С 29 апреля 2021 года в российский прокат вышла драма ДЕВЯТАЕВ. 12+
Студия «ВоенФильм», МТС Медиа, «Пандора фильм», при участии телеканала «РОССИЯ 1», при поддержке Фонда кино, производство - Bazelevs представляют драму, приключение - фильм «Девятаев». Режиссёры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов. Авторы сценария: Максим Бударин, Георгий Селегев (Стардаст), Константин Галдаев (Стардаст), Ильгиз Зайниев. Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Игорь Угольников, Игорь Мишин. Оператор: Елена Иванова. Композитор: Юрий Потеенко. Художник-постановщик: Эльдар Кархалев. Супервайзер CG: Алексей Гусев. Консультант фильма: Александр Девятаев (сын Героя). В ролях: Павел Прилучный, Павел Чинарев, Алексей Филимонов, Тимофей Трибунцев, Дмитрий Лысенков, Александр Лыков, Евгений Серзин, Никита Кологривый, Олег Чугунов, Максим Ханжов. Прокатный рейтинг: 12+ Сайты фильма: https://sonypictures.ru/film/devjataev/ и https://devyataev.film/
Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор - вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье - побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь - на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с ФАУ-2, «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь - и совершить самый дерзкий побег в военной истории.
Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева. История Девятаева - о невероятной силе духа, которая была у этого человека и у всего его поколения. Мы даже представить себе не можем, что выпало на их долю, что они преодолели. И об этом важно рассказывать молодой аудитории. О том, что подвиг - не красивое слово и не пустой звук.
Игорь Угольников: «История Великой Отечественной войны изобилует множеством удивительных подвигов, многие из которых пока неизвестны, но они будут со временем открываться и давать нам возможность создавать новые фильмы».
8 февраля 1945 года пленный летчик Михаил Девятаев сбежал из фашистского концлагеря с девятью товарищами-заключенными, угнав у немцев бомбардировщик. Уйдя от воздушной погони, узники приземлились на занятых Красной армией польских территориях. Побеги из концлагеря были редки, успешных побегов насчитывается несколько десятков, успешных побегов на самолете - единицы. Случай Девятаева исключителен даже среди них:
История Михаила Девятаева хоть и не замалчивалась, но долгие годы не была широко известна. Его подвиг не вошел в пантеон легенд, потому что послевоенный СССР был жесток к героям, прошедшим плен. Путаница с документами - вместо летчика записали в артиллеристы - в конце 1945-го позволила Девятаеву вернуться из фильтрационного лагеря на родину, но эта же путаница заставила власти считать его если не предателем, то вруном: мол, как мог артиллерист угнать самолет? А если все правда - то как доказать, что не предатель?
Только в 1957-м истории бывших пленных стали публично обсуждаться. И Михаил Девятаев из безвестности перешел в мир славы. А его странная, но правдивая история навсегда осталась для него и гордостью, и бременем: до конца дней (Девятаев умер в 2002 году) герой рассказывал и писал о своем плене и побеге, своим существованием свидетельствовал перед новыми поколениями, что и такие страшные страдания, и такой чудесный подвиг равно реальны и возможны. Замалчивание подвига было связано с различными причинами, но, вероятнее всего, с тем, что в угнанном самолете была сверхценная документация, касающаяся немецкой программы «ФАУ-2».
Александр Девятаев: «Об отце снято более 30 документальных фильмов. Первая лента, «Девятаев», появилась в 1961-м, ее снял Алексей Высоцкий, дядя Владимира Высоцкого. Потом были фильмы: «Суровая память» - о нескольких военнопленных, которые стали лидерами сопротивления, «Догнать и уничтожить» Ярослава Голованова, потом еще много разных фильмов и телепередач:
«Об отце много легенд, фейков, нелепиц, которые удобны людям, чтобы доказать какую-то свою правду. К сожалению, мы имеем очень мало реальных документов о том, что представлял из себя угнанный самолет и какую информацию отец привез с собой. Много говорили о том, что он все рассказал Сергею Павловичу Королеву, но никаких подтверждающих это документов не существует».
Тимур Бекмамбетов: «Некоторые историки говорят, что, если бы Девятаев не угнал тот самолет, не показал бы советскому командованию, где находятся пусковые установки ракет «Фау» на острове Узедом, и мы не смогли бы разбомбить этот остров вовремя, нацистские баллистические ракеты полетели бы на Москву, Париж, Лондон и война бы приняла другой оборот. У немцев были тысячи «Фау». К концу войны их ракеты летали в космос.
