дядя Ваня» - первый из трилогии Андрея Кончаловского по произведениям Чехова, поставленной на сцене Театра имени Моссовета. Уникальный авторский проект, над которым театр и режиссер работали восемь лет, включает в себя спектакли «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Режиссер Андрей Кончаловский в этом году закончил свою трилогию в постановке последних пьес Антона Чехова, являющих собой эпизоды истории вырождения «дворянских гнезд» - от близкого разорения («Дядю Ваню» режиссер поставил в 2010 году), через бесплодные попытки кардинально изменить жизнь («Три сестры», 2012 год) до физического уничтожения «вишневых садов» («Вишневый сад», 2016 год).

Все три части поставлены в одних декорациях и с одними актерами. По мнению режиссера, в этих трех пьесах Чехов раскрывается «не как социолог, а как великий художник, который отражал состояние русской культуры и русской ментальности и понимал, что русское общество придет к определенной катастрофе». 

 

30 сентября - на большой сцене тетра "Балтийский дом": Антон Чехов. «Дядя Ваня» 16+ Сцены из деревенской жизни в 2-х действиях.

«Чехов неисчерпаем, сколько бы к нему ни обращались. Всякий раз видишь в нем что-то ранее не замеченное, не почувствованное, не открытое», - так говорит известный режиссер Андрей Кончаловский, фильм которого «Дядя Ваня» (1970 г.) стал одной из лучших экранизаций великого драматурга.

 

В театральной постановке режиссёр вновь обратился к пьесе и её героям, чтобы ещё раз осмыслить вечную тему поиска человеком самореализации и счастья. Мир Чехова, созданный на сцене, буквально сталкивается с нашей сегодняшней суетной повседневностью. Этим сценическим приёмом режиссёр объединяет формы традиционного и современного театра. Спектакль, по замыслу режиссера, поставлен в классической эстетике, но в неклассической интерпретации. Глубокая и точная режиссерская трактовка, мощный актерский ансамбль, стильное оформление делают спектакль ярким, психологически тонким и захватывающим зрелищем.

Актер Александр Домогаров о своих ролях в пьесах Чехова в постановке Андрея Кончаловского:


«Про трилогию я знал от Андрея Сергеевича сразу, но если учесть, что «Дядя Ваня» был выпущен почти восемь с половиной лет назад – это, конечно, срок очень большой. Через полтора года после «Дяди Вани» мы начали делать «Три сестры», еще через два года стали «возделывать» «Сад». Не буду рассказывать все перипетии, они никому, наверное, не интересны. Но я не скрою, что уходил с «Вишневого сада». Вернее, не уходил, но разговоры об этом с мастером были довольно-таки серьезные, потому что я сначала не понимал, и, может быть, отчасти до сих пор не всё понимаю в этой работе. Наверное, кроме Астрова в «Дяде Ване», все характеры для меня (что Вершинин, что, тем более, Гаев) - далекие, особенно в той интерпретации, в которой их придумал режиссер. Для меня это серьезная ломка. 

Про замечания режиссера:

…У нас внизу есть так называемая «красная» комната, которая используется как гримерная, расположенная в кармане сцены. Когда некогда бежать к себе, то все переодевания, «перегримы», все там происходит. Вот и перед спектаклем мы собираемся там всем коллективом, беремся за руки… Но до того, как мы возьмемся за руки, раздается «всем сестрам по серьгам», потом - заключительное слово. Иногда оно бывает и таким: «Ну, а теперь удивите меня». И вот каждый раз мы пытаемся удивить Кончаловского.

Про партнеров по сцене:

Кончаловский, еще когда создавал «Дядю Ваню», сказал, что ему нужен ансамбль солистов без солистов. И при этом каждый должен быть солистом. Но как заставить достаточно известных артистов не «тянуть одеяло на себя»? Нужно каждому «оставаться на своем месте». Отдавать, сколько ты сегодня можешь. И только не тянуть на себя. Вот это называется оркестр солистов без солистов. Каждый из них самодостаточен, каждый из них достаточно известен, популярен. Каждый из них достаточно профессионален, но всегда надо понимать, что рядом партнер. Не артист, а партнер». 

