В Строгановском - «Красота без гламура?»

1 августа 2013 года Русский музей открыл в Строгановском дворце выставку с вопросительным названием «Красота без гламура?»

Русский музей представляет выставку «Красота без гламура?», посвященную жанру «ню» в русской фотографии ХХ-XXI в.в. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию этого жанра. Ню (фр. nu - обнаженный) - жанр в искусстве, изображающий нагое человеческое тело. 

 

Как известно, первые опыты освоения  жанра по времени близки к изобретению дагеротипии (1839 год) Уже в 1840-е годы, в Париже и Лондоне проводились показы «дагеротипных изображений с обнаженной натуры». Практически все основные жанры фотографии на этапе своего становления опирались на основы классического искусства. Жанр «ню» не стал исключением. 

 

Если нагота в скульптуре и живописи со времен Древней Греции считалась допустимой, то ню в фотографии представлялось куда более откровенным и долгое время не допускалось ни в элитарное пространство музеев, ни в сферу моды и рекламы. Пришли иные времена, эротические выставки теперь никого не шокируют.

Перед официальным открытием выставки с журналистами беседовала и отвечала на вопросы Светлана Зинченко, научный сотрудник сектора фотографии Русского музея:

Не боитесь скандалов? У нас теперь за нравственность столько борцов?

-".. Мы хотели показать историческое развитие жанра, разные направления, разные техники.. Шокировать мы никого не хотим, - таких работе в принципе нет, - шокируют низкопробные, порнографические работы: таких у нас и в отборе не попадалось…

 

Каковы были критерии отбора? Какие-либо открытия случились?

- "Критерий один - художественность…"

"Открытия? - случились(!), некоторые открытия случились, которые касались 50-70 годов: то, когда, действительно,  эти вещи публично появиться не могли и когда авторы снимали буквально в стол или на каких-то квартирах это демонстрировалось, о которых мы не знали: коллекционеры предоставили нам несколько таких работ, о которых мы ничего не знали. Например, Мангутов - такой фотограф: моно тема у него была - обнаженная натура; занимался-занимался и вдруг оборвал это направление… Или такой художник, - Анатолий Громов.. - только во время отбора ..увидели…"

 

Это - первая такая выставка?

- "Монографическая выставка - первая, тем более - фотографии. Фотографии вообще.. такого жанра в прошлом были невозможны: фотографы преследовались, работы изымались в первой половине XIX века.. До начала XX века практически ничего не сохранилось: .. это было - покушение на общественную нравственность.. "

 

Фотографии обнаженной натуры (преимущественно, конечно, женской) из частных галерей и музеев показывают не для любителей клубнички, а для желающих проследить за тем, как менялся идеал женской красоты на протяжении минувшего века. Хотя, честно сказать, и любителям клубнички будет на что посмотреть.

 

Фотографий немного, всего 80, а эпох - три: рубеж XIX-XX веков, модерн, декаданс; советское время, когда «секса не было»; начало XXI столетия со свойственной ему вседозволенностью. На рубеже XIX-XX веков провозглашались свободная любовь, роковые страсти. На эту пору приходится расцвет эротической графики. Самое знаменитое эротическое произведение эпохи модерна - «Книга маркизы» Константина Сомова

 

Издание двух "Книг Маркизы" "в голодном и холодном Петрограде под властью левых экстремистов - жест, подкупающий своей грациозной мужественностью: погибающий мир русской аристократии посылал последний поклон погибшему миру аристократии французской. Книга попала в тот несчастный для общества и счастливый для искусства период, когда диктаторы не особенно интересовались искусством…"

 

«Книга Маркизы» - легендарная антология французской галантной литературы XVIII в., составленная и проиллюстрированная Константином Сомовым и изданная в революционном Петрограде в 1918 г. на французском языке тиражом 800 экземпляров. Среди авторов - Эварист Парни и Джакомо Казанова, Алексис Пирон и Андре Шенье, Вольтер и Шодерло де Лакло.