Благодаря Девятаеву на Узедом был направлен основной удар наших сил, и мы смогли остановить немецкий завод. Наверняка вокруг этого завода шла серьезная борьба - кто первым доберется до немецких научных изысканий, мы, американцы или англичане. Мы стали первыми. И получили большое количество ракет. Первые испытания на полигоне Капустин Яр Королев проводил как раз с ракетами барона фон Брауна, которые были вывезены с Узедома в СССР. Самолет, который угнал Девятаев, использовался немцами для контроля за стартом ракет, и в нем содержалась секретная информация, которая оказалась очень полезна для нашей космической программы».
Тимур Бекмамбетов: «Одна из основных линий нашего фильма - это противостояние двух героев. Это история про Гражданскую войну. Про две позиции. Про героизм и предательство. Второго героя - Николая Ларина - мы придумали. А главный подвиг Девятаева - того Девятаева, которого мы показываем в фильме, - в том, что он сумел простить человека, который предал родину, отправил его в концлагерь и даже пытался его убить.
12 лет Девятаев терпел обвинения в предательстве, но так и не выдал своего бывшего друга, чтобы сохранить его репутацию и его имя. Это история еще и про тех, кто вынужден жить с клеймом предателя».
Главного персонажа сыграл актер Павел Прилучный: «Мне нужно было не только тщательно изучить своего персонажа, но и сильно похудеть. За полторы недели я сбросил 12 килограммов. Это было очень сложно, особенно на площадке, где все постоянно ели горячие бутерброды с колбасой и сыром и их божественный запах разносился по всей округе… А на улице был кошмарный холод, когда есть хочется еще сильнее. Холод, голод, ветрило, который сносил постройки, и запах горячих бутербродов - вряд ли кто-то может представить, каково мне было держаться без еды…»
Александр Девятаев об отце, на вопрос, - узнает ли он в главном герое отца, - «просто представьте, что мой отец рос до 17 лет голодным и нищим. У него не было обуви, чтобы дойти до школы, поэтому зимой он вынужден был сидеть дома. Потом он учился в Казани и Оренбурге, немного полетал, а потом - война. Где вы сейчас найдете актеров, которые прожили бы такую жизнь, которые по-настоящему голодали… Ну, и потом, летчики - это особая каста, это не сыграть…»
Съёмки. Полёты.
Тимур Бекмамбетов: «В нашем фильме мы почти 30 минут находимся в самолете, в небе. Несмотря на то, что сами бои, в которых участвовал Девятаев, достаточно подробно описаны, передо мной стояла трудная задача - придумать, как снять такое количество воздушных сцен достоверно, эффектно, эмоционально и как аттракцион в такой короткий срок производства.
Есть несколько традиционных технологий. Самая редкая и дорогая - поднять в небо реальные самолеты и начать воевать. Например, в «Дюнкерке» Нолана какие-то кадры снимались с настоящими самолетами. Но в нашем случае снять полноценные 20-30 минут боя - нереально. Будет скучно, с массой ограничений и безумно дорого. К тому же «Аэрокобры», которые пилотируют наши герои, давно уже не летают.
Второй путь - компьютерная графика. Студии уже научились идеально делать сами самолеты, небо, состояние погоды, освещение. Проблемы начинаются на этапе анимации. Самое сложное - хореография боя. Потому что, каким бы хорошим не был аниматор, бои происходят у него в голове. А художники мыслят кадрами, а не сценой целиком. Такой рисунок воздушного сражения не сможет придумать даже самый талантливый инженер компьютерной графики. Тогда пришла в голову идея обратиться к опыту компьютерных игр.
Есть одна из самых популярных в мире игр War Thunder - это симулятор реальной боевой техники, включая самолёты времен Второй мировой войны. Мы попросили компанию-разработчика Gaijin найти виртуальных лётчиков - реальных пилотов War Thunder, которые могли бы смоделировать воздушные бои, в которых участвовал Девятаев. Пилоты War Thunder разыграли для нас внутри игры-симулятора несколько десятков разнообразных сценариев боя, а затем мы взяли програмнные данные из движка самого симулятора. Игровой движок сохранял технические данные об этих полётах: в каком положении был самолёт, когда открывались закрылки. В современных игровых симуляторах очень хорошо продумана реальная аэродинамика, поведение самолетов, углы атаки и разворотов, виражи, наклоны - все считается автоматически. В результате мы перенесли в фильм достоверный рисунок воздушных сражений времен Второй мировой войны. Такое до нас еще никто не делал».
