Кто Вы, мистер «Аноним»?

17 ноября 2011 года российский зритель увидит новую работу широко известного режиссера по блокбастерам Роланда Эммериха - «Аноним».

 

Компания Columbia Pictures при участии Relativity Media представляет фильм производства Centropolis Entertainment и Studio Babelsberg - «Аноним». В главных ролях Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Джоэли Ричардсон, Дэвид Тьюлис, Ксавьер Сэмьюэл, Себастьян Арместо, Рейф Сполл, Эдвард Хогг, Джейми Кэмпбелл Бауэр и Дерек Джекоби. Режиссёр Роланд Эммерих. Продюсеры  Ларри Франко, Роберт Леджер и Роланд Эммерих. Автор сценария Джон Орлофф. Исполнительные продюсеры Фолькер Энджел, Марк Вайгерт и Джон Орлофф. Со-продюсеры Чарли Вебкен, Кростоф Фиссер, Хеннинг Молфентер и Кирстин Уинклер. Оператор Анна Ферстер. Художник-постановщик Себастьян Кравинкель. Монтаж Питера Адама. Художник по костюмам Лизи Кристл. Композиторы Томас Ванкер и Харальд Клозер.

 

Учёные всего мира уже несколько веков спорят об истинном происхождении работ Уильяма Шекспира. Этим вопросом задавался Марк Твен, Чарльз Диккенс, Зигмунд Фрейд и многие, многие другие, — и не могли получить точного ответа. Об этом спорили эксперты, издавались книги, учёные посвящали жизнь борьбе за ту или иную теорию - всё ради того, чтобы доказать, откуда же на самом деле взялись самые известные произведения английской литературы. 

В фильме «Аноним» разыгрывается одна из возможных отгадок этой тайны. Место действия - королевский двор Англии в Елизаветинскую эпоху: котёл ядовитых сплетен, тайных романов, шантажа, мошенничества, подковёрных игр и бескомпромиссной борьбы за власть. Кто знал, что всё это выплеснется за рамки политических игр и заразит ядом жестокой борьбы цветущий лондонский театр.

 

Вопрос об истинном авторстве работ Шекспира подняли более века назад. Был ли этот бородач из Стратфорда-на-Эйвоне истинным творцом трагической судьбы Гамлета, запретной любви Ромео и всепоглощающего чувства вины Леди Макбет? Может ли так быть, чтобы простой стратфордский горожанин сам создал всех этих вневременных персонажей?

 

Достоверных сведений о Шекспире ничтожно мало. Многим кажется крайне неправдоподобным, что этот человек, сын неграмотного торговца, мог создать «Венецианского купца», «Короля Лир», «Генриха V» и другие шедевры мировой литературы. По имеющимся свидетельствам, всё образование Шекспира - сельская школа. Нет никаких сведений, что Шекспир когда-либо выезжал из страны или учил иностранные языки. У него просто не могло быть достаточного словарного запаса, чтобы создать самые обсуждаемые в мире пьесы. Вся опора историков - несколько официальных документов за подписью Шекспира, причём в них встречается по меньшей мере шесть разных вариантов написания этого имени по-английски. Кроме написанных им пьес нет никаких рукописей, писем, дневниковых записей - ничего другого, что было бы подписано именем Шекспира. Все эти факты по меньшей мере сбивают с толку. Смерть Шекспира а 1616 г. не была замечена общественностью, что было большой редкостью среди известных писателей того времени. Дальше - больше: его жена и дети (к слову, неграмотные) не получили в наследство никаких денег, и в этом наследстве вообще не упоминаются никакие рукописи, книги или другие письменные работы

 

Среди приверженцев антистратфордианского движения (сомневающихся в реальном авторстве Шекспира) - именитые писатели, учителя, всемирно известные актёры, режиссёры и учёные. Среди них - Зигмунд Фрейд, Орсон Уэллс, Чарли Чаплин, Марк Твен, Ральф Уолдо Эмерсон, Уолт Уитмен, Сэр Дерек Джекоби, и Сэр Джон Гилгуд. Некоторые из них считают, что за работами Шекспира стоит коллектив авторов, другие считают, что за его именем стоят отдельные выдающиеся писатели и мыслители - Эдуард де Вер (Граф Оксфорд), Френсис Бэкон или Кристофер Марлоу.

