Русский балет в фотографиях

26 апреля в РОСФОТО в сотрудничестве с известным коллекционером и историком моды Александром Васильевым открывается выставка-проект "Русский балет за границей"

 

Чуть больше года тому назад в декабре 2008 года  коллекционер Александр Васильев подарил петербургской публике одну из своих жемчужин - коллекцию фотографий о русском балете.

 

 

 

Мы уже писали об этом и тех, кто хочет с этим познакомиться - отсылаю к заметке "Путешествие в Русский Голливуд" (http://volnyostrov.blogspot.com/2008/12/blog-post_21.html) - так тогда называлась выставка, что демонстрировалась в залах РОСФОТО на Малой Морской, 38.

 

Сегодня 26 апреля  Александр Васильев привез очередной подарок: проект-выставку "Русский балет за границей"Представляю Вашему вниманию текст автора проекта -коллекционера Александра Васильева:

"Среди моих архивов и коллекций есть редкое собрание фотографий, посвященных истории Русского балета. Сто лет назад гениальный импресарио Сергей Дягилев вывез в Париж созданную им балетную труппу, и с той поры слова «Ballet Russe» стали именем нарицательным. Талантливые хореографы нового направления – Михаил Фокин, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский и его сестра Бронислава Нижинская, Жорж Баланчин и Серж Лифарь подняли уровень постановок Русского балета на недосягаемую высоту; великолепные декораторы и создатели балетных костюмов – А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов создали новую эпоху в мировом театрально-декорационном искусстве; бесконечная вереница эмигрировавших за границу звезд Императорского балета из Петрограда и Москвы украсила сцены мира своим искрометным талантом, безупречной техникой русской балетной школы, глубоким артистизмом и своими яркими, надолго запоминающимися образами. Выставка, которую я собираюсь представить петербургским зрителям, – это галерея фотопортретов удивительных звезд, чьи имена некогда украшали афиши лучших сцен мира, за автографами которых охотились, чьи выступления приводили публику в неистовый восторг. На протяжении долгих карьер, и сегодня впечатляющих своей продолжительностью любого балетомана и историка балета, русские служительницы Терпсихоры позировали множеству профессиональных фотографов для журналов, театральных программок, афиш или газетных публикаций. Для выставки мне удалось отобрать около 200 редких, ранее практически не публиковавшихся в России фотографий, которые помогут нашим современникам познакомиться с судьбами балерин и танцовщиков прошлого века, многие из которых стали мировыми звездами первой величины.

 

Портреты божественных Анны Павловой и Тамары Карсавиной, загадочной Ольги Спесивцевой и блистательной Александры Даниловой, виртуозной Веры Немчиновой, талантливого Адольфа Больма отметят тот период истории, когда Русский балет мог питаться силами, взращенными еще в России. Но после кончины Дягилева в 1929 году в Венеции, его великолепная труппа распалась, и только три года спустя, возникли две новые труппы – «Русский балет Монте-Карло» и «Русский балет полковника де Базиля». Руководили ими два опытных импресарио – Леон Блюм и Василий Григорьевич Воскресенский, казачий сотник, ставший известным в балетном мире под псевдонимом полковника де Базиля.

 

Эти две труппы существовали одновременно, много гастролировали с новыми постановками и восстановленными спектаклями дягилевского репертуара и исколесили на протяжении 1930-х и 1940-х годов полмира. Они давали спектакли в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Для пополнения трупп новыми силами на ведущие роли были приглашении юные «беби-балерины», воспитанницы лучших парижских балетных студий Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской – в прошлом ведущих балерин Императорского Мариинского театра в Петербурге. Ими стали восхитительная Ирина Баронова, виртуозная Тамара Туманова и лирическая Татьяна Рябушинская, которые пополнили состав труппы «Балета полковника де Базиля», а в «Русский балет Монте-Карло» была приглашена грациозная Наталья Красовская и несколько солистов-мужчин, выпускников вышеупомянутых балетных студий. После окончания второй мировой войны интерес к славным труппам Русского балета стал утихать, а кончина де Базиля окончательно перевернула эту страницу истории русского балета за границей.

 

В 1950-е годы во Франции возникла еще одна гастрольная труппа «Балет маркиза де Куэваса», украшением которого стали прекрасная русская балерина, прима парижской Гранд-Опера Нина Вырубова и ее современница, парижская звезда черкесского происхождения Людмила Черина, а также парижский танцовщик Андре Проковский, ученик Любови Егоровой.

Эпоха 1960-х годов была ознаменована продолжением холодной войны и дерзким прыжком через барьер аэропорта Бурже молодого и талантливого Рудольфа Нуриева в 1961 году. Его работа на сценах мира и в кино стали примером для подражания целого поколения молодых западных танцовщиков. Одновременно с Нуриевым в Канаде оказалась блестящая киевская балерина Галина Самцова, ставшая впоследствии одной из звезд Английского балета.

 

В 1970-е годы потери советского балета за границей стали еще более ощутимыми. В Лондоне во время гастролей Кировского театра в 1970 году осталась воздушная Наталья Макарова, в Канаде в 1974 годуфантастический Михаил Барышников. Тогда же в Израиль эмигрировали солисты Кировского балета Валерий и Галина Пановы. С большим международным скандалом в Нью-Йорке в 1979 году остался прекрасный солист Большого театра Александр Годунов. Из той же злополучной гастрольной поездки не вернулась в СССР чета Козловых – Валентина и Леонид.

 

В 1980 году в Японии попросили политического убежища бывшая прима Большого театра, тетка Майи Плисецкой, Суламифь Мессерер и ее сын, солист Большого, Михаил. В 1983 году в Италию уехал солист Большого театра Владимир Деревянко, вскоре последовал в Англию Станислав Часов. В конце ХХ века за границей оказалось великое множество балетных звезд из СССР, среди которых надо отметить Аллу Осипенко, Ирину Колпакову, Галину Мезенцеву, Галину Шляпину, Игоря Зеленского, Елену Панкову, Ирека Мухамедова и Владимира Малахова.

 

 

Мне довелось быть лично знакомым со многими звездами Русского балета за границей и даже работать с ними. Доказательством этому является редкая коллекция автографов на фотографиях, выставляемых в залах РОCФОТО на Большой Морской в Петербурге. Зрители увидят автографы участников дягилевского балета – Валентины Кашубы, Анатолия Вильзака, Александры Даниловой, солистки Императорского Мариинского театра Алисы Вронской, подписи Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Тамары Григорьевой, Татьяны Лесковой и многих других. Редким дополнением этой уникальной выставки являются фотографии из архива Ксении Триполитовой, чьи воспоминания, озаглавленные «Маленькая балерина», недавно были изданы в Москве. Радостью для зрителя, полагаю, станут редчайшие фотографии с портретами малоизвестных артистов русского балета за границей – Лили Никольской, Ольги Старк, Жоржа Скибина, Андрея Эглевского и многих других.

Выставку я бы хотел посвятить 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Думаю, она станет прекрасным подарком для эстетов, балетоманов, историков и всех любителей прекрасного.

 

автор: Александр Васильев

Париж

www.vassiliev.com

 

Источник фотографий:http://www.rosphoto.org/