Продолжительность спектакля «Дядя Ваня»: 2 часа 55 минут с 1 антрактом

На встрече с журналистами Андрей Кончаловский рассказал, что в театре по-прежнему считает себя дилетантом. Дело в том, что в кино он работает уже больше полувека, а вот на сцене всего лишь с конца 80-х годов. Кроме того, Андрей Сергеевич Кончаловский признался, что в начале работы над чеховской трилогией «не знал, что ставит трехчастную симфонию» с определенной логикой». Видео-репортаж с этой встречи  смотрите здесь, друзья:

1 октября в 19 часов  на большой сцене «Балтийского дома» - вторая постановка Андрея Кончаловского чеховской трилогии: Антон Чехов. «Три сестры» 16+

Спектаклем «Три сестры» А. П. Чехова Андрей Кончаловский продолжает театральное осмысление чеховского мира в контексте сегодняшнего дня. Историю сестер Прозоровых Кончаловский воспринимает как тонко выстроенную драматическую симфонию, которой он с увлечением дирижирует. В стильном и изящном спектакле задействован блестящий «оркестр» актеров-исполнителей. Создавая сложное сценическое многоголосье, интерпретируя характеры персонажей с неожиданной, парадоксальной, иногда остро иронической интонацией, они заставляют зрителей по-новому взглянуть на давно знакомых героев Чехова, по-новому пережить вместе с ними их трагедии и почувствовать контраст между их миром и сегодняшней реальностью.

Сегодня в «Год российского кино» очень любопытно послушать режиссера Андрея Кончаловского  о том, что он думает про кино и театр,  - цитата:

«…кино не может заменить театр. У театра есть своя сила и своя магия, которая невозможна в кино. Магия присутствия. И то, что сегодня - хорошо, завтра - гениально, послезавтра может быть ужасно. Это - магия уникальности, неповторимости события. Вот эта неповторимость события и дает возможность зрителю каждый раз увидеть пьесу с разных точек зрения. Не бывает, чтобы сегодня кино посмотрел, а завтра оно - другое. А в театре есть живое дыхание. Потом спектакль становится лучше или хуже, он может выходить на удивительные высоты, а потом спускаться и вообще умереть... Театр - это живая вещь, театр живет так же, как зритель. А кино - вещь законсервированная. Оно меняется только с изменением интеллектуального уровня или вкусов зрителя. Это - первое. А второе - в театре очень важна литература. Театром может наслаждаться слепой. А кино - может наслаждаться глухой. И поэтому в театре важен звук и интонация, с которой сказано слово, и важно - какое слово. Кино гораздо грубее в этом смысле. Кино «не видит» многих вещей, которые происходят в театре, в то же время в театре не видно тех вещей, которые можно сделать в кино. Вот и все. Это абсолютно разные виды искусства. Когда я работаю в кино - это один принцип, и он может быть ужасен в театре, а когда работаю в театре - это абсолютно другой принцип, и он может быть ужасен в кинематографе. И когда некоторые критики пишут, что кинорежиссер Кончаловский применил в театре киноприемы, это оттого, что они не знают, что такое кино и что такое театр!»

Продолжительность спектакля «Три сестры»: 3 часа 25 минут с 1 антрактом.

«То, что такой масштабный фестиваль проходит в Петербурге, это очень важно и замечательно, несмотря на финансовые трудности, которые всегда были и будут. Как только финансовых трудностей нет, искусство кончается, а начинается рынок», - отметил Андрей Кончаловский на пресс- конференции в ресторане «Чехов»

Жизнь этого фестиваля, по словам режиссера, «доказывает то, что петербургский зритель чрезвычайно благодарный и благодаря зрителю и существует театр». Кроме того, Андрей Сергеевич  считает, что «в России театр находится в более живом состоянии и не судорогах в отличие, скажем, от Европы».

 

Именно поэтому режиссер Андрей Кончаловский с удовольствием приехал на фестиваль «Балтийский дом», где вместе с россиянами свои новые работы представляют драматические труппы из Белоруссии, Италии, Латвии, Литвы, Эстонии…

 

Если Вы уже успели купить билетик на спектакли XXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», - встречаемся в театре «Балтийский Дом».

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - пресс-службу театра «Балтийский Дом» и сайт московский театра им. Моссовета.

Видео-репортажи встреч с А.Кончаловским - Наталии Кириловой.