 

В кругах антистратфордианцев самым правдоподобным кандидатам на роль Шекспира считается Граф Оксфорд. В его пользу говорят многочисленные обстоятельств его жизни их совпадения с работами Шекспира. Например, Оксфорд провёл больше года в путешествиях по Европе - где он побывал в тех городах, с которыми Шекспир, судя по всему, был не понаслышке знаком: Падуя, Милан, Верона, Мантуя, Флоренция и Сиена. Другой факт - поразительное сходство между жизнью Оксфорда и сюжетом «Гамлета», только на месте Полония был его свёкор Уильям Сесил, его дочь Анна - Офелия, сама королева, ставшая прообразом Гертруды, была Оксфорду как мать с двенадцати лет, и позже стала его любовницей. Можно ли назвать случайным совпадением то, что в личной копии Библии Оксфорда отмечен ровно тот отрывок, который встречается у Шекспира? Или то, например, что одно время Оксфорда называли «копьетрясом» (spear shaker)?

И, конечно, с другой стороны, приверженцы стратфордианской теории верят, что Уильям Шекспир из Стратфорда на самом деле создал 37 пьес и 154 сонета. Они не сомневаются, что все до единой работы принадлежат этому драматургу, приехавшему в Лондон, чтобы заработать денег на своём искусстве. Их теорию поддерживают четыре главных аргумента. Во-первых, изданные при жизни Шекспира работы подписаны его именем, во-вторых, в предисловии к «Первому фолио» Бен Джонсон называет Шекспира «эйвонским лебедем» (фолио издали через семь лет после смерти Шекспира), во-третьих, актёры-современники Шекспира Хеминдежс и Конделл (упомянутые в завещании писателя) говорят, что именно Шекспир был автором фолио, и, наконец, эпитафия на могиле Шекспира в Стратфорде намекает на то, что усопший был писателем. 

 

Исторического материала о временах Шекспира очень мало, и потому в любой теории нетрудно найти провалы и несоответствия. Однако о Шекспире известно значительно меньше, чем о большинстве актёров и драматургов того времени. При жизни Шекспира уважали и почитали, но перед ним не приклонялись, и только в середине XIX века его работы явили на свет из праха писатели Викторианской эпохи.

 

В 1978 году Гарри Блекман и судья Пол Стивенс устроили в Верховном суде США своего рода судебный процесс по делу авторства Шекспира. Верховный судья Бреннан постановил, что Граф Оксфорд не может быть признанным законным автором работ Шекспира из-за недостаточной доказательной базы. Однако было отмечено, что хотя это решение было законным, оно не обязательно было верным. По сей день не найдено достаточно достоверных свидетельств, чтобы принять какую-либо теорию, и чисто теоретически у этого спора нет разрешения. Однако есть и другой вопрос: при том, что эти работы сохранились в веках и актуальны по сей день, насколько реально важно, кем был Шекспир?

