«Кто-то берет победу за горло, словно быка за рога/Кто-то купается в брызгах шампанского, словно это - река./Но если, как крысы нищие парни смогут сейчас победить,/То я и сам себя, пожалуй, смогу кое в чем убедить».
Columbia Pictures представляет фильм Скотта Рудина, Майкла Де Луки и Рэйчел Хоровиц ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ. Режиссер: Беннетт Миллер. Продюсеры: Майкл Де Лука, Рэйчел Хоровиц и Брэд Питт. Сценаристы: Стивен Зэйллиан и Аарон Соркин. Сюжет Стэна Червина. Сценарий основан на книге Майкла Льюиса. Исполнительные продюсеры: Скотт Рудин, Эндрю Карш, Сидни Киммел и Марк Бакши. Оператор: Уолли Пфистер, ASC. Художник-постановщик: Джесс Гончор. Монтажер: Кристофер Теллефсен, A.C.E. Костюмер: Кася Валицка-Мэймон. Композитор: Майкл Дэнна.
ПРАВИЛА МАНИБОЛА
Когда-то Майкл Льюис работал трейдером в компании Salomon Brothers. Однако известность он приобрел благодаря таким своим деловым и политическим бестселлерам, как «Покер лжецов» и «Новейшая новинка». В 2003 году Льюис опубликовал книгу о бейсболе. Хотя и не только о бейсболе. На поверхности лежала история нищей команды Oakland Athletics, игроки которой решили выступить против богатых и успешных клубов. Но между строк угадывалась история менеджера команды, бросившего вызов системе; история о том, что вынужденный риск бывает не только оправданным, но и выгодным; о том, что стереотипы иногда могут ломаться… как в случае с командой изгоев, которым выпадает еще один шанс.
Спустя восемь лет за адаптацию книги Льюиса решили взяться кинематографисты - картина называется ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ. Роль генерального менеджера команды Oakland Athletics Билли Бина исполняет Брэд Питт. Актеру досталось непростое амплуа человека, которому приходится в корне изменить свое мировоззрение и нарушить все установленные правила, чтобы его команда получила шанс на победу. «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ - классический фильм о хрестоматийных неудачниках, - говорит Питт, выступающий и сопродюсером картины. - Несмотря на фатальное невезение по жизни, они решают идти наперекор системе. Но как они собираются выжить в этой неравной схватке? Что они могут противопоставить своим соперникам? Даже если на поверку они окажутся запредельно одаренными, их талант - лишь составляющая часть формулы успеха в большом спорте. Подопечные моего героя решают, что не могут играть по каноническим правилам - иначе проиграют. Им приходится начать играть по своим правилам, использовать новые приемы и тактики, чтобы хоть как-то уравнять шансы».
Книга Льюиса проливала свет на вечную проблематику: общепринятое не всегда является наилучшим. На страницах обсуждалась борьба иррациональной интуиции с «вселенской мудростью», в то время как последняя всегда доминировала в силу прочности стереотипов. Брошенный системе вызов неотвратимо приводил к конфликту. Сюжет фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ основан на истории борца-одиночки. «Любому, кто берется адаптировать книгу в киносценарий, предоставляется выбор - либо строго придерживаться написанного, либо, взяв книгу за основу, писать совершенно другую историю, − считает Льюис. - Признаться, сперва мне было даже интересно, по какому пути собрались идти те, кто взялся адаптировать «Маниболл». Ведь в моей книге нет ни повествовательной основы, ни какой-то особой драматургии, столь необходимых для кино. Сценаристам пришлось серьезно поработать, чтобы «взломать мой код», заложенный между строк; прочувствовать авторский посыл...
