С 1 декабря 2011 года в российском прокате - фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Достаточно сложно описать то чувство, которое охватывает тебя, когда ты видишь на экране в художественном фильме производства ХХI века человека, который "не перешагнул" двадцатый век, а всем своим физическим существом остался там, в прошлом веке...
НО. Как можно такое написать о Поэте, Барде, чьи стихи и песни, многие наизусь, знала "шестая часть земли", - население территории бывшего СССР? Не просто цитировала, а переписывала на кассетники, в тетрадочки линованные и в клеточку, а ныне - скачивает из интернета?! Поэт остался в веках и "на веках!! Да, фильм о Высоцком. В фильме - "живой" Владимир Высоцкий...
И, все же, все же.... "Живой" Высоцкий"?!, - спросили меня после пресс-просмотра, перед Премьерой фильма, когда я вышла из зала, на мокрую питерскую мостовую. Что мне ответить? И - "да", и - "нет", а, впрочем, давайте - по порядку, устами самих творцов "легенды" и фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»:
Те 30 секунд, что творческая группа фильма выходила на встречу с журналистами и гостями первого просмотра картины в северной столице, словно ожидание "чуда": вот-вот нам расскажут, что нет... - жив Владимир Семенович, вот сейчас возьмет в руки гитару и своим хрипловатым, до боли знакомым голосом прокричит/прошепчет: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».
Уверена, что многие мои коллеги напишут, как родился замысел картины, как 5 лет назад Константин Эрнст предложил сыну Владимира Семеновича Никите Высоцкому написать сценарий. Почему? Никита Высоцкий: "...5 лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени - пять лет назад - эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком."
Мне понравилось, как ответил актер Максим Леонидов (цитирую кратко): "..почему это актуально? Роль Искуства, роль Художника в нашем обществе становится все меньше и меньше, все больше и больше - самодеятельности, все больше и больше - халтуры, все больше и больше - "поделок" выдается за Искусство: участники "Дома-2" играют драматические спектакли... Мы сделали фильм о художнике со всеми его проблемами, мы сделали фильм про настоящего Поэта, а быть Поэтом - это в некоторой степени - Проклятье...Это фильм - о Творчестве и сегодня, как мне кажется, - это очень важная тема..."
Картина рассказывает об одном из наиболее драматичных периодов жизни Поэта Владимира Высоцкого. На экране - "герой" на пике известности. В конце 70-х Владимир Высоцкий - самый знаменитый человек в СССР, кумир миллионов. Но его силы на исходе. Он измотан, он больше не ощущает свой дар, он не может писать стихи…Фильм основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане сердце Владимира Высоцкого остановилось.
Никита Высоцкий: "эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила..." Константин Эрнст: "Для меня в этой работе самым главным была возможность существования Владимира Семеновича Высоцкого в фильме производства 2011 года. И, по-моему, у нас это получилось. В какой-то мере нам удалось визуализировать миф - миф великого человека, великой судьбы и великой страны."
Создатели картины сделали фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению. Хотя, как мне кажется, не только молодым будет интересно "узнать про Высоцкого", но и тем, кто помнит его "живьем", хотя бы раз увидел на улице, в театре, на концерте - и для нас (а я пишу именно от имени "этого Поколения":-) было непривычно увидеть кумира, мягко скажем, не "при параде", а в жизни: с другой девушкой (где же Марина Влади?, - гадала я, рассматривая юную "любовь" Владимира Высоцкого..), опустошенного, больного и... - с наркотиками. Последнее - просто наотмаш зрителю, как отрезвляющие пощечины "врачу", чтобы пришел в себя и "воскресил" бездыханного Поэта....Что правда?!?
Хотя фильм основан на реальных событиях, в него вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Высоцкого, - в другом месте, в другое время - и соединившие некоторых людей, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм. Никита Высоцкий: "Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта..." :
Многие образы в фильме собирательные. Персонаж последней возлюбленной Высоцкого, Татьяны Ивлевой, которую сыграла Оксана Акиньшина, также собирательный.
Никита Высоцкий: "наша Татьяна - это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства, и от других реальных вещей. ..Вот как сыграть любовь? Мне и самому очень трудно всегда давалось это сыграть. Мы, когда видим человека влюбленного, сразу спрашиваем: Вася, ты что, влюбился? Он краснеет, вдруг замирает. Причем, предмета любви нет даже в поле зрения. Как это сыграть? Здесь, в нашей картине, мне кажется, она есть."