Сергей Трофимов: «Система, придуманная Тимуром, в нашем кино была использована впервые. Игровой движок Unreal Engine для съемок использовали ранее в блокбастерах Marvel, последних «Звёздных войнах» и в сериале «Мандалорец». Игровой движок помог с предвизуализацией сцен воздушных сражений. Их постановка велась в виртуальной реальности при помощи созданного на компьютере окружения. Его проецировали на экраны на съёмочной площадке, чтобы актёры могли представить, как сцена будет выглядеть в фильме. Оператор фильма - Елена Иванова – «летала» на одном из виртуальных самолётов и снимала реконструкцию боёв внутри игры на виртуальную камеру. Во время сцен воздушных сражений она не снимала на зелёном экране что-то, что потом создадут художники компьютерной графики, а видела сцену примерно такой же, какой она будет в фильме. В результате она могла точно поставить камеру, схватить какие-то детали прямо в бою. Этого никто до нас не делал».
Павел Прилучный: «Я вообще люблю компьютерные игры, но никогда не играл на симуляторе. На съемках Тимур мне сказал: «Вот тебе игровой ноутбук и штурвал, снимаем полеты». А я со штурвалом никогда не играл. Это сложно, там очень мягкое управление, как в настоящем самолете, - винт, рулевые, градус… Чуть повернешь в другую сторону - и все, ты ушел. Нужно открыть подкрылки на определенной высоте после взлета, четко все знать, иначе разобьешься. Я две недели так играл, а потом Тимур предложил мне полетать по-настоящему, за штурвалом посидеть. Мы нашли пилота и поднялись с ним в небо - пилот, Тимур, я и мой сын. Тимоха очень кайфанул! Если бы меня отец на такое взял, я бы помнил всю жизнь! Думаю, и он запомнит! Мы взлетели, пилот рассказывал, что, где, как, мы повторяли разные термины. А в какой-то момент он говорит: «Ну, все, Павел Валерьевич, передаю вам управление». И я такой: «Ой…» (далее непечатно)) Я налетал четыре часа, один раз посадил самолет, один раз поднял. Но это был небольшой самолет, он прост в управлении. «Хейнкель» гораздо сложнее. И вообще, самолет - это не автомобиль с АКП. Невозможно управлять самолетом, который ты не знаешь. Поэтому Девятаева долго таскали по допросам гэбэшники, - они не верили, что он реально мог поднять «Хейнкель» без специального обучения».
Павел Чинарёв: «Съёмку полетов я не забуду никогда. Во-первых, меня совершенно поразил Тимур. Он меня постоянно корректировал: «Не так штурвал крутишь!», «Гашетка не так должна быть!», «Ты же занимался…» - «Да, занимался, но я думаю про роль, а не про гашетку, а вы откуда про все это знаете?» - «Давно летаю», - говорит Тимур. Во-вторых, крутиться в центрифуге было достаточно забавно, но физически тяжело. А поскольку роль моя разрасталась прямо в процессе съемок, то мне не подготовили дублера и все трюки приходилось делать самому. На 20-м дубле я просто терял сознание. На площадке была оборудована специальная система, на которую подвешивалась отрезанная кабина самолета - без носа, хвоста и крыльев. В этой кабине мы имитировали акробатические элементы в воздухе, крутясь на каких-то трапециях. Выглядело это - как настоящий аттракцион. Но самой поразительной там была работа со светом. Я понимал, что в этом абстрактном пространстве вокруг меня летает не только камера, но и искусственное солнце, искусственные облака, искусственные потоки ветра. Потом многое будет дорисовано, но на съемках тоже была создана полная иллюзия полета».
Сергей Трофимов: «Оператор-постановщик фильма Елена Иванова - наша давняя подруга и коллега, мы работали вместе еще на «Ночном дозоре», где она была оператором второго юнита. Потом, когда я снимал «Монгола», она со вторым юнитом снимала экшен-сцены. Еще у нее в фильмографии «Легенда 17» и много других больших картин. У нее репутация экшен-оператора. Она очень мобильная, надежная и по-человечески замечательная. К тому же она очень увлечена техническими нюансами. А у нас много сцен с авиационными боями. И Лена взяла на себя всю техническую проработку, траектории полетов: как летит самолет, как кренится, где в это время солнце, как меняется свет.