Columbia Pictures представляет фильм ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ, основанный на истории жизни бейсболиста Билли Бина (Брэд Питт). Не в силах смириться с невостребованностью и коротанием времени на скамейке запасных, он решил покинуть команду. Однако дух соперничества не позволил ему уйти из спорта, и Бин предложил свою кандидатуру на вакансию одной из младших должностей в менеджменте команды. В 2002 году Билли оказался в безнадежной ситуации. Команда Oakland Athletics потеряла всех лучших игроков, которых выкупили крупные клубы. Билли был вынужден заново собирать команду, при этом оперировать бюджетом, составляющим лишь 1/3 от изначальной суммы. Настроенный на победу Бин решил бросить вызов сформированной годами системе и нанял одаренного выпускника экономического факультета Йельского университета Питера Брэнда (Джона Хилл), которого переполняли различные рацпреды. Их оружием стал виртуальный статистический анализ, долгое время игнорируемый бейсбольными мэтрами.
Зрителя ждет...вдохновенная история о харизматичном лидере бейсбольного клуба Билли Бине (Брэд Питт), который в условиях финансовых трудностей создает успешную команду с помощью крайне неординарных методов…Картина снята режиссером Беннеттом Миллером в неторопливом ритме и порой вызывает удивление: перед нами же разворачивается повествование, исключительно "спортивного фильма"... Но, не торопитесь, зритель! Как известно, спортивные фильмы очень часто соотносятся с повседневной жизнью. Режиссеру удалось обострить это ощущение».
Неспешный рассказ сюжетной линии "двигает фильм" к решающему "рывку": в ходе продолжительных дебатов скаутов, команды менеджеров, Бин и Брэнд решились на отчаянный шаг - набрать команду из игроков по тем или иным причинам невостребованных другими клубами. Билли и Питер начали пробиваться "через тернии к звездам", но их новомодный метод наткнулся на стену непонимания и неодобрения прессы, фанатов и менеджера стадиона (Филип Сеймур Хоффман), который наотрез отказался поддержать абсурдные начинания коллег. Головокружительный эксперимент привел к изменениям правил Игры, а сам Билли осознал, что для победы нужно что-то большее, чем статус и деньги.
Но и это еще - не весь фильм. Кроме сюжета про бейсбол, новомодный метод выбора игрока в бейсбол в борьбе за спортивную победу, картина интересна именно личной историей Билли Бина. Он терзается сомнениями, но все же изыскивает внутренние резервы, необходимые для борьбы. Брэд Питт признается, что история была очень близка ему. Отчасти поэтому он чувствовал себя очень комфортно и уверенно и как актер, и как сопродюсер. За свою карьеру Питт сыграл множество самых разноплановых персонажей, зачастую удивляя всех своим выбором. Но никогда ему не доставалось амплуа столь легендарного героя, каким был и остается Билли Бин. Образ мужчины средних лет, одержимого навязчивой идеей победы любой ценой, был переосмыслен и пережит актером заново. Питт принял решение сыграть главную роль и выступить сопродюсером проекта, увидев, сколько сил прилагалось, чтобы сделать фильм правдоподобным. Теми же мотивами руководствовался и режиссер фильма Беннетт Миллер. В свое время он стал одним из немногих, кто был номинирован на «Оскар»® в категории «лучший режиссер» за дебютный проект - Миллера прославил фильм КАПОТЕ. «За «вскрытие кода Льюиса» надо благодарить именно Беннетта, - убежден Питт. - В книге описывается необычная история, и Беннетт, надо отдать ему должное, снял необычный фильм. Мы все переживали за этот проект. Но именно стремление режиссера снять незаурядное кино сделало фильм таким, каким его увидят зрители...
...Мы подходили к этому фильму, как к классической истории о «поиске философского камня». Мне кажется, что в вечной теме несогласия отдельных индивидов с привычными, общепринятыми, конформистскими и универсальными тезисами по-прежнему сохраняются «белые пятна». Меня всегда поражали люди, находившие мужество для таких поступков. Может показаться, что главный герой нашей истории пытается просто выиграть бейсбольный матч. Но на самом деле он пытается запустить некий механизм, который не должен работать по всем правилам физики. Словом, вечная тема».
«Вообще, этот фильм о системе формирования оценок, - продолжает актер. О том, как мы оцениваем друг друга, самих себя; о том, как выбираем победителей в соответствии с этой системой ценностей. Картина ставит под вопрос само определение успеха. В таком ракурсе маленькая личная победа главного героя становится значимой и весомой. Возможно, эта победа не попадет в заголовки таблоидов и не будет отмечена призами и кубками. Но для Бина она станет своего рода «личным Эверестом»...