Как мне кажется, именно этот вопрос АВТОРСТВА сегодня как никогда актуален в эпоху цифровых технологий: кто автор того или иного текста, фотографий, видео? Вопросы Авторского Права стали "мерилом" циливизации: ими - торгуют, их - крадут, за них - судятся...- порой, вокруг них разыгрываются настоящие "шекспировские страсти"!:-)

Сделать фильм на основе истории об авторстве Шекспира было давней мечтой режиссера Ронанда Эммериха, широко известного по блокбастерам «День независимости», «Послезавтра» и «2012»,  - и теперь она осуществилась в фильме «Аноним». Вопрос авторства Шекспира впервые увлёк Эммериха после разговора со сценаристом Джоном Орлоффом, который сам несколько лет изучал этот вопрос и уже собрал к тому времени наброски к фильму под рабочим названием «Душа эпохи». Как рассказывает Орлофф, «у нас была встреча по другому проекту. Когда Роланд спросил меня о других моих проектах, я решил пойти ва-банк и рассказать о „Душе эпохи“». Орлофф увлёкся историей об авторстве Шекспира ещё в студенческие годы, 20 лет назад. Как он сам говорит, первой его мыслью было «Почему мне раньше об этом никто не говорил?! Вторая мысль, - вспоминает Орлофф, - Почему бы не сделать из этого мощный фильм? Там было бы всё: убийство, секс, ложь, предательство - все компоненты драмы Шекспира».

 

За основу будущего сценария Орлофф взял идею о двух писателях - человека по имени Шекспир и истинного писателя, скрывающегося за его спиной. «Бен Джонсон написал предисловие к первому официальному изданию пьес Шекспира, и в нём он посвящает Шекспиру прекрасный хвалебный стих. Но на этот момент Шекспир уже умер, и если найти, что Джонсон писал о Шекспире при жизни - там будет мало лестного. Где-то он даже издевается над ним и остро критикует. Мне показалось, что Джонсон говорит о двух разных людях - о настоящем писателе и о мошеннике».

 

Эммерих сразу заинтересовался идеей Орлоффа: „А что же было главной темой того времени?“ - и ответ был очевиден: престолонаследие», - у королевы Елизаветы не было наследника, и был большой вопрос, кто её сменит. «У меня, - признаётся Орлофф, - был небольшой сценарий о творчестве и зависти. А Роланд хотел сделать из него историю с безграничными драматическими возможностями». По словам Эммериха, он сделал ставку не только на то, что Шекспир не был истинным автором своих произведений. «Новое направление в сценарии открыло нам безграничные возможности сюжета. В нём появились новые отношения и новые вопросы. Самым мощным и богатым направлением мне показалось отношение искусства и политики - может ли перо быть сильнее меча?»

 

Помимо истории Эммериха привлекла возможность по-новому показать Лондон Елизаветинской эпохи. «Я хотел показать людям виды Лондона того времени, а для этого нужны были мощные общие планы. Сначала я думал построить большую декорацию, но в последние пять-шесть лет компьютерная графика настолько шагнула вперёд, что не оставалось сомнений - нужно было делать Лондон на компьютере. Так мы могли показать Лондон в сотнях сцен по всему фильму».

 

Рис Иванс: «Я предложил Роланду выбор: если он хотел обезопасить себя, лучше бы он дал мне роль Шекспира. Если же ему не слабо рискнуть, то мне нужна роль Оксфорда. И он дал мне её! Обычно я не играю таких персонажей. Оксфорд - сам себе хозяин и творец. Его интеллект - это бурлящий котёл бесценных мыслей, он весь искрит, он играет ими, как и пьесы Шекспира». Иванс согласился на работу в этом проекте отчасти из-за своего интереса к предмету фильма: «По-моему, странно, что раньше про это не снимали фильмов. Доказательная база по этой версии очень и очень сильная, и по мне так это преступление, что о величайшем писателе все времён мы рассказываем в школе не то, что было на самом деле. Если вернуться к пьесам Шекспира, зная, что их написал Оксфорд, родится целый ворох новых идей, версий, взглядов, мыслей и предположений, о которых мы и не догадывались ранее».

