9 ноября 2021 года в северной столице в театре «Мюзик-Холл» состоялся мультимедийный музыкальный проект «ЖИВАГО. Я вышел на подмостки…». 6+
«Доктор Живаго» - величайшее произведение русской литературы о судьбе русского интеллигента. Этот роман, рисующий широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала XX столетия до Великой Отечественной войны, стал не только важной вехой в творчестве писателя, но и уникальным явлением в русской литературе, редким по своей многогранности.
Исторический образ России представлен гениальной музыкой композитора Эдуарда Артемьева, автора саундтрека к фильму «Доктор Живаго» в исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония», дирижер Фабио Мастранджело. Интеллектуальная, редко исполняемая музыка Артемьева подчеркнула своеобразие уникальной фабулы и сюжетных поворотов романа, а также сложность и глубину образов ключевых героев.
Все ж революционный образ жизни ведёт современный театр «Мюзик-Холл». Здесь, что ни постановка, то - протуберанец мысли, вулканический всплеск чувственных идей, помноженные на тщательное прописывание того или иного события на сцене, почти - молитвенное стояние, бдение сформулировал театр на основе романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», создав нечто совершенно необыкновенное - для себя, а именно, - мультимедийный музыкальный проект «ЖИВАГО. Я вышел на подмостки…».
Выпуская на сцену только лишь чтецов и большой симфонический оркестр, дабы передать всю полноту и палитру ощущений, эмоций, действий «нобелевского» романа «Доктор Живаго» - дерзость, ещё та, но автор идеи, замысла, «генератор» всего и вся сего творения Алла Масловская поставила себе за цель совершенно лаконичными, без драматургических сценоислишеств, более чем скромными средствами театра реализовать нечто синтетическое, - меж глубокой драмой и сущностью музыкальной, насыщенно мелодической...
Смешав диалоги, монологи, зарисовки, сентенции, картины, людей и события, наблюдения, плюс - задник, - игривый экран, рождающий эффектные коллизии и светопредставления: и, вот вам, - проект, выпускающий особого «джина из бутылки», - суть романа, пересказанную группой актеров, чтецов и оркестром, большим и могучим.
И здесь нет идеи сэкономить, «обюджетить» процесс сценической «экранизации» романа Бориса Пастернака. Но есть робкая, дерзновенная попытка войти в эту живительную «воду» - рефлексивных творческих эволюций романа Пастернака, выраженных более чем многословно, войти в этот мощный поток обжигающих мозг сюжетных коллизий, вынырнув из него с краткой формулой понимания и постижения труда Пастернака.
То есть, войти в самую суть романа, в основу основ, чтоб каждый, кто читал, либо пока не освоил роман «Доктор Живаго», сумел наполниться этим произведением, насытиться мыслью, чувствами, переживаниями персонажей. И вот пред нами уже и не группа чтецов и могучий симфонический оркестр, но - «раскрытая книга», которая сама себя читает, сама себя озвучивает лирическими композициями, формирующими образы и картины, становую хребтину романа и его декоративные отделки.
Мюзик-холл Юлии Стрижак и Фабио Мастранджело никогда не пользовался чужими лекалами, творческими кройками, формируя репертуарную повестку дня. Тут, что ни постановка, то - революционный взгляд, на вполне себе традиционные пьесы и сценарии. Что говорить о своих задумках: тут им, вообще, - нет преград. Недавний озорной, бурлесковый мюзикл «Винил», - тому самое красноречивое подтверждение, где каждый номер и каждая зарисовка, где каждый музыкальный выход - плод ума, творческий поиск и задорная находка сонма одарённых людей, имя которому, - театр «Мюзик-Холл».
Иное дело - свежий, ни с чем пока не сравнимый в стенах «Мюзик-Холла» мультимедийный музыкальный проект «ЖИВАГО. Я вышел на подмостки…». И каким образом только не выставляли на сцене это «нобелевское» творение Бориса Пастернака. И был мюзикл, и был даже балет, есть два фильма: один - «не наш», с Омаром Шерифом и Джеральдин Чаплин: другой - «наш», максимально свежий, близкий нам по времени, (все ж, голливудский фильм выпустили почти «по следам» романа, в 1965 году).