В конечном итоге, каждый из нас хочет, чтобы то, что он делает, попадало под определение вышеупомянутых ценностей; чтобы имело существенное значение. Думаю, у каждого в жизни был, есть или еще будет похожий «крестовый поход».
Беннетт Миллер считает себя бейсбольным фанатом, и был очень рад предложению снять необычное кино о мире спорта. Но кроме того он был поражен глубиной истории Билли Бина, который был вынужден ответить самому себе на вопросы, которые жизнь рано или поздно задает каждому из нас: «Как определить ценность чего-то одного и его преимущество над чем-то другим? Как определить ценность одного человека в сравнении с другим. Как определить ценность того или иного принятого тобой решения?» «Любая попытка выступить против системы ведет к недоверию, страху, пренебрежению и порицанию, - уверен Зэйллиан. - Все это, включая последующее противостояние, было положено в основу фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ Собственно, эти аспекты становятся ключевыми во многих отраслях: искусстве, науке, промышленности, политике, спорте. Везде, где в той или иной степени присутствует новаторство».
«Я думаю, что фильм ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ в такой же мере повествует о сэйберметрике, в какой СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ - о компьютерном программировании, - добавляет Соркин. - Главный герой исчерпывает ресурсы для того, чтобы победить честно. И тогда он рискует применить нестандартную стратегию».Но центральным персонажем истории как бы то ни было является Билли Бин, который отправляется в одиночный «крестовый поход» и становится инициатором совершенно неожиданных событий. Главный герой рискует не ради самоутверждения, а для того, чтобы разобраться в себе. Билли пытается добиться чего-то большего, чем просто победы в спортивном матче, хотя сам не понимает этого до тех пор, пока вещи не начинают кардинально меняться. Бейсбольный сезон внезапно становится больше похож на битву Давида и Голиафа, но смысл баталии лежит куда глубже, чем отчаянная попытка «одного стать в поле воином». На самом деле это эксперимент, который, в случае успешного завершения, наглядно покажет герою, почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе. Это очень глубокий посыл, и он не может не захватить». Новаторство всегда воспринималось в штыки. Свою долю помоев получает и Билли - от болельщиков, от спортивных журналистов, от бейсбольных экспертов, от менеджера стадиона и от самой Истории. В целом же сюжет фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ о том, что иногда и в мусорном бачке можно найти пару бриллиантов». То, что использовали Билли Бин и его аналитики, нельзя в полной мере назвать новаторством. Болельщики, статистики и математики уже давно пытались найти эмпирическое объяснение спортивным феноменам. К этим изысканиям имел прямое отношение историк бейсбола Билл Джеймс, который и ввел понятие «сэйберметрика». Джеймс писал, что к теме бейсбола необходимо подходить «с той же тщательностью и дисциплиной, с которой астрономы обычно подходят к изучению загадок Вселенной». Сочетая в себе позицию инсайдера, бунтарский дух и четко намеченную цель, Бин смог преодолеть пропасть непонимания между обществом и бейсболистами.
...Мы нашли рациональное объяснение тому, почему те или иные команды и игроки выигрывают. Ведь потенциал в бейсболе значит куда больше, чем то, что игрок показывает во время игры. По словам Билла Джеймса, в бейсболе, как и во многих других видах спорта, важен только результат, а не то, как его достигать, и не то, как выглядит игрок, его достигающий». «Идеи не были настолько радикальными - так или иначе они использовались уже два десятилетия, -говорит Льюис. - Радикальным было то, как Билли использовал эти знания, как применил в игре то, что обычно остается за ее пределами. Он сломал стену непонимания между аутсайдерами и сильными мира сего. По сегодняшнему положению вещей можно понять, насколько глубокие он оставил трещины в этой стене. Последствия тех событий наблюдаются не только в бейсболе, но и во всем спортивном мире».
БЫТЬ БИЛЛИ БИНОМ
Брэду Питту сразу приглянулось амплуа генерального менеджера команды Oakland Athletics. Билли Бин представлялся целеустремленным и изобретательным персонажем, одержимым навязчивой идеей; персонажем, постоянно балансировавшим на грани триумфа и фиаско.