 

В роли королевы Елизаветы выступает семейный тандем Ванессы Редгрейв и Джоэли Ричардсон - мамы и дочки. Они воплощают образ королевы в молодости и в зрелые годы. Джоэли Ричардсон: «Если ты играешь Елизавету, то, считай, это вершина твоей актёрской карьеры. Для меня же дополнительным стимулом было играть с мамой в одном фильме и на одной роли. Сначала казалось, что мы не состыкуемся по графику, и хотя я из чисто эгоистических соображений хотела играть именно эту роль, мне казалось, что мама достойна её в полной мере. К счастью, всё сложилось как нельзя лучше. Когда пришло окончательное предложение на работу, мы что-то делали вместе. Когда мы узнали, что обе будем играть эту роль, мы обрадовались безмерно. Мы не занимались специальной отработкой жестов и мимики, потому что мы и так похожи, и поэтому если бы мы ввели что-то неестественное в нашу игру, это было бы видно за километр».

 

Ванесса Редгрейв: «Я хотела играть Елизавету с тех пор как прочитала её биографию автора Литтона Стречи „Елизавета и Эссекс“. Так что я с радостью согласилась, когда Роланд предложил мне роль королевы в зрелом возрасте, а моей дочери - её же, но в молодости. По-моему, в Елизаветинскую эпоху было больше противоречий, больше борьбы и политических игр, чем когда-либо до того. Если задуматься, сегодняшний день удивительно похож на то время». Вот что Редгрейв думает об оксфордианстве как течении в вопросе авторства Шекспира: «Сейчас я уверена, что актёр Уильям Шекспир просто не мог написать все эти пьесы и сонеты. Куда более правдоподобной представляется теория, что автором был всё-таки Оксфорд. Я помню, как в пятидесятых годах сенатор Маккарти и его особый комитет по делам писателей заставил многих писателей скрывать свои имена. Они договаривались с другими сценаристами, те подписывались под их сценариями, по ним снимались фильмы, подставные писатели получали гонорары и относили их настоящим авторам. По поводу авторства Шекспира есть немало вопросов, и я лично рада, что Роланд занимается этими вопросами, поднимает такие темы и ищет ответы. „Аноним“ - совершенно завораживающая история, и это самое главное».

 

В «Анониме» королева Елизавета предстаёт под совершенно другим углом - не такой, какой зритель привык её воспринимать. Она живая, страстная, сильная - не такая, какой её представляют под именем «королевы-девственницы». Эммерих: «Представьте, что за жизнь у неё была… У неё, у дочери Генриха VIII. Она боится за свою жизнь, но ей нужно было жить дальше, не прятаться. По-моему, вся эта история про девственницу была сфабрикована, чтобы она могла держаться подальше от своих врагов». В фильме есть даже намёки, что у королевы-девственницы были наследники. «Есть версии, что у Елизаветы было немало любовников, и при этом совершенно не исключено, что у неё могли быть дети. Считается, что она могла скрыться в замке в последние пару месяцев беременности, рожать там ребёнка и потом отдавать на воспитание в аристократическую семью».

 

Рейф Сполл: «Шекспир в этом фильме - случайный парень с улицы, которого жизнь погружает в очень необычные условия. Начинает он как актёр - это его главная страсть. Вместе со славой его начинает окружать лесть и подхалимство - и он купается в нём, растит своё и без того огромное самомнение».

 

Интерес к вопросу авторства Шекспира, как говорит Тьюлис, уходит корнями в ценность Шекспировского наследия: «Нет других таких работ. Нигде больше нет этой страсти, боли, страха, столько жизни и драмы. Мы обязаны им очень многим - ведь столько всего в нашей жизни и работе уходит корнями в его время. Распространение поэзии и языков начинается как раз с Шекспира». В роли «Пролога» выступил Дерек Джекоби. Он придаст истории законченный вид. «Аноним» не похож на обычные приключенческие фильмы, и в конце концов, режиссер воссоздаёт Англию шестнадцатого века - уже это само по себе интересно. Фильм не пытается доказать всем, что именно эта версия истинная. Это только версия, одна из многих. 