 

Немного истории этой удивительной публикации рисунков художника Константина Андреевича Сомова: в 1907 году художник работал над иллюстрациями к «Книге Маркизы»  - антологии французской галантной литературы, составленной австрийским писателем и публицистом Францем фон Бляем и изданной в Германии («Das Lesebuch der Marquise»). Ряд рисунков к этой книге издатели сочли слишком откровенными, и цикл был опубликован в усеченном варианте. Тем не менее эта книга, которую обычно именуют «Малая книга Маркизы», пользовалась успехом и выдержала несколько переизданий. Однако идея создания иллюст-рированной антологии французской фривольной поэзии и прозы настолько увлекла художника, что он продолжил работу над книгой в 1915–1918 годах, выступив не только в качестве графика, но и в роли составителя. Отобранные тексты на французском языке он проиллюстрировал изящными рисунками. Сегодня кажется невероятным, что «Le Livre de la Marquise. Recueil de Poesie et de Prose» вышла в свет в сентябре 1918 года в революционном Петрограде. Она была напечатана в одной из лучших типографий того времени - «Товарищества Р.Голике и А.Вильборг» (в тот момент уже национализированной) тиражом 800 экземпляров. А вскоре появился уникальный дополненный тираж, в который Сомов включил еще около 60 страниц текста и новые, более чем откровенные иллюстрации. На титульном листе значилось: «Venise», хотя издана она была в той же типографии. Точное число экземпляров этой книги для коллекционеров неизвестно, как и то, какая часть была переплетена, какая раскрашена художником вручную. Предположительно было изготовлено около 50 экземпляров. Библиофилы называют основной тираж - «Средняя книга Маркизы», а дополненный тираж - «Большая книга Маркизы». Известны также отдельные сюиты гравюр из «Большой книги Маркизы».

 

Эту эпоху в Строгановском Русский музей представляет серией «Обнаженные» знаменитого художника и фотографа начала века Альфреда Эберлинга. Его обнаженные, столь мастерски снятые, наводят на размышления о том, как изменчивы представления о красоте. «На человеческое тело существует такая же мода, как и на облекающую его одежду», - писали братья Гонкур. Казалось бы, тут можно возразить, что человеческое тело не сильно изменилось с тех пор, как Господь сотворил первого человека. Но у каждой эпохи свой идеал.

 

Эти пышные, тяжеловатых пропорций тела с роскошными женственными формами сегодня кажутся несовершенными. Модели Эберлинга обнажены, но не полностью. Почти всегда на женщине надеты туфельки, иногда чулки из фильдеперса. Это очень важный момент для ню. Почему знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала в свое время скандал? Потому что благодаря бархотке на шее и туфелькам выглядит не обнаженной, а именно раздетой. У Эберлинга был роман с Тамарой Карсавиной. Чудом сохранились сделанные им в студии фотографии полуобнаженной балерины.

 

Самые ранние фотографии, представленные на выставке, созданные художником А.Р. Эберлингом, относятся к 1900-м годам.  Позы натурщиц  на этих фотографиях повторяют позы моделей его живописных полотен. Фотографы  Н. Свищев-Паола, Г. Зимин, Б. Смирнов и М. Пенсон, работавшие в 1920-30-е гг., добивались выразительности снимков,  используя формообразующие возможности освещения, что придавало их моделям совершенство и четкость очертаний, подобные скульптурному изваянию. Ю. Еремин, А. Гринберг,  напротив, работали в пикториальной манере, используя мягкорисующую оптику,  добивались живописного эффекта, схожего с работами импрессионистов. К сожалению,  история «ню» в Советской России была недолгой. 

 

На выставке из коллекций представлены работы фотографа Николая Свищева-Паола - мастера женского портрета. Он одним из первых стал работать в технике брамайль, дающей эффект мазков кисти на полотне. Для него характерны также изысканные «размытые» снимки, сделанные объективом «монокль». Его фотографии 20 - 30-х годов, вполне целомудренные на первый взгляд, пронизаны утонченной эротикой той эпохи, когда волновались при виде обнаженного плеча, с которого соскользнуло меховое манто, влажных губ, томного взгляда. В 1924 году Свищев-Паола на выставке в Париже получил золотую медаль за свою знаменитую «Блондинку» (прелестный женский портрет, вошедший в историю фотоискусства). Вскоре, однако, мастер попал в немилость, его «обнаженные» были запрещены и реабилитированы лишь после смерти Сталина.

 

Надо заметить, что в России после революции 1917 года и утверждения коммунистической идеологии секс стал вытесняться, если не из жизни (такое вряд ли возможно), то из сферы культуры… На выставке есть работы классика русской светописи Александра Гринберга, созданные в 20-е годы. О нем писали восторженно: «Его модели, полные истомы, обещали блаженство и неземную любовь»… Гринберг все же рискнул выставить свои откровенные этюды в 1935 году. И вскоре был арестован и осужден за распространение порнографии.