Питт изучил прошлое Бина, начиная с того времени, когда юный сын морского офицера показывал отличные результаты на разных полях - футбольном и бейсбольном. Атлетическим телосложением мальчика наградила природа, и многие прочили ему прямую дорожку в элитные эшелоны профессионального спорта. Бин отказался от стипендии в Стэнфорде ради шанса попасть в команду Нью-Йорк Мэтс, входящую в Восточный дивизион Национальной бейсбольной лиги. На протяжении шести сезонов он протирал штаны на скамейке запасных, надеясь, что ему представится шанс проявить свои (как его убеждали, исключительные) навыки. После этого Бин принял необычное и, как оказалось, судьбоносное решение – снял перчатку и ушел с поля, чтобы попробовать себя в менеджменте. «Представьте себе, что вам 15 лет, и взрослые дяди, да к тому же еще и эксперты, уверяют, что бейсбол - ваша судьба, что вы, якобы - звезда нового поколения, - объясняет выбор Бина режиссер Беннетт Миллер. - Вам приходится принимать решение, базируясь на этой информации. Вы наивно соглашаетесь и лишь спустя десять лет понимаете, что ничего из этой затеи не выйдет. Мечта осталась мечтой, а вам нужно все начинать сначала».
«По сегодняшним меркам Билли совершил действительно сумасшедший поступок, - считает Питт. - Он «уволился». Думаю, он почувствовал, что попался на удочку общественного мнения, которое не так редко бывает ошибочным. Он почувствовал, что попал в капкан. И ему пришлось серьезно раскинуть мозгами, чтобы выбраться из этой западни. Несмотря на то, что он оказался на вожделенной «авансцене жизни» (то, о чем мечтает каждый мальчишка), это было все же немного не то, о чем он на самом деле мечтал. Поэтому он решил сделать крутой карьерный разворот. А для этого ему пришлось сломать тот стереотип, который в него закладывали с раннего детства». Бин соглашается с тем, что его спортивные достижения на бейсбольном поле позволили ему наладить незримую связь с игроками его команды. «Очень важно, чтобы ты хотя бы раз почувствовал то, что чувствуют они, - объясняет Бин. - И в моей карьере были ошибки, которые я замечаю у других игроков. Скорее всего, именно эти ошибки погубили мою карьеру. Но то, что я их когда-то совершил, дало мне право заявлять: «Не повторяй мои ошибки!» По словам Миллера, личностные особенности характера сделали из Бина не только хорошего менеджера, но и колоритного киногероя. «Билли - очарователен и харизматичен, однако глубоко внутри он - боец, стремящийся к победе, - говорит режиссер. - В нашей истории он ведет свою команду к чемпионату, а по ходу переоценивает всю свою жизнь - это выходит далеко за рамки бейсбола. Он подвергает сомнениям все свои верования, пытается оценивать ситуацию под разными ракурсами. Можно сказать, что жизнь снова поставила его перед выбором, как когда-то в детстве. Но теперь, обжегшись на молоке, он может принять иное решение, используя накопленный опыт и мудрость».
