"Пророк и бесы": Эдвард Радзинский

Встреча с Эдвардом Радзинским всегда событие. 16 апреля историк и драматург представит новую программу, идею которой подсказала публика. Накануне встречи с публикой драматург встретился с журналистами и очень эмоционально рассказал и о замысле, и о том, почему он более не очень активно сотрудничает с театрами страны, нравится ли ему то, что он видит/наблюдает на нашем российском тв, сам в нем принимая участие в качестве ведущего программ, но более подробно и охотно Радзинским говорил о том, что лично его волнует - об истории. Журналисты много задавали вопросов о литературных планах, о героях книг/пьес и где драматург/историк черпает "вдохновение", и это краткое видео может на мгновение передать ту страсть монолога Радзинского, когда речь заходит о "ключевых фигурах" истории, думаю, - Вы догадаетесь сами, - о ком идет речь?:

 

Мне показалось интересным процитировать часть ответов  драматурга журналистам, чтобы хоть в какой-то степени передать "ткань вопросов и ответов" встречи Эдварда Радзинского с журналистами Санкт-Петербурга. Итак, некие цитаты беседы/монолога/вопросов:

 

 

Эдвард Радзинский: - Дать возможность читателям самим определить тему возникла неожиданно. Пришло множество предложений, и я выбрал "Пророк и бесы". Мне кажется, что этой историей смогу подвести некоторые итоги. Написаны четыре книги об Александре II, Николае II, Распутине, Сталине и это выступление - о трагедии, случившейся в России во второй половине XIX - первой половине XX века. К сожалению, рассказывая о прошлом, я неизменно попадаю в настоящее и, что самое печальное, в будущее. Как говорится: "Не дай Бог!". Поэтому особенно ценю вопросы, которые начинаются словами: "Если вы не боитесь, ответьте…."

 

"Железная маска и граф Сен Жермен". Эта тайна волнует людей уже 300 лет. Удалось ее раскрыть?

 

 

Эдвард Радзинский:: - Верю, что сумел это сделать. Однако в романе не только эта интрига, но и вся история века, который описал Дюма. Его персонажи предстанут как исторические фигуры. Появится неожиданная Анна Австрийская, кардинал Ришелье, Казанова, другие хорошо знакомые герои. Ведь это век не только мушкетеров, но и салонов. Быть принятым в таком салоне порой значило больше, чем получить аудиенцию короля. Там собирались Мольер, Корнель, знаменитый олигарх Фуке. В романе столкнутся персонажи, которые меняли ход эпохи. Для некоторых, кстати, путь из сарая во дворец был очень короток, так же, как из дворца - на плаху. Это время фантастических судеб.

 

 
Эдвард Радзинский:: - "Стукач" - история о том, как тайная полиция, которая борется с революционерами, делает все, чтобы обрушить империю. Сама того не понимая! В итоге трон уничтожают все вместе. Парадокс, но революцию в России делал в основном правящий класс. Причем действовали из самых лучших побуждений. Постепенно "чистые сердцем", как их называл Достоевский, становились беспощадными убийцами - эта тема необычайно важна.

 

"Мой лучший друг Иосиф Сталин" - так называется третий роман. Странных людей вы взяли себе в друзья.

 

 

Эдвард Радзинский:: - Близкий друг - собирательный образ, но в основе лежат судьбы реальных людей. Некоторые детали мне подсказали их родственники. Это эпоха коммуналок, самоограничений, высочайших нравственности и ханжества одновременно, где власть делала все, что объявляла запретным. За это "свиту" наказывал тот, кто следил за ними с самого верха. Он их как будто "откармливал" на убой. Сегодня те, кто там не жил, очень тоскуют по такому порядку. Им кажется, что все было очень демократично. На самом деле - страшно. Ночью ездили машины и забирали людей, а остальные делали вид, что ничего не замечают. Такая внутренняя коллективная тайна. Фарс, но героический, потому что именно на эту эпоху выпали неимоверные страдания, великие испытания, Великая Победа. Реальность настолько интересна, что уже несколько раз, закончив роман, я постоянно его дописываю. Как будто садишься в машину времени: путешествуешь, радуясь возможности жить не сейчас....

 

 

 

Эдвард Радзинский:: ...- Мы строим капитализм, но весь опыт страны - против! Даже поговорок нет ни одной, как хорошо богатство. Как при подобном менталитете идти в светлое буржуазное будущее - вопрос. Нынешние герои капиталистического труда тоже никогда не будут приняты народом. И дело не в сознании. Они сами, изо всех сил, делают все, чтобы их не любили. Потому что мысль - деньги позволяют жить, как хочется, - крайне ошибочна.

 

 Почему новоявленные миллионеры в бедной стране ведут себя так вызывающе?

 

 

Эдвард Радзинский:: - Деньги имеют печальную особенность. Они почти всегда сводят с ума. Это очень опасно, особенно для людей, у которых их раньше не было. "Жаднее богатых только бедные". Еще вчера они жили в общежитиях, а сегодня переехали во дворцы. Требовать от них быть философами и заботиться о судьбах народа очень трудно. Мой совет: чаще читать про 1917 год. Тогда все тоже возникло неожиданно. Еще в 1914-м император вышел на балкон Зимнего, и вся площадь встала на колени. А через четыре года те же рабочие встречали подводу с уже расстрелянной царской семьей.


Отчего сегодня так сильна ностальгия по сильной руке? К Дню Победы в Москве собираются развесить портреты Сталина.

 

 

 

Эдвард Радзинский:: - Любят не Сталина: людям не нравится то, как они живут. Это "любовь" против. Кроме того, подросло молодое поколение... Карамзин писал об Иване Грозном: "Крики его жертв умолкли, документы пылились в архивах. Зримыми оставались только памятники его военных побед и государственной силы. И постепенно "мучитель" в народной памяти поменялось на очень уважаемое на Востоке имя Грозный". Со Сталиным то же самое. В мягких кавказских сапогах он снова к нам вернулся.

 

 Почему мы все время наступаем на те же грабли?

 

 

Эдвард Радзинский:: - Произошло невероятное. Страна, которая жила в одной политической системе, поменяла ее не просто на другую - противоположную. Люди, называвшиеся спекулянтами, стали успешными предпринимателями. То, за что сажали, теперь уважительно именуется - бизнес. 20 лет при такой перезагрузке - не срок. Недаром мы поем три раза переписанный гимн. Новые слова на старую мелодию - это и есть наша сегодняшняя жизнь. Бес в нас сидит генетически, и нужно время, чтобы все изменилось.

 

 

 

Но, вот заканчиваю я эту заметку отнюдь не радостно: на встрече драматург Эдвард Радзинский повторил дважы, что он в Санкт-Петербурге проводит свою ПОСЛЕДНЮЮ встречу со зрителями, так как принял решение больше не тратить не просто свое Время, но главное - свое душевное равновесие, свои душевные силы, а возраст и те нагрузки, которые он сегодня испытывает после таких встреч, - более не позволительны...Увы... Итак, тот, кто успеет купить билет на встречу 16 апреля с Эдвардом Радзинским - тот получит незабываемые воспоминания: будет о чем рассказать своим детям и внукам, господа! Торопитесь!!! 

 

фото и видео - Борис Вагапов

на встрече записывала - Наталия Кирилова