Веера взмах!

C 23 декабря 2010 года в Российском этнографическом музее открывается выставка "Веера взмах" (веера XIX-XXвв. из коллекции Российского этнографического музея)

Российский этнографический музей представляет свое собрание традиционных вееров на выставке "Веера взмах". Небольшая по численности (130 единиц хранения) эта коллекция уникальна по своему составу и разнообразию, она позволяет получить представление о бытовании разнообразных по материалам, конструкции и назначению вееров у народов России и сопредельных стран.

Среди экспонатов выставки основную и наибольшую часть составляют предметы, которые в полном смысле слова веерами не являются, а служили сметками для очага, "махалками" от пыли и насекомых, опахалами для раздувания огня в очаге у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. 

 

Современное понятие слов "веер", "веерообразный" и словосочетания "в форме веера" связано с образом складных вееров. Веера этого типа появились в Японии в VIII-IX веках н.э. В начале XVI века складные веера стали изготавливать в Китае. Из Поднебесной они вскоре попадают в Португалию. Европейцы по достоинству оценили конструктивную идею и дизайн и в последующие столетия стали отдавать им предпочтение. 

Между тем история вееров других типов насчитывает тысячелетия. С древних времен люди воспринимали дуновение как сакральное действие, способное даровать жизнь, придавать силу, изменять судьбу. Пытаясь вызвать дуновение, они создавали различные конструкции из листьев, трав, перьев. В течение многих веков веера оставались спутниками человека при жизни и после нее, о чем свидетельствуют находки археологов в захоронениях Древнего Египта, Этрурии и Китая. Наряду с этим их описание встречается в мифах и легендах, а веера, сохранившие архаичные формы, материалы и декор до сих пор живут в культуре многих народов. 

Форма веера всегда таит в себе символический смысл. Так, веер в форме флага во многих культурах ассоциируется с этим священным знаком верховной власти. Развевающееся знамя является атрибутом бога воздуха и ветра Вайю, занимающего одно из центральных мест в пантеоне индуистских богов. Веер-секира по аналогии с этим видом холодного оружия может рассматриваться как символ полновластия, связанный с древними богами солнца и штормовых ветров, в индуистской традиции - с богом огня Агни. В форме веера-листа читается мотив нераспустившегося лотоса : в индуизме - это символа божественного и бессмертного начала в человеке, синонима совершенства. В культуре майя лотос воплощал идею возрождения. Складной веер-кокарда, экран которого в раскрытом виде образует круг, имеет второе название - "хвост павлина". В культуре народов Древней Индии, а позднее в Иране он является символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. 

Складные веера на знаковом уровне выполняют функцию благопожелания. В Японии, где они изобретены, их конструкция символизирует пожелание человеку раскрыть свои дарования и таланты так же, как раскрывается подаренный ему веер. 

Коллекция традиционных вееров народов Евразии XIX-XX вв., насчитывающая 130 предметов, находится в собрании Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (РЭМ). Эти веера характеризуют быт таких народов Российской империи как абхазы, адыгейцы, азербайджанцы, айны, буряты, грузины, кабардинцы, казахи, киргизы, негидальцы, ненцы, нивхи, орочи, осетины, самагиры, таджики, узбеки, уйгуры, ханты, манси, и якуты. Коллекцию дополняют веера из Афганистана, Ирана, Китая, Кореи и Японии. 

 

Большая часть вееров коллекции РЭМ приобретена в экспедициях, некоторые получены в дар от частных лиц. Так, в 1919 г. Комиссариатом промышленности и торговли в музей были переданы китайские веера из коллекции доктора Петра Викторовича Щусева (Петроград); в 1921 году - китайские веера из Музея искусств (Петроград); в 1948году- десятки вееров из Музея народов СССР (Москва) после его расформирования. Этнографы собирали и изучали информацию о применении различных типов вееров у народов России. Основу коллекции РЭМ составляют веера для раздувания огня. Многие народы почитали огонь как божество, как живое существо и поклонения ему. С культом огня связан культ очага, в котором веер являлся священным очажным атрибутом. Домашний очаг отождествляли с понятием " жизнь", и не было проклятия более страшного, чем: "Да потухнет огонь в твоем очаге"

Вера для раздувания огня в коллекции Российского этнографического музея представлены веерами-флажками, веерами секирообразной формы, круглыми берестяными веерами, а также веерами из перьев, бытовавшими у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Веера народов Сибири из крыльев птиц представляют собой редкий тип опахала, известный по древним легендам и мифам. Перья в традиционной культуре многих народов символизировали магическую связь с миром духов, божественную власть и покровительство, а ткже очень часто возносящуюся молитву. Волосяные опахала из хвостов коня, яка и других животных известны в культуре народов Евразии на протяжении тысячелетий. В буддийской культуре опахало из хвоста яка является тантрическим символом, атрибутом ботхитсатв. 

 

В коллекции РЭМ хранятся десятки опахал, которые в разных регионах - на Кавказе, в Средней Азии и Сибири - использовали для отгона насекомых. Зимой сибирские охотники заметали опахалом следы на снегу. Однако оно имело не только практическое назначение. Так в якутских сказаниях заложена идея космологического порядка, согласно которой конский волос символизирует связь с другим миром, является символом плодородия. Во время якутского новогоднего праздника Ысыах для окропления кумысом огоня и земли используют опахало с белыми волосом . При проведении церемонии благословения "алгыс" темным опахалом из конского волоса очищают, а белым - благословляют. 

В начале ХХ века из Восточного Туркестана в музей поступили опахала из хвоста яка. Одно из них укреплено на посохе дервиша, который использовал его для того, чтобы очистить от насекомых место, куда онсобирался сесть, дабы не причинить им вред. Подобно другим изделиям традиционного искусства веера имеют чрезвычайно устойчивое, постоянно повторяющееся декоративно-орнаментальное решение, означающее непрерывную связь прошлого, настоящего и будущего. Не случайно, что во многих культурах веер является символом жизни. В 1980-е годы началась длительная работа по атрибуции, систематизации и реставрации вееров из собрания РЭМ, которая в настоящее времени в целом завершена. Были отреставрированы более 80 предметов, которые представлены на выставке, приуроченной к 30-летию работы художника-реставратора высшей категории Елены Петровны Янковской в Российском этнографическом музее. На выставке представлено более 80 вееров из коллекции Российского этнографического музея. 

 

Выставка "Веера взмах" работает с 24 декабря 2010 года по 30 января 2011 года. 

 

Источник материалов и фотографий - http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/6644.htm