Чтобы воссоздать на экране елизаветинскую Англию, Эммерих собрал команду лучших закадровых творцов, в их числе Себастьян Кравинкель (художник-постановщик), Лизи Кристл (художник по костюмам), Волькер Энгель и Марк Вейгерт (компьютерная графика). Оператором-постановщиком стала Анна Ферстер, впервые работавшая на съемочной площадке с Эммерихом на фильме «Луна 44» (тогда она была помощником оператора), и затем не раз сотрудничавшая с режиссером на его последующих проектах. С помощью новой технологии, позволяющей снимать при плохом освещении, Ферстер придала фильму очень реалистичный и атмосферный свет. «Благодаря развитию цифрового кино мы можем использовать свет свечей или костра, - говорит Ферстер, - и если сюжет тесно связан с историческим периодом, то использование свечей, каминов - словом, всего доступного натурального освещения - добавляет фильму реалистичности».

 

Ферстер и Эммерих признаются, что на визуальное оформление фильма оказали влияние работы Яна Вермеера и Жоржа Де Ла Тур. «Вермеер использует мягкий рассеянный дневной свет, проникающий в комнату сквозь окна; де ла Тур же склоняется к единственному источнику света на картине - будь то свеча или лампа. Это нас очень вдохновило - не в том смысле, что каждая мизансцена должна была выглядеть как картина, но в том, что такой подход повлиял на композицию кадров». Себастьян Кравинкель, впервые выступающий в качестве художника-постановщика, признается, что он провел большую исследовательскую работу в подготовительный период. «Я отправился в Лондон, посетил там множество музеев, скупал все книги о Елизаветинских временах и архитектуре того времени. Как по мне, историческая точность очень важна. При работе над другими фильмами, может быть, ещё можно позволить себе некоторые вольности, но в «Анониме» мы старались соответствовать действительности».

 

Самым сложным для Кравинкеля стало воссоздание театров «Роуз» и «Глобус». Имелось несколько изображений фасада театра Глобус, но ни одного изображения его интерьера, написанного художниками того времени. Никто не может точно сказать, каким этот театр был изнутри. Кравинкель старался сделать его внешнюю сторону максимально близкой к изображенной на картинах Николаса ван Фишера,  -  похожей на высокую башню. Что касается внутреннего убранства, то, не желая, чтобы оно точь-в-точь повторяло современный интерьер театра Глобус в Лондоне, художник-постановщик попытался сделать его похожим на дворянские одежды того периода: красочным, с многочисленными орнаментами, переливающимися на свету. «Здорово, что можно было позволить себе немного творчества и превратить Глобус в красивую шкатулочку». Два театра в фильме - это фактически одна и та же декорация: в процессе съёмок Роуз перестроили Глобус. Кравинкель добавил им отличий, придав Роуз более деревенскую атмосферу. «Это деревянный театр, более темный и мрачный по цветовой гамме. Предполагается, что он был построен за 20 лет до происходящих в фильме событий, и потому уже успел состариться и обветшать», - говорит Кравинкель. - «Глобус же выглядит как „с иголочки“, когда мы видим его в фильме в первый раз». Согласно задумке, Глобус должен был стать улучшенной версией Роуз, с элементами  архитектуры и материалами для постройки, позаимствованными из строительства зданий судов. Театр строили 3 месяца на студиях Бабельсберг в Берлине.

Кравинкель и его команда дизайнеров тесно сотрудничали с командой компьютерной графики. На «Анониме» Эммерих вновь сотрудничает с Волкером Энгелем и Марком Вейгертом, с которыми он работал на «Дне Независимости», «2012» и других картинах. «Обычно первым делом на съемки приглашают нас с Волкером, равно как и художника-постановщика, в данном случае - умницу Себастьяна Кравинкеля. Большинство людей считает, что создание спецэффектов относится к периоду постпродакшн (собственно, так раньше и было), но сейчас мы приступаем к работе еще до того, как строятся декорации». Спецэффекты играют очень важную роль в фильме, так как Эммерих собирался показать елизаветинскую Англию такой, какой ее никто и никогда еще не показывал. К примеру, в фильме есть длинный панорамный план («Такие обычно снимаются с вертолета», - поясняет Энгель) всего Лондона с тысячами людей перед театром Глобус: он полностью создан с помощью графики. Кроме того, изначально было решено, что на компьютере нарисуют ряд ключевых мест, в которых происходит действие (включая Лондонский Мост, Тауэр и Уайтхолл - Дворец королевы Елизаветы).

