МИСТЕРИЯ БУТО

При при поддержке ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛЬСТВА ЯПОНИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ в рамках VII ФЕСТИВАЛЯ ЯПОНСКОЙ  КУЛЬТУРЫ «ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ» Арт-центр БЕРЕГ представляет с 18 по 21 ноября 2010 года проект «БУТО – ВЕЛИКИЙ ДУХ»/BUTOH – GREAT SPIRIT, что состоиит из: спектакля,  показ фильмов,  мастер-класса, лекции и фотовыставки.

В 2005 и в 2007 Арт-центр БЕРЕГ совместно с Japan Foundation  масштабно представляли буто в Петербурге на Международном фестивале пластических театров мира VERTICAL. Тогда около десятка больших мастеров «танца тьмы» ослепили своим искусством Северную Пальмиру. Это был ошеломляющий успех для авангардного японского театра. Но вот снова пришло время восхищения. 

Проект «Буто – великий дух», ставший частью Фестиваля «Японская Осень» - большой подарок для поклонников этого искусства. Ведь при своей значительной популярности во все мире, тем не менее, истинных мастеров танца буто даже в  Японии совсем немного, а уж в России они исключительно редкие гости.  

Мое Ямамото – прямой  ученик Хидзикаты, один из авторитетнейших фигур в современном японском буто, даст единственный спектакль в Петербурге под названием FUKUCHU NO MUSHI и два уникальных мастер-класса для посвященных. Профессор Токийского университета Такаши Моришита, трепетный хранитель истории и культуры буто, прочтет лекцию о предмете своего многолетнего изучения и ответит на вопросы петербургской любознательной публики. Приедет выставка раритетных фотографий и два черно-белых фильма, где запечатлены восхитительные, захватывающие дух, перформансы  Тацуми Хиджиката

ПРОЕКТ «БУТО – ВЕЛИКИЙ ДУХ»
  программа:

20 ноября 2010
на сцене театра  «ЛИЦЕДЕИ» /ул. Толстого,9/

19.00 - единственный спектакль в Петербурге!

FUKUCHU NO MUSHI
/Япония/

режиссер и хореограф:
Мое Ямамото Moe Yamamoto
на сцене:  Мое Ямамото Moe Yamamoto
Кей Ширасака Kei Shirasaka

свет: Масура Сога Masaru Soga

звук: Руи Ямамото  Rui Yamamoto

продюсер: Теруко Сузуки  Teruko Suzuki

20 ноября на сцене театра «Лицедеи» Мое Ямамото представит спектакль с непереводимым на русский язык названием FUKUCHU NO MUSHI. Ученик Тацуми Хидзикаты, отца-основателя стиля БУТО, покажет петербургским зрителям уникальный иррациональный перформанс, который принято называть «танцем без формы», «импровизацией тела», «внутренним танцем». Как говорил сам Хидзиката, «мой танец является материализацией того, что скрывается в глубинах моего тела». 

 

Японское БУТО является для европейцев такой же загадкой, как и японская письменность. Каждый иероглиф состоит из множества частей, которые могут менять смысл или привносить что-то новое в смысл целого. То же самое можно сказать и о БУТО - нам не остается ничего другого, как интуитивно чувствовать то, что мастер хочет сказать в танце иероглифами движений и поз. После спектакля зрителей ждет демонстрация уникальных короткометражных фильмов-перформансов великого основоположника Тацуми Хидзиката: «Бунт тела» (1968) и «История оспы» (1972). 

 

после антракта в 21.00 - состоится показ двух короткометражных фильмов-перформансов великого основоположника Тацуми Хидзиката /Tatsumi Hijikata/:

БУНТ  ТЕЛА | REBELLION OF THE BODY 

режиссёр: Хироши Накамура / Hiroshi Nakamura
перформанс: Тацуми Хиджиката / Tatsumi Hijikata
1968 г., черно-белый

ИСТОРИЯ ОСПЫ  | STORY OF SMALLPOX

режиссер: Кейя Оучида / Keiya Ouchida
перформанс: Тацуми Хиджиката / Tatsumi Hijikata
1972 г., черно-белый, короткая версия

 

18 и 21 ноября: 
Фонд художника Михаила Шемякина /ул. Садовая, 11/:

 

ИСТОРИЯ ТАЦУМИ ХИДЗИКАТА В ФОТОГРАФИЯХ

В рамках проекта «БУТО – ВЕЛИКИЙ ДУХ» 18 ноября в Фонде Михаила Шемякина (Садовая, 11) откроется выставка "Буто Хидзиката". В экспозиции будут представлены раритетные изображения из архива самого Тацуми Хидзиката – основателя японского БУТО. Фотографии, сделанные профессиональными фотографами, а также друзьями и единомышленниками Хидзиката, предоставлены культурным центром университета Кейо (Токио). Эти уникальные снимки позволят нам взглянуть на личность первооткрывателя БУТО глазами его современников.

 

18 ноября в 13.00 в Фонде Михаила Шемякина специально для журналистов состоится уникальный пресс-перформанс «Буто – Великий Дух!». Танец, который представит мастер японского БУТО Мое Ямамото, и таинственный бой древнего японского барабана расскажут об этом авангардном направлении японского танца больше, чем любые слова. «БУТО – ВЕЛИКИЙ ДУХ» представят его организаторы и участники: Мое Ямамото – мастер японского БУТО, Людмила Липейко – директор арт-центра БЕРЕГ, Йоко Китагава – представитель государственного фонда “Japan Foundation”, Сасамэ Кэнитиро – и.о. Генерального консула Японии в Санкт-Петербурге, Сатоси Мацуяма – вице-консул Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге, Такаши Морисита – специалист по культуре буто и Кей Шираса – участница спектакля «Fukuchi no Mushi». 