Ну, и покидая пресс-конференцию, я, наконец, услышала про "самое интересное": о главной интриге - имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует. Почему?
Подробнее о своем решении скрыть имя актера/ов, что создал/и образ Высоцкого автор сценария Никита Высоцкий объясняет так: "Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий. Еще ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был - а у нас было несколько актеров, и актеров хороших - это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя. Высоцкий - это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий - вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актера, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана."
Решение образа Высоцкого - совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя. Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого.
Плавно, мы с Вами, мои дорогие читатели, переходим, на...съемочную площадку фильма. Снимали картину в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший Союз. Жанр картины ее создатели определяют как «фильм-событие».
Петр Буслов: "в этом фильме есть все - и криминал, и юмор, и драма. Иногда слезы подступают. В общем, есть, над чем подумать. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, те художественные и изобразительные решения - я говорю сейчас про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому - будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы. Они могут как на машине времени перенестись в ту эпоху, она у нас правдиво, с любовью сделана. С любовью к характерам, к людям, к стране. Молодому поколению - моему и тем, кто помоложе, - фильм будет интересен своей историей."..
Машину Времени создали не только натурные съемки, костюмы, лица, персонажи, но и, как это не звучит парадоксально, - техника. Камеры. Объективы кинокамер, что создали "ту картинку", сквозь призму которой когда-то видел советский зритель советские фильмы. При съемках фильма использовали раритетные советские объективы - последняя картина, которую такой оптикой снимали, наверное, «Освобождение» Озерова. Под эти объективы расточили современную камеру. Получилась конструкция в 30 кг весом. Все эти килограммы стекла и металла оператор-постановщик Игорь Гринякин надевал на себя и снимал кино. Раритетные объективы дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретро-эффекта, который получил Коппола в «Дракуле». Игорь Гринякин: "дело в том, что мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот - это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики. У нас в СССР была школа анаморфота, но теперь Россия эту школу утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране - а мы все его помним - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть, во-первых, в эпоху, а во-вторых - поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. Стали через друзей искать старые объективы, нашли несколько - у кого-то дома один лежал, у кого-то другой. Два нам дали в компании «Элит», это бывшая «ЛОМО», она единственная в нашей стране производит анаморфотные объективы, и их знают во всем мире. Я, например, встречался с Янушем Каминским, это оператор Спилберга, так он знает про Россию только водку, матрешку и «Элит». Десять объективов мы оттестировали, отобрали пять, на них и снимали фильм. Знаете, старые советские объективы невероятно красивые. Это произведение искусства..."
Павильонные съемки в Москве летом 2010 совпали с пиком жары. Были побиты все температурные рекорды, леса горели, в Москве - смог. Петр Буслов: "ни одна московская группа не снимала, все съемки были остановлены, снимали только мы. В павильонах от жары перегорели кондиционеры. Но мы забывали обо всем - так хотелось снимать. Я помню, невероятное количество дублей, которое мы тогда делали, потому что всем хотелось, чтобы получилось... Все знали, что делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам..." Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В бывших союзных республиках оказалось легче найти натуру для воссоздания реалий 70-х.
Узбекский аэропорт образца 79-го года нашли в Бресте. Никита Высоцкий: "там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 70-х - начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получили одну из последних государственных премий СССР, и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали...".
В павильоне снимались сцены в квартире Высоцкого, обставленной к слову сказать аутентичными предметами из обихода поэта, предоставленными музеем Высоцкого на Таганке. Игорь Гринякин: "на улице было 42 градуса, в павильоне - 60. В момент, когда включали рубильник, температура за минуту возрастала на 15 градусов. Было 60 - стало 75… Можете представить, что такое 75 градусов, плюс на тебя светят приборы, а артисты еще и в гриме… Страшнее я себе ничего представить не могу. У нас были трехнедельные съемки в павильоне, без выходных, с участием десяти артистов в кадре, которые друг с другом взаимодействуют. Это только на какой-то волевой ноте наших людей можно выдержать. Ни один западный человек не смог бы существовать в таких условиях..."
В самом Узбекистане, в Доме культуры в Бухаре снимали эпизод концерта Высоцкого, который должен был состояться в июле 79-го, но из-за событий, описанных в фильме, был отменен. В массовке задействовали людей, которые купили тогда билеты, но так и услышали Высоцкого. Более 30 лет спустя, они увидели Высоцкого на сцене. Аплодировали, как живому. В зале присутствовало около 800 человек массовки. Каждого из них одевали и гримировали.