Я всегда больше думаю о сюжете, чем о том, как снять красивую картинку. Все операторские приемы нужны только для одного - для выделения главного и правильного распределение внимания зрителя. Большая операторская работа - в этом. А технические трюки - это другое. Для меня они менее интересны. Тимур полностью взял на себя ответственность за бои и технологии, а я больше занимался сценами концлагеря, людьми и тем, что с ними происходит».
Александр Девятаев: «Это - не первый фильм, действие которого разворачивается в концлагере, но первый, где мы подробнее видим концлагерный быт. Мы немало знаем про мучения в концлагере, но никто не знает, как заключенные брились, как и что ели, как все это выглядело. Фильм рассказывает только про два лагеря, но в действительности отец был в четырех: первые два - это лагеря для летчиков, которые находились в городах Лодзь и Хойна. Третий лагерь - Заксенхаузен под Берлином. И, наконец, Карлсхаген 1 на острове Узедом. Там было несколько концлагерей, этот - непосредственно в Пенемюнде (ракетный центр барона фон Брауна).
Сцены концлагеря в фильме трогают меня больше всего. Когда я приехал на первые съемочные дни (это было 17 или 18 февраля), там был кошмарный ливень и ураган, актеры работали часами на улице, это было для них тяжелым испытанием. В таких погодных условиях понимаешь, почему заключенные надевали под робу мешки из-под цемента. Немцы за это их избивали, но они все равно надевали, потому что иначе на пронизывающем ветру, на аэродроме было не спастись. Вообще, погода зимой в Кронштадте очень похожа на Узедом, - он стоит на том же море, просто с другой стороны, и актеры оказались в условиях, похожих на лагерные, в этом смысле в фильме все очень достоверно».
Завершая рассказ о фильме, хочу привести высказывание режиссера Тимура Бекмамбетова: «Наш фильм, как мне кажется, начинает важный разговор про приказ 270 от 1942 года, согласно которому все попавшие в плен автоматически становились предателями. Тогда, в начале войны, тысячи людей сразу сдались в плен, и для того, чтобы пресечь это, был выпущен тот жесткий, драконовский приказ. Массовый переход удалось остановить, но количество сломанных судеб тех, кто попал в лагеря после плена, не поддается подсчетам. Столько людей оказались предателями одним росчерком пера! Для того чтобы дальше жить, нам нужно эту гражданскую войну закончить».
Высказывание режиссера Тимура считаю спорным: если все побегут сдаваться, чтобы, не дай Бог, не погибнуть в бою, - кто тогда будет Родину, отца, мать, семью, страну защищать??? Никто НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ, но есть - долг перед своей семьёй, перед страной, перед Будущим своего Отечества! Нельзя прощать предателей! Нельзя прощать то, что те, кто сдался, потом работал не просто на фашистов, - предатель работал против своей семьи, своих родителей, против своей страны! Как такое можно прощать??? И это - не ошибки. Это - осознанные действия: трусость, не желание помочь, подлость, желание любой ценой спасти свою жизнь, - ценой жизни других людей!
Только благодаря смелости, храбрости, бескомпромиссности советских солдат Россия смогла победить врага - фашизм, в орбиту которого Германия Гитлера бросила, как пушечное мясо миллионы жизней граждан европейских государств. По сути, Красная Армия СССР сражалась одна против Третьего рейха Европы!
И, для того, чтобы жить, - надо воспитывать новое поколение россиян не на всепрощение, а на подвигах героев своей страны: что никто, кроме тебя, не сможет, противостоять подлости, предательству, лжи и неправде! Только так можно победить в себе труса и стать достойным гражданином своей страны.
Уже на выходе картины в прокат, стало известно, что в сети появился клип, снятый на знаменитую русскую песню о летчиках Второй Мировой войны «Любимый город», которую спел знаменитый солист Тилль Линдеманн/Till Lindemann немецкой группы «Rammstein»:
И этот саундтрек фильма «Любимый город», записанный немецким артистом, как мне кажется, вполне может стать достойной точкой наших исторических отношений с Германией, - со страной, которой нас, русских, связывают многовековые, исторические традиции добра, дружбы, уважения, и эти отношения не могут разрушить даже две мировые войны потому, что войны затевают политики, а воевать приходиться простому народу, солдатам, что порой не понимают: зачем они убивают друг друга, ради каких целей?!?
Благодарим за предоставленные материалы, фото и видео - https://b2b.sonypictures.ru/soon/00444/
Материал подготовлен ИА «Вольный остров».