 

Работа над оформлением началась с того, что художник-постановщик Кравинкель создал на основе своего исследования 2D- и 3D-эскизы для команды компьютерной графики. «Мы взяли за точку отсчета исторические карты и затем воссоздали основные элементы - Лондонский мост, Тауэр, Собор Святого Павла. Есть немало набросков и эскизов Тауэра и Собора, по которым можно понять, как они должны выглядеть, - да и вообще, большая часть Тауэра осталась неизменной. Сложнее было с другой натурой, например, Лондонским мостом или Уайтхоллом. И конечно, стоит отметить, что для каждого эскиза Роланд подбирал свой ракурс съемки». Команда Энгеля и Вейгерта затем воспроизводила эскизы на компьютере. «Мы совершенствуем фотографию, делаем так, чтобы она выглядела реалистично, освещаем ее, адаптируем ко всем ракурсам камеры», - объясняет Вейгерт. Сами же актеры снимаются на зеленом фоне.

 

В своей мастерской в студиях Бабельсберг художник по костюмам Лизи Кристл смогла создать сотни костюмов собственного производства. Сама Кристл и команда ее помощников вручную изготовили около трехсот костюмов, начиная со сшитых на заказ платьев Елизаветы и заканчивая запасной одеждой для актеров, игравших простых обывателей в театральной толпе. В самые напряженные дни за семью актёрами на сцене театра Глобус наблюдала массовка в 750 человек в полном облачении. Чтобы сшить каждый костюм, Кристл и ее помощники приобретали ткань, кипятили ее с тем чтобы она села, затем красили, украшали рисунками и вышивкой. Королева Елизавета меняет в фильме около двадцати платьев - и все они были сшиты вручную в Лондоне в Sands Film, всемирно известной костюмной мастерской. Кроме того, Кристл и её команда создали все аксессуары Елизаветы, включая украшения, чулки и обувь. Эммерих надеется, что «молодое поколение откроет для себя Уильяма Шекспира.

В сущности, это не так важно, кто именно автор работ, подписанных его именем, потому что они сами по себе изумительны. Мы все счастливцы, потому что можем передавать их из поколения в поколение». Для моих читателей: предлагаю Вам произведение МАРКА ТВЕНА для того, чтобы еще и еще раз спросить себя: "Кто Вы, мистер «Аноним»?"

Отрывок из «Умер ли Шекспир?» Марка Твена

"В целях устранения пробела в знаниях я создам список тех деталей жизненного пути Шекспира, которые являются ФАКТАМИ - проверенными, установленными, неоспоримыми фактами.

ФАКТЫ.

Он родился 23 апреля 1564 года.

В семье фермеров, не умевших ни читать, ни писать, ни даже ставить подписи.

В Стратфорде, небольшом поселении, которое в те времена было убогим и не особо чистым, да и отчаянно неграмотным. Из 19 важных персон, входящих в городское правительство, 13 должны были «ставить свой знак» для утверждения официальных документов, потому что они не могли написать своего имени.

НИЧЕГО не известно о первых 18 годах его жизни. Пусто.

27 ноября 1582 г. Уильям Шекспир получил разрешение на брак с Анной Уотли.

На следующий день Шекспир получил разрешение на брак с Анной Хэтэуэй, которая была старше его на 8 лет.

http://agencyvolnyostrov.ru/