Бин придерживался одного правила, которое вызвало у Питта неподдельный живой интерес - Билли никогда не следил за игрой своей команды на матче. «Я принимаю решения, анализируя 162 предыдущих матча, - объясняет свою методу Бин. - Поэтому следить за игрой на поле - все равно, что считать минуты до пенсии. На поле имеет смысл появляться, скажем, раз в квартал. Это - моя объективная причина. Но есть еще и эмоциональная. Она состоит в том, что пока парни сражаются на поле, я сражаюсь со своим «вторым Я». Мне нужно мыслить рационально, но иногда эмоции захлестывают (я ведь не каменный). А мне бы не хотелось принимать необдуманные (или недостаточно обдуманные) решения, базируясь только на эмоциональном восприятии событий». Многие черты характера своего героя Питт почерпнул, наблюдая за взаимоотношениями своего героя с коллегами по цеху. Особенное внимание актер уделил двум - его помощнику (персонажу Джоны Хилла, которого в фильме зовут Питер Брэнд) и менеджеру стадиона Арту Хоуи (которого играет Филип Сеймур Хоффман). Собирательный образ мозговитых экономистов, в корне изменивших американский спорт, стал придуманный сценаристами персонаж Питер Брэнд (Джона Хилл). Брэнд - экономист Лиги Плюща, выбравший путь бейсбольного аналитика. В какой-нибудь другой спортивной отрасли парень бы блистал, в бейсболе же - оказался практически в статусе аутсайдера. Именно Брэнд объяснил Билли основные правила «манибола»: ценность бейсболистов нельзя увидеть или почувствовать, зато можно отлично проследить в цифрах. Бин перекупил Брэнда у команды Cleveland Indians, рассчитывая в корне изменить расклад сил для команды Oakland Athletics. С этого момента дуэт начал свой «крестовый поход» против ортодоксального бейсбола. Партнерство Бина и Брэнда становится вводной в ключевую тему истории, описывающую сложные алгоритмы человеческих ценностей и формулы успеха. Когда Билли и Питер начинают притворять свои идеи в жизнь в тренировках команды, их новаторский подход сталкивается с первым мощным волнорезом в лице менеджера стадиона Арта Хоуи - суровым мужчиной, привыкшим к традиционному планированию игры. Филип Сеймур Хоффман, получивший «Оскар»® за исполнение роли легендарного писателя в драме Беннетта Миллера КАПОТЕ, подошел к образу Хоуи, как к человеку, который врос корнями в мир бейсбола настолько прочно, что уже не представляет себя без него. Интересно, как собирали актерскую команду для спортивной команды: на кастинге авторы фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ искали в актерах тот же победный дух. «Кастинг был очень сложным, - вспоминает Фишер. - Пробы прошло около 750 парней. Мы понимали, что для правдоподобности требовалось, чтобы команда состояла из лучших актеров». Многие из прошедших кастинг играли в низших бейсбольных лигах, а некоторые актеры в свое время играли в высшей бейсбольной лиге.
Кульминацией фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ становится бейсбольная серия «20 Игр»: команда Oakland Athletics поставила рекорд в американской бейсбольной лиге, выиграв 20 игр подряд. Это событие стало легендарным у любителей бейсбола. Чтобы повторить историческую игру с точностью до последнего крученого мяча и взмаха битой, бейсбольный координатор Майкл Фишер прогнал актеров по нескольким спортивным лагерям с очень жестким режимом и многочисленными тренировками. Кроме того, актерская группа много репетировала на бейсбольных полях различных колледжей Лос-Анджелеса. Все приготовления были нацелены на то, чтобы детальная инсценировка матча сочеталась с реалистичностью текущего момента. «Работая над спортивными фильмами, зачастую приходится придумывать сценарии ко всем событиям, − говорит Фишер. - Но «20 Игр» мы воспроизводили с исторической достоверностью. Учитывая популярность спортивных телеканалов ESPN и Fox Sports, зрительская аудитория стала требовать максимальной реалистичности в спортивном кино. Нам нужно было работать слаженно, как швейцарские часы. И, конечно, настоящие бейсболисты нам очень помогли». Понятно, что и «архивы видеозаписей нам очень помогли, - объясняет Миллер свою заинтересованность историей. - Это касалось не только хореографии самого матча, но и того, что происходило на трибунах. Нам хотелось передать атмосферу вплоть до мелочей, ведь то, что происходило на стадионе, было поистине невероятно».