После пресс-конференции в Фонде Шемякина состоится открытие выставки "Буто Хидзиката". В экспозиции будут представлены оригинальные фотографии из архива Культурного центра Университета Кейо (Токио, Япония). Всего на четыре дня в Петербург приедет выставка раритетных фоторабот из архива Тацуми Хиджиката/Tatsumi Hijikata: великий революционер духа и тела Хиджиката – глазами профессиональных театральных фотографов, друзей и соратников.

 

После открытия выставки в 15.00 в Фонде Шемякина состоится лекция «БУТО ТАЦУМИ ХИДЖИКАТЫ»/Butoh of Tatsumi Hijikata/, которую прочтет профессор Токийского Университета Такеши Моришита. Вход на лекцию – свободный.

18 ноября в 17.00 и 21 ноября в 15.00: уникальный двухдневный мастер-класс одного из самых авторитетных представителей танца буто: Мое Ямамото Moe Yamamoto.

БУТО — танец, рожденный осознанием собственной природы. 18 и 21 ноября в Фонде Михаила Шемякина (Садовая, 11)состоится уникальный двухдневный мастер-класс одного из самых авторитетных мастеров БУТО в Японии – Мое Ямамото Moe Yamamoto. Это уникальная возможность встретиться лицом к лицу с истинным собой, изучив возможности собственного тела. Свои первые мастер-классы для петербургских ценителей искусства БУТО Ямамото-сан провел пять лет назад в рамках фестиваля, впоследствии ставшем настоящей легендой. До сих пор участники мастер-классов - театральные режиссеры, хореографы, танцоры, студенты – вспоминают о них с трепетом и восхищением.

Не упустите единственную возможность приобщиться к живой практике БУТО! Предварительная запись на практикум мастера (свои вопросы Вы можете задать координатору мастер-классов Ксении Малекиной +7 911 249 57 95 и написать:butoh2010@mail.ru)

 

МИСТЕРИЯ БУТО

Не совпадая с шагами
каменные – все выше и выше
уводят меня ступени
сновидений моих
Мати Тавара 

 

Великий и непревзойденный мастер Тацуми Хидзиката бросил, словно краску на холст XX века, сюрреалистический танец БУТО. Свою первую постановку в этом стиле мастер осуществил в 1959 году по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия». Он разработал особый язык тела из 5000 фигур и движений. 5000 иероглифов невербальной поэзии Хидзиката, протест против норм, авангардная эстетика, духовный потенциал БУТО – привлекли сначала в Японии, а затем во всем мире большое число последователей.

Определений БУТО не счесть, и все равно реально его можно только почувствовать. Танцор БУТО, как и старинный японский поэт, стремится к слиянию с природой, апеллируя не к рассудку, а к чувствам зрителя. Это не совсем театр, не совсем танец, скорее, – духовная практика с философией дзен-буддизма. Никакой линейной хореографии. Минимум декораций. Отказ от всего внешнего. Никаких объяснений и либретто. Только голый сухонький человечек на сцене, рождающий мистерию духа перед бездной Космоса.


От реального – через ирреальное – к смешению для понимания Красоты как подлинной сути вещей. Суть танца БУТО – найти истинного себя. А чтобы найти, нужно забыть, кто ты есть. «Человек, не вовлекай себя в борения жизни. Созерцательное отношение, бесстрастный взгляд - вот твоя высшая мудрость» - советует нам Мацуо Басё.

БУТО зовется «танцем тьмы». Не инфернальной тьмы, конечно, а метафорической. Из полумрака подсознания и сновидений рождаются движения – словно всплывающие кислородные бульки из водной глубины. В философии БУТО тело – это сосуд, который надо опустошить, освободить от всего личного, чтобы наполнить чем-то инородным, будь то дух дерева, сухого листа или старой женщины. Как говорил один известный танцор буто: «Каждый из нас, независимо от его внешности, религии, места на планете, упирается ногами в ядро земли, макушкой тянется к солнцу, как цветок». Встряхни и очисти сознание, и тело само обретет естественную природную пластику и истинную драматургию, ведь тело – перекресток, где встречаются жизнь и смерть.

Тацуми Хидpиката так говорил о стиле БУТО:
«Знаете, маленькие дети рассматривают свои руки и другие части тела неосознанно, как объекты. Они, безусловно, видят в них какое-то третье лицо. Я однажды видел ребенка, пытавшегося откусить себе ухо. Наверное, это звучит смешно, но здесь-то и скрыты основы фигур моего буто. Наблюдения за детьми и за тем, что они делают со своим телом, сильно повлияли на мой танец. ...Однажды в детстве я потихоньку взял половник и отнес его в поле. Потому что мне было жалко, что он висит на кухне и не видит природы. Воспринимать части собственного тела, как предметы, и наоборот, любить вещи, как собственное тело – вот в чем заключается тайна буто. Еще я, как бездомная кошка, постоянно наблюдал за жестами и поведением членов моей семьи и соседей. Собственно, делать больше было нечего и играть не во что. Теперь даже соседская собака, давным-давно умершая, до сих пор живет в моем теле. И все эти воспоминания плавают во мне, как плот по реке... Когда они поднимаются на поверхность – получается буто».

И снова хочется вспомнить Басё, который из своего XVII века в наш XXI бросает камушки по воде: «Вы теперь найдите себя, с самого начала ничего не уходило от вас. Вы сами закрывали глаза на свою действительность… так вернитесь же в собственный дом».

Великий дух рядом!

За столом в аромате кофейном –
эта чертова жизнь, где кроме любви
больше нет ничего
Мати Тавара

 

источник материалов и фотографий - арт-центр БЕРЕГ: http://www.artbereg.ru