И еще о технике: самолеты и автомобили! Узбекистан оказался раем для костюмеров и реквизиторов. У населения обнаружились не только выходные костюмы и вечерние платья семидесятых, но и, например, старые автомобили, «Волги - ГАЗ-21», сохранившиеся в первозданном виде по гаражам. На некоторых из автомобилей, которые уже много лет как сняты с производства, ни разу не ездили. На руку кинематографистам сыграла привычка местного населения бережно хранить дорогие вещи. Помимо настоящих советских машин в фильме есть настоящий советский самолет «АН-12» 60-х годов выпуска, настоящий «Черный тюльпан», перевозивший из Афганистана в Союз печально известный груз 200. На сегодня все полеты «Ан-12» запрещены, но на момент съемок запрет еще не был введен.
Мерседес в фильме - точная копия машины, на которой ездил Высоцкий. Чтобы добиться полной исторической достоверности, продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав VIN код (индивидуальный номер автомобиля), заказали точно такой же автомобиль. Затем был проведен рефит, восстановлено лако-красочное покрытие, и прочее. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.
Часть съемок проходила в Самарканде, и кадры из Самарканда подмешивали в Бухару. Герои могут идти по улицам Бухары, свернуть за угол, и оказаться в Самарканде. Создатели фильма пошли на это намеренно - хотелось выбрать лучшую натуру, лучшие объекты. А Самарканд – это своего рода Диснейленд средневековья. Тамерлан собрал со свех завоеванных территорий архитекторов и художников - афганских, индийских, персидских, и местных, хорезмских - и они построили абсолютный архитектурный микст. А у городских ворот стояли крашеные масляной краской индийские слоны.
ВЫСОЦКИЙ. Иди и смотри!
Что о фильме и о самом Владимире Высоцком говорят сами создатели, те, кто работал на картине, кто в ней снимался? Когда шли последние титры фильма и звучала финальная песня "Баллада об уходе в рай" Владимира Высоцкого, я попросила актера Андрея Смолякова сказать несколько слов о фильме, о том, что было самым сложным во время съемок и то, что сам актер хотел бы сказать тем зрителям, что придут завтра смотреть фильм?:-)
Василий Вакуленко: «Высоцкий - это несгибаемый человек. Воплощение противления злу. Он жил в советское время и отстаивал свою позицию, не играл в святого, писал от души, любил от души… Высоцкий – можно сказать Пушкин 20-го века, такая же знаковая фигура, такой же реформатор, он принес людям что-то по-настоящему новое, после него жизнь пошла по-другому». Игорь Гринякин: "...мы все очень честно отдавались нашей работе. А главная награда для меня будет, если мы состоимся как прокатный фильм. Если зритель за нас проголосует, как у нас говорят, билетом, я буду счастлив". Анатолий Максимов: «Пять лет - столько времени понадобилось, чтобы сделать этот фильм - день за днем звучало: «Спасибо, что живой». Мы сами, не замечая того, благодарили нашего героя за то, что он остался живым. Живым. Значит, свободным. Он поступал исходя из «себя самого» - мало кто в мире на это способен. Люди зависимы - от чужой воли, от внешних сил, от непреодолимых обстоятельств, а больше всего - от себя самих, от своих страхов, страстей и даже привычек. Высоцкий перешагнул себя, вырвался из своей смерти и в нашем фильме, и в жизни. Пять лет, день за днем мы были рядом со свободным человеком. Нам повезло».
Режиссер: Петр Буслов («Бумер»). Автор сценария, продюсер: Никита Высоцкий. Оператор-постановщик: Игорь Гринякин («Адмирал»). Художник-постановщик: Анна Лазарева («Олимпус Инферно»).Художник по костюмам: Екатерина Шапкайц («Хрусталев, машину!»). Художник по гриму Высоцкого: Петр Горшенин («Дневной дозор»)Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Никита Высоцкий, Николай Попов, Михаэль Шлихт, Пол Хет.
АКТЕРЫ: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин-Сергей Безруков, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Владимир Зайцев, Анна Ардова, Елена Папанова, Константин Стрельников, Ирина Бякова, Карим Мирхадиев, Сейдула Молдаханов, Шухрат Иргашев, Рашид Тугушев, Фуркат Файзиев, Фахриддин Шамсенитов, Юлия Полубинская, Анна Полупанова.
С 1 декабря 2011 года в российском прокате - фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Благодарим за предоставленные материалы СПб WDSSPR - http://www.wdsspr.ru