НА ПОЛЕ
Фильм ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ снимался в пяти различных бейсбольных парках, включая стадион Dodger, парк Fenway, поле Blair Field в Калифорнийском государственном университете и поле Stengel в общественном колледже Глендейла. Однако исторический матч снимался на стадионе Oakland-Alameda County Coliseum - домашней площадке бейсбольной команды Oakland Athletics и футбольной Oakland Raiders. Именно на этом стадионе, вмещающем 60 000 зрителей, снималась большая часть игр Oakland Athletics сезона 2002 года, включая, собственно, «20 Игр». Массовку набирали из местных жителей. Ежедневно более 1000 человек приходило на стадион, чтобы изобразить бушующую толпу болельщиков, чутко реагирующую на все, что происходило на поле. Из числа непрофессиональных актеров были набраны жены игроков, журналисты и работники стадиона. В некоторые кадры попадали члены закадровой съемочной группы. Кроме того, в нескольких сценах снялись подлинные сотрудники высшей бейсбольной лиги, что повысило и без того зашкаливающую реалистичность. Каждый, кто попал в эпицентр истории (или хотя бы был захвачен взрывной волной), проникался замыслами авторов фильма. «Это было почти божественное чувство, − резюмирует полученный в ходе съемок опыт Крис Прэтт. – Мы выходили на поле того самого стадиона в спортивной форме. Газон был аккуратно пострижен, травинка к травинке. Мы буквально чувствовали, сколько человеческого труда было вложено в это поле - начиная с менеджеров и закачивая уборщиками. Очень необычное ощущение».
Билли Бин продолжает выполнять функции генерального менеджера и совладельца Oakland Athletics, несмотря на то, что по сей день не прекращаются дискуссии и дебаты относительно его системы. Для него чувства, описанные Прэттом, стали частью повседневного ритуала.
Режиссер Беннетт Миллер утверждает, что ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ непременно понравится всем спортивным болельщикам: «В этом фильме наглядно показывается уважение к самой игре. Фильм отдает должное и научному подходу, и той магии, благодаря которой случаются по сей день не получившие эмпирического объяснения спортивные чудеса. Никто и никогда не откроет формулу, которая бы объяснила завораживающий эффект игры досконально и убедительно. Всегда будет оставаться человеческий фактор - непредсказуемый и в чем-то волшебный».
Фильм-фильмом, но Реальность такова: нет никаких сомнений в том, что события 2002 года потрясли всю Америку. И отчасти благодаря маниболу многие люди в разных штатах страны спросили себя: «А чего стОю я сам?»
ПРАВИЛА БЕЙСБОЛА (перепечатка с сайта http://wikipedia.org):
В каждой отдельной игре участвуют две команды, которые по очереди играют в нападении и защите. Цель игры - набрать больше очков/пробежек (англ. run), чем команда противника. Очко засчитывается, когда игрок команды, играющей в нападении, пробегает по очереди все базы (квадратные (30 см x 30 см) подушечки, прикреплённые к земле), расположенные в углах квадрата со сторонами 90 футов (27,4 метра). В бейсбол обычно играют мячом, который состоит из пробковой или каучуковой сердцевины, обмотанной слоем пряжи. Сверху мяч покрывают двумя слоями белой кожи с красными стежками. Вес мяча от 9 до 9,25 унций, длина окружности от 9 до 9,25 дюйма. В каждой команде играют 9 или 10 игроков. Углы игрового «квадрата» называют против часовой стрелки «дом», 1-я база, 2-я база и 3-я база. В начале игры одна из команд (обычно домашняя команда) играет в защите. 9 игроков команды, играющей в защите, выходят на поле и стараются не дать другой команде заработать очки. Гостевая команда первой играет в нападении и старается набрать очки. Очки зарабатываются так: начиная с «дома», каждый игрок нападающей команды старается заработать право бежать против часовой стрелки до следующей базы (угла квадрата) и, добежав, дотронуться до базы, продолжая бежать до каждой следующей базы и, наконец, вернуться к «дому», заработав при этом очко. Прежде чем игрок нападающей команды может начать бежать, игрок защищающейся команды, называемый «питчером» (от англ. pitch - подача), встаёт в обозначенном месте в середине игрового квадрата. Остальные 8 игроков защищающейся команды также находятся на поле, каждый в своей позиции. Игрок команды, играющей в нападении, называемый «бьющим», встает рядом с «домом», держа круглую в сечении биту, обычно сделанную из дерева или из алюминия. Бьющий ждёт, когда питчер бросит мяч в сторону «дома». Питчер бросает мяч в сторону «дома», <
Источник: http://agencyvolnyostrov.ru/