На выставке Костаса Асимиса"Наш Афон".

28 февраля 2012 года в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора  (Петропавловской крепости) открылась выставка  известного греческого фотографа Костаса Асимиса, которая объединила около 300 фотографий, запечатлевших Святую Гору Афон.  

 

В день открытия выставки я с фотографом Антоном Лукинским опоздала на торжественное открытие выставки и застала помещение экспозиции почти пустынным, - немного журналистов и посетителей бродили по выставке, всматриваясь в фотографии святой горы Афон, что-то вычитывая из буклета про историю и этой выставки и самого "предмета" экспозиции. Прежде, чем рассказать Вам об авторе и о том, что представлено на выставке, предлагаю Вам небольшой экскурс в историю Афона.

 

Святая Гора Афон - земной удел Пресвятой Богородицы, православная монашеская республика. Афонский полуостров - восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова на 2033 м над уровнем моря возвышается сама гора Афон.

 

Монашеству на Афоне более 1000 лет. Если рассматривать только так называемую культурную часть афонской истории, то, конечно, на земле больше нет такого места, где византийская культура сохранилась бы в таком же нетронутом виде. По сути, Афон - это живая Византия.

 

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

 

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <...> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

 

Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, вошедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом. После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураву II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

 

В XVII-XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в середине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография. XVIII век был временем общего упадка афонского монашества. После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

 

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 - январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

 

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей. В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

 

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIXвека) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост. С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону. Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, - в 1542 году

 

Возвращаемся в Настоящее, на выставку. Нам (мне и Антону) повезло: в той пустоте посетителей, которая, как оказалось, была "вызвана ожиданием" главных гостей автора выставки, неждано-негаданно появился и сам автор, с которым я познакомилась и довольно долго бродила по выставке, беседуя.. о том, как готовилась выставка, по какому признаку отбирались работы и прочее-прочее….

 

К нашей беседе мы еще с Вами, дорогие друзья, вернемся а пока - давайте знакомиться: Костас Асимис родился в городе Ташкенте, куда его родители попали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем его семья переехала в Югославию. Там Костас Асимис получил филологическое образование и серьезно увлекся фотографией. 

 

Первый опыт фотомастерства он получил в студии моды и рекламы в Мюнхене. В Грецию Костас Асимис  вернулся только в 1982 году. В городе Салоники он открыл собственную студию и продолжил работу в области профессиональной фотографии. В 1984 году  Костас Асимис впервые побывал в русском Свято-Пантелеймоновом  монастыре на Афоне и практически остался там навсегда.

 

Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует результаты многолетней творческой деятельности Костаса Асимиса. На протяжении более чем 20 лет фотограф снимал Святой Афон: монастыри, храмы, повседневную жизнь монахов, священников и послушников, посещения паломников, визиты именитых гостей, создав тем самым современную фотолетопись монастырской жизни.  

 

Эти фотографии представлены в экспозиции. Их отличает простота и строгость композиции, сдержанность цвета, отсутствие резких световых контрастов и неожиданных ракурсов.  Главное для Костаса Асимиса не поиск ярких художественных решений и внешних сиюминутных эффектов, а возможность передать гармонию духовной, далекой от мирской суеты жизни Святой Горы Афон.

 

 

В 1980-е годы во время своих посещений Афона Костас Асимис познакомился со старинным фотоархивом русского Свято-Пантелеймонова монастыря середины XIX – 30-х годов XX века. К сожалению, архив находился в плачевном состоянии, хрупкие стеклянные пластины с негативами находились в полуразрушенном состоянии. Благодаря Костасу Асимису он был спасен и отреставрирован.

 

Черно-белые фотографии из архива Свято-Пантелеймонова монастыря демонстрируются на выставке рядом с современными фотоработами Костаса Асимиса. Старые снимки запечатлели события прежней монастырской жизни, например, работу монахов в хлебопекарне, кожевенной и сапожной мастерских, в кузнице, встречу паломников и другое. Кроме того, на архивных фотографиях можно увидеть лица известных духовных деятелей прошлого.

 

Понятно, что фотографа Костаса знают на Афоне все монахи, и перед ним открыты все двери и все сокровищницы монастырей. И знают, и любят его не просто как профессионала, а как благочестивого, искреннего человека. «Фотограф в рясе» Костас получил благословение на ношение подрясника и ходит по Афону, подпоясавшись кожаным монашеским поясом, как инок. Известно, что этому автору принадлежат несколько альбомов об Афоне, его жизни и святынях…

 

Выставка, что демонстрирует Прошлое и Настоящее святой горы Афон организована при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и лично по приглашению губернатора "северной столицы" господина Георгия Полтавченко. Если внимательно посмотреть все 260 работ (а, не 300 - как было анонсировано прессой:-), что представлены в экспозиции, - можно найти и фотографии Георгия Полтавченко на Афоне, и - Владимира Путина, словом, всех наших знаменитых питерских политиков. Я заговорила про эти "знакомства" и Костас поведал мне, что знаком был, например, с Г.Полтавчеко еще задолго до того, как тот стал именитым чиновником и на мое удивление фотограф Костас заметил: "просто я выбираю людей, с кем я дружу…. я просто чувствую человека"

 

Кстати, первая выставка фотографий про Афон была в России в 2009 году в Ипатьевском монастыре, где были представленные около 100 работ. В Петербург Костас привез конечно, больше работ, чем представлены на выставке: 

 

-"Отбирал как? Хотел как можно больше информации дать - у меня около 500 работ с собойПервый раз в моей выставке участвуют цветы,… потому что я слышал от людей: а, что там природы нету, цветов? - я просто слышал, когда ходил по выставкам…Цветы хотите?, - будут цветы!"

 

Прерываю художника и сразу скажу Вам, что цветы и я отметила, осматривая экспозицию и уже прощаясь с автором, - попросила его сфотографироваться со мной на память именно на фоне цветов Афона:-)))

 

-"У меня темы разные - я люблю и макро фотографии, я люблю и природу, и портрет я люблю… Вот видите? Руки…Я не знаю, что меня привлекло в тот момент деталь: на снимке - руки монаха с четками!… Или - нашел старые подсвечники, старые мельницы… - собираю, где могу - старину эту собираю…Там у меня на Афоне есть келья - и там собираю…" 

 

На выставке "есть здесь работы и не афонские…. (в Италии) - я люблю играть со светом…

 

Мы переходим с Костасом от одной фотографии к другой - и он мне показывает те фотографии, что ему нравятся самому: "вот, ночная фотография: пролетал самолет, он же мигает, - оставил след…" (мы обсуждаем с автором экспозицию выдержки и диафрагмы - я все никак не могу понять что это все снято цифровой камерой, а не на пленку:-) 

 

И еще долго мы бродим среди фотографий монахов со свечами, среди портретов, и я прошу самого Костаса "стать моделью" на фоне его работ и хочу пригласить всех вас, любители фотографий посетить эту выставку, потому что  лучше самому увидеть то, о чем рассказывают  фотографии про житие на святой горе Афон

Выставка работает до 2 апреля - вход бесплатный!

 

 

 

 

Источник материалов: http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/3738/, http://www.afonru.ru/afon/и http://ru.wikipedia.org/

 

Фотографии с выставки Антона Лукинского

Беседовала с фотографом - Наталия Кирилова