 

Прошедшие в 1925-28 годах четыре выставки «Искусство движения», на которых демонстрировались, в том числе, и фотографии обнаженной натуры, стали последними опытами публичного показа.  Уже  в 1929 году появились статьи, клеймящие фотографов-пикториалистов и признающие работы в жанре «ню» чуждыми новому времени. Из-за цензурных ограничений, в течение многих десятилетий  советской власти, немногие фотографы, обращавшиеся к теме обнаженного тела, работали полуподпольно. На выставке можно увидеть лишь несколько работ, относящихся к 1940-50-м гг. 

 

Начиная с 1960-х годов - периода оттепели - ситуация стала меняться. Показ на официальных выставках и публикация фотографий обнаженной натуры по-прежнему были практически невозможны, но фотографы, хоть и без надежды на публичную презентацию, все чаще обращались к жанру «ню». 

 

В Западной Европе 60-70-е годы стали торжеством сексуальной революции. Эротика ассоциировалась с освобождением от социальных табу и индивидуальных комплексов. Несмотря на железный занавес, новые веяния проникали и в СССР. В это время эротические снимки, как правило, затемнены, затуманены, стилизованы под гравюру. Обнаженные тела нередко просвечивают сквозь прозрачные ткани или дымку, уподобляясь призрачным теням. Но есть и более откровенные снимки. На них вольно позируют раскованные, балансирующие на грани вульгарности девицы, обнаженные, но в шляпах или ажурных колготках (что были в 70-е страшным дефицитом!), с сигаретами в ярко накрашенных губах…

 

На 1960-80-е годы приходится творческий расцвет таких фотографов как Г. Приходько, В. Самарин, С. Леонтьев, Л. Лазарев, С. Князев, В. Бруй. Лишь в 1990-е гг., со сменой политического строя, произошло возвращение этого жанра на легальную художественную сцену. 

 

После перестройки в России тоже началась сексуальная революция. Символом ее в первое время была ныне почти забытая актриса Наталья Негода, сыгравшая главную роль в фильме «Маленькая Вера», в котором на пару с Андреем Соколовым изображала половой акт. Она стала одной из первых русских женщин, чья фотография украсила обложку  «Плейбоя». С тех пор много воды утекло. Эротические картинки заполонили журналы, газеты, Интернет. Можно все. Но именно по этой причине сегодня так сложно создать в жанре ню что-нибудь оригинальное.

 

1990-е-2000-е годы представлены работами А.Чежина, С.Борисова, Г.Майофиса и многих других. Развитие жанра продолжалось в разных направлениях. Это и следование классицистической презентации тела (С.Намин, В.Григорьев-Башун, А.Полетаева, А. Кривцов) и использование гламурной эстетики  глянцевых журналов  (Д.Донской, Ivan Warhammer). Обращаются фотохудожники и  к старым, ручным техникам (Творческое объединение «Станковая фотография XXI», А.Марьяшин), и к современному осмыслению фотоавангарда, заменяя его технические приемы на современные цифровые технологии, с применением графических редакторов (К.Худяков, Д.Зайцев, А.Гарев), что позволяет авторам буквально творить новую реальность. Это включение обнаженного женского тела в социально-художественный контекст, позволяющее отойти от уже почти рутинного восприятия фотографии в жанре «ню» как волнующего идеального объекта, возвращение пластике тела индивидуальности, характера, воли (И.Мухин, А. Есипович, Ю.Иво, Д. Куклин).  

 

Снимки петербургского фотографа Али Есипович уже демонстрировались на выставке в Мраморном дворце Русского музея несколько лет назад и, надо признать, шокировали публику. Дело в том, что фотограф показывала серию снимков обнаженных женщин весьма преклонного возраста. Любоваться же увядшей плотью, некогда столь обольстительной, а теперь почти отталкивающей, станет не каждый.

 

Разнообразная презентация обнаженного тела в фотографии, смешение направлений и приемов дает возможность размышлять над вопросом «возможна ли красота без гламура» и попытаться найти ответ на него.

 

Выставка работает с 01 августа по 23 сентября 2013 года.

Фоторепортаж с выставки можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113418138400710935359/IGzOxH?authuser=0&authkey=Gv1sRgCIToj4XZqrrW1gE&feat=directlink

Русский музей благодарит за участие в выставке: В.В. Загонека, А.З. Злобовского, В.Н. Козиева, А.В. и Н.В. Логиновых, Ю.Н. Сергеева, П.В. Хорошилова, Galeyev Gallery, Галереи «Триумф»,  LAZAREV  GALLERY,  Sepherot Foundation,  Фотогалереи имени братьев Люмьер, а также авторов, предоставивших свои произведения.

 

 

 

Источники материалов и фотографий - http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2013/krasota_bez_glamura/, http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/buduar/kniga_markizi_695

Видео и фотографии с выставки - Наталии Кириловой.