Наша телеэкранизация романа «Доктор Живаго» режиссера Александра Прошкина увидела свет сравнительно недавно, в 2005 году. Кстати, живительная нота музыкальной палитры телефильма, созданная гением русской, советской и российской, киномузыки Эдаурдом Артемьевым, легла в основу и того действа, что запустил в мир «Мюзик-Холл».
Великолепная музыка стала ещё одним «героем», главным героем повести, который формирует мыслеформы, дарует нам право на эстетическую тактильность романа всеми фибрами зрительской души. Здесь же и текст романа, который весьма аккуратно вложен в уста чтецов. Именно что чтецов, - статиков и прагматичных осмыслителей творения Пастернака.
В «Мюзик-Холле» решили обойтись без лишней суеты на сцене, частой смены декораций и костюмов, мелькания людей первого и второго планов.
И в помощь нам, зрителям, жаждущим «хлеба и зрелищ», визуализации чувственных образов, - тот самый, максимально многочисленный участник уникального представления, - оркестр «Северная симфония» театра «Мюзик-Холл», который занимает почти всё пространство сцены, выгодно оттеняя чтецов, выставленных на передний план. На них, на чтецах - весь свет и «соль», на них - «нацелены» микрофоны, но и оркестр - в фокусе всех переживаний и страданий.
И вот одна картина действия сменяется иной, одно время переходит в другое, герои эволюционируют, согласно распорядку романа. Хотя, никакого движения на сцене нет. И будто и не нужно. Движение здесь явно лишнее. Но движение все же есть: движение пульсирующей венки на виске артистки, желваков на скулах артистов, потовых желёз блестящего лба блестательного дирижёра...
Самое время отметить ключевых игроков постановки: артисты - это ж целая «песнь песней», в их словах, в их прочтении - творения Бориса Пастернака; рождается роман словно бы заново, будто бы пишется, формируется у нас на глазах. Вот они, гении драматической мысли: заслуженный артист России Артём Цыпин - Юрий Живаго, заслуженный артист России Михаил Разумовский - Павел Антипов, заслуженный артист России Игорь Черневич - Комаровский, Елена Калинина - Лариса Антипова, Лаура Пицхелаури - Антонина Живаго:
И самое время отдать должное гению дирижёрской палочки и музыкальному аккумулятору повествовательного пиршества, «управляющему» обширным «главным героем» пьесы Фабио Мастранджело. Его «Северная симфония» сумела невероятное: вписаться в «нобелевский» роман музыкально, обогатив, насытив объёмом и красками, активно, действенно дополнить мир слова миром духа, духа визуального, духа живительного…
Насколько все сложилось и слилось в одно действие, насколько вышел сам спектакль, где слово идёт рука об руку с полётом музыкальной мысли, - покажет время и «его величество» зритель!
Однако первая постановка, похоже, впечатлила первого же пытливого зрителя: народ безмолвствовал почти все представление, вникал, впитывал, вбирал в себя увиденное, услышанное. Казалось, словно бы, на молитвенном стоянии, зритель переносил зримое на себя, на свой мир ощущений и эмоций, дел и похождений героя романа...
От души поздравляем с новым прочтением «нобелевского романа» «Доктор Живаго» Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл».
Источники материалов и фотографий: театр «Мюзик-Холл»,https://www.musichallspb.ru/galleries/zhivago-ya-vyshel-na-podmostki и Дмитрий Московский,http://imapress.media/2021/11/12/doktor-zhivago-v-myuzik-holle-nobelevskij-roman-chtetsov-s-orkestrom/, Елена Тарасенко,https://youtu.be/SAJKBt2TFEw.
Материал подготовлен ИА «Вольный остров».